Научная статья на тему 'К вопросу об участии населения в охране общественного порядка'

К вопросу об участии населения в охране общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
427
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / RIGHT / ПРАВОПОРЯДОК / LAW AND ORDER / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / PUBLIC ORDER / PUBLIC ORDER MAINTENANCE / УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / THE POPULATION IN PUBLIC ORDER PROTECTION / NATIONAL TEAMS / НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толдиев Алаудин Бадрудинович

В статье на основе исторических документов и действующего российского законодательства в ретроспективном и современном аспектах исследуется проблема участия различных общественных объединений и населения в целом в обеспечении охраны общественного и правового порядка начиная с XVIII века и до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION OF THE POPULATION PARTICIPATION IN PROTECTION OF A PUBLIC ORDER

In offered article the author on the basis of historical documents and the operating Russian legislation in retrospective and modern aspects investigates a problem of participation of the public, various public associations and the population as a whole in maintenance of protection public and a legal order since a XVIII-th century and up to now.

Текст научной работы на тему «К вопросу об участии населения в охране общественного порядка»

5. Завадский С. Государство благоденствия.

6. Constitution federal del a Confederation Swis-saire. Geneve, 1999.

7. Чиркин В. Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?) // Государство и право. 2005. № 5.

8. Чиркин В. Е. Современное государство. М., 2001.

9. Кант И. О поговорке... // Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6.

10. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. Т. 2.

© 2014 г. А. Б. Толдиев

К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ НАСЕЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

В статье на основе исторических документов и действующего российского законодательства в ретроспективном и современном аспектах исследуется проблема участия различных общественных объединений и населения в целом в обеспечении охраны общественного и правового порядка начиная с XVIII века и до настоящего времени.

Ключевые слова: право, правопорядок, обеспечение общественного порядка, участие населения в охране общественного порядка, народные дружины.

Опыт привлечения общественности по обеспечению благочиния к охране порядка и спокойствия в Российском государстве насчитывает не одно столетие.

Считается, что первые дружины по оказанию содействия полиции в поддержании благочиния были созданы в 80-е годы XVIII века. По замыслу их организаторов, дружины предназначались для оказания содействия и помощи полиции в обеспечении безопасности «высочайших особ» в дни их приезда в Москву. Охранительная функция дружин и их организационно-правовое оформление значительно возросли после убийства царя Александра II. Поэтому в период вступления на престол императора Александра III в 1883 году придворными кругами для охраны государя была создана «Священная дружина», в состав которой вошли «добропорядочные» граждане, представители петербургского, московского и нижегородского купечества [1, с. 72-83].

Во время церемонии восшествия на престол Александра III в поддержании должного порядка полиции оказывало содействие около 20 тысяч дружинников. В период коронации Николая II в 1896 году для поддержания порядка в церемониальных мероприятиях совместно с полицией принимало участие около 80 тысяч дружинников [1, с. 72-83].

В конце XIX - начале XX веков для борьбы с возросшим революционным и забастовочным движением в городах и сельской местности по инициативе властей стали создаваться дружины для охраны от забастовок и антиправительственных выступлений. По данным статистики, толь-

ко в 1905-1906 годах было сожжено 11 и разграблено около 2000 поместий и усадеб).

В этот период по инициативе «Союза русских людей» появляются народные дружины порядка (НДП) для борьбы с забастовочным движением при церковных приходах.

В январе 1905 года Святейший синод Русской православной церкви обратился с воззванием «к возлюбленным чадам святой православной Церкви». В воззвании речь шла о том, что беспорядки во многом вызваны подкупом революционеров, которым враги России прислали значительные средства для поддержания революционного движения [2, с. 19].

В 1905-1907 годах в губернских и отдельных уездных городах создаются дружины по борьбе с крамолой. Так, в Прибалтийском крае был организован «Кружок борьбы с крамолой», в Херсоне создано «Общество для поддержания устоев государства», в Екатеринодаре (Краснодаре) - «Общество кречетов», проводившее разъяснительную работу среди представителей революционных партий и агитаторов, осуществлявшее сбор для полиции данных о противозаконной деятельности членов революционных партий [2, с. 25].

На Дальнем Востоке с 1900 года получил широкое распространение «опыт вольных дружин народной охраны», организованных для охраны границы, помощи войскам, а также поддержания порядка и спокойствия среди населения, защиты мирных жителей и их имущества от посягательств преступников. Дружины несли караульную, патрульно-постовую и разведывательную службу. Дружины (отряды) делились на сотни, а сотни -

на взводы. Низшее командное звено (взводные) было выборное. При формировании дружин применялись одновременно два принципа: добровольческий и назначения (повинности).

В 1907 году вольные дружины существовали во многих районах Дальнего Востока (в Приморье, Приамурье, Амурской области, на Сахалине, Камчатке, на линии КВЖД), в городах (Владивостоке, Никольске-Уссурийском, Николаевске-на-Амуре, Благовещенске, Харбине, Порт-Артуре) и сельской местности. В отдельных местностях (на КВЖД) дружины действовали до 1915 года [3, с. 192,193].

