В самом конце рассматриваемого периода, в 1851 г., Синод изменил структуру духовных училищ (в них было образовано три двухгодичных отделения), а в 1854 г. в епархии появилось и женское духовное училище.
В целом, в XVIII - первой половине XIX в. система духовного образования в Восточной Сибири только складывается. Законченный и стройный вид она обрела лишь к концу данного периода. Тем не менее, она, безусловно, сыграла значительную роль в становлении Иркутской епархии и в культурном развитии Восточной Сибири. В частности, благодаря ей в середине XIX в. почти 90% священников Иркутской епархии являлись выпускниками семинарии. Таким образом, проблему укомплектования штатов духовенства высококвалифицированными священниками удалось в основном решить. Система духовного образования не только обеспечила епархию образованным духовенством, но она служила и постоянным источником по-
полнения местного чиновничества и даже обслуживала медицинские нужды населения Восточной Сибири. Следует отметить, что система духовного образования, помимо специальных, выполняла еще и важную социальную функцию. Она давала дорогу к знаниям детям малоимущих родителей (и не только духовенства; уже приходилось говорить о фактически внесо-словном характере духовного образования), а также сиротам, принимая их на содержание. Так, указ Синода от 11 января 1828 г. прямо требовал всех способных учеников переводить на полное содержание и обеспечивать их жильем, одеждой, питанием, учебными книгами . И в этом духовные учебные заведения того времени имели бесспорное преимущество перед светскими.
Статья поступила 25.03.2015 г.
21 ГАИО. Ф. 50. Оп. 2. Д. 43.
УДК 378.14
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ)
© М.Л. Палеева1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены особенности осуществления текущего контроля в системе дистанционного обучения математике. Представлен курс математики для бакалавров первого курса, сконструированный средствами системы интернет-обучения Гекадем. Дан анализ используемым формам контроля и оценочным средствам на соответствие планируемым образовательной программой дисциплины результатам. Приведены компетентностно ориентированные формы организации индивидуальной и командной работы студентов, позволяющие получить информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала.
Ключевые слова: дистанционное обучение математике; познавательная деятельность; компетенция; оценочные средства.
TO LEARNING OUTCOME MONITORING ORGANIZATION IN THE SYSTEM OF DISTANCE LEARNING (ON EXAMPLE OF MATHEMATICS) M.L. Paleeva
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article describes the features of monitoring implementation in the system of distance learning of mathematics. It presents a course on mathematics for first-year students of undergraduate education created by means of e-learning system Gekadem. Used forms of monitoring and assessment are reviewed for the compliance with the outcomes planned by the educational program on a discipline. The article offers competence-oriented forms of organizing student's individual and team work that allow to obtain information on the dynamics and quality of learning material acquisition. Keywords: mathematical distance learning; cognitive activity; competence; assessment tools.
Нынешний этап развития «информационного общества» требует осознания доминирующей роли информации по отношению к ограниченным материальным ресурсам. В этой связи особое значение приобретают всевозможные модификации дистанционного получения образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в
2012 г., предписывает вузам использовать программы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии. В приказе Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реали-
1 Палеева Марина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, тел.: 89501157541, e-mail: [email protected]
Paleeva Marina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of General Studies, tel.: 89501157541, e-mail: [email protected]
зации образовательных программ»2 определяются условия и допущения функционирования электронной информационно-образовательной среды. Дистанционное взаимодействие обучающегося с учебными материалами осуществляется в направлениях интеграции дистанционного и очного обучения, или кейс-технологий, автономных сетевых курсов, дистанционного обучения на основе интерактивного видео. В решении проблемы воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны и повышения доступности качественного образования вузами развивается заочная форма обучения и создается образовательная среда, в которой свободно и естественно происходит формирование и обмен знаниями.
Информационное образовательное пространство как новый тип реальности предполагает не столько хранение и передачу учебной информации с помощью электронных носителей, сколько преобразование информации в знания, умения анализировать нестандартные ситуации и опыт добывать необходимую для этого анализа информацию [2]. Способность осваивать новые знания по собственной инициативе приобретается в системах дистанционного обучения. Использование в образовательной деятельности информационных и коммуникационных технологий не только обеспечивают сферу образования технологиями и практиками создания и рационального применения научно-педагогических, учебно-методических и программно-технологических разработок, но и способствуют становлению у выпускников вузов необходимых для общества и инновационной экономики знаний, опыта и моделей поведения. Уже на этапе системной автоматизации учебного процесса информатизация приобретает образовательный смысл - структурируется персональная образовательная среда обучающегося [3].
