экономическая теория
Яковлева- Чернышева А.Ю.
к вопросу обеспечения устойчивого развития предпринимательства на основе взаимодействия механизмов управления и самоорганизации
Устойчивое развитие системы предпринимательства является одним из важных условий обеспечения стабильного социально-экономического развития страны в целом. Однако существующие механизмы институционального обеспечения функционирования системы предпринимательства, формирования благоприятной предпринимательской среды лишь отчасти решают задачу стимулирования предпринимательской активности и достижения сбалансированности между стремлением к повышению уровня экономической эффективности и решением социально значимых проблем. В связи с этим, особую актуальность приобретает исследование механизмов управления и самоорганизации системы предпринимательства во взаимосвязи.
ранее в наших исследованиях обосновано, что предпринимательство представляет собой открытую социально-экономическую систему, целенаправленное функционирование которой определяется осуществлением взаимосвязанной и взаимообусловленной совокупности инновационных, экономических, социальных, управленческих и ресурсно-экологических функций в процессе предпринимательской деятельности [6]. Предложенный подход к исследованию социально-экономической системы предпринимательства предполагает необходимость ее совместного рассмотрения со средой функционирования [5].
среда функционирования предпринимательства включает множество условий и факторов. В зависимости от того, какой признак мы принимаем в качестве критерия классификации, указанные условия и факторы могут быть разделены на внутренние и внешние, объективные и субъективные, оказывающие позитивное и негативное воздействие на предпринимательские структуры. Как было подробно рассмотрено в [7], среди наиболее значимых составляющих среды функционирования предпринимательства можно выделить экономические ресурсы, социальные нормы и интересы групп влияния. При этом подчеркивается, что необходимо различать понятия «среда функционирования предпринимательства» и «предпри-
нимательская среда». Последняя, по нашему мнению, объединяет совокупность социально-экономических контактов, устанавливаемых и воспроизводимых предпринимателями внутри системы и в среде ее функционирования, в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, процессы регулирования и саморегулирования предпринимательства, а также предпринимательские риски, возникающие вследствие ее неопределенности и неустойчивости [там же].
В научной литературе отмечается, что развитие предпринимательской среды является одной из ключевых задач социально-экономической политики государства и направлено на формирование условий, способствующих эффективному раскрытию социального потенциала предпринимательства [3]. Вместе с тем для развития предпринимательской среды необходима система институтов, способствующая установлению эффективных коммуникаций между представителями различных групп влияния, трансформации социокультурных доминант предпринимательской деятельности, изменению установок в общественном мнении, формированию благоприятного предпринимательского климата [там же].
Важнейшими средствами создания благоприятного предпринимательского климата являются механизмы государственного регулирования и поддержка предпринимательства на основе формирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. Существование развитой инфраструктуры предпринимательства - это один из основных факторов его устойчивого функционирования и развития, что, в свою очередь, необходимо для повышения конкурентоспособности национальной экономики. Для успешного развития системы предпринимательства необходимо четкое функционирование всех элементов системы инфраструктурной поддержки предпринимательской деятельности, включающих финансовое, информационное, консультационное, внешнеэкономическое и иные направления [4]. Вместе с тем, эффективная поддержка развития предпринимательской деятельности возможна при условии сочетания механизмов государственного регулирования и процессов саморегулирования, самоорганизации системы предпринимательства. Поэтому в настоящее время для обеспечения устойчивого функционирования и развития предпринимательства в России необходимо совершенствование общественной инфраструктуры, обеспечивающей, в первую очередь, его социальную поддержку.
На сегодняшний день функционируют различные ассоциации, союзы и иные объединения предпринимателей. Предпринимателей объединяют действующие на федеральном, региональном и муниципальном уровне торгово-промышленные палаты, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства и др. Деятельность указанных организаций обеспечивает функционирование механизма саморегулирования системы предпринимательства. Кроме того, она создает дополнительные возможности для воздействия на процессы целеполагания и мотивации предпринимателей в контексте функционирования не только отдельных субъектов, но и системы предпринимательства в целом, повышения социальной ответственности предпринимателей [2].
