S н и о X
л
<
И
н «
:|S
о X
л
<
И
н S X
л
X О
о
оэ %
С
<
bS S н
bS л
с
к S а
о
И
н
66
А.А. СКУРТУЛ,
врио заместителя начальника кафедры организации оперативно-разыскной деятельности,
кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
Э.А. ВАСИЛЬЕВ,
начальник научно-исследовательского центра № 4, кандидат юридических наук, доцент
(ФГУ НИИ МВД России)
К вопросу об осуществлении взаимодействия субъектов оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел при обеспечении противодействия преступлениям в сфере оборота водных биоресурсов
В статье рассмотрены актуальные вопросы осуществления взаимодействия субъектов оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел при обеспечении противодействия преступлениям, совершаемым в сфере оборота водных биоресурсов, особенности борьбы с данными преступлениями, основные виды и субъекты взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел по борьбе с указанными преступлениями.
водные биоресурсы, противодействие преступлениям в сфере экономики, борьба с экономическими и налоговыми преступлениями, взаимодействие, сотрудничество, органы внутренних дел, оперативные подразделения, оперативно-разыскная деятельность.
Борьба с преступлениями в сфере оборота водных биоресурсов обладает рядом специфических особенностей, непосредственно связанных с организацией оперативно-разыскной деятельности (ОРД) органов внутренних дел [12, 14, 15, 18]. Во-первых, преступления, как правило, подготавливаются на берегу и совершаются в промысловых районах, значительно отдаленных от мест дислокации оперативных подразделений органов внутренних дел, что существенно осложняет организацию оперативной работы и своевременную проверку поступающей информации. Во-вторых, предметы криминальных посягательств (водные биоресурсы и продукция из них) преимущественно реализуются в иностранных портах и вырученные денежные средства редко возвращаются в Россию, оседая на счетах злоумышленников в зарубежных банках. В-третьих, большинство промысловых и транспортных судов в момент совершения преступлений находятся с «закрытыми» граница-
ми («визированные»)1, что усложняет или даже делает невозможным нахождение на них сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел.
Приведенные обстоятельства наглядно свидетельствуют о том, что реализовать государственную политику противодействия преступлениям в этой сфере в рамках предоставленной компетенции2 субъектам ОРД органов внутренних дел самостоятельно крайне затруднительно. Следовательно, насущным становится развитие системы3 взаимодействия органов внутренних дел и различных служб других министерств и ведомств, когда их звенья выступают друг перед другом как относительно независимые, обособленные формирования, решая во многом сходные задачи. Каждый субъект этой системы должен быть нацелен на получение фиксированного полезного результата, который совпадает с его полномочиями и задачами.
В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [4] головным подразделением в структуре органов внутренних дел России, призванным обеспечивать надлежащую борьбу с преступлениями в сфере экономики, в частности в рыбной отрасли, является Главное управление экономической
1 Судно с «закрытой границей», или «визированное», — условные термины, используемые в рыбной отрасли, означающие, что судно прошло процедуры таможенного оформления до выхода в промысловый район и может следовать в любой зарубежный порт без получения дополнительных разрешений от российских властей. Соответственно, все члены судовой команды имеют разрешения таможенных органов для беспрепятственного схода на берег в любой стране мира.
2 Компетенция (лат. competentia — полномочия по праву) означает:
1) круг полномочий какого-либо органа и должностного лица;
2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом [20, с. 241].
3 Система — определенный порядок в расположении и связи
действий [19, с. 940].
безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБиПК МВД России)4. На него возложены задачи организационно-методического руководства деятельностью подразделений экономической безопасности (ЭБ) органов внутренних дел главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, соответствующих подразделений органов внутренних дел на железнодорожном, водном, воздушном транспорте (ОВДТ) и др.
Исполняя возложенные функции и задачи, ГУЭБиПК МВД России взаимодействует с органами, подразделениями и учреждениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, иными органами государственной власти, организациями, общественными объединениями, а также, в установленном порядке, с правоохранительными органами иностранных государств, международными организациями и др.
Таким образом, ГУЭБиПК МВД России, реализуя свои функции, осуществляет взаимодействие в трех направлениях: внутри ведомства, вне его и за пределами страны.
