К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ БОЛЬНЫМ
Н.М. Куницына
Медицинский центр «Поколение» пр. Б. Хмельницкого, 50а, Белгород, 308000
К.В. Перелыгин
Отдел клинической геронтологии Институт биорегуляции и геронтологии пр. Динамо, 3, С.-Петербург, Россия, 197110
Л.Ю. Варавина
Белгородская городская поликлиника № 1 пр. Белгородский, 96а, Белгород, Россия, 308015
С.Л. Сперанский
Кафедра общей хирургии Белгородский государственный университет ул. Победы, 85, Белгород, Россия, 308015
В статье изложены критерии оценки качества стационарной помощи пожилым пациентам с оториноларингологической патологией, разработанные авторами на примере анализа 708 случаев, и их научное обоснование.
Ключевые слова: пожилой возраст, качество медицинской помощи, оторинолариногология.
За последние годы сформировалась нормативная база ЛОР-службы. Вместе с тем до сих пор не решен ряд организационно-методических вопросов, касающихся разработки единых научно обоснованных критериев оценки качества ЛОР-помощи пожилым пациентам [2]. Это определяет актуальность системных исследований по изучению процесса формирования качества ЛОР-помощи пациентам пожилого возраста и определения критериев ее результативности.
Цель настоящего исследования — разработать и обосновать медико-организационные критерии качества стационарной помощи пожилым пациентам с ЛОР-патологией.
Материалы и методы. Изучено 708 случаев стационарной ЛОР-помощи пациентам пожилого возраста (возраст пациентов составил от 60 до 73 лет, средний возраст — 65,2 ± 3,4 года, мужчин — 302, женщин — 406 чел). Все случаи были подвергнуты высококвалифицированной независимой экспертизе. Также проводился опрос пожилых пациентов об их удовлетворенности полученной помощью. Сбор базовой информации, экспертиза медицинских технологий (МТ) и опрос пациентов проводили по специально разработанным оригинальным «Схемам изучения качества оториноларингологической помощи пациентам пожилого возраста». Всего было получено более 176 000 единиц информации, характе-
ризующей применяемые МТ, проведена их компьютерная математико-статистическая обработка. В качестве основного математико-статистического метода был выбран метод Аптона [1], т.е. анализ полученных данных в терминах таблиц сопряженности. Оценку проводили путем построения и анализа связи и независимости в таблицах сопряженности «2x2» (исследовали различные пары переменных и определяли связь между ними). В ряде случае проводили рейтинг-шкалирование признаков по значению «р».
Результаты и их обсуждение. В результате изучения позиций, которые определяют различные компоненты качества стационарной гериатрической ЛОР-помощи, было обосновано 4 группы критериев ее качества для изучения медико-организационного мониторинга.
Первая группа — это критерии, отражающие адекватность применяемых МТ. Они позволяют оценить соблюдение ЛОР-врачом МТ на различных этапах помощи. В эту группу вошли следующие критерии: полнота первичного осмотра, его своевременность; полнота, своевременность и обоснованность лабораторного, инструментального и консультативного обследования пожилого пациента перед операцией; обеспечение консультации пациента заведующим отделением; обеспечение консультации пациента врачом-терапевтом; обеспечение консультации пациента врачом-анестезиологом (при необходимости); наличие и контроль выполнения коррекции нарушений, вызванных сопутствующей патологией, в предоперационном периоде; адекватность премедикации; адекватность хирургической тактики; адекватность обезболивания; полнота осмотра после операции; правильность послеоперационной тактики; полнота осмотра перед выпиской; качество ведения медицинской документации.
Вторую группу критериев составили оценки эффективности применяемых МТ, характеризующие влияние использованного АО на исход заболевания, восстановление нарушенных функций, трудоспособности (для работающих пенсионеров), качество жизни.
Третья группа — это критерии, отражающие соответствие состояния пациента после операции и при выписке из стационара должному при данной основной и сопутствующей патологии.
Четвертую группу составили критерии удовлетворенности пожилых пациентов стационарной ЛОР-помощью: удовлетворенность характером, продолжительностью осмотра при поступлении в стационар, перед операцией, после операции и при выписке; удовлетворенность характером, продолжительностью беседы с врачом при поступлении в стационар, перед операцией, после операции и при выписке; удовлетворенность операцией; удовлетворенность обезболиванием во время операции; удовлетворенность осмотром заведующим отделением; удовлетворенность беседой с заведующим отделением; наличие у пациента свободного выбора ЛОР-врача.
Заключение. Использование разработанных критериев качества стационарной ЛОР-помощи пожилым пациентам в процессе медико-организационного мониторинга позволяет выявлять те компоненты, за счет которых происходит снижение качества, что дает возможность оперативно определять способы и пути оптимизации применяемых в ЛОР-практике медицинских технологий.
ABOUT QUALITY OF OTHORYNOLARINGOLOGICAL AID FOR ELDERS
N.M. Kunitsyna
Medical Centre «Pokolenije»
Khmelnitskogo av., 50а, Belgorod, Russia, 308000
К.У. Perelygin
Department of clinical gerontology Institute of Bioregulation and Gerontology
Dinamo av., 3, S-Petersburg, Russia, 197110
L.Yu. Varavina
1st Belgorod city poloclinic
Belgorodskij av., 96а, Belgorod, Russia, 308015
S.L. Speranskij
Department of general surgary Belgorod State University
Pobedy str., 85, Belgorod, Russia, 308015
The own scientific criteria of quality of gerontological othorynolaringological aid are presented in this article.
Key words: elders, medical aid’s quality, othorynolaringology.