Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК С ПРИМЕНЕНИЕМ INCOTERMS 2020'

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК С ПРИМЕНЕНИЕМ INCOTERMS 2020 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Инкотермс / купля-продажа / мягкое право / условия поставки / внешнеторговая деятельность / Incoterms / purchase and sale / soft law / delivery terms / foreign trade activities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Станислав Владимирович, Шпак Андрей Викторович

Введение: INCOTERMS ( Инкотермс) [1], разработанный Международной торговой палатой (МТП), представляет собой свод правил, регулирующих взаимные обязательства продавцов и покупателей относительно расходов, рисков и ответственности, возникающих при перевозке и доставке товаров. Эти правила облегчают международную торговлю, устраняя неопределенности, предотвращая потерю времени и создавая универсальную модель коммуникации между сторонами ВЭД, поэтому Инкотермс широко используется в международной торговле. Инкотермс 2020 сохраняет одиннадцать терминов предыдущей версии, за исключением того, что DAT заменен на DPU. Каждое правило создает разный уровень обязанностей для сторон международной торговли. Выбор наиболее подходящего термина (правила поставки Инкотермс) приносит участникам ВЭД конкурентные преимущества, повышает их прибыльность и производительность. Однако на практике видно, что и неправильный выбор может быть сделан из-за недостатка информации или нежелания сторон изменять своим деловым обыкновениям. Использование методов поставки, которые следует использовать только при морских перевозках, а также при мультимодальных перевозках, частое использование термина FOB при контейнерных перевозках, хотя он не подходит для контейнерных перевозок, использование терминов в качестве индикатора расчета цен в контракте без указания географических названий − распространенная ошибка. Чтобы выбрать правильный термин, участникам международной торговли следует учитывать некоторые факторы. Этими факторами могут быть характеристики логистики и национальности организацийпокупателей и продавцов, вид перевозимых товаров, предпочтительный способ транспортировки, а также факторы, связанные со страной происхождения и назначения. Каждое правило Инкотермс несет в себе разный уровень затрат и рисков для сторон. Важно выбрать такое правило, которое позволит минимизировать затраты и риски для обеих сторон и обеспечить оптимальную эффективность соответствующих процессов с учетом условий договора. Знание издержек и рисков выбранного способа поставки необходимо покупателям и продавцам для правильной оценки цены договора. Избегание двусмысленностей имеет решающее значение для успешной торговли. Следовательно, сторонам следует уточнить выбранное правило в договоре купли-продажи. Они должны указать версию Инкотермс в договоре купли-продажи, а также указать место поставки в EXW и FCA, конечный пункт назначения в CPT, CIP, DAP, DPU и DDP, название порта погрузки в FAS и FOB, название порта назначения в CFR и CIF. При рассмотрении систематизации правил Инкотермс, можно констатировать, что ответственность продавца постепенно увеличивается от группы E к группе F, C и D, в то время как ответственность покупателя уменьшается. Однако каждый способ поставки несет в себе определенные риски для сторон, и против этих рисков должны быть приняты меры. Понесенные затраты и риски определяют цены, предлагаемые покупателю, и в итоге могут повлиять на конкурентоспособность продавца. Непредвиденные проблемы и дополнительные затраты, которые могут возникнуть при выборе неподходящих условий поставки, могут снизить прибыльность сделки. Правильный выбор зависит от глубокого понимания правил Инкотермс и способности оценивать факторы, которые могут повлиять на каждую торговую сделку. Хотя поставка товаров является одним из наиболее важных аспектов международной торговли, исследования по применению правил Инкотермс требуют более детальной проработки. Целью данного исследования является анализ рисков, связанных с 11 действующими методами поставки, на основе последней версии рассматриваемых правил Инкотермс 2020, анализ мер, которые можно предпринять для эффективного управления этими рисками, и предоставление рекомендаций. в выборе применимой модели. Материалы и методы: при проведении исследования использованы диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы. Результаты исследования: в представленной работе рассмотрены ответственность и обязательства правил Инкотермс 2020 для покупателя и продавца, подчеркнуты аспекты, которые отличаются по сравнению с предыдущей редакцией нормативного акта. Проанализированы и систематизированы факторы, оказывающие существенное влияние на выбор метода поставки в международной торговле, затем рассмотрены риски, которые соответствующие методы поставки могут представлять для покупателя и продавца, особое внимание уделено на меры, которые следует предпринять для управления рисками. Выводы и заключения: в данном исследовании проанализированы обязательства и риски, которые правила Инкотермс возлагают на стороны договора международной купли-продажи товара, а также выработаны предложения по выбору способа поставки товара. Рекомендации можно резюмировать следующим образом. В международной торговле сторонам следует отдавать предпочтение наиболее выгодному с точки зрения стоимости и эффективности способу поставки в соответствии с видом товара, способом транспортировки, правовыми нормами стран покупателя и продавца. Не следует забывать, что возможные издержки, вызванные выбранным способом поставки, можно устранить путем внесения изменений в стандартные правила Инкотермс касающиеся, например, срока и изменения порядка распределения затрат и рисков при условии, что это указано в договоре купли-продажи заключенном между сторонами. Кроме того, любая неточность правил Инкотермс, должна быть оговорена и конкретизирована в договоре купли-продажи. Выбор правила Инкотермс является важным элементом международных торговых соглашений. Используя эти правила эффективно и действенно, участники ВЭД могут повысить свою прибыльность и конкурентоспособность и внести больший вклад в экономику страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF RISK MANAGEMENT OF PARTICIPANTS IN FOREIGN TRADE TRANSACTIONS WITH THE APPLICATION OF INCOTERMS 2020