Внутреннее взаимодействие, под которым следует понимать взаимодействие подразделений органов внутренних дел с вышестоящими, равнозначными и подчиненными органами и подразделениями (по вертикали и горизонтали), осуществляемое как на уровне подразделений и органов, так и между их должностными лицами, представляет сложную структурную подсистему, охватывающую субъекты различной функциональной специализации. В.В. Черников классифицировал их на следующие группы:
— подразделения органов внутренних дел, наделенные функцией ОРД и входящие в структуру криминальной милиции;
— подразделения милиции общественной безопасности;
— подразделения органов внутренних дел, объединенные общностью целей и задач, выступающие как орган исполнительной власти, непосредственно реализующий государственную политику в области внутренних дел и осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление данной сферой общественных отношений [23, с. 220—247].
К последним следует отнести подразделения экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ);
4 В структуре ГУЭБиПК МВД России функционирует отдел по борьбе с преступлениями в сфере оборота водных биоресурсов и 17 специализированных подразделений (управлений, отделов, отделений) по борьбе с преступлениями в рыбной отрасли — в министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях МВД России по иным субъектам Российской Федерации.
Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств — участников СНГ (БКБОП); Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ); Федеральную миграционную службу (ФМС); Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола), т. е. структуры органов внутренних дел, функционирующие на соответствующих уровнях.
Подразделения органов внутренних дел, наделенные функцией ОРД и действующие однотипными методами и средствами в едином территориальном пространстве с подразделениями экономической безопасности, обладают значительным потенциалом для выявления и раскрытия преступлений, совершаемых в сфере оборота водных биоресурсов.
По данным опроса, проведенного авторами среди руководителей и оперативных сотрудников органов внутренних дел различных уровней, только 1,5 % респондентов при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) используют потенциал подразделений уголовного розыска, 2,1 % — подразделений по налоговым преступлениям, 0 % — подразделений по противодействию экстремизму и подразделений государственной защиты. 36,7 % респондентов считают эффективным взаимодействие с оперативно-поисковыми подразделениями (ОПП) и 62,2 % — с подразделениями специальных технических мероприятий (ПСТМ).
Причина неэффективности взаимодействия между подразделениями ЭБ и УР обусловлена тем, что их результативность, по мнению респондентов, зачастую находится в зависимости от личностных отношений руководителей указанных подразделений (23,4 %), а также неоправданного разделения их подчиненности (32,1 %)5.
В этом же блоке следует рассматривать подразделения органов внутренних дел на транспорте, осуществляющие функции ОРД, которые по своим потенциальным возможностям должны являться активными субъектами взаимодействия с подразделениями ЭБ органов внутренних дел, поскольку в соответствии с Приказом МВД России «Об укреплении взаимодействия и разграничения объектов оперативного обслуживания органами внутренних дел на транспорте и территориальными органами внутренних дел» от 21 июня 2000 г. № 671 [10] в их оперативном обслуживании находятся морские порты.
Согласно п. 4.1 указанного приказа преступления в сфере экономики, связанные с деятельностью организаций, расположенных вне участка оперативного обслуживания органов
5 До недавнего времени подразделения уголовного розыска и экономического блока МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ курировали разные заместители министра (начальника ГУВД, УВД).
К
н и О X
л
<
и н к
О X
л
<
и н к
X
Л
X о о
03
с
<
к н
Ьй
с
к к
а О и н
67
S н и о X
л
<
И
н «
:|S
о X
л
<
И
н S X
л
X О
о
оэ %
С
<
bS S н
bS л
с
к S а
о
И
н
68
внутренних дел на транспорте, но имеющих с транспортными предприятиями, организациями и учреждениями отношения соподчинения, регистрируются и расследуются органами внутренних дел на транспорте. Следовательно, рыболовецкие суда являются объектами оперативного обслуживания ОВДТ, так как регистрацией судов, припиской к ним моряков, осуществлением контроля за их технической эксплуатацией занимается администрация портов, находящихся в оперативном обслуживании ОВДТ.
Таким образом, портопункты6 на Дальнем Востоке и Северо-Западе России, которые, как показал наш анализ, являются наиболее криминогенными, находятся в оперативном обслуживании транспортной милиции, а территориальные органы внутренних дел ограничены в организации контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, действующих на указанных территориях.
