Р. И. Зинурова, А. В. Морозов, А. А. Гилязова
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Ключевые слова: малое предпринимательство, малое предприятие, инновации, инновационная деятельность, инновационное
предпринимательство, малое инновационное предпринимательство.
В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования системы управления малыми инновационными предприятиям, что подразумевается под данным понятием в нашей стране и какое развитие оно получило.. Рассмотрены такие понятия как малое предпринимательство, малое предприятие, инновация, инновационное предпринимательство, инновационная деятельность, малое инновационное предприятие. Отмечается, что существующее многообразие определений позволяет выделить факторы, на основе которых можно выделить показатели для оценки эффективности функционирования организационно -экономического механизма управления малыми предприятиями.
Key words: small business, small enterprise, innovations, innovative activity, innovative business, small innovative business.
In article topical issues of formation of a control system small innovative to the enterprises that is meant this concept of our country are considered and what development it received. Such concepts as small business, small enterprise, an innovation, innovative business, innovative activity, the small innovative enterprise are considered. It is noted that the existing variety of definitions allows to allocate factors on the basis of which it is possible to allocate indicators for an assessment of efficiency of functioning organizationally - the economic mechanism of management with small enterprises.
Инновационный сектор экономики развитых стран представлен несколькими сегментами: корпоративными структурами (научно-
исследовательскими подразделениями крупных компаний, их внутренними и внешними венчурами); государственно-общественными организациями (университетскими исследовательскими центрами, учебными заведениями); малыми инновационными фирмами (МИФ). Все перечисленные сектора образуют малое инновационное
предпринимательство (МИП), важность которого объективно обусловлена тем, что многие исследователи связывают процессы
реиндустриализации ведущих стран, их выход на новые рубежи НТП.
В свете мирового опыта значение МИП в условиях нашей страны позволит полнее реализовать все еще значительный научнотехнический потенциал, придаст новые импульсы многолетним традициям изобретательства, будет способствовать преодолению кризисных явлений.
В свете вышеизложенного актуальным становиться вопрос, чем же является малое инновационное предпринимательство для нашей страны, на какой стадии развития оно находится и как усовершенствовать процесс организации управления малым инновационным предприятием, что также вызывает необходимость выделения показателей для оценки эффективности функционирования существующего механизма.
Малое предпринимательство - гибкая, динамичная, инновационная форма организации бизнеса, где создается основная масса товаров, удовлетворяющих локальный спрос, к субъектам которой относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие
организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных
предпринимателей и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие установленным условиям, а в качестве критериев приняты используемые в зарубежных государствах показатели численности работающих, предельно допустимой доли учредителей - юридических лиц в собственном капитале предприятии и индексируемый годовой объем реализации [1].
Понятие «малое предприятие» было впервые введено в Российской Федерации (РФ) Декретом Кабинета Министров «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в России» (18 июля 1991 года, № 406). Количество рабочих и сотрудников (включая временных и работающих по контракту) было выбрано в качестве критерия для определения понятия «малое предприятие» по отношению к следующим отраслям экономики [2].
В настоящее время имеет силу Федеральный закон от 12.05.1995 №88-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.03.2002 №>31-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 02.02.2006 №19-ФЗ) «О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [3], где «...под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким
юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в
промышленности - 100 человек; в строительстве -100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научнотехнической сфере - 60 человек; в оптовой торговле
- 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек, а также понимаются физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли» [3].
Определение сущности МП довольно сложная задача в силу влияния политических, социальных или экономических факторов. Малое предпринимательство зародилось как кустарное производство, в 1980-х годах распространилось почти во всех сферах экономики, появились малые предприятия с высокой степенью автоматизации производственного процесса, производящие экспортно-ориентированную продукцию, став инструментом социальной политики,
обеспечивающем дополнительные рабочие места, самозанятость населения, снижение социальной напряженности.
По мнению А. Бусыгина предпринимательство - это особый вид экономической активности (целесообразной деятельности, направленной на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее [4], Ф. Хамидуллин [5] определяет малый бизнес как «самостоятельный сектор экономики, обладающий значительным инновационным потенциалом, производящий товары, работы и услуги, основанный на использовании индивидуального труда, частной и личной собственности, ограниченного количества ресурсов».
Анализ приведенных определений предпринимательства показывает довольно заметную смену взглядов западных исследователей с течением времени, что с рыночных отношений, с усложнением взаимосвязей хозяйствующих субъектов, со сменой общественно-экономических парадигм (индустриальное, постиндустриальное, информационное общество).