Потенциальные возможности разнообразного учебного информационного потока в профессиональном становлении обучающегося актуализируют целесообразное педагогическое оценивание в дистанционном взаимодействии субъектов образовательного процесса. Научные исследования, посвященные общим проблемам оценивания и диагностики (В.П. Бес-палько, В.И. Гинецинский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Ю.Г. Татур и др.), вопросам контроля и оценки образовательных результатов (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.) ориентированы на традиционный характер информационного образовательного взаимодействия «преподаватель-студент». Отмечая несомненную ценность и значимость проведенных исследований, приходится констатировать недостаточную разработанность педагогического оценивания в системах дистанционного образования. Переосмысление имеющей место тенденции повышения информационно-познавательной самостоятельности обучающихся как стратегического ресурса и движущего фактора информационного общества требует сочетания проверенных временем и инновационных спосо-
2 Российская газета. [Электронный ресурс]. URL:
http^vw^u/2o^=:buchenie-dok^i(2l^^
бов контроля результатов, поскольку индивидуальная образовательная траектория в условиях on-line и offline обучения обогащает опыт студента в самостоятельном поиске, оценке и применении необходимой информации.
В условиях вариативности структуры и содержания образовательных программ, применяемых образовательных технологий основным требованием обновленных образовательных стандартов ФГОС 3+ является соответствие результатов образования заявленным и выраженным через компетентности специалистов. Смещение основного акцента с усвоения заданного объема информации на развитие способностей и готовности применять приобретенный опыт в профессиональной деятельности расширяет цели обучения дисциплинам, в частности математике. Способы достижения цели образовательной программы дисциплины (ОПД) планируются на этапе проектирования в форме входного и текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов. Средства и описание предполагаемых контрольных процедур, предназначенных определить качество освоения студентом учебного материала, являются неотъемлемой частью ОПД. В данной работе вопросы, связанные с установлением соответствия используемых оценочных средств (ОС) требуемому качеству, рассматриваются на примере дистанционного обучения математике студентов 1 курса технических направлений.
Известно, что компетенции, как динамический набор знаний, умений и личностных качеств, позволяют выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда и профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры. Обладание компетенциями (компетентностью) подразумевает помимо знаний и умений еще способности ориентироваться в ситуациях, порождаемых профессиональной деятельностью, которые не всегда загодя в образовательном процессе можно теоретически прогнозировать. Формирование специфических умений, объединяющих теорию с практикой, реализуется в процессе непосредственной профессиональной деятельности или инновационными методами обучения, например, в игровой имитации профессиональной деятельности. Учитывая самостоятельный характер познавательной деятельности, возрастные особенности студентов заочной формы обучения и современный уровень организации труда в профессиональной сфере деятельности обучающихся, сделано предположение о необходимости освоения ими новых методов работы с информацией и продуктивного использования Интернет-ресурсов для успешной личностной и профессиональной социализации.
В планировании и разработке ОС предлагается следующий набор инструментов: цели (результаты) обучения; индикаторы и критерии оценивания; содержательная область контроля; функции и цели контроля; виды, методы и формы контроля; средства оценивания (учебные задания) [4]. Общеизвестно, что отражение в системном и целостном виде результатов образования, формулирование указанных результатов
как признаков готовности обучаемого продемонстрировать соответствующие знания, умения, способности и личностные качества предполагают изменение процесса обучения в структуре, форме организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. Совместная познавательная деятельность студентов, обмен информацией и поиски истины в диалоге с преподавателем, осознание и рефлектирование на собственные достижения (или упущения) в разрешении учебных проблем реализуются, в частности, в системах дистанционного обучения.
Несмотря на видимые достоинства дистанционного обучения в планировании способов контроля, имеются сложности, прежде всего в невозможности систематически отслеживать изменения в результатах учебной деятельности (по причине личных или служебных ситуаций обучающихся). Тем не менее, текущей контроль с задачей оперативного управления познавательной деятельностью обучающихся позволяет получать информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и стимулировать регулярную учебную работу. Особенностью используемых заданий является их расширенная функциональность -контролирующая и обучающая. Поэтому ОС отличаются от традиционных процедур оценивания как зачет и экзамен, во-первых, направленностью - они проверяют уровень формирования требуемых компетенций. Наконец, назначением - ОС должны являться не столько средством оценки, сколько средством обучения. Существенными проблемами создания ОС остаются подбор заданий, могущих служить доказательством достижения цели ОПД, и описание содержания формируемых ОС действий.
