Научная статья на тему 'К вопросу об управлении рисками гостиничнотуристских комплексов в горных рекреациях'

К вопросу об управлении рисками гостиничнотуристских комплексов в горных рекреациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ / ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС / СЕЗОННОСТЬ СПРОСА НА ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ РИСКОВ / СОКРАЩЕНИЕ РИСКОВ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТСКИХ КОМПЛЕКСОВ / RISKS OF THE TOURIST INDUSTRY / A HOTEL-TOURIST COMPLEX / SEASONAL PREVALENCE OF DEMAND FOR HOTEL SERVICES / IDENTIFICATION OF RISKS / REDUCTION OF RISKS OF HOTEL-TOURIST COMPLEXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мигеева О. В.

Важной проблемой развития туристского комплекса Карачаево-Черкесской республики является наличие высоких рисков рекреационного хозяйствования в горах. Исследования, проведенные в работе, показали, что значимым фактором риска гостиничного бизнеса в КЧР является сезонность. В связи с этим среди альтернативных методов управления рисками для гостинично-туристских комплексов в горных рекреациях предложено использовать процедуру сокращения риска, т.е. действия организации, способствующие уменьшению неблагоприятных для нее последствий. Для повышения спроса на услуги гостиничнотуристских комплексов в периоды низкой загрузки необходимы исследования возможностей по оказанию дополнительных услуг, таким образом, маркетинговые исследования выделены в один из этапов в процессе управления рисками гостинично-туристских комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мигеева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question on management of risks of hotel-tourist complexes in mountain recreations

The important problem of development of a tourist complex of Karachaevo-Chircassian republic is presence of high risks of recreational managing in mountains. The researches spent in work, have shown, that a significant risk factor of hotel business in KCR is seasonal prevalence. In this connection, among alternative management methods risks for hotel-tourist complexes in mountain recreations it is offered to use procedure of reduction of risk, i.e. the actions of the organization promoting reduction of adverse consequences for it. Researches of possibilities are necessary for increase of demand for services of hoteltourist complexes during the periods of low loading on rendering of additional services, thus, marketing researches are allocated in one of stages in managerial process by risks of hotel-tourist complexes.

Текст научной работы на тему «К вопросу об управлении рисками гостиничнотуристских комплексов в горных рекреациях»

ном потенциале, административном делении федерального округа, субъекта и т.д.), будут учитываться весовые коэффициенты каждого показателя, полученные на основе факторного анализа благодаря выявлению латентных показателей, а также появится возможность показатели не только ранжировать, но и разбивать субъекты РФ на типы экономического развития с внесением их на интерактивную карту, что позволит наглядно увидеть проблемные регионы и выявить их слабые стороны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Каменецкий М.И., Донцова Л.В., Печатникова С.М. Ипотечное кредитование на рынке жилья (народно-хозяйственный и региональный аспекты). - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006.

УДК 338.48(075)

О.В. Мигеева

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ ГОСТИНИЧНОТУРИСТСКИХ КОМПЛЕКСОВ В ГОРНЫХ РЕКРЕАЦИЯХ

Современный туризм немыслим без развитого гостиничного хозяйства, являющегося во многом ведущим фактором и базой туризма. Гостиничное хозяйство, занимая центральное, ведущее место в индустрии туризма, создает основу для выработки и применения различных систем организации и управления, которые затем распространяются и на другие сопряженные отрасли и сферы деятельности.

Российская Федерация располагает колоссальным природным и культурноисторическим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. При этом состояние туристского и гостиничного бизнеса в России далеко от возможностей, обусловленных наличием богатейших туристских ресурсов. Позитивные тенденции в развитии туристского комплекса России сопряжены с влиянием факторов риска, действие которых в разные периоды различно и проявляется как на макро-, так и микроуровнях. В связи с этим идентификация факторов риска и разработка методов управления риском относятся к числу наиболее важных задач экономического анализа туристской индустрии [1].

В настоящее время многие российские регионы в рамках долгосрочных стратегий развития рассматривают туризм как одно из возможных направлений диверсификации экономики. Желание регионов улучшить собственное социальноэкономическое положение поставило вопрос о поиске новых приоритетов регионального развития, применении системного подхода к стратегическому планированию развития отдельных отраслей, позволяющего повысить эффективность использования ограниченных региональных ресурсов. Известно, что туризм и региональная экономика оказывают друг на друга взаимно обогащающее влияние. Регион выступает в качестве целевого комплексного ресурса для устойчивого функционирования и развития туризма; в свою очередь, туризм, обладая мультипликативным эффектом, способен создать предпосылки для экономического подъема региона путем решения его социально-экономических проблем.