Первым нормативно-правовым актом, регламентировавшим организацию и деятельность дружин, стала Инструкция для организации народной дружины [4, с. 7], направленная в полицию в 1915 году. В этом документа разъяснялись основные принципы вступления (добровольного) в ряды дружины и подчиненности ее властям. Инструкция предписывала: «В местностях, удостаиваемых Высочайшего посещения, организуется добровольная дружина из лиц, безупречных как в политическом, так и в нравственном отношениях. Назначение добровольной дружины - содействовать поддержанию порядка при проездах Высочайших особ». Она действовала до упразднения Временным правительством полиции в России.

После революции 1917 года некоторые функции государства по охране правопорядка и борьбе с преступностью были возложены на различные вооруженные формирования граждан, помогавшие в охране объектов транспорта, заводов и фабрик, несшие патрульную службу в городах и населенных пунктах. На начальном этапе такие формирования назывались по-разному. В частности, в Петрограде они получили наименование «Комиссия общественной помощи милиции», в Сибири - «Дружины содействия милиции» [5, с. 174].

Однако летом 1918 года первый опыт охраны общественного порядка подвергся систематизации. В этой связи в Петрограде была разработана Инструкция дружиннику революционной Наружной охраны Союза Коммун Северной области. На основании данного акта дружиннику вменялись в обязанности охрана «общественного порядка и спокойствия», контроль «за исполнением обязательных постановлений и поддержанием чистоты на улицах, площадях, дорогах и вообще в местах общественного пользования».

В обязанности дружинников также входили: охрана прав гражданской свободы; оповещение населения о правительственных и общественных распоряжениях; наблюдение за благоустройством

в местах общественного пользования, за уличным движением; оказание помощи при несчастных случаях и народных бедствиях и так далее [6, с. 75].

В начале 20-х годов XIX века по инициативе граждан в крупных промышленных городах начали создаваться группы оказания помощи милиции в охране общественного порядка: дружины содействия милиции, комиссии общественной помощи милиции и другие. Они осуществляли проверки и контролировали работу местных органов милиции, содействовали ей в борьбе с хулиганством [7, с. 126]. В этот период данные группы представляли собой определенную силу и оказывали реальную помощь милиции в борьбе с преступностью. Кроме того, дружинники были резервом для назначения на вакантные должности в милиции из-за большой текучести кадров.

В 1928 году по инициативе рабочих Урала, Москвы, Ленинграда и других промышленных центров возникли добровольные общества содействия милиции (Осодмил), в которых состояло около 30 тысяч человек, а с изданием 25 мая 1930 г. постановления СНК РСФСР «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска» они получили свое правовое оформление [8].

В 1932 году постановлением СНК РСФСР эти общества были реорганизованы в бригады содействия милиции, состоящие непосредственно при учреждениях милиции, которые осуществляли руководство всей деятельностью добровольных помощников. Члены бригад содействия милиции выявляли преступников, участвовали в охране порядка в общественных местах, вели борьбу с правонарушениями несовершеннолетних, охраняли социалистическую собственность. К 1940 году в их составе насчитывалось более 400 тысяч граждан. Эта форма участия общественности в охране порядка просуществовала до 60-х годов.

После выхода в свет постановления Совета министров СССР от 2 марта 1959 года «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране» и утверждения временного Положения о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка была проделана значительная работа по созданию народных дружин, их укреплению, совершенствованию взаимодействия с органами милиции и другими государственными органами, участвующими в борьбе с правонарушениями.

Наиболее активная деятельность общественности в охране порядка началась в связи с принятием Советом министров СССР от 20 мая 1974 года постановления «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного по-

рядка» и указа Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка», Примерного положения о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка, регламентирующих организацию и деятельность добровольных формирований трудящихся, вопросы взаимодействия органов внутренних дел с народными дружинами получили дальнейшее развитие.

В этих документах впервые были установлены и закреплены оправдавшие себя формы взаимодействия и сотрудничества органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, судов с добровольными народными дружинами (ДНД). Органы внутренних дел наделялись более широкими полномочиями по влиянию на организацию и деятельность дружин.

С началом перестроечных процессов в СССР деятельность ДНД значительно ослабла. Так, в 1987 году были отменены льготы для представителей общественности, участвовавшей в охране общественного порядка, что негативно отразилось на ее активности, а количество членов ДНД резко сократилось. В дальнейшем данная тенденция все больше набирала силу.

Так, согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ законодатель отменил ряд общественных институтов по участию граждан в охране правопорядка и профилактике правонарушений. Наряду с этим из Уголовного кодекса была исключена статья об ответственности за сопротивление народному дружиннику, посягательство на его жизнь или оскорбление при исполнении им обязанностей по обеспечению общественного порядка и безопасности.

Как показала практика работы органов внутренних дел, важнейшим условием эффективности работы по охране правопорядка, предупреждению и пресечению правонарушений является организация взаимодействия общества и полицейских структур, предполагающего согласование целей, объединение усилий органов внутренних дел и общественных формирований для совместного решения задач в сфере обеспечения общественной безопасности.

