Научная статья на тему 'К вопросу об уголовной ответственности за торговлю людьми и использование рабского труда'

К вопросу об уголовной ответственности за торговлю людьми и использование рабского труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
764
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / БИЗНЕС / КВАЛИФИКАЦИЯ / КОНВЕНЦИИ / ПРИНЦИПЫ / НОРМЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТРАТЕГИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ищенко Г. К.

Торговля людьми и использование рабского труда в настоящее время является крупным преступным международным бизнесом. Существует система международно-правовых норм, регламентирующих основы противодействия торговле людьми и использованию рабского труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об уголовной ответственности за торговлю людьми и использование рабского труда»

Ищенко Г.К.

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТОРГОВЛЮ ЛЮДЬМИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБСКОГО ТРУДА

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Часть 1 статьи 22 Конституции РФ провозглашает личную свободу и неприкосновенность каждого человека, ч. 1 статьи 27 - право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, ст. 37 Конституции РФ гарантирует свободу труда. Данные правовые свободы явились результатом эволюции права, правовой и общественной морали, однако на различных этапах истории человеческого общества они не признавались либо отвергались вообще. Все это порождало существование таких социальных явлений, как работорговля и принудительный труд.

В настоящее время торговля людьми и использование рабского труда являются крупным преступным международным бизнесом, доходной сферой деятельности организованной транснациональной преступности, наряду с торговлей оружием и наркотиками. Жертвы торговли людьми, как правило, подвергаются различным формам эксплуатации, в том числе и сексуальной, а также рабскому труду.

Эта проблема стала особенно острой для нашей страны после распада СССР в связи с кризисной ситуацией, в которой оказались Россия и другие постсоветские государства. Уголовный кодекс РФ 1996 г. в ст. 152 предусматривал ответственность за торговлю несовершеннолетними, причем в квалифицированных составах была установлена повышенная ответственность, в том числе за торговлю несовершеннолетними, связанную с незаконным вывозом их за границу, а также в целях вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления или иных антиобщественных действий либо для совершения действий сексуального характера. Однако случаи торговли взрослыми женщинами и мужчинами уголовным законом не охватывались, а ст. 126 УК РФ (похищение человека) и ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы) могли быть применены далеко не во всех подобных случаях.

В российском уголовном законодательстве нормы, установившие ответственность за торговлю людьми (ст. 1271 УК РФ) и использование рабского труда (ст. 1272 УК РФ), были введены в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 го-да. Статистика преступности в Российской Федерации свидетельствует о наличии тенденции роста преступлений, связанных с торговлей людьми и использованием рабского труда. Так, в Российской Федерации в 2004 году зарегистрировано 17 преступлений, предусмотренных ст. 1271 УК РФ, и 8 преступлений, предусмотренных ст. 1272 УК РФ, в 2005 г. зарегистрировано 42 преступления, предусмотренных ст. 1271 УК РФ, и 41 преступление, предусмотренное ст. 1272 УК РФ, в 2006 г. зарегистрировано 106 преступлений, предусмотренных ст. 1271 УК РФ, и 19 преступлений, предусмотренных ст. 1272 УК РФ*.

В современной науке уголовного права и криминологии до недавнего времени практически отсутствовали фундаментальные работы, посвященные характеристике преступной деятельности, связанной с торговлей людьми и использованием рабского труда. Существенный вклад в исследование торговли людьми и рабства внесли такие ученые, как: И.С. Алихаджиева, М.Ю. Буряк, Н.А. Гуторова, Т.А. Денисова, Т. Долголенко, Е.В. Евстифеева, Л.Д. Ерохина, А.А. Жинкин, С.Ю. Журавлев, Л.В. Иногамова-Хегай, М.П. Клейменов, Е.А. Левченко, М.М. Малышева, С.Е. Метелев, Е.Б. Мизулина,

Н.А. Неклюдов, В.А. Номоконов, А.М. Пигаев, В.Е. Подшивалов, С.А. Попова, А.Л. Репецкая, Ф.Л. Синицын, Е.В. Тюрюканова, Е.Е. Шалимов, С.В. Шамков и др.

Но все же проблема квалификации преступлений, связанных с торговлей людьми и использованием рабского труда, продолжает оставаться весьма актуальной в настоящее время. Вместе с тем существуют проблемы практического применения норм об ответственности за торговлю людьми и использование рабского труда, отсутствует эффективная система противодействия рассматриваемым преступлениям, необходимо редактирование отдельных положений УК РФ, требует осмысления опыт зарубежных государств в сфере противодействия торговле людьми и использованию рабского труда.

Следует отметить, что существует система международно-правовых норм, регламентирующих основы противодействия торговле людьми и использованию рабского труда. Так, например, были приняты следующие международные акты, касающиеся данной проблемы: в 1899 г. - Призыв Лондонской конференции по борьбе с торговлей женщинами в целях сексуальной эксплуатации к государствам о заключении многосторонних соглашений и создании соответствующих национальных комитетов; 1904 г. - Международный договор о борьбе с торговлей белыми рабынями; 1910 г. -Международная конвенция о борьбе с торговлей белыми рабынями; 1921 г. - Международная конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми; в 1926 г. - Конвенция относительно рабства [1].

Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, подписанная в Женеве в 1956 г. [2], запретила в ст. 3 под страхом уголовного преследования по законам участвующих в Конвенции государств перевозку или попытку перевозки рабов из одной страны в другую любыми транспортными средствами.

В 1949 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами [3, с. 24-31]. В 1979 г. была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [4, с. 37-46], в которой торговля женщинами рассматривается как преступление. Положения Конвенции 1979 г. раскрываются в Декларации ООН «Об искоренении насилия в отношении женщин» 1993 г. [5, с. 64-69]. Торговля людьми в Декларации 1993 г. рассматривается в контексте общих проблем насилия против женщин. Итогом целого ряда конференций ООН стала Пекинская платформа действий 1995 г. [6, с. 69-72], принятая на IV Всемирной конференции по положению женщин. Предложенный Платформой спектр мероприятий практически полностью был учтен при разработке проекта ФЗ РФ «О противодействии торговле людьми». 26 апреля 1997 г. в Гааге была проведена Министерская конференция Европейского содружества по вопросам торговли женщинами с целью их сексуальной эксплуатации, результатом которой стало принятие Гаагской Министерской декларации европейских рекомендаций относительно эффективных средств предупреждения и борьбы с торговлей женщинами в целях сексуальной эксплуатации [7, с. 26-35]. В ноябре 1998 г. были приняты Стандартные правозащитные принципы обращения с лицами, пострадавшими от торговли людьми [8], в основу которых положен предыдущий документ - «Стандартный минимум правил обращения с людьми, пострадавшими от торговли людьми», созданный на Международном семинаре по миграции и торговле женщинами. Основным универсальным документом, закладывающим основу современной системы противодействия торговле людьми, стал Протокол по профилактике, пресечению и наказанию торговли людьми, особенно женщинами и детьми (приложение к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.) [9, с. 107-123]. Он был принят Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года вместе с остальным пакетом документов - приложением к Конвенции ООН. К началу 2003 г. Протокол подписали 140 государств, 23 из которых его ратифицировали. 24 марта 2004 г. Государственная дума РФ приняла Закон о ратификации названной Конвенции.

Принятое 19 июля 2002 г. рамочное решение ЕС «О борьбе с торговлей людьми» [10] является очередным шагом в процессе унификации уголовно-правовых стандартов на территории ЕС. Его основная цель состоит в усилении борьбы с торговлей людьми. Как и любой другой специальный акт Евросоюза, решение вобрало в себя положительный опыт глобальных международных документов и, в общем и целом, представляет собой доработанный и расширенный вариант отдельных положений Протокола 2000 г., касающихся оснований, мер и порядка уголовного преследования за совершение деяний, признаваемых в соответствии с рассматриваемым документом преступными.

При исследовании вопроса о законодательных способах приведения национального закона в соответствие с положениями международных конвенций, а также вопроса о пределах соответствия регламентации уголовной ответственности в национальном законодательстве положениям международных договоров, многие отечественные специалисты приходят к выводу, что объем соответствующего национального уголовно-правового запрета не обязательно всегда должен совпадать с объемом запрета, сформулированного в международной конвенции. Национальное законодательство может предъявить и более жесткие требования, чем международное [11, с. 20-21]. Однако полагаем, что совершенно не обязательно дословное отображение в национальном законе текста международной конвенции. Непреложным должно быть следующее: все, что признано преступным международным сообществом в документе, ратифицированном Россией, обязательно должно быть отображено в национальном уголовном законодательстве.

В связи с этим мы считаем, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью отечественного уголовного законодательства. Они в обязательном порядке оказывают прямое мировоззренческое влияние на развитие норм уголовного закона, обусловливая при этом стратегию его развития. Однако мы полагаем, что они не могут и не должны подменять собой действующее уголовное законодательство, поскольку уголовно-правовая оценка общественно опасного деяния возможна только с применением положений Уголовного кодекса Российской Федерации.

Литература

1. Конвенция относительно рабства 1926 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1960. Вып. XVIII.

2. Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1960. Вып. XIX.

3. Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами 1949 г. // Противодействие торговле людьми: Сборник нормативных правовых документов. М., 2004.

4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. // Противодействие торговле людьми: Сборник нормативных правовых документов. М., 2004.

5. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин 1993 г. // Противодействие торговле людьми: Сборник нормативных правовых документов. М., 2004.

6. Пекинская платформа действий 1995 г. // Противодействие торговле людьми: Сборник нормативных правовых документов. М., 2004.

7. Гаагская Министерская декларация европейских рекомендаций относительно эффективных средств предупреждения и борьбы с торговлей женщинами в целях сексуальной эксплуатации 1997 г. // Справочник по проблемам предотвращения торговли женщинами для консультантов «телефонов доверия». Киев, 1998. Вып. 2.

8. Стандартные правозащитные принципы обращения с лицами, пострадавшими от торговли людьми, 1998 г. // Стандартные правозащитные принципы обращения с лицами, пострадавшими от торговли людьми. Пермь, 2002.

9. Овчинский B.C. XXI век против мафии. Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. М., 2001.

10. Рамочное решение Совета Европейского союза от 19 июля 2002 г. о борьбе с торговлей людьми // http://eulaw.edu.ru

11. Наумов А.В. Влияние норм и принципов международного права на сближение уголовного права различных систем // Уголовное право в XXI веке. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.