Остановимся на ОС текущего контроля, используемых в контенте дисциплины «Математика», созданном средствами системы дистанционного обучения (СДО) Гекадем. На сайте Иркутского Национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) «Студентам», «Сотрудникам и преподавателям» доступен вход в «Систему дистанционного обучения ЗВФ» (dl.istu.edu). В курсе математики для бакалавров первого года заочного обучения представлены: программа курса, описание, список рекомендуемой литературы, краткий конспект лекций по дисциплине, разработанный сотрудниками кафедры математики ИРНИТУ. В описании детализированы: пошаговое изучение курса, порядок изучения теоретического материала и выполнения заданий; установлены контрольные мероприятия и критерии оценки. Обучающийся определяет последовательное или произвольное изучение разделов, а также полный или сокращенный путь изучения дисциплины. Освоение дисциплины в объеме первого курса требует изучения 5 учебных разделов, обеспеченных презентациями, теоретическими изложениями, контрольными вопросами, индивидуальными заданиями с образцами выполнения и on-line тестированием по каждому разделу. Формулировками, иллюстрациями, примерами, заданиями (с правильными ответами), вопросами по теме в презентации и теоретическом изложении каждого раздела актуализируются, вводятся и закрепля-
ются необходимые для контроля учебные элементы.
Рассмотрим, как планируется изучение курса. Для однозначного направления действий студента и в силу специфики математических знаний имеет значение обеспечить наглядность действий студентов по преобразованию текстовых, аналитических или графических представлений математических объектов в построении нового знания. Поэтому в учебной работе студенту предлагается вести 2 тетради - рабочую (№ 1) и для выполнения контрольных заданий по разделам (№ 2), предъявляемые по требованию тъютора в электронном виде и лично на зачете. В тетради № 1 студент выполняет задания и графические интерпретации, работая с учебными материалами, фиксирует возникающие у него затруднения и вопросы для последующего очного или дистанционного обсуждения с тъютором и сокурсниками. Письменные проверки приучают к краткости и связности изложения мысли, качеству и точности в формулировках, расчетах, графических изображениях.
Порядок работы обучающегося с учебными материалами следующий.
1. Ознакомиться с описанием курса, программой и списком рекомендуемой литературы.
2. Изучить материал по презентации раздела, разбирая примеры, поясняющие теоретические сведения.
3. Выполнить в рабочей тетради вариант контрольных заданий, используя образец выполнения. В случае затруднений дополнительно изучить теоретический курс, повторить материал по презентации раздела или обратиться за дистанционной консультацией к тьютору.
4. Пройти on-line тестирование по учебному материалу раздела. В случае неуспешного выполнения тестовых заданий
4.1. по разделам 1 или 2 выполнить индивидуальное задание или подготовить в рабочей тетради письменный ответ на один из предложенных вопросов для самоконтроля;
4.2. по разделу 3 подготовить в рабочей тетради письменный ответ на один из предложенных вопросов для самоконтроля; по разделам 4 или 5 пройти повторное тестирование.
5. Представить в электронном виде выполненные контрольные задания и дополнительно в случае 4 -индивидуальные задания, ответы на вопросы для самоконтроля (сканировать страницы рабочей тетради, файлы в формате PDF, передать на электронный адрес тьютора).
6. Приступить к изучению следующего раздела (повторив предыдущие пункты 1 -5).
Зачет принимается и оформляется в ведомость и зачетную книжку очно в присутствии тьютора или преподавателя кафедры. Студент предоставляет тетрадь № 2; выполняет зачетную работу; по просьбе преподавателя поясняет решения контрольного или зачетного заданий.
Особенностью презентаций является представление междисциплинарных связей внутренней и внешней направленности, указание необходимых для
освоения составляющих. Данные индикаторы ориентируют обучающегося в подготовке к контролирующим мероприятиям. Оценивание указанных объектов контроля осуществляется стандартизированными тестовыми материалами. В СДО Гекадем скомпонованы комплексные тестовые задания типов: да/нет; выбрать правильные варианты; упорядочить варианты; вставить пропущенный текст. Тестовый контроль по каждому разделу как средство обратной связи и корректировки в обучении реализует систематическое управление учебной деятельностью, стимулирует регулярную целенаправленную работу студентов. Внешне опознаваемые действия студентов отражают единицы понимания и усвоения - понятие, формула, применение формулы, метод и т.д. Такие учебные элементы являются индикаторами контроля.