Introduction: INCOTERMS [1], developed by the International Chamber of Commerce (ICC), is a set of rules governing the mutual obligations of sellers and buyers regarding the costs, risks and responsibilities arising during the transportation and delivery of goods. These rules facilitate international trade by eliminating uncertainties, preventing loss of time and creating a universal model of communication between parties to foreign trade, so Incoterms are widely used in international trade. Incoterms 2020 retains the eleven terms of the previous version, except that DAT is replaced by DPU. Each rule creates a different level of responsibilities for parties to international trade. Choosing the most appropriate term (Incoterms delivery rules) brings competitive advantages to participants in foreign trade, increases their profitability and productivity. However, in practice, it is clear that the wrong choice can also be made due to lack of information or the unwillingness of the parties to change their business practices. The use of delivery methods that should only be used for ocean shipping and also for multimodal transport, the frequent use of the FOB term for container shipping, although it is not suitable for container shipping, the use of terms as an indicator for calculating prices in a contract without specifying geographical names is a common mistake. In order to choose the right term, participants in international trade should take into account several factors. These factors may include the logistics characteristics and nationalities of the buyers and sellers, the type of goods being transported, the preferred mode of transportation, as well as factors related to the country of origin and destination. Each Incoterms rule entails different levels of costs and risks for the parties. It is important to choose a rule that will minimize costs and risks for both parties and ensure optimal efficiency of the relevant processes, taking into account the terms of the contract. Knowledge of the costs and risks of the chosen delivery method is necessary for buyers and sellers to correctly assess the contract price. Avoiding ambiguities is crucial for successful trade. Therefore, the parties should clarify the chosen rule in the sales contract. They must specify the Incoterms version in the sales contract, as well as the place of delivery in EXW and FCA, the final destination in CPT, CIP, DAP, DPU and DDP, the named port of loading in FAS and FOB, the named port of destination in CFR and CIF. When considering the classification of Incoterms rules, it can be stated that the seller’s liability gradually increases from group E to group F, C and D, while the buyer’s liability decreases. However, each delivery method carries certain risks for the parties, and these risks must be counteracted. The costs and risks incurred determine the prices offered to the buyer and may ultimately affect the seller’s competitiveness. Unforeseen problems and additional costs that may arise when choosing unsuitable delivery terms can reduce the profitability of the transaction. The correct choice depends on a thorough understanding of the Incoterms rules and the ability to assess the factors that may affect each trade transaction. Although the delivery of goods is one of the most important aspects of international trade, studies on the application of Incoterms rules require more detailed study. The purpose of this study is to analyze the risks associated with 11 current delivery methods based on the latest version of the Incoterms 2020 rules under consideration, analyze the measures that can be taken to effectively manage these risks, and provide recommendations. in choosing the applicable model. Materials and methods: the study used dialectical, formal-legal, comparative-legal, system-structural methods. Results of the study: the presented work considers the responsibilities and obligations of the Incoterms 2020 rules for the buyer and the seller, emphasizing the aspects that differ in comparison with the previous version of the regulatory act. The factors that have a significant impact on the choice of the delivery method in international trade are analyzed and systematized, then the risks that the relevant delivery methods may pose for the buyer and the seller are considered, special attention is paid to the measures that should be taken to manage the risks. Findings and conclusions: this study analyzes the obligations and risks that the Incoterms rules impose on the parties to the contract for the international sale of goods, and also develops proposals for choosing the method of delivery of goods. The recommendations can be summarized as follows: In international trade, the parties should give preference to the most cost-effective and efficient method of delivery in accordance with the type of goods, the method of transportation, the legal regulations of the countries of purchase, and the for both the seller and the supplier. It should not be forgotten that possible costs caused by the chosen delivery method can be eliminated by amending the standard Incoterms rules, for example, regarding the term and changing the order of distribution of costs and risks, provided that this is specified in the contract of sale concluded between the parties. In addition, any inaccuracy of the Incoterms rules should be stipulated and specified in the contract of sale. The choice of the Incoterms rule is an important element of international trade agreements. Using these rules effectively and efficiently, participants in foreign economic activity can increase their profitability and competitiveness and make a greater contribution to the country’s economy

