ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ,
КРЕДИТ
УДК 658.14:656.22 с.С. Барулин
К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Статья посвящена особенностям управления финансовыми потоками в железнодорожном транспорте, включая вопросы классификации финансовых потоков холдинга ОАО «РЖД», движения денежных средств железной дороги на основе расчетов с использованием Единых лицевых счетов, сводного бюджетирования и управления налоговыми потоками.
Ключевые слова: финансовые потоки, Единый лицевой счет, корпоративное бюджетирование, налоговый бюджет организации, минимизация налогов, оптимизация налогов.
S.S. Barulin
FINANCIAL FLOW MANAGEMENT OF RAILWAY TRANSPORT ENTERPRISES
The article focuses on specific features of financial flow management of railway transport enterprises in general as well as financial flows classification of PLC "RZD" holding, money movement and transactions in unified personal accounts, consolidation budgeting and tax flows management.
The key words: financial flows, unified personal account, corporate budgeting, tax budgeting, tax minimization, tax optimization.
Для целей управления обычно выделяют входящие и исходящие финансовые потоки коммерческой организации . Однако для организаций холдингового типа, которой является ОАО «РЖД» (ведущая компания железнодорожного транспорта и не только в России), следует также выделять и внутренние (внутрихолдинговые) финансовые потоки, отражающие движение денежных средств между компанией (холдингом в целом) и ее филиалами (железными дорогами, функциональными филиалами, являющимися дочерними и зависимыми организациями). Таким образом, финансовые потоки внутри ОАО «РЖД» можно сгруппировать по следующим направлениям.
Входящие финансовые потоки:
1) денежные потоки по текущей деятельности:
- средства, полученные от покупателей и заказчиков в виде выручки от перевозов грузов и пассажиров, от прочей деятельности;
- ассигнования из бюджетной системы;
- прочие доходы;
2) денежные потоки по инвестиционной деятельности:
- выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов;
- выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений;
3) денежные потоки от финансовой деятельности:
- поступления от эмиссии акций или иных долевых бумаг;
- поступления от займов и кредитов.
Внутренние финансовые потоки:
- денежные средства, полученные от реализации и направленные на оплату товаров, работ, услуг внутри холдинга;
- внутрихолдинговое перераспределение финансовых ресурсов, в том числе прибыли;
- отчисления в резервы, в том числе централизованные;
- остатки денежных средств на счетах.
Исходящие финансовые потоки:
1) денежные потоки по текущей деятельности:
- денежные средства, направляемые на оплату приобретенных товаров, работ, услуг;
- оплата труда работников;
- выплата дивидендов, процентов;
- уплата налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему;
- денежные средства, направляемые на прочие расходы;
2) денежные потоки по инвестиционной деятельности:
- приобретение дочерних организаций;
- приобретение объектов основных средств, нематериальных активов и доходные вложения в материальные ценности;
- приобретение ценных бумаг и финансовых вложений;
- займы, предоставленные другим организациям;
3) денежные потоки по финансовой деятельности:
- погашения займов и кредитов (без процентов);
- погашение обязательств по финансовой аренде.
В конце 2007 г в ОАО «РЖД» началась реализация
проекта по внедрению Системы введения Единого лицевого счета (ЕЛС) и Единого классификатора автоматизированной системы фирменных расчетов (ЕК АСФР). Целями ЕЛС являются: 1) объединение информации о финансовых потоках денежных поступлений от грузо-операторов; 2) обеспечение качественного обслуживания клиентов ОАО «РЖД»; 3) организация консолидированного учета расчетов с клиентами подразделений Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). Автоматизированное ведение учетного регистра ЕЛС плательщиков в режиме реального времени по каждому клиенту позволяет отслеживать потоки денежных средств, поступивших в счет оплаты оказанных клиентам услуг, операции по начислению провозных и иных платежей, оперативно определять сальдо по расчетам с клиентами. При этом заключается только один договор с ОАО «РЖД» в выбранном пункте ведения единого счета (в одной из 17 железных дорог, с одним из подразделений ЦФТО).