Согласно Й. Шумпетеру,
основополагающим признаком
предпринимательства, является особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать «новую комбинацию» факторов производства, следствием чего является
нововведение, инновация [4]. То есть само понятие предпринимательства неразрывно связывалось Шумпетером с процессом создания,
распространения и использования инноваций, утверждавшим, что «. задача предпринимателей -реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологий для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности...» [6].
Риккардо признавал, что капиталист, первым внедривший новшество, способен собрать урожай сверхдохода, однако он игнорировал возможность использования способности к инновациям для разделения капиталистов по их склонности к инновациям [7]. Маркс также не стремился выделить инновационных
предпринимателей в отдельную группу - наоборот -одним из главных источников сверхприбыли капиталистов для него было принуждение рабочих к более напряженному труду, и только во вторую очередь - внедрение нового оборудования [7].
Понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов в Х1Х в., в экономический оборот данное понятие ввел Й. Шумпетер в ХХ в.
Проведенный анализ [15] позволил сделать вывод об отсутствии единого мнения, как о понятии, так и о содержании категорий, используемых в теории инноваций, расхождение по принципиальному вопросу: чем является инновация
- процессом или результатом деятельности, выделить факторы, влияющие на показатели оценки эффективности инноваций [16].
На наш взгляд, все три значения имеют место быть, так как это позволяет упорядочить все существующие точки зрения. Наиболее приемлемой при толковании понятия «новшества» для нас является точка зрения Р. А. Фатхутдинова, согласно которой нововведение - это деятельность по внедрению новшества в производство, а инновация
- это результат функционирования комплексной
системы определенной структуры, выражающийся в виде качественного изменения товара или процесса, которое позволяет достичь максимального удовлетворения существующих потребностей и получить определенный эффект в различных сферах жизнедеятельности, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Данное определение дает возможность по - новому
взглянуть на систему управления инновационной деятельностью, выявить новые резервы роста эффективности предприятий.
Данное понятие в разных источниках отождествляют с понятиями «научно-технический прогресс», «государственная инновационная
политика» и «инновационный процесс», поэтому необходимо дать четкую формулировку инновационный деятельности как объекта
управления. По мнению В.А.Устинова [12], «.если под инновационной деятельностью понимать только процессы по ускорению научно-технического прогресса при создании новой техники и передовой технологии на базе использования достижений фундаментальной науки, проведения поисковых и прикладных научно-исследовательских работ с целью удовлетворения конкретной потребности народного хозяйства, то нельзя получить полного представления о ней как об объекте инновационного менеджмента». Данное определение раскрывает суть инновационной деятельности как объекта государственной инновационной политики, что в некоторых случаях, по мнению Н.А. Воронова[8], вызывает отождествление этих понятий. На наш взгляд, чтобы снизить вероятность отождествления этих понятий, необходимо рассматривать понятие инновационной деятельности в зависимости от ее роли на макро и микроуровне.
В соответствии с отечественной методологической базой статистики инноваций инновационная деятельность - это «. вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или
усовершенствованные продукты (услуги), внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы либо способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности» [13].
Инновационную деятельность Гамидов Г. С. [14] определяет как «. системный вид деятельности коллектива людей, направленный на реализацию в общественную практику инноваций «под ключ» на базе использования и внедрения новых научных знаний, идей, открытий и
изобретений, а также существующих и проверенных наукоемких технологий, систем и оборудования».
Соловьев В.П. [15] считает, что
инновационная деятельность - это «деятельность, направленная на использование и
коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и предопределяющая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг».
У П. Друкера [16] «инновационная
деятельность - это особый инструмент,
позволяющий предпринимателю использовать перемены и превращать их в новые возможности для, например, открытия нового бизнеса, или оказания новой услуги».
Из вышеизложенного следует, что к инновационной деятельности, как правило, относят всю деятельность в рамках инновационного процесса. На наш взгляд, необходимыми компонентами инновационной деятельности являются: получение новых знаний; передача их в сферу производства; использование знаний в целях получения новых технологий; передача технологий в коммерческий оборот, то есть инновационная деятельность включает:
проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных
исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий; подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
разработку технологического процесса изготовления новой продукции; проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений,
направленных на реализацию новшеств;
исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т. д.
Процесс - это последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, деятельность - это форма активности человека, которая состоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата. Таким образом, понятия «инновационная деятельность» и «инновационный процесс» не являются идентичными, так как инновационный процесс является одним из компонентов инновационной деятельности и может рассматриваться только применительно к какой-то стороне инновационной деятельности.
