ном потенциале, административном делении федерального округа, субъекта и т.д.), будут учитываться весовые коэффициенты каждого показателя, полученные на основе факторного анализа благодаря выявлению латентных показателей, а также появится возможность показатели не только ранжировать, но и разбивать субъекты РФ на типы экономического развития с внесением их на интерактивную карту, что позволит наглядно увидеть проблемные регионы и выявить их слабые стороны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Каменецкий М.И., Донцова Л.В., Печатникова С.М. Ипотечное кредитование на рынке жилья (народно-хозяйственный и региональный аспекты). - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006.
УДК 338.48(075)
О.В. Мигеева
К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ ГОСТИНИЧНОТУРИСТСКИХ КОМПЛЕКСОВ В ГОРНЫХ РЕКРЕАЦИЯХ
Современный туризм немыслим без развитого гостиничного хозяйства, являющегося во многом ведущим фактором и базой туризма. Гостиничное хозяйство, занимая центральное, ведущее место в индустрии туризма, создает основу для выработки и применения различных систем организации и управления, которые затем распространяются и на другие сопряженные отрасли и сферы деятельности.
Российская Федерация располагает колоссальным природным и культурноисторическим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. При этом состояние туристского и гостиничного бизнеса в России далеко от возможностей, обусловленных наличием богатейших туристских ресурсов. Позитивные тенденции в развитии туристского комплекса России сопряжены с влиянием факторов риска, действие которых в разные периоды различно и проявляется как на макро-, так и микроуровнях. В связи с этим идентификация факторов риска и разработка методов управления риском относятся к числу наиболее важных задач экономического анализа туристской индустрии [1].
В настоящее время многие российские регионы в рамках долгосрочных стратегий развития рассматривают туризм как одно из возможных направлений диверсификации экономики. Желание регионов улучшить собственное социальноэкономическое положение поставило вопрос о поиске новых приоритетов регионального развития, применении системного подхода к стратегическому планированию развития отдельных отраслей, позволяющего повысить эффективность использования ограниченных региональных ресурсов. Известно, что туризм и региональная экономика оказывают друг на друга взаимно обогащающее влияние. Регион выступает в качестве целевого комплексного ресурса для устойчивого функционирования и развития туризма; в свою очередь, туризм, обладая мультипликативным эффектом, способен создать предпосылки для экономического подъема региона путем решения его социально-экономических проблем.
Как и многие другие регионы России (Краснодарский край, Ростовская область, Республика Карелия, Республика Северная Осетия-Алания и др.), Карачае-
во-Черкесская республика (КЧР) обладает значительным культурным, историческим и природным потенциалом, способным стать мощным ресурсом для развития внутреннего и въездного туризма. Горная часть Карачаево-Черкесии является сложной производной природных условий региона, которые тесно связаны с геологическим строением, с современными геоморфологическими процессами, оледенением, разнообразием растительного и животного мира и климатом. Разнообразие природно-ландшафтных объектов, концентрация памятников культурно-исторического наследия, уровень развития отдельных территорий республики позволяют позиционировать КЧР как регион, имеющий все предпосылки для эффективного развития туристской отрасли.
Несмотря на то, что туристские возможности республики достаточно велики, туризм в общей структуре хозяйства, экономики и социальной жизни остается востребованным не в полной мере. Этот важный сектор экономики, являющийся одной из высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, до сих пор не оказывает необходимого влияния на развитие республики как по качественным, так и по количественным характеристикам. Недостаточному уровню развития туризма в КЧР способствует целый ряд специфичных для республики причин, в том числе, отсутствие узнаваемого брэнда Карачаево-Черкесии как уникальной этнографической горной республики с современной индустрией гостеприимства, благоприятной для отдыха и путешествий. В республике практически отсутствует механизм совместной и согласованной работы субъектов республиканского туристского комплекса, представляющих туризм в виде отрасли регионального хозяйства.
На местном уровне в отдельных подсистемах республиканского туристского комплекса существуют разнообразные проблемы. Так, в подсистеме первичной мотивации прибытий (природных особенностей, культурных и исторических достопримечательностей, специально созданных для привлечения туристов объектов и структур и т.д.) можно отметить недостаточную изученность туристских ресурсов, недостаточно полный комплекс мероприятий по восстановлению и поддержанию в достойном состоянии культурно-исторических памятников, неразвитость индустрии развлечений в туристской сфере.
В подсистеме обеспечения пребывания (транспортного обслуживания, питания, гостиничного обслуживания, отдыха и развлечений, розничной торговли, услуг гидов и т.д.) обращает на себя внимание недостаточное развитие инфраструктуры туризма: низкая транспортная доступность туристских центров республики, отсутствие или низкая комфортность средств размещения, отсутствие оборудованных туристских маршрутов, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы туризма, дефицит гостиниц с современным уровнем комфорта и обслуживания, непрофессиональный подход гидов и экскурсоводов к подаче экскурсионного материала ввиду отсутствия системы контроля за качеством работы сотрудников экскурсионных бюро и другие проблемы.
Важнейшей проблемой в туристской индустрии КЧР является наличие высоких рисков рекреационного хозяйствования в горах. Как и на все предприятия туристской индустрии, на гостинично-туристские комплексы КЧР оказывают влияние риски, которые с определенной долей условности можно отнести к универсальным, воздействующим на любой хозяйствующий субъект независимо от его отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы - финансовые, инвестиционные, кадровые, инфляционные и другие риски. Кроме этого, существуют и специфические риски туристской индустрии, связанные с особенностями активного отдыха в горах.