Согласно изученным оперативно-служебным документам о проведении природоохранных ме-роприятий7 органами внутренних дел на местах, с подразделениями экономического блока, входящими в структуру милиции общественной безопасности, взаимодействовали подразделения, выполняющие функцию дознания по делам о преступлениях, совершаемых в сфере оборота водных биоресурсов, не требующих предварительного следствия (76,5 %); дорожно-патрульные службы (54 %); отряды специального назначения (32,1 %); подразделения по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке (46,4 %).
В третьей классификационной группе субъектов внутреннего взаимодействия респонденты выделили только ЭКЦ (11,5 %).
Между тем нам представляется, что субъекты ОРД органов внутренних дел в борьбе с преступлениями в сфере оборота водных биоресурсов недооценивают возможности Национального центрального бюро Интерпола МВД России. Согласно межведомственной Инструкции по организации информационного сотрудничества по линии Интерпола [9], по его каналам можно получить информацию, необходимую для проверки зарегистрированных сообщений, а также иную информацию о преступлениях и правонарушениях в сфере экономики, в частности полученную в ходе проведения ОРМ, дознания или предварительного следствия по преступлениям в рыбной отрасли (включая официальные наименования юридических лиц, зарегистрированных за рубежом; их юридические адреса,
6 Портопункты — небольшие порты в отдаленных приморских поселках. Например, в Камчатском крае портопункты находятся на удалении до 2,5 тыс. км от места дислокации ОВДТ.
7 В регионах используются разные названия: «Путина», «Нерест», «Трал» и т. п., но суть всех этих мероприятий заключается в том, что они направлены на защиту биоресурсов.
номера, даты регистрации; фамилии и имена физических лиц — руководителей (в отдельных случаях — учредителей, акционеров); направление деятельности; размеры уставного капитала; сведения криминального характера о деятельности юридических и физических лиц и др.).
Внешнее взаимодействие субъектов ОРД органов внутренних дел предполагает согласование стратегии и тактики выявления и раскрытия преступлений, совершаемых в сфере оборота водных биоресурсов, с теми субъектами, которые в той или иной степени имеют возможность содействовать им в выполнении этой функции, и формируется на принципах совпадающих интересов, согласованности практических мероприятий, соответствия компетенции ведомств.
Субъекты внешнего взаимодействия, исходя из целевого предназначения и частоты проведения мероприятий, согласованных с субъектами ОРД органов внутренних дел, могут быть классифицированы как субъекты взаимодействия в полном объеме (правоохранительные органы); субъекты усеченного взаимодействия (контролирующие органы); субъекты периодического взаимодействия (регистрационные, статистические и иные органы).
Основным подразделением, взаимодействующим с субъектами ОРД органов внутренних дел по борьбе с преступлениями в сфере оборота водных биоресурсов, 87,7 % респондентов назвали Береговую охрану пограничных органов ФСБ России (далее - БО ПО ФСБ России) [11]. Именно на пограничные органы ФСБ России возложено решение задач по обеспечению охраны морских биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также — осуществление государственного контроля [5].
Как показал опрос сотрудников органов внутренних дел, эффективность взаимодействия субъектов ОРД органов внутренних дел и БО ПО ФСБ России зависит от проведения согласованных действий по целевому получению и обмену оперативно-разыскной информацией (23,1 %); совместного изучения материалов мониторинга о дислокации и хозяйственной деятельности рыбопромысловых судов (24,2 %); обучения действиям по сбору доказательств сотрудников опергруппы при проведении мероприятий по документированию неправомерной деятельности судов с открытой границей (35 %); реализации совместными оперативно-следственными группами информации на членов организованных преступных структур, совершающих незаконный вывоз морепродуктов за пределы России (19%); объединения усилий на раскрытие групповых преступлений и коррумпированных связей в российских структу-
рах, а также международных криминальных связей (16, 2 %).
В то же время, по мнению 34,4 % респондентов, межведомственное взаимодействие подразделений экономической безопасности органов внутренних дел с БО ПО ФСБ России требует совершенствования и усиления. Так, в двенадцатимильной8 [2, ст. 1] и двухсотмильной9 зонах [3, ст. 1], где происходит основной незаконный вылов водных биоресурсов, субъекты ОРД органов внутренних дел, не имеющие соответствующих быстроходных судов, иных технических и правовых возможностей, практически отстранены от проведения ОРМ, что не обеспечивает решения возложенных на них задач и реализацию функций борьбы с незаконным оборотом и контрабандой морских биоресурсов.
