К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ1
В. И. МЕНЬЩИКОВА, М. А. ПАХОМОВ
В статье представлены основные направления государственной политики в сфере устойчивого развития сельских территорий; сделана попытка обобщить опыт оценки результативности такой политики.
Ключевые слова: государственная политика, устойчивое развитие, сельские территории, оценка результативности, целевые индикаторы.
Внимание к проблемам социально-экономического развития сельских территорий со стороны официальной власти, экономистов и научной общественности в нашей стране в разной степени было всегда, но в основном носило теоретический, иногда точечно-практический характер. А проблемы развития сельских территорий всегда были острейшими: сельская бедность и высокий уровень безработицы, ухудшение демографической ситуации, сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры сельских территорий, что негативно влияет на воспроизводство трудовых ресурсов как основополагающего базиса стабильного социально-экономического развития сельских территорий.
Конечно реализация федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», приоритетных национальных проектов «Развитие АПК», «Образование», «Здоровье», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, развития его экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения его жилищных условий и социальной среды обитания. Но переход России к инновационному социально ориентированному типу
1 Работа выполнена в рамках гранта администрации Тамбовской области для поддержки прикладных исследований молодых ученых 2012 года «Теоретико-методологическое обоснование подходов к разработке мультикритериальной оценки результативности государственной политики в сфере устойчивого развития сельских территорий».
развития, предусмотренный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране и обеспечении продовольственной безопасности России.
Сегодня особую актуальность приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности органов государственной власти в контексте обеспечения устойчивого развития сельских территорий, так как решение проблем стабильного развития экономики в большинстве регионов России во многом определяется развитием сельских территорий [2].
Устойчивое развитие сельских территорий -это стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее: выполнение им его народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг, а также общественных благ, предоставление рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов; расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни; поддержание экологического равновесия в биосфере [6].
Положительный опыт разработки и реализации политики сельского развития накоплен в Европе, начало которому было положено Европейской конференцией по сельскому развитию (Ирландия, Корк, 7-9 ноября 1996 г.), где была принята декларация, в которой подчеркивалась необ-
ходимость повысить степень конкурентоспособности сельских территорий через диверсификацию экономики (развитие малого и среднего бизнеса и сферы услуг в сельской местности), управление природными ресурсами, использование функций окружающей среды, продвижение культуры, туризма и использования свободного времени. Политика сельского развития должна проводиться во всех сельских районах, концентрируя ресурсы через ориентацию софинансирования на наиболее нуждающихся районах [3].
Мировой опыт управления сельским развитием позволяет выделить три концепции, отражающие особенности государственной политики:
- отраслевая концепция - сельское развитие идентифицируется с общей модернизацией сельского хозяйства и АПК;
- концепция сближения - сельское развитие связано исключительно с сокращением различий между наиболее отсталыми сельскими районами и остальными отраслями экономики;
- территориальная концепция - сельское развитие идентифицируется с развитием сельских районов в целом, путем использования всех ресурсов, имеющихся в данном районе (человеческих, экономических, природных, ландшафтных и пр.) и интеграции между всеми компонентами и отраслями на местном уровне [9].
Необходимо отметить, что последняя концепция использует возможности территории в наиболее широком ее понимании, но в России меры государственной поддержки села в основном соответствуют отраслевой концепции. Разработка основных положений активной политики устойчивого развития сельских территорий требует регионального подхода, так как реализация социально-экономических проектов и программ в сельской местности предполагает осуществление комплекса мер на конкретных территориальных структурных единицах, отличающихся не только ресурсным потенциалом, но и специфическими проблемами развития, в том числе особенностями трудовой деятельности. Сегодня программы социального развития села разрабатываются и реализуются на уровне страны, субъектов РФ и муниципальных районов, причем преобладающая часть муниципальных программ носит схематичный характер и не представляет комплексного развития всех сельских территорий, поскольку в них показаны отдельные проекты и объекты социальной инфраструктуры.
В 2011 г. Министерство сельского хозяйства РФ представило проект концепции федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сель-
ских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в соответствии с которой реализацию задач устойчивого развития сельских территорий предусматривается осуществлять на основе использования комплексной региональной оценки сельского развития и дифференцированного подхода с учетом сравнительных преимуществ и особенностей сельского развития субъектов Российской Федерации, поиска точек роста и поддержки приоритетных направлений развития сельских территорий [7].
Реализацию данной программы предлагается осуществить в 2014-2020 гг. и предлагается разбить на 2 этапа. Первый этап (2014-2017 гг.) предусматривает преодоление существенных межрегиональных различий в уровне и качестве жизни в сельской местности на основе сформированных субъектами Российской Федерации стратегических задач сельского развития с учетом типологии их сельских территорий. Ключевое направление здесь - это расширение состава направлений и форм государственной поддержки, увеличение ее объемов. Это обеспечит повышение уровня занятости и доходов сельского населения, улучшение жилищных и других условий жизни, что благоприятно отразится на демографической ситуации в сельской местности. На втором этапе (2018-2020 гг.) предусматривается сосредоточение привлекаемых ресурсов на формировании условий для устойчивого развития сельских территорий на базе укрепления аграрного сектора, диверсификации и оживления всей сельской экономики, повышения налогооблагаемой базы развития села и укрепления финансовых основ местного самоуправления. Это позволит поднять село на качественно новый уровень развития, устранить резкие диспропорции в уровне и качестве жизни сельского и городского населения, повысить привлекательность села для жизни, труда и инвестиций [7].
Чтобы соответствовать этим ожиданиям и ясно говорить о вкладе сельских территорий в создание устойчивой экономической, социальной и экологической среды, необходима разделяемая в глобальном масштабе система показателей, позволяющая оценить не сколько уровень их развития, а деятельность органов государственной власти и самоуправления по достижению этой устойчивости.