Первые два из пяти разделов курса математики помимо on-line тестирования обеспечены дополнительным видом контроля знаний - индивидуальными заданиями. Учитывая междисциплинарный контекст дистанционного обучения, предлагается «расширение» контрольных заданий. Обязательную часть контрольного задания студент выполняет аналитически в тетради № 2, используя записи тетради № 1, презентацию и теоретическое изложение раздела, образец выполнения задания. Для улучшения индивидуальной средней оценки по всем заданиям курса обучающийся знакомится с подробной инструкцией для выполнения задания средствами MS Excel. «Расширением» является не только освоение новых процедур и методов математической деятельности, но и изучение дополнительных приемов решения. Например, в контрольном задании к разделу «Линейная и векторная алгебра» требуется аналитически решить систему линейных уравнений двумя способами (методом Крамера и методом Гаусса). После проверки задания студенту предлагается решить систему тремя методами: Крамера; обратной матрицы; средствами решения оптимизационных задач программного пакета MS Excel. Постановка и решение практико-ориентированных заданий не только повышают активность процесса познания, мотивируют усвоение информации, но и позволяют включить ранее изученные понятия и методы в систему знаний, которая является содержанием изучаемой в данный момент дисциплины.
Развивая в СДО Гекадем интегративно-контекстную модель, разработанную А.А. Вербицким и В.Ф. Тенищевой, реализовано интегрированное изучение дисциплин математического и естественнонаучного цикла в форме группового проекта [1]. Техноло-
Библиографический список
1. Вербицкий А.А., Тенищева В.Ф. Иноязычные компетенции 4. Михайлова Н.С как компонент общей профессиональной компетенции инженера: проблемы формирования // Высшее образование сегодня. 2007. № 12. С. 9-12.
2. Зыкова Т.В., Карнаухова О.А., Сидорова Т.В., Шершне-ва В.А. Особенности электронного обучения математике студентов инженерного вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 55-61.
3. Курганская Г.С. Дифференцированная система обучения через Интернет. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2000. 103 с.
гии группового проектного обучения осуществляются по инициативе обучающихся, активизируют самостоятельную познавательную деятельность и взаимодействие исполнителей. В педагогической литературе по вопросам индивидуализации обучения рассматривается потребность отдельных обучающихся в том, чтобы их успехи становились достоянием других. Безусловно, игнорирование вложенного труда личности вызывает падение мотивации обучения, порождает безразличие, формализм. Участник группового проекта, справившийся со своей частью работы, проявляет интерес, всплеск активности и готов к взаимопомощи. В завершение совместной работы обучающихся над общим проектом тьютору потребуется оценить общий результат и вклад каждого участника. Способ контроля в форме организации коллективной познавательной деятельности, межличностного общения и взаимопомощи обеспечивает индивидуализацию учебного процесса, реализацию личностно-ориенти-рованного и дифференцированного обучения математике [5]. Важно отметить, что технологии тьюторского сопровождения в контроле процесса изучения дисциплины каждым студентом, оценке выполненных им индивидуальных заданий, оказании помощи, анализе состояния дел в изучении курса требуют переосмыслить их в качестве возможного ресурса в решении ряда современных педагогических проблем в дальнейших исследованиях.
Оценить формируемые в самостоятельной познавательной деятельности профессиональные и универсальные компетенции видится проблематичным. Однако использование разнообразных и функциональных форм текущего контроля в СДО предполагает связь приобретаемых компетенций с конкретными видами и задачами профессиональной деятельности и социальной активности обучающегося. В настоящее время исполненный в СДО Гекадем курс математики проходит апробацию и проверку на создание условий продуктивного образовательного процесса. С позиций компетентностного подхода ставилась цель - побудить у обучающихся интерес и активное участие в усвоении материала. В этом направлении предусмотрено многоплановое воздействие на обучающихся, осуществление оперативной обратной связи. Остается актуальной задача использования в дистанционном обучении математике других имеющихся возможностей СДО Гекадем, например, on-line консультирование в форме вэбинаров, wiki-материалов в групповой работе обучающихся.
Статья поступила 27.03.2015 г.
Муратова Е.А., Солодовникова О.М. Формирование фондов оценочных средств: метод. указания по проектированию ООП для преподавателей Томского политехнического университета. Томск: Изд-во ТПУ, 2013. 73 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://portal.tpu.ru:7777/science/seminar/methodic/info/regulatio ns/mu.pdf (24.12.2014 г.).
5. Палеева М.Л. Методические особенности организации совместной работы студентов в системе интернет-обучения Гекадем // Вестник ИрГТУ. 2014. № 10 (93). С. 322-326.