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК С ПРИМЕНЕНИЕМ INCOTERMS 2020»

5.1.3. ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)

Юристъ-Правоведъ. 2024. № 4(111). - С. 68-74 Jurist-Pravoved. 2024. № 4(111). - Pp. 68-74.

Научная статья УДК 341.9.019

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК С ПРИМЕНЕНИЕМ INCOTERMS 2020

Михайлов Станислав Владимирович

Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]

Шпак Андрей Викторович

Ростовский юридический институт МВД России, Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]

Введение: INCOTERMS (Инкотермс) [1], разработанный Международной торговой палатой (МТ П), представляет собой свод правил, регулирующих взаимные обязательства продавцов и покупателей относительно расходов, рисков и ответственности, возникающих при перевозке и доставке товаров. Эти правила облегчают международную торговлю, устраняя неопределенности, предотвращая потерю времени и создавая универсальную модель коммуникации между сторонами ВЭД, поэтому Инкотермс широко используется в международной торговле.

Инкотермс 2020 сохраняет одиннадцать терминов предыдущей версии, за исключением того, что DAT заменен на DPU. Каждое правило создает разный уровень обязанностей для сторон международной торговли. Выбор наиболее подходящего термина (правила поставки Инкотермс) приносит участникам ВЭД конкурентные преимущества, повышает их прибыльность и производительность. Однако на практике видно, что и неправильный выбор может быть сделан из-за недостатка информации или нежелания сторон изменять своим деловым обыкновениям. Использование методов поставки, которые следует использовать только при морских перевозках, а также при мультимодальных перевозках, частое использование термина FOB при контейнерных перевозках, хотя он не подходит для контейнерных перевозок, использование терминов в качестве индикатора расчета цен в контракте без указания географических названий — распространенная ошибка. Чтобы выбрать правильный термин, участникам международной торговли следует учитывать некоторые факторы. Этими факторами могут быть характеристики логистики и национальности организаций-покупателей и продавцов, вид перевозимых товаров, предпочтительный способ транспортировки, а также факторы, связанные со страной происхождения и назначения.

Каждое правило Инкотермс несет в себе разный уровень затрат и рисков для сторон. Важно выбрать такое правило, которое позволит минимизировать затраты и риски для обеих сторон и обеспечить оптимальную эффективность соответствующих процессов с учетом условий договора. Знание издержек и рисков выбранного способа поставки необходимо покупателям и продавцам для правильной оценки цены договора. Избегание двусмысленностей имеет решающее значение для успешной торговли. Следовательно, сторонам следует уточнить выбранное правило в договоре купли-продажи. Они должны указать версию Инкотермс в договоре купли-продажи, а также указать место поставки в EXW и FCA, конечный пункт назначения в CPT, CIP, DAP, DPU и DDP, название порта погрузки в FAS и FOB, название порта назначения в CFR и CIF.

При рассмотрении систематизации правил Инкотермс, можно констатировать, что ответственность продавца постепенно увеличивается от группы E к группе F, C и D, в то время как ответственность покупателя уменьшается. Однако каждый способ поставки несет в себе определенные риски для сторон, и против этих рисков должны быть приняты меры. Понесенные затраты и риски определяют цены, предлагаемые покупателю, и в итоге могут повлиять на конкурентоспособность продавца. Непредвиденные проблемы и дополнительные затраты, которые могут возникнуть при выборе неподходящих условий поставки, могут снизить прибыльность сделки. Правильный выбор зависит от глубокого понимания правил Инкотермс и способности оценивать факторы, которые могут повлиять на каждую торговую сделку. Хотя поставка товаров является одним из наиболее важных аспектов международной торговли, исследования по применению правил Инкотермс требуют более детальной проработки. Целью данного исследования является анализ рисков, связанных с 11 действующими методами поставки, на основе последней версии рассматриваемых правил Инкотермс 2020, анализ мер, которые можно предпринять для эффективного управления этими рисками, и предоставление рекомендаций. в выборе применимой модели.

