Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ'

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / безопасность / общество / органы внутренних дел / прогноз / государственная услуга / паспорт / гражданство / соглашение.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Османов М. М., Медведева Т. В., Давыдова С. А.

Авторами в статье рассматриваются важнейшие аспекты миграционной безопасности, которая является одним из ключевых факторов обеспечения стабильности и защищенности миграционной обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ»

- НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ -

ОСМАНОВ Мухамед Мартинович,

старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат педагогических наук, подполковник полиции, e-mail: [email protected]

МЕДВЕДЕВА Татьяна Викторовна,

старший преподаватель кафедры управления и административной деятельности ОВД Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, подполковник полиции e-mail: [email protected]

ДАВЫДОВА Снежана Анатольевна,

преподаватель кафедры ТСП Волгодонского филиала РЮИ МВД России,

майор полиции, e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ

= Аннотация. Автором в своей статье рассматриваются важнейшие аспекты миграцион-

= ной безопасности, которая является одним из ключевых факторов обеспечения стабильности

= и защищенности миграционной обстановки.

= Ключевые слова' миграция, безопасность, общество, органы внутренних дел, прогноз,

= государственная услуга, паспорт, гражданство, соглашение.

OSMANOV Mukhamed Martinovich,

Senior Lecturer at the Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North Caucasus Institute for Advanced Training of Ministry of Internal Affairs Officers (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Candidate of Pedagogical Sciences, Police Lieutenant Colonel

MEDVEDEVA Tatyana Viktorovna,

Senior Lecturer, Department of Management and Administrative Activities of the Internal Affairs Directorate Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina,

Police Lieutenant Colonel

DAVYDOVA Snezhana Anatolyevna,

Lecturer of the Department of TSP Volgodonsk branch of the RUI MIA of Russia Police Major

ON THE ISSUE OF ENSURING MIGRATION SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE: STATISTICAL ANALYSIS AND DEVELOPMENT FORECASTS

= Annotation. The author in her article examines the most important aspects of migration secu-= rity, which is one of the key factors in ensuring stability and security of the migration situation. = Key words: migration, security, society, internal affairs agencies, forecast, public service, = passport, citizenship, agreement.

Миграционная безопасность - важнейший аспект управления миграционными процессами и обеспечения благополучия как мигрантов, так и принимающих обществ.

По данным МВД РФ, за 2023 год органами внутренних дел проведено 283,6 тысяч проверок соблюдения миграционного законодательства, количество административных протоколов, составленных по выявленным фактам нарушений, возросло на 3,6% (873,3 тыс.). Удалено за пределы Российской Федерации более 100 тыс. иностранных граждан, на основании решений органов внутренних дел не разрешен въезд в Российскую Федерацию 173,3 тысяч иностранных граждан (+22,7%). Всего за 2023 год органами внутренних дел Российской Федерации пресечено два миллиона (+4%) административных правонарушений в сфере миграции.

Подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России предоставлено 62,9 миллионов государственных услуг.

Общее число государственных услуг по выдаче заграничных паспортов увеличилось на 11,5% (с 5,1 млн до 5,7 млн). При этом количество государственных услуг по выдаче заграничных паспортов с 5-летним сроком действия увеличилось на 91% (с 1,8 млн до 3,4 млн), а с 10-летним сроком действия снизилось на 30,9% (с 3,3 млн до 2,3 млн), что связано с временным прекращением выдачи заграничных паспортов нового поколения в феврале-мае 2023 года (по независящим от МВД России причинам).

Предоставлено более 1 7 миллионов государственных услуг (-8,1%), связанных с регистрационным учетом граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

На данном этапе в Российской Федерации количество предоставленных государственных услуг по рассмотрению ходатайств о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации снизилось на 93,1% (6,8 тыс.).

В целях совершенствования механизмов предоставления гражданам в электронном виде государственных услуг, МВД России продолжено осуществление ведомственной программы циф-

ровой трансформации. Современное отечественное программно-аппаратное обеспечение и внесение изменений в нормативно-правовые акты позволяют расширить потенциал получения государственных услуг через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что позволяет обеспечить эффективность «прозрачность» контроля за предоставлением государственной услуги делает данный сервис максимально востребованным.

В целях регулирования миграции и обеспечения миграционной безопасности Российская Федерация заключила ряд международных соглашений. Одним из таких соглашений является Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов в рамках СНГ от 15 апреля 1994 года [6]. Данное соглашение способствует развитию сотрудничества между странами СНГ в целях эффективного управления трудовой миграцией, защиты прав трудящихся-мигрантов и обеспечения мер социальной защиты.