Нам представляется, что надо продолжить работу по дальнейшему расширению практики ведения расчетов с использованием ЕЛС плательщиков. В дополнение к уже открытым Единым счетам экспедиторским организациям по расчетам за грузовые перевозки целесообразно организовать на аналогичных условиях через ЕЛС для постоянных клиентов расчеты и оплату: погрузочных работ, если они не оплачиваются экспедиторскими организациями; провозных платежей по перевозке почтовых грузов; проездных документов за групповые перевозки пассажиров, закупаемых организациями и органами власти. С учетом вышесказанного основные финансовые потоки железной дороги можно представить следующим образом (рис. 1).
Наиболее развитой формой управления (планирования, оптимизации, координации и контроля) финансовыми потоками является бюджетирование. Организации железнодорожного транспорта также разрабатывают сводный бюджет, который включает в себя систему частных бюджетов конкретизирующих показатели сводного бюджета. Опираясь на действующую практику бюджетирования в ОАО «РЖД» и видение этой проблемы рядом экономистов (в их числе В.И. Самаруха, М.А. Мальсагов), общую схему бюджетирования с уче-
том авторских дополнений можно представить следующим образом (рис. 2).
В доходной части сводного бюджета отражаются выручка от реализации железнодорожных услуг, товаров и работ, доходы от внереализационной деятельности, остатки средств на счетах, ассигнования из бюджета, заемные средства. В его расходной части находят отражение налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, оплата труда, амортизация, закупки материалов, топлива, электроэнергии и других материально-производственных запасов, выплаты по кредитам и займам, прочие расходы.
Относительно самостоятельное значение имеют бюджеты филиалов, бюджет капитальных вложений и программа долгосрочных заимствований. Налоговый бюджет также имеет особую значимость, однако сейчас ему не уделя -ется должного внимания, оно сводится к формальному планированию налоговых платежей. Мы считаем, что корпоративное налоговое бюджетирование должно преследовать цели полноценного управления (организации, планирования, регулирования и контроля) налоговыми потоками: налоговыми доходами организации (в виде экономии на налоговых платежах) и ее налоговыми расходами (налоговыми платежами, подлежащими уплате в бюджетную систему). Ввиду недостаточной разработанности этой проблемы остановимся на ней более подробно.
Корпоративное налоговое бюджетирование непосредственно связано с корпоративным налоговым менеджментом, принимающим форму минимизации или оптимизации налоговых платежей налогоплательщиком. В теории и практике налогового менеджмента принято правило, согласно которому при налоговой нагрузке на предприятие в размере до 15% нет необходимости минимизировать (оптимизировать) налоговые по -токи, так как затраты на осуществление этого процесса превысят эффект (экономию на налогах); при более высокой налоговой нагрузке целесообразно внедрение отдельных элементов или полноценной системы налогового менеджмента (чем выше налоговое бремя, тем выше эффективность принимаемых налоговых решений). Если налоговая нагрузка находится в пределах от 15% до 30%, то целесообразно применять методы минимизации налоговых платежей, а если нагрузка превышает 30%, то необходимо разрабатывать и внедрять на предприятии систему оптимизации налогов.
Попытаемся применить это правило к ОАО «РЖД», используя авторский расчет налоговой нагрузки, представленный в таблице.
Расчет налоговой нагрузки на ОАО «РЖД» за 2006 - 2008 гг., млрд руб.
Годы НП ВВ с НДС МЗ ДС НН на ВВ НН на ДС
2006 180,6 968,2 279,3 688,9 1 8,7% 26,2%
2007 179,2 1158,1 328,4 829,7 1 5,4% 21,6%
2008 184,5 1333,6 359,5 974,1 1 3,8% 18,9%
Примечание: НП - все уплаченные налоги и другие обязательные платежи в бюджетную систему; ВВ с НДС - валовая выручка (сумма доходов от перевозок грузов и пассажиров, доходы от прочей деятельности, прочие доходы) с налогом на добавленную стоимость; МЗ - материальные и приравненные к ним затраты; ДС - добавленная стоимость (гр. 3 - гр.4); НН на ВВ - налоговая нагрузка на валовую выручку (гр.2: гр.3 х 100%); НН на ДС - налоговая нагрузка на добавленную стоимость (гр .2: гр.5 х 100%).