Материалы и методы: при проведении исследования использованы диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы.

Результаты исследования: в представленной работе рассмотрены ответственность и обязательства правил Инкотермс 2020 для покупателя и продавца, подчеркнуты аспекты, которые отличаются по сравнению с предыдущей редакцией нормативного акта. Проанализированы и систематизированы факторы, оказывающие существенное влияние на выбор метода поставки в международной торговле, затем рассмотрены риски, которые соответствующие методы поставки могут представлять для покупателя и продавца, особое внимание уделено на меры, которые следует предпринять для управления рисками.

Выводы и заключения: в данном исследовании проанализированы обязательства и риски, которые правила Инкотермс возлагают на стороны договора международной купли-продажи товара, а также выработаны предложения по выбору способа поставки товара. Рекомендации можно резюмировать следующим образом. В международной торговле сторонам следует отдавать предпочтение наиболее выгодному с точки зрения стоимости и эффективности способу поставки в соответствии с видом товара, способом транспортировки, правовыми нормами стран покупателя и продавца. Не следует забывать, что возможные издержки, вызванные выбранным способом поставки, можно устранить путем внесения изменений в стандартные правила Инкотермс касающиеся, например, срока и изменения порядка распределения затрат и рисков при условии, что это указано в договоре купли-продажи заключенном между сторонами. Кроме того, любая неточность правил Инкотермс, должна быть оговорена и конкретизирована в договоре купли-продажи.

Выбор правила Инкотермс является важным элементом международных торговых соглашений. Используя эти правила эффективно и действенно, участники ВЭД могут повысить свою прибыльность и конкурентоспособность и внести больший вклад в экономику страны.

Ключевые слова: Инкотермс, купля-продажа, мягкое право, условия поставки, внешнеторговая деятельность.

Для цитирования: Михайлов С. В., Шпак А. В. К вопросу об управлении рисками участников внешнеторговых сделок с применением INCOTERMS 2020 / С. В. Михайлов, А. В. Шпак // Юристъ-Пра-воведъ : науч.-теоретич. и информац.-методич. журн. Ростов-на-Дону. 2024 № 4(111). - C. 68-74.

Original paper

ON THE ISSUE OF RISK MANAGEMENT OF PARTICIPANTS IN FOREIGN TRADE TRANSACTIONS WITH THE APPLICATION OF INCOTERMS 2020

Mikhailov Stanislav Vladimirovich

Rostov Branch of the Russian Customs Academy, Rostov-on-Don, Russian Federation Shpak Andrey Viktorovich

Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russian Federation

Introduction: INCOTERMS [1], developed by the International Chamber of Commerce (ICC), is a set of rules governing the mutual obligations of sellers and buyers regarding the costs, risks and responsibilities arising during the transportation and delivery of goods. These rules facilitate international trade by eliminating uncertainties, preventing loss of time and creating a universal model of communication between parties to foreign trade, so Incoterms are widely used in international trade.

Incoterms 2020 retains the eleven terms of the previous version, except that DAT is replaced by DPU. Each rule creates a different level of responsibilities for parties to international trade. Choosing the most appropriate term (Incoterms delivery rules) brings competitive advantages to participants in foreign trade, increases their profitability and productivity. However, in practice, it is clear that the wrong choice can also be made due to lack of information or the unwillingness of the parties to change their business practices. The use of delivery methods that should only be used for ocean shipping and also for multimodal transport, the frequent use of the FOB term for container shipping, although it is not suitable for container shipping, the use of terms as an indicator for calculating prices in a contract without specifying geographical names is a common mistake. In order to choose the right term, participants in international trade should take into account several factors. These factors may include the logistics characteristics and nationalities of the buyers and sellers, the type of goods being transported, the preferred mode of transportation, as well as factors related to the country of origin and destination. Each Incoterms rule entails different levels of costs and risks for the parties. It is important to choose a rule that will minimize costs and risks for both parties and ensure optimal efficiency of the relevant processes, taking into account the terms of the contract. Knowledge of the costs and risks of the chosen delivery method is necessary for buyers and sellers to correctly assess the contract price. Avoiding ambiguities is crucial for successful trade. Therefore, the parties should clarify the chosen rule in the sales contract. They must specify the Incoterms version in the sales contract, as well as the place of delivery in EXW and FCA, the final destination in CPT, CIP, DAP, DPU and DDP, the named port