В данной работе под гостинично-туристским комплексом понимается имущественный комплекс (совокупность зданий/ здание/ часть здания, сооружения,
оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг по размещению и удовлетворению разнообразных социальных рекреационных потребностей туристов. Такое определение позволяет исследовать как одно целое собственно коллективное средство размещения и объединенные с ним пункты питания, медицинские учреждения, пункты проката спортивного инвентаря, оборудованные горнолыжные трассы различной степени сложности с подъемниками и канатными дорогами и т.д. Отметим, что в специализированной литературе и нормативно-правовых документах туристский и гостинично-туристский комплексы [4] рассматриваются чаще не на микро-, а на макроуровне, в региональном и государственном масштабе, что делает актуальным исследование деятельности гостинично-туристских комплексов как туристских объектов.
Проведенные в данной работе исследования показывают, что важнейшим фактором риска гостиничного бизнеса в горных рекреациях Карачаево-Черкесии является сезонность. Зависимость показателей экономической эффективности гостиничного бизнеса в горах от сезонности не является особенностью в туристской индустрии. Сезонность отражается и на деятельности морских курортов, в связи с чем многие гостинично-туристские комплексы на морских побережьях предпринимают попытки расширить рамки сезона за счет развития дополнительных направлений деятельности (разрабатываются дифференцированные 8РЛ-программы, вводятся различные оздоровительные и медицинские услуги, предложения по организации делового туризма и т.д.).
Необходимо отметить, что гостинично-туристские комплексы в Карачаево-Черкесии находятся даже в более выгодном положении, чем в других регионах, где «короткий сезон» и «длинный несезон» являются тормозом для успешного развития туристического бизнеса (Прибайкалье, побережье Азовского моря и др.). Это обусловлено разнообразием естественных ресурсов КЧР, благоприятных для альпинизма и горнолыжного отдыха (горные вершины), лечебного туризма (минеральные источники), культурного и познавательного туризма (экскурсионные объекты) и т.д. Однако богатый природный и культурно-исторический потенциал не снижает актуальности проблемы анализа и управления рисками гостинично-туристских комплексов, связанных с сезонным характером предоставляемых услуг.
Известно, что процесс управления рисками любой организации является сложной многоуровневой процедурой, состоящей из ряда этапов, основными из которых являются идентификация и анализ риска, анализ альтернативных методов управления риском, выбор методов управления риском и их исполнение, мониторинг результатов и совершенствование системы управления рисками. Рассмотрим некоторые особенности данного процесса применительно к гостинично-туристским комплексам в горных рекреациях.
Ключевым аспектом при идентификации и анализе риска является внутренняя и внешняя информация, так как ее наличие позволяет в дальнейшем принимать правильные решения в условиях риска и неопределенности. Объем и содержание необходимой информации зависят от конкретных условий, но они должны определяться рядом принципов - полезности, доступности, достоверности, экономической эффективности, т.е. стоимости получения информации для управления риском [5. С. 72].
Для анализа рисков, связанных с сезонностью гостиничного бизнеса, первичной является внутренняя информация, т.е. прошлая статистика по соответствующему объекту. К ней относится статистическая отчетность, бухгалтерская отчетность, внутренняя статистика, данные по ранее проведенным исследованиям, данные договоров, жалобы и рекламации потребителей, акты ревизий, справки, отчеты и т.д. Подобные данные учитывают специфические особенности функционирования и
развития изучаемого объекта, включая те, которые важны для анализа рисков (климатические и географические условия, конъюнктура туристического рынка, специфика управления и т.п.), в связи с чем сбор и обработка такого рода информации является чрезвычайно важным аспектом эффективного управления риском.
Однако в связи с недостатками информации, получаемой из внутренних источников, вызванных возможным изменением тенденций, ограниченностью объема информации, искажением наблюдаемых данных, внутренние источники должны быть дополнены сведениями из внешних источников, не связанных с деятельностью конкретного гостинично-туристского комплекса. Для этой цели целесообразно использовать в том числе внешнюю маркетинговую информацию туристической индустрии [6. С. 41-42].
Среди альтернативных методов управления рисками (уклонение, сокращение, передача рисков и т.д) для гостинично-туристских комплексов в горных рекреациях целесообразно использовать процедуру сокращения риска, т.е. действия организации, способствующие уменьшению неблагоприятных для нее последствий. Для повышения спроса на услуги гостинично-туристских комплексов в периоды низкой загрузки необходимо исследовать возможности по оказанию дополнительных услуг. В связи с этим важным этапом в процессе управления рисками гостинично-туристских комплексов является проведение маркетинговых исследований для выявления возможностей наиболее полного удовлетворения потребностей туристов, а также определения рационального способа организации гостиничного бизнеса, позволяющего учитывать выявленные или скрытые потребности в туристских услугах.
Управление гостинично-туристским комплексом на основе анализа и прогнозирования рисков позволит привлекать в туристскую индустрию КЧР необходимые дополнительные инвестиционные ресурсы. Известно, что инвестиционные проекты гостиничной индустрии - будущий источник стабильной прибыли, особенно если проектные комплексы будут изначально ориентированы не только на традиционные гостиничные услуги, но и на культурно-развлекательные, офисные, медицинские, спортивного характера и другие, в том числе и местному населению [7]. Таким образом, основой для бизнес-концепции гостинично-туристских комплексов должны стать стратегические маркетинговые исследования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Овчаров А. Туристический комплекс в России: тенденции и риски // Вопросы экономики. - 2008. - № 1. - С. 109-120.
2. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма: учебник. - М.: КНОРУС, 2008.
3. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 мая 2005 г. №1455-П «О проекте закона Краснодарского края «О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края».
4. Постановление Правительства Москвы от 28 мая 1996 г. № 449 «О программе развития гостинично-туристского комплекса г. Москвы».
5. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2008.
6. Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.
7. Умнов А. Инвесторы приглядываются к регионам // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2006, № 2. - С. 46-48.