АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2015 № 1
_______БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ________________________
К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ЛАРИН Виктор Юрьевич
Аннотация. В статье обосновывается необходимость существования специальных уголовно-правовых норм, запрещающих посягательства на честь и достоинство сотрудников органов внутренних дел при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Ключевые слова: сотрудник органа внутренних дел, честь, достоинство, преступления, охрана.
В условиях нестабильной российской уголовной политики в области охраны чести и достоинства личности, а также в связи с проводимой реформой системы МВД РФ, встает вопрос о целесообразности существования ряда специальных норм, охраняющих честь и достоинство сотрудников органов внутренних дел. Специальных норм в указанной сфере УК РФ не содержит, однако к таковым можно отнести статьи 297, 298.1, 319 УК РФ. Прежде чем оценивать их содержание, необходимо выявить нормативную основу такой уголовноправовой охраны.
В соответствии со ст. 12 Всеобщей декларации прав человека никто не может подвергаться произвольным посягательствам на его честь и репутацию и каждый человек имеет право на защиту закона от таких посяга-тельств1. Статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит, что никто не может подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению. А ст. 10 указанной конвенции предусматривает, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Осуществление такой свободы может быть сопряжено с ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия1 2.
В соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода слова, но такая свобода имеет пределы. В соответствии
1 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.12.2014).
2 СЗ РФ от 8 января 2001 г., № 2, ст. 163.
с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Статья 23 Конституции РФ гарантирует каждому право на защиту своей чести и доброго имени.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом, а государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Вместе с тем, в силу ст. 55 Конституции РФ допустимо ограничение прав и свобод граждан. Поэтому для выделения уголовно-правовой специфики сотрудников органов внутренних дел необходимо проанализировать их общеправовой статус.
Согласно п. 3 положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1 марта 2011 года «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», в числе основных задач МВД России указано обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод россиян, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности. Тем же положением закреплен открытый перечень осуществляемых МВД полномочий, включающий более 60 видов, наиболее значимыми
19
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2015 № 1
_____________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
из которых являются: предупреждение преступлений и административных правонарушений; обеспечение безопасности граждан и правопорядка в общественных местах; оперативнорозыскная деятельность; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений и др.3. Это показывает, что органы внутренних дел призваны осуществлять специальные задачи и функции, для чего их сотрудникам предоставляются широкие властные полномочия. При этом ни один иной орган исполнительной власти сегодня не обладает сопоставимой по объему и значимости компетенцией.
Специфическое правовое положение сотрудников органов внутренних дел отмечает также Конституционный Суд РФ, указывая, что на них «возложена исключительная по своему объему и характеру - даже в сравнении с сотрудниками иных правоохранительных органов - ответственность по защите жизни и здоровья граждан, противодействию преступности и охране общественного порядка»4.
Приведенные обстоятельства позволяют согласиться с мнением Конституционного Суда о том, что «принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям»5. Именно поэтому законодатель в ст. 30 Федерального закона «О полиции» закрепил, что сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства. Воспрепятствование выполнению
3 Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.12.2014 г.).
4 «По запросу Лабытнангского городского суда ЯмалоНенецкого Автономного округа о проверке конституционности пункта «о» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации» : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 1623-О-О // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.12.2014).
5 Определение Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N 472-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тесленко Дины Павловны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 части 1 и частью 2 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 11.12.2014 г.)
20
сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ6. Указанное позволяет утверждать, что действующим законодательством созданы необходимые нормативные основы уголовно-правовой охраны чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел.
«Уникальность МВД среди прочих органов государственной власти, - как верно отмечено С.С. Киселевым, - состоит в том, что органы правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами и именно сотрудники органов внутренних дел с учетом их широкого круга властных полномочий сталкиваются с постоянным противодействием»7. Такое противодействие может выражаться в посягательствах на их честь и достоинство. Подобные действия не только посягают на честь и достоинство указанных лиц, но и создают препятствия в осуществлении сотрудниками органов внутренних дел возложенных на них функций и полномочий, в связи с чем посягают на «нормальную деятельность органов вла-сти»8 и авторитет соответствующего государственного органа9. Поэтому составы указанных преступлений находятся в главах о преступлениях против правосудия и порядка управления.
Посягательства на честь и достоинство сотрудников органов внутренних дел при исполнении ими служебных обязанностей или в связи с их исполнением, способны нарушить нормальную деятельность органов внутренних дел. Поскольку государственные органы являются одним из основных объектов государственной безопасности10, то можно утверждать, что рассматриваемые посягательства ставят под угрозу государственную безопасность. Кроме того, угроза не выполнения органами внутренних дел возложенных на них задач
6 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.12.2014).
7 Киселев С.С. Проблемы уголовно-правовой охраны чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел // Вестник Омского университета. 2012. № 3. С. 238.
8 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2012. С. 1184.
9 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М., 2011. С. 1223.
10 См.: Пузиков Р.В., Ирошников Д.В. Понятие государственной безопасности Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2011. № 4. С. 284.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2015 № 1
______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
и функций, также ставит под угрозу государственную и общественную безопасность.
Указанные обстоятельства обусловливают необходимость существования специальных
уголовно-правовых норм, запрещающих посягательства на честь и достоинство сотрудников органов внутренних дел при исполнении ими своих служебных обязанностей.
21