of loading in FAS and FOB, the named port of destination in CFR and CIF. When considering the classification of Incoterms rules, it can be stated that the seller's liability gradually increases from group E to group F, C and D, while the buyer's liability decreases. However, each delivery method carries certain risks for the parties, and these risks must be counteracted. The costs and risks incurred determine the prices offered to the buyer and may ultimately affect the seller's competitiveness. Unforeseen problems and additional costs that may arise when choosing unsuitable delivery terms can reduce the profitability of the transaction. The correct choice depends on a thorough understanding of the Incoterms rules and the ability to assess the factors that may affect each trade transaction. Although the delivery of goods is one of the most important aspects of international trade, studies on the application of Incoterms rules require more detailed study. The purpose of this study is to analyze the risks associated with 11 current delivery methods based on the latest version of the Incoterms 2020 rules under consideration, analyze the measures that can be taken to effectively manage these risks, and provide recommendations. in choosing the applicable model.

Materials and methods: the study used dialectical, formal-legal, comparative-legal, system-structural methods.

Results of the study: the presented work considers the responsibilities and obligations of the Incoterms 2020 rules for the buyer and the seller, emphasizing the aspects that differ in comparison with the previous version of the regulatory act. The factors that have a significant impact on the choice of the delivery method in international trade are analyzed and systematized, then the risks that the relevant delivery methods may pose for the buyer and the seller are considered, special attention is paid to the measures that should be taken to manage the risks.

Findings and conclusions: this study analyzes the obligations and risks that the Incoterms rules impose on the parties to the contract for the international sale of goods, and also develops proposals for choosing the method of delivery of goods. The recommendations can be summarized as follows: In international trade, the parties should give preference to the most cost-effective and efficient method of delivery in accordance with the type of goods, the method of transportation, the legal regulations of the countries of purchase, and the for both the seller and the supplier. It should not be forgotten that possible costs caused by the chosen delivery method can be eliminated by amending the standard Incoterms rules, for example, regarding the term and changing the order of distribution of costs and risks, provided that this is specified in the contract of sale concluded between the parties. In addition, any inaccuracy of the Incoterms rules should be stipulated and specified in the contract of sale.

The choice of the Incoterms rule is an important element of international trade agreements. Using these rules effectively and efficiently, participants in foreign economic activity can increase their profitability and competitiveness and make a greater contribution to the country's economy.

Keywords: Incoterms, purchase and sale, soft law, delivery terms, foreign trade activities.

For citation: Mikhailov S. V., Shpak A. V. On the issue of risk management of participants in foreign trade transactions with the application of INCOTERMS 2020 / S. V. Mikhailov, A. V. Shpak // Yurist-Pravoved : scientific-theoretical and information-methodical journal. Rostov-on-Don. 2024. № 4(111). Pp. 68-74.

Исследования показывают, что покупатели и продавцы в различных государствах предпочитают определенные способы поставки. Так, в частности, исследование, проведенное Международной торговой палатой, в котором большинство участников были из европейских стран, в т. ч. России, показало, что тремя наиболее популярными способами поставки среди участников были FCA, DAP и EXW. В своем исследовании компаний-экспортеров в Малайзии, где развит морской и внутренний водный транспорт, обнаружили, что менеджеры, ответственные за экспорт, предпочитают метод поставки FOB. Исследование, проведенное среди компаний, производящих автомобильные детали в Таиланде, показало, что наиболее предпочтительными методами поставки являются FCA, EXW, FOB и CIF соответственно. В ходе исследования канадских экспортеров было установлено, что они предпочитают такие методы поставки, как EXW и FOB.

Отдельно следует отметить, что основными факторами, предопределявшими выбор условия поставки, являлись следующие:

- размер компании-экспортера, ее ресурсы;

- опыт международной торговли участников сделки, переговорные навыки сторон сделки;

- деловые обыкновения и компетенции, которые стороны внешнеэкономической сделки имели в отношении методов поставки;

- способ транспортировки;

- интенсивность конкуренции в стране назначения;

- риски и особенности правового регулирования экспортно-импортных операций (особенно таможенные правила);

- стоимость и характеристики перевозимого товара;

- способ оплаты и требования к форме товаросопроводительных документов [2].