Исследование зарубежного опыта оценки устойчивого развития сельских территорий позволяет сделать вывод о наличии ряда общеизвестных экономических (зачастую макроэкономических) показателей, динамика изменения которых
в сторону увеличения или уменьшения свидетельствует и состоянии устойчивости (неустойчивости).
Например, показатели безработицы и бедности являются движущими силами изменения устойчивости сельской территории в направлении неустойчивости. А к движущим силам процесса стабилизации сельских территорий принято относить: уровень роста народонаселения, уровень всеобщей фертильности, рост населения школьного возраста. Их состояние учитывается с помощью показателей числа отличников среди учащихся, показателей пола в школах для детей различных рас и так далее несложно заметить, что основная часть показателей имеют социальную направленность и на них оказывается особое влияние со стороны государства. Это означает, что по данным показателям, сопоставляя их с объемами государственной поддержки, можно судить о результативности политики устойчивого развития сельских территорий, проводимой в стране на ее территориях [1].
В настоящее время в России работает федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», в котором определены основные цели государственной аграрной политики Российской Федерации [5]. Среди них обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов; формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельхозтоваропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка; создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства и др.
Ряд показателей устойчивого развития нашел отражение в государственной программе развития сельских территорий Российской Федерации на 2008-2012 гг. (табл. 1) [4].
Таблица 1
Ресурсное обеспечение устойчивого развития сельских территорий в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2008 - 2012 гг.) (млн руб.)
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
1. Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений - всего 7 335,4 17 913,1 23 942,9 28 362,2 30 040
в том числе
мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования - всего 4 500 10 359 12 913 16 277,9 17 469,5
из них мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе 2504,3 5 709,1 7 382,5 9 567,6 10 379,7
мероприятия по развитию водоснабжения 1000 3 151,1 5 367,6 5 764,7 6 059
мероприятия по развитию газификации 1 232,6 2 346,7 2 962,9 3 439,5 3 612,5
другие мероприятия 602,8 2 056,3 2 699,4 2 880,1 2 899
2. Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов 1 113,9 1 180,7 1 239,7 1 240
Всего 7 335,4 19 027 25 123,6 29 601,9 31 280
Основными целевыми индикаторами реализации данной программы был заявлен целый ряд показателей, основные из которых представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные целевые индикаторы реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2008 - 2012 гг.)
| показатели Ед.измер. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
I. Устойчивое развитие сельских территорий
Повышение уровня развития социальной инфраструкту >ы и инженерного обустройства сельских поселений
1. Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов -всего тыс. кв. м 1 489,2 2 861 3 325,9 3 963,2 4 039,1
в том числе мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе - - 647,1 1 212,1 14 82,4 1 832,9 1 890,7
2. Обеспеченность сельского населения питьевой водой % 45,9 49,4 54,9 60,7 66,3
3. Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом -"- 43,6 47,1 51 55,5 59,9
IV. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
Повышение доступности кредитов
40. Объем субсидируемых кредитов (займов) -всего в том числе млрд руб. 200 241,1 290 308 316,4
краткосрочные -"- 120 149,4 150 168 176,4
инвестиционные -"- 80 91,7 140 140 140
Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе
41. Объем субсидируемых кредитов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, с/х потребительскими кооперативами и гражданами, проживающими в сельской местности млрд руб. 30 35 35 35 35
Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства
42. Приобретение сельскохоз. техники с/х организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей:
тракторы тыс. штук 23 29 35 41 48
комбайны зерноуборочные -"- 7,9 9 11 12,5 15
комбайны кормоуборочные -"- 3 3,5 3,5 3,5 3,5
43. Объемы привлеченных кредитов млрд руб. 49 46,5 59,8 50 50
Следует отметить, что общий объем финансирования Программы в 2008 - 2012 гг. за счет средств федерального бюджета составляет 551,3 млрд руб., в том числе в 2008 г. - 76,3 млрд руб.; в 2009 г. -100 млрд руб.; в 2010 г. - 120 млрд руб.; в 2011 г. -125 млрд руб.; в 2012 г. - 130 млрд руб.
Таким образом, достижение целевых индикаторов программы, а также позитивные изменения в жизни сельских территорий позволят сделать вывод о результативности государственной политики в сфере их устойчивого развития в последнее пятилетие.
Литература
1. Коваленко Е. Г. Механизм устойчивого развития сельских территорий региона // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2.
2. Кожевникова Т. М., Мамонтов В. Д. Институциональная составляющая модернизации аграрной сферы // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.
3. Меньщикова В. И. Эффективные инструменты управления экономикой России и ее регионов в условиях перехода к устойчивому развитию // Проблемы обеспечения устойчивости развития региональных социально-экономических систем: мат.-лы Всероссийской науч.-практ. конф. Тамбов, 2008. С. 43-59.
4. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы: Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446.
5. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ». URL: http:// www.mcx.ru
6. Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. URL: http://www.mcx.ru
7. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ. URL: http://www.mcx.ru
8. Серова Е. В. [и др.]. Сельская бедность и сельское развитие в России. М., 2004.
9. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: зарубежный опыт и проблемы России. М., 2005.
* * *
TO THE ISSUE ABOUT THE
ASSESSMENT OF THE STATE POLICY PRODUCTIVITY IN THE SPHERE OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES
V. I. Menshchikova, M. A. Pakhomov
In article the main directions of a state policy in the sphere of a sustainable development of rural territories are presented; attempt to generalize experience of an assessment of productivity of such policy is made.
Key words: state policy, sustainable development, rural territories, productivity assessment, target indicators.