Как и многие другие регионы России (Краснодарский край, Ростовская область, Республика Карелия, Республика Северная Осетия-Алания и др.), Карачае-

во-Черкесская республика (КЧР) обладает значительным культурным, историческим и природным потенциалом, способным стать мощным ресурсом для развития внутреннего и въездного туризма. Горная часть Карачаево-Черкесии является сложной производной природных условий региона, которые тесно связаны с геологическим строением, с современными геоморфологическими процессами, оледенением, разнообразием растительного и животного мира и климатом. Разнообразие природно-ландшафтных объектов, концентрация памятников культурно-исторического наследия, уровень развития отдельных территорий республики позволяют позиционировать КЧР как регион, имеющий все предпосылки для эффективного развития туристской отрасли.

Несмотря на то, что туристские возможности республики достаточно велики, туризм в общей структуре хозяйства, экономики и социальной жизни остается востребованным не в полной мере. Этот важный сектор экономики, являющийся одной из высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, до сих пор не оказывает необходимого влияния на развитие республики как по качественным, так и по количественным характеристикам. Недостаточному уровню развития туризма в КЧР способствует целый ряд специфичных для республики причин, в том числе, отсутствие узнаваемого брэнда Карачаево-Черкесии как уникальной этнографической горной республики с современной индустрией гостеприимства, благоприятной для отдыха и путешествий. В республике практически отсутствует механизм совместной и согласованной работы субъектов республиканского туристского комплекса, представляющих туризм в виде отрасли регионального хозяйства.

На местном уровне в отдельных подсистемах республиканского туристского комплекса существуют разнообразные проблемы. Так, в подсистеме первичной мотивации прибытий (природных особенностей, культурных и исторических достопримечательностей, специально созданных для привлечения туристов объектов и структур и т.д.) можно отметить недостаточную изученность туристских ресурсов, недостаточно полный комплекс мероприятий по восстановлению и поддержанию в достойном состоянии культурно-исторических памятников, неразвитость индустрии развлечений в туристской сфере.

В подсистеме обеспечения пребывания (транспортного обслуживания, питания, гостиничного обслуживания, отдыха и развлечений, розничной торговли, услуг гидов и т.д.) обращает на себя внимание недостаточное развитие инфраструктуры туризма: низкая транспортная доступность туристских центров республики, отсутствие или низкая комфортность средств размещения, отсутствие оборудованных туристских маршрутов, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы туризма, дефицит гостиниц с современным уровнем комфорта и обслуживания, непрофессиональный подход гидов и экскурсоводов к подаче экскурсионного материала ввиду отсутствия системы контроля за качеством работы сотрудников экскурсионных бюро и другие проблемы.

Важнейшей проблемой в туристской индустрии КЧР является наличие высоких рисков рекреационного хозяйствования в горах. Как и на все предприятия туристской индустрии, на гостинично-туристские комплексы КЧР оказывают влияние риски, которые с определенной долей условности можно отнести к универсальным, воздействующим на любой хозяйствующий субъект независимо от его отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы - финансовые, инвестиционные, кадровые, инфляционные и другие риски. Кроме этого, существуют и специфические риски туристской индустрии, связанные с особенностями активного отдыха в горах.

В данной работе под гостинично-туристским комплексом понимается имущественный комплекс (совокупность зданий/ здание/ часть здания, сооружения,

оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг по размещению и удовлетворению разнообразных социальных рекреационных потребностей туристов. Такое определение позволяет исследовать как одно целое собственно коллективное средство размещения и объединенные с ним пункты питания, медицинские учреждения, пункты проката спортивного инвентаря, оборудованные горнолыжные трассы различной степени сложности с подъемниками и канатными дорогами и т.д. Отметим, что в специализированной литературе и нормативно-правовых документах туристский и гостинично-туристский комплексы [4] рассматриваются чаще не на микро-, а на макроуровне, в региональном и государственном масштабе, что делает актуальным исследование деятельности гостинично-туристских комплексов как туристских объектов.

Проведенные в данной работе исследования показывают, что важнейшим фактором риска гостиничного бизнеса в горных рекреациях Карачаево-Черкесии является сезонность. Зависимость показателей экономической эффективности гостиничного бизнеса в горах от сезонности не является особенностью в туристской индустрии. Сезонность отражается и на деятельности морских курортов, в связи с чем многие гостинично-туристские комплексы на морских побережьях предпринимают попытки расширить рамки сезона за счет развития дополнительных направлений деятельности (разрабатываются дифференцированные 8РЛ-программы, вводятся различные оздоровительные и медицинские услуги, предложения по организации делового туризма и т.д.).