На наш взгляд, инновационная деятельность
- процесс функционирования четко структурированной системы, где осуществляются мероприятия по использованию научного, научнотехнического и интеллектуального потенциала с целью получения результата, выражающегося в виде качественного изменения товара или услуги, что позволяет достичь максимального удовлетворения существующих потребностей и получить определенный эффект в различных сферах жизнедеятельности. В то же время инновационный процесс - это процесс трансформации идеи в инновацию. Процесс, в отличие от деятельности, не обладает свойством системности, это лишь изменение свойств одного и того же объекта. Для осуществления инновационной деятельности необходим определенный механизм реализации ее целей и задач.
Инновационное предпринимательство - по мнению Медынского В.Г. и Шаршуковой Л. Г. [6] -это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь
риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. Кокурин Д.И. связывает
инновационность предпринимательской
деятельности с возможностью извлечения дохода в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта [17]. Исследователи определяют роль инновационных предпринимателей в инновационном процессе следующим образом: предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация осуществляется выбором имитаторов (последователи, предприятия, заимствующие опыт инноваторов, производящие и распространяющие инновации), которые и определяют в итоге траекторию диффузии (распространения) альтернативных технологий и раздел рынка между ними [14].
Таким образом, на основе
вышеизложенного малое инновационное предприятие - это коммерческая организация, признаки которой удовлетворяют требованиям национального законодательства в сфере поддержки МП, а малое инновационное предпринимательство -система экономических, правовых,
интеллектуальных взаимоотношений между малыми инновационными предприятиями и другими участниками инновационного процесса, которая обеспечивает выполнение малыми фирмами их инновационных функций в инновационной системе (ИС) региона (страны).
Существующее многообразие определений позволяет выделить факторы, на основе которых можно выделить показатели для оценки эффективности функционирования организационно
- экономического механизма управления малыми предприятиями.
Публикация подготовлена в рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации (темы 6.3162.2011 и 6.3213.2011).
Литература
1. Федеральный закон от 18.10.2007 г. № 230-Ф3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Развитие предпринимательства и предприятий в Российской Федерации. Политические принципы и
рекомендации [Электронный ресурс] / Региональный бизнес-справочник «Товар 35». - 2000 г. - Режим доступа : http://www.tovar35.ru/library/32.php,
свободный. - загл. с экрана.
3. Федеральный закон от 12.05.1995 г. № 88-ФЗ (ред. от
21.03.2002 г., от 02.02.2006 г.) «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» [Электронный ресурс]: Общероссийская сеть
распространения правовой информации «Консультант плюс». - ООО «Закамский центр консультант». -Режим доступа : свободный.
4. Бусыгин, А.В. Предпринимательство. Основной курс. Учебник для вузов. - М. : Инфра-м, 1997. - 608 с.
5. Хамидуллин, Ф.Ф. Малый бизнес в
трансформируемой экономике: тенденции и
перспективы развития. - Казань : Изд-во казанск. ун-та, 2006. - 180 с.
6. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: учебное пособие. - М. : Инфра-м, 1997. - 237 с. : ил.
7. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе. Перевод с англ., 4-е изд. - М. : Дело Лтд, 1994. - 720 с.
8. Воронов, Н. А. Исследование терминологически -классификационного аспекта инновационной деятельности / Н. А. Воронов // Вестник ННГУ - 2005.-Выпуск 1 (7). - С. 285-295
9. Устинов, В. А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоение производства новой продукции. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1995. - 80 с
10. Гохберг, Л.М. Анализ и перспективы статистического исследования инновационной деятельности в экономике России / Л.М. Гохберг, И.А. Кузнецова // Вопросы статистики. - 2004. - № 9. - С. 3-15.
11. Гамидов, Г.С. Основы инноватики и инновационной
деятельности / Г. С. Гамидов, В. Г. Колосов, Н. О. Османов ; под ред. Г.С. Гамидова. - СПб. :
Политехника, 2000. - 323 с.
12. Соловьев, В. П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике (синергетические эффекты инноваций). - Киев.: Феникс, 2006. - 560 с
13. Друкер, П. Бизнес и инновации: Пер. с анг. - М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. - 432 с
14. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2001. - 576 с.
15. Гилязова, А.А., Исследование терминологического аппарата инновационной деятельности / А. А. Гилязова, // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т. 14, - № 24. -155 с.
16. Шарапов, А.Р., Гилязова, А.А., Морозов, А.В. Сравнительный анализ методик оценки эффективности инноваций / А.Р. Шарапов, А.А. Гилязова, А.В. Морозов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т. 15,
- № 17. - 155 с.
©Р. И. Зинурова - д-р социол. наук. проф., зав. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, [email protected]; А. В. Морозов - канд. экон. наук, доц. каф. экономики КНИТУ, [email protected]; А. А. Гилязова - зав. метод. кабинетом каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, [email protected].