В современный период реформирования экономических, политических и общественных отношений в стране наиболее доступным и эффективным механизмом взаимодействия общества и правоохранительных органов является привлечение к обеспечению общественного порядка представителей общественных формирований правоохранительной направленности (народных

дружин, казачьих обществ, муниципальных дружин, частных охранных предприятий, служб безопасности, студенческих отрядов содействия полиции и других).

В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации приняты нормативно-правовые акты об участии граждан в охране общественного порядка о добровольных народных дружинах, студенческих отрядах правопорядка, а в ряде регионов на уровне муниципальных образований - положения, программы, уставы об участии населения в охране общественного порядка, что, как отмечалось на расширенном заседании коллегии МВД России 8 февраля 2012 года, благотворно сказалось на состоянии правопорядка в стране (например, в 2012 году подростковая преступность сократилась на 11 %, значительно повысилась раскрываемость преступлений) [9]. При этом возросла роль общественности в раскрытии преступлений, в том числе наиболее опасных [10].

Министерство внутренних дел выработало достаточно много эффективных форм совместной деятельности органов внутренних дел и граждан по охране общественного порядка. В настоящее время существенно повлиять на качественное и количественное участие населения в обеспечении общественного порядка могло только внесение изменений в действующее федеральное законодательство. И такая акция состоялась. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 марта 2014 года был принят долгожданный Закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», в котором определены различные формы участия населения в содействии полиции и другим правоохранительным органам, участие в поиске лиц, пропавших без вести, нештатное сотрудничество с полицией, участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, участие в народных дружинах. В данном законе определяется, что дружины могут участвовать в ООП только после внесения их в региональный реестр. Наряду с этим устанавливается, что субъектами дружинников могут быть только граждане России.

В качестве положительной стороны следует также отметить, что в законе определены меры материального стимулирования, льготы и компенсации для народных дружинников на период исполнения ими обязанностей: личное страхование, обеспечение проездными билетами на все виды городского и пригородного транспортного сообщения, выплата вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании преступников,

а также меры правовой и социальной защиты членов семей в случае гибели народного дружинника при исполнении своих обязанностей.

Закон также предусматривает санкции в отношении лиц, не подчинившихся законным требованиям дружинников, и санкции в отношении дружинников, нарушивших права и законные интересы граждан. Главным принципом формирования народных дружин является добровольность.

Представляется, что с принятием Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» существенно улучшится в целом общественная безопасность, выйдет на новый уровень защита прав и законных интересов российских граждан. Указанный закон позволит также поднять на новый уровень объединение усилий граждан и полиции в охране общественного порядка.

Литература

1. Сенчакова Л. Т. «Священная дружина» и ее состав // Вестник Московского университета. Сер.: История. М., 1967.

2. Острецов В. М. Черная сотня и красная сотня. М., 1991.

3. Шелудько В. О. Исторический опыт взаимодействия правоохранительных органов и на-

селения Дальнего Востока России в деле охраны общественного порядка (конец XIX - начало ХХ вв.) // Милиция (полиция) третьего тысячелетия. Совершенствование подготовки сотрудников органов внутренних дел к взаимодействию с населением: Международная научно-практическая конференция 15-16 мая 2001 г. Смоленск, 2001. Вып. 1.

4. Гливинский А. З. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в Российской Федерации. М., 2001.

5. Еропкин М. И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965.

6. Желудкова Т. И. Становление и развитие института участкового инспектора милиции в период строительства социализма (октябрь 1917 -1936 гг.) // Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка. М., 1985.

7. Чалидзе В. Уголовная Россия. М., 1990.

8. Собрание узаконений РСФСР. 1930. № 25. Ст. 324.

9. Mvd.forumbb.гu/viewtopic.php?id=249

10. Выступление Министра внутренних дел генерал-лейтенанта полиции В. А. Колокольцева в Государственной Думе Российской Федерации // polizemag azine.гu/foгum/showthгead.php?t=4902

11. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // СПС КонсультантПлюс.

© 2014 г. В. В. Клочков

РОЛЬ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ В ЭВОЛЮЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

ВЕЛИКОБРИТАНИИ XVIII ВЕКА

В статье рассматривается роль кабинета министров в политической системе Великобритании XVIIIвека. Автор на основе событийной истории и биографии политических деятелей того времени показывает эволюцию данного элемента британской политической системы в контексте постепенного перехода от персональной монархии к парламентской, трансформации системы парламентского правления в конституционные механизмы и структуры политического участия современного типа.

Ключевые слова: кабинет министров, британские политические институты, парламентская монархия, эволюция политической системы.

Восемнадцатый век занимает совершенно особое место в процессе исторической эволюции британских политических институтов. На смену серьезным потрясениям предыдущего столетия приходит пора достаточно спокойной политической эволюции. В целом обозначенный период изучен достаточно подробно, тем не менее среди исследователей отсутствует единство оценок того, каким был характер политических изменений, происходивших в это время.

Весьма распространенной является позиция, согласно которой уже в конце XVII века в стране был установлен политический режим конституционной монархии. В рамках такого подхода политическая история страны в XVIII столетии рассматривается как совокупность прецедентов, способствующих формированию современных конституционных механизмов взаимодействия монархии, парламента и кабинета министров. Также прослеживается история формирования со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.