Как видно, существует множество факторов, влияющих на выбор термина Инкотермс.

Их можно систематизировать на такие группы как характеристики предприятий, которые являются участниками международной торговли, условия в отношении тех, кто предоставляет услуги в сфере поставки, транспортировки и поставки товаров, характер товаров, подлежащих транспортировке, предпочтительный способ перевозки, а также условия происхождения и назначения товаров.

Правила Инкотермс предполагают различные размеры затрат и рисков для сторон. Важно выбрать такое правило, которое позволит их минимизировать и обеспечить оптимальную эффективность соответствующих процессов. Кроме того, хотя они и не являются сторонами договора купли-продажи, сотрудничество заинтересованных сторон, предоставляющих сторонам договора такие услуги, как транспортировка, страхование и таможенное оформление, эффективно для снижения рисков и снижения затрат.

Последней версией правил Инкотермс, подготовленной МТП, является Инкотермс 2020. Однако поскольку рассматриваемые нормы являются нормами мягкого права, стороны могут использовать и предыдущие редакции. Чтобы исключить возможные споры относительно того, какая версия будет действительна, в договоре должны быть указаны правила того года, которые стороны хотят использовать. Помимо способа поставки, места поставки в EXW и FCA, конечный пункт назначения в CPT, CIP, DAP, DPU и DDP, название порта погрузки в FAS и FOB, а также название порта назначения которые необходимо указать в CFR и CIF. Когда речь идет о мультимодальных перевозках, следует выбирать методы поставки, которые можно использовать во всех видах транспорта.

Хотя страхование не является обязательным, стороны вправе использовать данный институт, описав условия страхования в договоре, при этом частичного страхования перевозки следует избегать, особенно при мультимодальных перевозках. Увеличение расходов на страхование и транспортировку может привести к увеличению налогов, подлежащих уплате в стране покупателя. По этой причине предпочтение должно быть отдано той стороне, которая может получить услугу более экономичным способом и заключить договоры на транспортировку и страхование [3].

При рассмотрении групп Инкотермс можно констатировать, что ответственность покупателя за риск неисполнения обязательства выше в способах поставки групп E и F, а ответственность продавца за риск выше в правилах групп C и D. Фактически, от группы E до группы D обязанности покупателя уменьшаются, а ответственность продавца постепенно увеличивается. Однако каждый метод поставки несет в себе свои специфические риски для сторон, и против этих рисков необходимо принять меры предосторожности.

EXW, единственный способ поставки в группе E, является методом поставки с наименьшей ответственностью продавца и часто используется в международной торговле. При таком способе поставки покупатель несет ответственность за все процессы, включая погрузку товара в транспортное средство в месте нахождения продавца и проведение экспортно-выездного таможенного оформления. Выбор перевозчика груза и способа перевозки, а не разделение данных обязанностей между покупателем и продавцом, также является отличительной чертой при методе поставки EXW, что обеспечивает экономию сделки для обеих сторон. Однако, это неподходящий вариант, в случае, когда покупатель не обладает компетенциями по доставке товара из страны продавца, в таком случае предпочтение отдается методам поставки, при которых ответственность за транспортировку распределяется.

При выборе способа поставки EXW следует учитывать технические и юридические трудности, с которыми столкнется покупатель, находящийся в другой стране, при организации погрузки и таможенных формальностей. Эти обязательства для покупателя могут вызвать дополнительные расходы, непредвиденные затруднения, сложности при таможенном оформлении и не могут быть реализованы в случаях, когда лица и компании иностранного происхождения не могут осуществить таможенные процедуры в соответствии с законодательством страны-экспортера. При внешнеторговых сделках, где предпочтительным является метод поставки EXW, экспортер может выполнить таможенные процедуры за счет импортера. Однако это приведет к тому, что экспортер возьмет на себя риски ошибок, которые могут возникнуть во время таможенных формальностей. Аналогичным образом, при этом виде поставки ответственность за погрузку товара на транспортное средство лежит на покупателе, но погрузка товара в месте нахождения продавца покупателем или

его контрактным перевозчиком может создать для продавца риски повреждения товара. По соглашению ответственность за погрузку может быть возложена на продавца. Однако риск повреждения товара и лицо, ответственное за его повреждение, должно быть указано в договоре. Следует отметить, что в тех случаях, когда продавец должен взять на себя обязательства погрузки и таможенные формальности, было бы целесообразнее использовать термин FCA вместо условия EXW.