Отделения железной дороги (ОЖД)
Бюджетная система (бюджеты и внебюджетные фонды)
Управление железной дороги (УЖД) ОАО «РЖД»
Поставщики
Клиенты, не заключившие договоры с ЦФТО на открытие ЕЛС ч_У
Обособленные под разделе ния ОЖД
Единые лицевые счета плательщиков в ЕКАСУФР
9
I
Клиенты по грузовым перевозк ам
Клиенты по пассажирским групповым перевозкам
Подразделение ЦФТО ОАО «РЖД»
10
Клиенты по перевозкам почтовых грузов
Клиенты по погрузочным работам
4
3
5
6
Рис. 1. Основные финансовые потоки железной дороги с использованием при расчетах Единых лицевых счетов
клиентов ОАО «РЖД»:
1 - уплата налогов и других обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды железной дорогой (как филиала ОАО «РЖД») и отделениями железной дороги (как представителями железной дороги на местах); финансирование из региональных бюджетов убытков в пригородном сообщении и из внебюджетных фондов расходов на социальные нужды; 2 - выплата заработной платы, премий и социальные выплаты; 3 - установление плановых и нормативных показателей перевозочной деятельности; выделение имущества в оперативное управление, поставка материально-производственных запасов, оплаченных в централизованном порядке; финансирование расходов на выполненный объем работ и услуг, финансирование внутренних инвестиций; 4 - перечисление в УЖД части доходных поступлений, капитализация отраслевых резервов; 5 - установление плановых показателей работы, выделение имущества в оперативное управление, поставка материально-производственных запасов, оплаченных в централизованном порядке, финансирование текущих расходов; перечисление в ОЖД части доходных поступлений; 6 - поставка и оплата материально-производственных запасов, оплачиваемых ОЖД и их подразделениями самостоятельно; 7 - оплата клиентами перевозок, других работ и услуг через Единые лицевые счета (ЕЛС) плательщиков, заключивших договора с ЦФТО, и клиентами, не заключившими такие договора, а также возмещение железной дорогой (ОЖД и УЖД) клиентам потерь от несохранения грузов; 8 - открытие и ведение железной дорогой ЕЛС; оплата перевозок, работ, услуг; 9,10 - заключение договоров между подразделениями ЦФТО ОАО «РЖД» и клиентами на организацию расчетов через ЕЛС; оплата перевозок, работ, услуг
Более точно уровень налоговой нагрузки отражает показатель отношения налоговых платежей к добавленной стоимости, так как именно последняя является источником уплаты всех налогов (материальные затраты в составе выручки таким источником быть не могут ). Учитывая результаты наших расчетов и названные ранее критерии принятия решения о способах управления налоговыми потоками, можно сделать вывод об экономической целесообразности проведения ОАО «РЖД» политики минимизации налоговых платежей. В этой связи для названной компании и других организаций железнодорожного транспорта, находящихся в аналогичной налоговой ситуации, можно предложить следующий алгоритм действий по осуществлению процесса минимизации налоговых платежей:
1) разработка нескольких вариантов при различных условиях налогообложения (с учетом и без учета налоговых льгот, необлагаемых межфилиальных оборотов и т.д.) суммарных налоговых расходов (сумм налоговых платежей) и суммарного базового показателя (сумм добавленной стоимости по грузовым, пассажирским перевозкам, прочей деятельности и прочих доходов);
2) расчет и сравнение уровней налоговой нагрузки при различных вариантах налоговых расходов и суммарных доходов (добавленной стоимости);
3) выбор лучшего варианта налоговых расходов по критериям минимального уровня налоговой нагрузки и допустимого уровня налогового риска (риска наступления ответственности за налоговые правонарушения, влекущие за собой штрафные санкции вплоть до поте-
Рис. 2. Общая схема бюджетирования в ОАО «РЖД»
ри платежеспособности); уровень налогового риска можно определить путем соотношения сумм возможных штрафов с суммами возможной экономии на налоговых платежах в случае допущения налоговых правонарушений;
4) подготовка условий и реализация выбранного варианта минимизации налогов, параметры которого дол -жны найти отражение в налоговом бюджете.
