Разработаны математические модели:
- формирование нового комплекса машин (критерий оптимальности - минимум стоимости оборудования для обеспечения технологического процесса по всем параметрам);
- доукомплектование имеющегося набора машин (критерий оптимальности выражается из соображений подобрать аппараты с наиболее продолжительным сроком службы).
Предполагаемая методика позволяет:
- оптимизировать процесс принятия стратегического решения по направлению развития хозяйств;
- обосновать параметры хозяйства с учетом экономических возможностей;
- сократить количество персонала, занимающегося планированием и обоснованием оптимального набора технических средств;
- увеличить объем и сократить срок переработки информации;
«г4_ уменьшить сроки проведения расчетов при планировании и составлении отчетов.
Предлагаемый программный продукт не требует высокой квалификации пользователя, что позволяет применять его в любом хозяйстве, где имеются ПЭВМ.
Библиографический список
1. Кравченко Р.Г. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. - М.: Колос, 1978. - 424 с.
2. Гатаулин А.М., Гаврилов Г.В., Сорокин Т.М. и др. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. - М.: Агропромиздат, 1990. - 432 с.
3. Ларионова А.И. и др. Экономикоматематические методы в планировании. - М.: Высшая школа, 1991. - 240 с.
4. Малик Г.С-. Основы экономики и математические методы в планировании: Учебник.
- М.: Высшая школа, 1988. - 279 с.
5. Марко К. Ое1рЫ 4 для профессионалов.
- СПб.: Питер, 1999. - 1120 с.
К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА
МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА лад
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
А.К. Фокеев, Т.М. Обухович
Современный этап развития сельскохозяйственного производства характеризуется усилением интенсификации, одним из факторов которой является комплексная механизация трудоемких процессов в различных отраслях производства.
Задача определения оптимального состава машинно-тракторного парка (МТП) имеет большое значение, так как от него зависят затраты на проведение работ в различных отраслях сельского хозяйства.
Оптимальный состав МТП может быть определен только с помощью оптимизационных методов, поскольку состав машин и тракторов и их возможное сочетание имеют такое большое количество вариантов, что простой перебор их и выбор наилучшего практически невозможно. Как правило, для расчета состава МТП используются традиционные методы, трудоемкость
которых не позволяет составить более одного-двух вариантов.
Получить оптимальный расчет состава МТП возможно только с помощью экономико-математических методов. Имеются различные методики разработки и решения этой задачи, отличающиеся степенью детализации ограничений и в основном критерием оптимальности (минимум эксплуатационных и приведенных затрат, минимум энергомашин (тракторов и автомобилей), минимум кадров механизаторов, минимум балансовой стоимости тракторов и машин). Наиболее актуальным в наше время является критерий максимума срока службы с учетом наличия материальноденежных средств в хозяйстве.
Поскольку каждое хозяйство уже имеет соответствующий МТП, эту задачу целесообразно решать на перспективу, предварительно определив оптимальную специализа-
цюо и сочетание отраслей в хозяйстве. Это позволит постепенно формировать оптимальный состав МТП. Если же хозяйство создается на новых землях, то задача формирования оптимального МТП решается на год достижения запланированных объемов производства.
Определяющим моментом задачи оптимизации МТП являются сроки проведения сельскохозяйственных механизированных работ. Чем короче сроки, тем больше при прочих равных условиях сельскохозяйственных машин. Однако сроки проведения работ зависят от видов и сортов выращиваемых культур, возможностей хозяйств, возможностей промышленности, которая не всегда удовлетворяет в полной мере потребности сельского хозяйства в технике.
Другая характерная особенность задач оптимизации состава МТП их размерность, зависящая от сроков проведения сельскохозяйственных работ. Так, если принять за такой период один день, то задача будет настолько громоздка, что ни одна ЭВМ не сможет ее решить. Поэтому при разработке задачи необходимо стремиться к оптимальным срокам выполнения работ и сокращению их количества. Наименьшие размеры приобретает задача, решаемая для сезонных агротехнических периодов выполнения работ (весенняя посевная, период ухода за растениями, уборочная и т.д.).
В этом случае в зависимости от климатических условий количество периодов может колебаться от 4 до 6-7.
Задача оптимизации плана машинно-тракторного парка для заготовки кормов и обеспечения прифермерского севооборота важна для всех сельскохозяйственных предприятий, где имеются животноводческие отрасли, но наиболее актуальна для хозяйств животноводческого направления и специализирующихся на производстве кормов.
Внедрение автоматизированного планирования на сельскохозяйственном предприятии позволяет уменьшить вероятность ошибок при выполнении расчетов плана оптимального состава машинно-тракторного парка для кормопроизводства.
Библиографический список
1. Гатаулин А.М., Гаврилов Г.В., Сорокин Т.М. и др. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. - М.: Агропромиздат, 1990. - 432 с.
2. Кравченко Р.Г. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. - М.: Колос, 1978. - 424 с.
3. Ларионова А.И. и др. Экономикоматематические методы в планировании. - М.: Высшая школа, 1991. - 240 с.
КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМЕННОГО ВРЕМЕНИ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА МАШИН
1 Г.С. Сидоров
При эксплуатации машинных агрегатов появляются отказы через случайные интервалы времени Тр. Эта величина характеризует в основном надёжность функцио-
т
4 Ты Ь- т ^ 1 ги Ь.
3 Тт ЙГ- Т ь
*1 г *<> *к-1 ** ^ г *к+1
w
Рис. 1. Временные параметры работы машинных агрегатов в системе СТС
нирования машинного агрегата. Восстановление работоспособности машин выполняется за случайный промежуток времени Гв, который определяется, главным образом, квалификацией обслуживающего персонала системы специализированного технического сервиса (ССТС). При этом в ремонте или на профилактическом обслуживании находятся ¡V машинных агрегатов (МА), а 2 - в работоспособном состоянии. Если каналы обслуживания заняты, то неисправные МА образуют очередь из V ма-