Метод поставки EXW, который традиционно считается выгодным для продавца в случаях авансирования сделки, может вызвать у последнего трудности с доступом к товаросопроводительному документу, особенно это актуально, когда способом оплаты является аккредитив. Поскольку транспортная компания заключает с покупателем договор перевозки, она обязана предоставить транспортный документ только в соответствии с инструкциями покупателя и на его имя, при этом банк-эмитент может не принять такие товаросопроводительные документы в качестве основания подтверждения исполнения продавцом своих обязанностей по договору. Кроме того, покупатель не обязан доказывать, что товары экспортируются при этом виде поставки, если продавцу для получения возмещения НДС необходимы доказательства экспортной сделки, положения о том, что доказательства будут предоставлены покупателем должны быть включены в договор, чтобы обеспечить защиту от возможных налоговых рисков.

Группа F включает термин FCA, который можно использовать на всех видах транспорта, а также термины FAS и FOB, которые можно использовать только при морских и внутренних водных перевозках.

Термин FCA возлагает на продавца ответственность за обеспечение промежуточной перевозки, если доставка осуществляется в место, отличное от рабочего места продавца, что приводит к принятию дополнительных расходов и рисков. Для того чтобы рассматриваемые затраты и риски были учтены, при использовании термина FCA необходимо указать место, куда будет доставлен товар, что также необходимо для определения места перехода риска. Кроме того, если место поставки не указано покупателем, продавец может определить место, подходящее для него, но не для покупателя, предварительное уточнение места поставки защитит покупателя от этого риска.

Термины FAS и FOB в этой группе не подходят для контейнерных перевозок. Потому что, когда перевозку осуществляет сторонняя транспортная компания, продавец передает товар этому перевозчику, а если он доставляет товар в порт собственным транспортом, то он теряет физический контроль над контейнером после его прибытия на терминал, и продолжает нести риски, до тех пор, пока товар не будет погружен на судно на условиях FOB или не разгружен на портовый склад на условиях FAS. Тот факт, что контейнеры ждут в порту до тех пор, пока судно не подойдет к порту в методе поставки FAS и пока они не будут погружены на судно на условиях FOB, делает груз в контейнерах уязвимыми для таких рисков, как столкновение транспортных средств в порту, пожары на складе, опрокидывание кранов при погрузке, кражи товара, и этими рисками обременен продавец. Поэтому FCA следует отдавать предпочтение в тех случаях, когда контейнер не может быть загружен непосредственно на судно, а будет доставлен перевозчику.

Поскольку продавец не является стороной основного договора перевозки при способах поставки FAS и FOB, расходы по простою, возникающие в результате несвоевременной поставки товара, должен нести покупатель. Чтобы предотвратить возникновение этих расходов или возложить их на продавца, покупатель должен уточнить в договоре купли-продажи, заключаемом с продавцом, когда возникнут расходы по простою и в каких случаях кем они будут покрыты. Опять же, когда дело доходит до этих условий, названия мест и портов должны быть четко указаны, чтобы избежать сюрпризов, возникающих из-за разных предпочтений покупателя и продавца в тех случаях, когда может использоваться более одного порта. Если предпочтение отдается термину FAS, следует указать точный пункт поставки, особенно в крупных портах.

Термины CPT и CIP в группе C, можно использовать во всех видах транспортировки. В свою очередь термины CFR и CIF, можно использовать только на морском и внутреннем водном транспорте. Особенность способов поставки этой группы состоит в том, что основная ответственность за транспортировку из страны продавца в страну покупателя лежит на продавце.

Условия CFR или CIF не подходят для контейнерных перевозок по тем же причинам, что и условия FAS и FOB. Если контейнер невозможно загрузить на судно, и он будет доставлен на терминал, вместо CIF можно использовать CIP, а вместо CFR - CPT. Однако в случае

расчетов по аккредитивам, когда банки требуют коносамент или когда товары предназначены для перепродажи в пути, для получения оборотного транспортного документа следует использовать условия CIF или CFR [5].