В случае превышения в перспективе налоговой нагрузки на добавленную стоимость организаций желез-нодородного транспорта уровня 30% целесообразно разработать и внедрить механизм оптимизации налоговых платежей, основанный на принципиально иных подходах к налоговому бюджетированию, ориентиро -ванных на максимизацию налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) и на ее эффективное использование. При этом процесс оптимизации налогов должен включать в себя следующие этапы:
1) расчет и оценка показателей экономического и финансового состояния организации;
2) расчет целевых показателей развития организации и оценка состояния (достаточности) управленческой инфраструктуры;
3) определение условий налогового выбора;
4) определения перечня и группировка налоговых и иных связанных с ними решений;
5) проведение многовариантной комплексной оценки влияния принятых в качестве основных налоговых и иных решений на доходы, расходы и финансовое состояние организации;
6) утверждение типовых и индивидуальных налоговых и финансовых решений с учетом критерия максимума налоговой прибыли при допустимой степени налогового риска; разработка и утверждение на их основе бюджета оптимизации налоговых платежей;
7) исполнение бюджета оптимизации налогов и принятие решений по эффективному использованию налоговой прибыли (недопущению налогового убытка).
При оптимизации налогов возникает необходимость управлять налоговыми доходами и налоговым резуль-
татом (налоговой прибылью или убытком), а налоговые расходы по своему содержанию отличаются от аналогичного понятия при налоговом планировании (минимизации налогов). В этом случае к налоговым расходам относятся расходы, связанные с осуществлением процесса оптимизации налогов организацей. Упрощенная схема оптимизации налоговых платежей, рекомендуемая организациям железнодорожного транспорта (при условии превышения их налоговой нагрузки уровня 30% к добавленной стоимости), представлена ниже.
I. Налоговые доходы, в том числе:
1) экономия за счет уменьшения налоговых обязательств в связи с изменением налогового законодательства;
2) экономия на налогах в результате проведения организационно-производственных, экономических и финансовых мероприятий, влияющих на объекты налогообложения;
3) экономия за счет использования налоговых льгот, предусмотренных российским законодательством;
4) экономия за счет использования налоговых льгот и преференций, предусмотренных законодательством других стран (при международных перевозках и прочей деятельности на территории других стран);
5) экономия за счет уменьшения сумм штрафных налоговых санкций, пени и налоговых доначислений;
6) экономия, обеспечиваемая за счет использования механизма трансфертного ценообразования, иных способов уменьшения налоговых обязательств некриминального характера;
7) прочие налоговые доходы от улучшения организации и оптимизации налогообложения.
Итого налоговых доходов по разделу I.
II. Налоговые расходы, в том числе:
1) расходы, связанные с приобретением технических средств и материальных ценностей для обеспечения процесса оптимизации налогов;
2) расходы на оплату труда работников, осуществляющих деятельность по оптимизации налогов;
3) расходы на оплату труда работников внутрифирменного (внутрихозяйственного) налогового контроля;
4) штрафы, пени и доначисления налоговых платежей, которые могут быть начислены в случае сознательного нарушения российского и зарубежного законодательства, применения трансфертного ценообразования и иных способов уменьшения налоговых обязательств некриминального характера;
5) прочие организационные расходы, связанные с обслуживанием процесса оптимизации налоговых платежей;
6) недополученная экономия в связи с неиспользованием права на налоговые льготы и преференции, предусмотренные российским и зарубежным законодательством;
7) прочие налоговые расходы, связанные с организацией процесса оптимизации налогов.
Итого расходов за счет налоговой прибыли по разделу II.