Новые нормы предусматривают в том числе введение режима высылки для иностранных граждан, у которых нет законных оснований находиться в РФ и меры федерального государственного контроля (надзора), применяемые в рамках этого режима:

- проверка документов для идентификации контролируемого лица;

- проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования;

- ведение специального реестра контролируемых лиц;

- ограничение отдельных прав и свобод контролируемого лица, установление его местонахождения, доставление, задержание и помещение таких лиц в спецучреждение;

- согласование маршрута следования контролируемого лица до пункта пропуска через государственную границу РФ;

- наблюдение за соблюдением контролируемым лицом установленных ограничений и вынесенных предписаний, выполнения возложенных на него обязанностей.

В данном разделе представлены прогнозы возможных вариантов развития миграционной ситуации в Российской Федерации, а также ее текущие тенденции и перспективы изменения.

Согласно статистики, полученной по результатам проведенного демографического анализа и предоставленного Росстатом прогнозируется, что до 2046 года, количество жителей России, возрастет до 146,45 млн человек на 1 января 2023 года.

Средний вариант прогноза.

К 1 января 2046 года в России будет проживать 138,77 млн человек. Доля населения трудоспособного возраста в 2045 году составит 57,5% от всех живущих в стране.

При этом количество женского пола будет превышать по численности мужчин - на 1 января 2046 года на тысячу мужчин будет приходиться 1138 женщин. Ожидаемая продолжительность жизни вырастет в 2045 году до 79,83 года, при этом ожидаемая продолжительность жизни женщин достигнет 83,24 года.

С учетом предполагаемых расчетных показателей демографического прогноза в 2045 году родится 1,43 млн младенцев и рождаемость составит 1,663 человек.

Высокий вариант прогноза.

Высокий вариант прогноза Росстата предполагает рост численности населения России на 4,59 млн человек, до 150,87 млн к началу 2046 года. Стабильный прирост количества россиян ожидается начиная с 2030 года, и его темпы будут постепенно увеличиваться (с 0,1 тыс. человек в 2030 году до 526 тыс. в 2045-м).

С 2030-го ожидается естественный прирост, который превысит уровень 1 00 тыс. человек в год, начиная с 2043 года. Этому будет способствовать рост числа родившихся на большей части прогнозного горизонта: к 2045 году их количество в абсолютном выражении достигнет максимальных 1,59 млн человек, в расчете на тысячу населения — 10,6 человека, а суммарный коэффициент рождаемости — 1,78, следует из позитивного демографического сценария.

Высокий вариант прогноза также предполагает сокращение смертности: если в 2024 году число умерших составит 1,76 млн человек, то в 2039 году показатель достигнет минимума в 1,46 млн. В последующие шесть лет число умерших продемонстрирует рост, однако он не превысит 1%, ожидают в Росстате. Сокращение смертности будет происходить на фоне значительного роста ожидаемой продолжительности жизни, которая увеличится с 74,28 года в 2024 году до 84,57 года в 2045-м, следует из высокого про-

гноза статистической службы. Для женщин, как и в других сценариях, показатель будет ощутимо выше, чем для мужчин: 87,14 года против 81,31 года в конце прогнозного периода.

Низкий вариант прогноза (пессимистичный)

Это эквивалентно убыли населения в среднем на 700 тыс. человек ежегодно: положительный миграционный прирост (154 тыс. человек в год) не сможет компенсировать естественную убыль, которая ожидается на уровне 854 тыс. человек в среднем за год.

Естественная убыль, как предполагается в пессимистичном варианте прогноза, в ближайшие годы будет увеличиваться и достигнет максимума в 2033 году (901,2 тыс. человек). Однако на оставшемся прогнозном горизонте тенденция изменится и показатель будет постепенно сокращаться — под влиянием позитивных трендов в сфере рождаемости. Как и в среднем варианте прогноза, в низкой его версии Росстат прогнозирует увеличение числа родившихся начиная с 2028 года (на 4,6 тыс. человек, до 1,1 млн), а в 2028-2042 годах их количество будет прирастать в среднем на 9,5 тыс. человек в год. Максимальное число родившихся ожидается в 2042 году, когда оно составит 1,23 млн человек, после чего показатель снова начнет сокращаться.

Таким образом, число родившихся на тысячу населения увеличится на 0,15 по сравнению с 2024 годом и составит в 2045 году 1,46.