Процессы регулирования и саморегулирования предпринимательства неразрывно связаны с реализацией ценностных установок предпринимателей и других участников социально-экономической деятельности, рассматриваемых во взаимосвязи с выработанными обществом нормами социально-экономического поведения. Учитывая это, мы предлагаем рассматривать экономические, социальные и системные аспекты ценностных ориентаций субъектов предпринимательской деятельности. Экономические аспекты ценностных ориентаций, как правило, превалируют в деятельности отдельных предпринимательских структур, которые максимизируют добавленную стоимость, ставя конкретные цели, связанные с извлечением максимальной прибыли, и выбирая оптимальные варианты их достижения. Для системы предпринимательства становятся более значимыми социальные аспекты ценностных ориентаций, что связано отчасти со смещением акцентов при осуществлении управления в сторону интересов, формирующихся на региональном и макроэкономическом уровне. системные аспекты ценностных ориентаций обусловлены тем, что наличие ценностной ориентированности обеспечивает поддержание на должном уровне качественных характеристик функционирования системы предпринимательства наряду с обеспечением достижения целевых уровней количественных параметров, устанавливаемых субъектами управления [7].
При сопоставлении значимости различных аспектов ценностных ориентаций предпринимательства следует учитывать их особенности не только во взаимосвязи с уровнями системы предпринимательства (от микро- до макроуровня), но и то, что ценностные ориентации предпринимателей существенно зависят конкретно-исторических факторов. То есть они по-разному формируются в условиях устойчиво развивающейся экономики, стабильного состояния общества и в критических, кризисных ситуациях, когда происходит трансформация, радикальное изменение социально-экономических условий [1]. В периоды экономических трансформаций возможны существенные изменения ценностных ориентаций предпринимательства. Чем более динамичными и принципиальными являются социально-экономические преобразования в обществе, тем сильнее изменяются ценностные ориентации предпринимателей, тем более противоречивым и менее предсказуемым становится процесс их формирования.
Таким образом, действие механизма государственного управления, включающего средства регулирования и поддержки предпринимательской деятельности в социально-экономической системе общества, сочетается с действием механизма саморегулирования системы предпринимательства. При этом функционирование системы предпринимательства во многом определяется ценностными ориента-циями предпринимателей, формирующихся в зависимости от различных факторов, включающих, в том числе, конкретные социально-экономические условия предпринимательской деятельности. Механизмы самоорганизации системы предпринимательства позволяют, с одной стороны, усилить социальную поддержку предпринимательской деятельности, а, с другой стороны, - повысить уровень социальной ответственности предпринимателей.
литература
1. Журавлёва Н.А. Ценностные ориентации предпринимателей в изменяющемся российском обществе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2008. - №1. - С. 46-49.
2. Машегов П.Н., Соболева Т.С. Региональная система предпринимательства: структура и ключевые элементы // Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. - №2. - С. 198-203.
3. Носенко Н.А. Формирование предпринимательской среды региона в условиях социально-экономических изменений // Вестник Поволжского института управления. - 2014. - №2. - С. 99-104.
4. Трибунская У.Г. Система инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности: сущность, структура, основные элементы // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №12. - С. 115-118.
5. Яковлева-Чернышева А.Ю. Концептуальные основы управления устойчивым развитием предпринимательских структур / А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, А.В. Кузнецов // Социально-экономические и правовые основы развития экономики. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. - С. 239-250.
6. Яковлева-Чернышева А.Ю. Формирование методологических подходов к управлению социально-экономической системой предпринимательства // Транспортное дело России. - 2012. - №2. - С. 19-21.
7. Яковлева-Чернышева А.Ю. Управление предпринимательством в рекреационном кластере: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - СПб, 2012. - 252 с.