III. Налоговая прибыль (положительная разница между итогами разделов I и II), всего.
В том числе:
1) направленная на капитальные вложения в развитие производства конкретных объектов железнодорожной инфраструктуры;
2) направленная на капитальные вложения в развитие железнодорожной инфраструктуры;
3) прочие инвестиционные расходы;
4) расходы, связанные с материальным стимулированием работников налогового менеджмента;
5) прочие расходы, связанные с совершенствованием организации налогового менеджмента.
Итого расходов за счет налоговой прибыли по разделу III.
IV. Налоговый убыток (отрицательная разница между итогами разделов I и II), всего.
В том числе источники покрытия:
1) резервный капитал;
2) нераспределенная прибыль.
Таким образом, при оптимизации налогов организациями необходимо обязательное соблюдение
двух принципов (требований). Во-первых, налоговая прибыль не должна быть «проедена» (направлена на выплату дивидендов или оплату труда управленцев, на связанных с налоговым менеджментом, и подобные расходы), а должна быть эффективно использована на развитие организации или стимулирование соответствующих работников; в противном случае теряется смысл оптимизации. Во-вторых, при получении налогового убытка необходимо либо признать оптимизацию налогов неэффективной и не проводить ее в дальнейшем, либо пересмотреть состав и структуру налоговых доходов и (или) сократить налоговые расходы.
1. Барулин С.В. Финансы: учебник. М.: Кнорус, 2010.
2. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент. М.: Омега - Л, 2008.
3. Самаруха В.И., Мальсагов М.А. Управление финансово-экономическим механизмом железнодорожного транспорта. Иркутск: БГУЭП, 2006.
4. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2004.
УДК 336.64 В. С. Горбунов
ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО РИСКА НА УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
В статье рассматривается взаимосвязь понятий «риск» и «неопределенность», дается определение финансового риска, а также сравнительная характеристика потерь, расходов и дополнительной прибыли.
Ключевые слова: финансовый риск, неопределенность, потери, расходы, дополнительная прибыль.
МБ. йогЬипоу
FINANCIAL RISK INFLUENCE ON MANAGERIAL DECISIONS
The article examines interrelation of «risk» and «uncertainty», defines the notion of financial risk and gives comparative characteristic of losses, expenses and additional profit.
The key words: financial risk, uncertainty, losses, expenses, additional profit.
После непродолжительного всплеска экономического роста наша страна вновь столкнулась с трудностями в виде мирового финансового кризиса, затронувшего все сектора экономики и сферы жизнедеятельности. Условия работы, характеризующиеся сильно возросшим уровнем неустойчивости и неопределенности, объективно пробудили новую волну интереса к проблематике риска в различных сферах хозяйственной деятельности. Хозяйствующим субъектам1 сейчас необходимо как никогда заботиться об оценке возможных последствий принятого на себя риска, поскольку правильная оценка риска может упрочить положение пред-
1 Хозяйствующими субъектами признаются российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также индивидуальные предприниматели (ст. 4 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Занятие предпринимательской деятельностью является квалифицирующим признаком понятия хозяйствующего субъекта.
приятия на рынке или вывести его в лидеры, а неправильная может привести к моментальному банкротству. Давно замечена связь между доходностью и риском. Так, еще А. Смит отмечал, что прибыль растет с ростом риска [2, с. 57], а немецкий ученый А.К. Шторх, приглашенный в Россию Николаем I, подчеркивал, что рабочий получает зарплату, а не прибыль, потому что ничем не рискует [8, с. 8]. Таким образом, можно заключить, что чем лучше хозяйствующий субъект оценит, какой в настоящий момент риск на себя принимать, тем большие дивиденды он получит от этого в будущем.
Во времена управляемой экономики товаропроизводители лишь косвенно влияли на процесс принятия решений государством, которое брало на себя издержки не оправдавшей себя деятельности предприятий. Поэтому практически не проводились маркетинговые исследования, и проблема рисков хозяйствующих субъектов была не актуальна до 1990-х гг. В послепри-ватизационный период хозяйствующие субъекты должны были уже сами определять стратегию развития и, что самое главное, нести ответственность за принимаемые решения. Отечественные предприятия оказались