Число умерших будет расти на протяжении большей части прогнозного горизонта, следует из низкой версии ожиданий Росстата. Начиная с 2032 года оно превысит 2 млн человек в год и достигнет максимума в 2039 году (2,09 млн человек), после чего будет демонстрировать снижение (но не более чем на 1% в год). При этом ожидаемая продолжительность жизни при рождении будет увеличиваться: с 73,17 года в 2024 году до 77,15 года в 2045 году, указано в низком варианте прогноза. Такая динамика не позволит достигнуть национальной цели развития России, которая подразумевает рост показателя до 78 лет.

Высокий уровень предполагает рождаемость до 2,5 ребенка на одну женщину, рост к 2100 году продолжительности жизни до 85,7 года у мужчин и 90,5 года у женщин и миграционный прирост до 430 тыс. человек ежегодно.

Средний уровень предполагает рождаемость до 1,85 ребенка на одну женщину к концу прогнозного периода и ростом продолжительности жизни до 80,3 года у мужчин и 86,7 года у женщин и ежегодным миграционным приростом в 250 тыс. человек.

Низкий уровень прогнозирует снижение рождаемости до 1,4 ребенка на одну женщину к

2023 году и сохранение этого уровня до конца века, смертность в возрасте 74,9 года у мужчин и 83,6 года у женщин и миграционный прирост менее 100 тыс. человек, который к концу периода и вовсе сокращается до 60 тыс. человек.

Текущие тенденции развития миграционной ситуации в Российской Федерации.

В феврале 2024 года уровень безработицы в России, по данным Росстата, в очередной раз обновил исторический минимум — 2,8%. Аналитики в один голос говорят о продолжающейся неизменно высокой напряженности на рынке труда и трудовая миграция эту проблему решить не в состоянии.

Структурная перестройка экономики и развитие импортозамещения увеличили потребность в кадрах. Сейчас акцент делается на повышении производительности труда. Также последовательно повышается прозрачность процедур, связанных с трудовой миграцией, и распространяется механизм организованного набора - когда осуществляется наем людей под конкретные потребности предприятий.

Утверждаемые квоты на трудовых мигрантов, а также на обучение иностранных студентов отражают объективно осознаваемую сложившуюся потребность в привлечении дополнительной рабочей силы. Ждать резкого улучшения демографической ситуации также не следует, в силу того что даже резкое увеличение рождаемости и продолжительности жизни в ближайшее десятилетие не способно коренным образом выправить ставшую уже хронической нехватку трудовых ресурсов в РФ.

В последний год наблюдается отчетливая тенденция к ужесточению контроля за миграцией из стран Средней Азии, государства которой являются основными поставщиками низкоквалифицированных работников на трудовой рынок РФ.

Трудовых мигрантов из Средней Азии и других государств-доноров также отпугивает ослабление курса рубля по отношению к доллару, что заставляет их искать альтернативные страны для трудовой миграции. В ближайшие два года вероятен рост количества выявляемых административных правонарушений, обусловленных планируемыми мерами по повышению прозрачности и цифровизации миграционных процессов.

В этом аспекте на подразделения по вопросам миграции неизбежно вырастет нагрузка.

Подводя итоги, стоит отметить, что проведение анализа влияния международных санкций на социально-экономическую ситуацию и состояние миграционных процессов в Российской Федерации, а также исследование политических факторов, влияющих на миграционную обстановку в условиях геополитического конфликта в том числе имеющегося между Россией и Украиной, рассмотрение особенностей обеспечения миграционной безопасности в современных условиях и составление прогноза развития миграционной ситуации в России необходимы в целях достижения более эффективного управления миграционными потоками в Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Гониева А.О. Современные тенденции и проблемы международной

миграции рабочей силы / А.О. Гониева // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2019. Т. 14. № 2. С. 150-157.

[2] Загашвили В.С. Западные санкции и российская экономика // Мировая экономика и международные отношения. 2022. № 11. С. 67-77.

[3] Росстат. Федеральная служба государственной статистики. URL: rosstat.gov.ru (дата обращения: 24.04.2024).

[4] О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся -мигрантов: соглашение от 15 апреля 1994 г. (ред. от 25.11.2005) // СЗ РФ. 1996. № 47. Ст. 5299.

Spisok literatury:

[1] A.O. Gonieva. Current Trends and Problems of International labor migration/A.O. Gonieva//Tour-ism industry: opportunities, priorities, problems and prospects. 2019. T. 14. № 2. S. 150-157.

[2] Zagashvili V.S. Western sanctions and the Russian economy//World economy and international relations. 2022. № 11. S. 67-77.

[3] Rosstat. Federal State Statistics Service. URL: rosstat.gov.ru (access date: 24.04.2024).

[4] On cooperation in the field of labor migration and social protection of migrant workers: agreement of April 15, 1994 (as amended by 25.11.2005) // NW RF. 1996. № 47. Art. 5299.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.