Необходимо отметить, что гостинично-туристские комплексы в Карачаево-Черкесии находятся даже в более выгодном положении, чем в других регионах, где «короткий сезон» и «длинный несезон» являются тормозом для успешного развития туристического бизнеса (Прибайкалье, побережье Азовского моря и др.). Это обусловлено разнообразием естественных ресурсов КЧР, благоприятных для альпинизма и горнолыжного отдыха (горные вершины), лечебного туризма (минеральные источники), культурного и познавательного туризма (экскурсионные объекты) и т.д. Однако богатый природный и культурно-исторический потенциал не снижает актуальности проблемы анализа и управления рисками гостинично-туристских комплексов, связанных с сезонным характером предоставляемых услуг.

Известно, что процесс управления рисками любой организации является сложной многоуровневой процедурой, состоящей из ряда этапов, основными из которых являются идентификация и анализ риска, анализ альтернативных методов управления риском, выбор методов управления риском и их исполнение, мониторинг результатов и совершенствование системы управления рисками. Рассмотрим некоторые особенности данного процесса применительно к гостинично-туристским комплексам в горных рекреациях.

Ключевым аспектом при идентификации и анализе риска является внутренняя и внешняя информация, так как ее наличие позволяет в дальнейшем принимать правильные решения в условиях риска и неопределенности. Объем и содержание необходимой информации зависят от конкретных условий, но они должны определяться рядом принципов - полезности, доступности, достоверности, экономической эффективности, т.е. стоимости получения информации для управления риском [5. С. 72].

Для анализа рисков, связанных с сезонностью гостиничного бизнеса, первичной является внутренняя информация, т.е. прошлая статистика по соответствующему объекту. К ней относится статистическая отчетность, бухгалтерская отчетность, внутренняя статистика, данные по ранее проведенным исследованиям, данные договоров, жалобы и рекламации потребителей, акты ревизий, справки, отчеты и т.д. Подобные данные учитывают специфические особенности функционирования и

развития изучаемого объекта, включая те, которые важны для анализа рисков (климатические и географические условия, конъюнктура туристического рынка, специфика управления и т.п.), в связи с чем сбор и обработка такого рода информации является чрезвычайно важным аспектом эффективного управления риском.

Однако в связи с недостатками информации, получаемой из внутренних источников, вызванных возможным изменением тенденций, ограниченностью объема информации, искажением наблюдаемых данных, внутренние источники должны быть дополнены сведениями из внешних источников, не связанных с деятельностью конкретного гостинично-туристского комплекса. Для этой цели целесообразно использовать в том числе внешнюю маркетинговую информацию туристической индустрии [6. С. 41-42].

Среди альтернативных методов управления рисками (уклонение, сокращение, передача рисков и т.д) для гостинично-туристских комплексов в горных рекреациях целесообразно использовать процедуру сокращения риска, т.е. действия организации, способствующие уменьшению неблагоприятных для нее последствий. Для повышения спроса на услуги гостинично-туристских комплексов в периоды низкой загрузки необходимо исследовать возможности по оказанию дополнительных услуг. В связи с этим важным этапом в процессе управления рисками гостинично-туристских комплексов является проведение маркетинговых исследований для выявления возможностей наиболее полного удовлетворения потребностей туристов, а также определения рационального способа организации гостиничного бизнеса, позволяющего учитывать выявленные или скрытые потребности в туристских услугах.

Управление гостинично-туристским комплексом на основе анализа и прогнозирования рисков позволит привлекать в туристскую индустрию КЧР необходимые дополнительные инвестиционные ресурсы. Известно, что инвестиционные проекты гостиничной индустрии - будущий источник стабильной прибыли, особенно если проектные комплексы будут изначально ориентированы не только на традиционные гостиничные услуги, но и на культурно-развлекательные, офисные, медицинские, спортивного характера и другие, в том числе и местному населению [7]. Таким образом, основой для бизнес-концепции гостинично-туристских комплексов должны стать стратегические маркетинговые исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Овчаров А. Туристический комплекс в России: тенденции и риски // Вопросы экономики. - 2008. - № 1. - С. 109-120.

2. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма: учебник. - М.: КНОРУС, 2008.

3. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 мая 2005 г. №1455-П «О проекте закона Краснодарского края «О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края».

4. Постановление Правительства Москвы от 28 мая 1996 г. № 449 «О программе развития гостинично-туристского комплекса г. Москвы».

5. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2008.

6. Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.

7. Умнов А. Инвесторы приглядываются к регионам // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2006, № 2. - С. 46-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.