Способы поставки CIP и CIF обязывают продавца оформить транспортную страховку. Инкотермс 2020 расширил перечень рисков, которые продавец обязан застраховать по методу поставки CIP, однако объем страхования, предоставляемый в форме поставки CIF, был оставлен без изменений. Продавцы должны учитывать, что более высокие страховые взносы придется платить, если предпочтение отдается методу поставки CIP, который подходит для мультимодальных перевозок и в основном используется для перевозки дорогостоящих товаров. Увеличение расходов на страхование и транспортировку для обоих способов поставки может привести к увеличению налогов, подлежащих уплате в стране покупателя. По этой причине предпочтение должно быть отдано той стороне, которая может получить услугу более экономным способом и заключить договоры на транспортировку и страхование.

Согласно статье B4, при методах поставки CFR и CIF покупатель должен принять поставку, когда товар погружен на судно в порту погрузки и получить его от перевозчика в порту назначения. Во избежание расходов за простой в порту назначения продавец должен сообщить покупателю, что товар прибудет в порт в разумные сроки, и предоставить документы, которые позволят ему получить товар. Поскольку именно покупатель должен забрать товар из порта и провести таможенные процедуры, расходы по простою, которые возникнут в случае несвоевременного получения товара в порту назначения должен нести покупатель.

Для условий группы D тот факт, что пункт поставки находится в стране покупателя, приводит к тому, что продавец берет на себя больше рисков при выполнении обязательства по доставке, а надлежавшая доставка для экспортера требует работы с логистическими компаниями страны покупателя. При использовании условий группы D продавец должен защитить себя, включив в договор купли-продажи условия форс-мажорных обстоятельств, которые могут помешать ему выполнить свои обязательства по поставке.

Когда предпочтительны способы поставки группы D, где основной договор перевозки заключается продавцом, как в группе C, транспортные расходы имеют решающее значение для цены договора, поскольку транспортировка включена в цену. Однако следует учитывать, что изменение стоимости перевозки до наступления срока поставки может представлять риск для продавца.

В условиях DAP или DPU покупатель должен сначала завершить импортные таможенные процедуры, чтобы продавец мог выполнить свои обязательства по доставке в указанный пункт назначения. Если покупатель задерживает эти транзакции, это может привести к задержке поставки и, следовательно, оплаты, но в этом случае покупатель будет нести ответственность за возникающие расходы и риски.

Способ поставки DDP обязывает продавца совершить таможенные процедуры за пределами страны, в которой он учрежден, а в случаях, когда лица и компании иностранного происхождения не могут провести таможенные процедуры в соответствии с законодательством страны-импортера, продавец не может выполнить это обязательство. Этот способ поставки не следует отдавать предпочтение в тех случаях, когда продавец не может получить разрешение на импорт в соответствии с законодательством страны назначения. Кроме того, важно правильно определить тарифный код, который формирует основу для уплаты таможенной пошлины в рамках DDP, и знать, как рассчитывается налоговая база, подлежащая уплате за импортные таможенные процедуры, чтобы избежать неожиданных затрат.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. INCOTERMS. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Демьяненко Е.В., Михайлов С.В., Смоленский М.Б. Правовое регулирование коллизионных правоотношений в международном частном праве. Ростов-на-Дону, 2024.

3. Михайлов С.В. К вопросу о применении антидемпинговых пошлин во внешнеэкономической деятельности // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2020. № 3(40).

4. Международное частное право: учебник / В.Н. Борисов, Н.В. Власова, Н.Г. Доронина и др. М., 2018.

REFERENCES

1. INCOTERMS. Access from the legal system «ConsultantPlus».

2. Demyanenko E.V., Mikhailov S.V., Smolensky M.B. Legal regulation of conflict of laws relations in international private law. Rostov-on-Don, 2024.

3. Mikhailov S.V. On the issue of applying anti-dumping duties in foreign economic activity // Academic Bulletin of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy. 2020. № 3 (40).

4. International private law: textbook / V.N. Borisov, N.V. Vlasova, N.G. Doronina et al. Moscow, 2018.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Михайлов Станислав Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Ростовский филиал Российской таможенной академии. 344002, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденовский, 20.

Шпак Андрей Викторович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Ростовский юридический институт МВД России. 344015, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Mikhailov Stanislav Vladimirovich, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines. Rostov branch of the Russian Customs Academy. 20, Budenovsky Ave., Rostov-on-Don 344002 Russian Federation.

Shpak Andrey Viktorovich, PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines. Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 83, Eremenko St., Rostov-on-Don 344015 Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.