При инициативном задержании судов-нарушителей БО ПО ФСБ России не всегда информирует органы внутренних дел и не предпринимает мер по самостоятельному документированию преступных деяний (на что указали 45,3 % респондентов).
По мнению 34,3 % респондентов, если даже БО ПО ФСБ России и информирует органы внутренних дел о таких задержаниях, то последним не всегда представляется возможным прибыть на судно (34,3 %), и в случае прибытия часто обнаруживается, что основные следы преступления (судовые и промысловые журналы, коносаменты10 и т. п.) уничтожены либо записи в указанных документах исправлены (43,5 %).
В системе правоохранительных органов Российской Федерации, осуществляющих защиту экономических интересов и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации [7]. На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
8 Двенадцатимильная зона — территориальное море Российской Федерации (примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль).
9 Двухсотмильная зона — исключительная экономическая зона Российской Федерации (морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом).
10 Коносамент (франц. connaissement) — товаросопроводительный
документ, содержащий условия договора морской перевозки груза. Является ценной бумагой, предоставляющей его держателю право распоряжаться грузом. Выдается перевозчиком отправителю после приема груза к перевозке, служит доказательством этого приема и удостоверяет факт заключения договора. В коносаменте определены правоотношения между перевозчиком и грузополучателем [13, с. 324].
Таможенные органы обладают сведениями о декларировании грузов как при экспорте, так и при импорте, заходе российских судов в иностранные порты и сдаче товаров морского промысла, контрактной стоимости морепродукции и т. п.
Необходимо отметить, что таможенная служба до начала 90-х гг. прошлого столетия не являлась самостоятельной структурой и выполняла свои функциональные обязанности в тесном взаимодействии с пограничными войсками, а при необходимости — с органами государственной безопасности. Местоположение подразделений таможенной службы, как правило, совпадало с дислокацией контрольно-пропускных пунктов погранвойск. Отработанная десятилетиями, подобная система действовала достаточно четко. Нынешнюю структуру таможенных органов возглавляет ФТС России [6], которая организована и действует в соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе (далее — Положение) [7].
В соответствии с данным Положением таможенные органы осуществляют взимание таможенных платежей, таможенное оформление и валютный контроль, а также дознание и оперативно-разыскную деятельность. Так, более 70 % преступлений в таможенной сфере выявляется в результате осуществления оперативно-разыскной деятельности, ориентируемой на повышение эффективности борьбы с контрабандой, уклонением от уплаты таможенных платежей, незаконным перемещением технологий, а также — невозвращением культурных ценностей, вывезенных с территории России, и валютной выручки, полученной от реализации товаров, вывезенных за рубеж [15, с. 25].
Новый уголовно-процессуальный закон [1] расширил компетенцию таможенных органов по производству дознания. Так, согласно п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ таможенные органы проводят дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ (контрабанда) и ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица), в частности связанных с оборотом водных биоресурсов. Выявлением лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, подследственные таможенным органам, занимаются оперативно-поисковые отделы.
К важным субъектам взаимодействия оперативные сотрудники органов внутренних дел относят территориальные подразделения Рос-рыболовства (156 %)11, призванные выявлять и пресекать нарушения рыбоохранного законо-
11 Превышение 100 % объясняется тем, что респонденты одновременно указывали в числе главных во взаимодействии два и более субъектов.
S н
U О X
л
<
и
н «
:'5 О X
л
<
И
н S X
л
X о о
оэ %
С
<
bS
s н
bS
с
к s
а
о
И H
69
S н и о X
л
<
И
н «
:|S
о X
л
<
И
н S X
л
X О
о
оэ %
С
<
bS S н
bS л
с
к S а
о
И
н
70
дательства [8]. Их взаимодействие традиционно осуществляется в рамках совместного исполнения функций борьбы с административными правонарушениями и уголовно-наказуемыми деяниями. Так, по данным Росрыболовства ежегодно выявляется свыше 80 тыс. нарушений охраны рыбных запасов [18, с. 12], большинство из которых направляются для принятия решений в органы внутренних дел.
По данным наших респондентов из числа сотрудников рыбоохраны, взаимодействие с субъектами ОРД органов внутренних дел, особенно в Южном федеральном округе, выходит на новый уровень. Связано это с неподчинением и неповиновением законным требованиям или открытым противостоянием и реальными угрозами со стороны нарушителей закона. Такое взаимодействие требует создания совместных оперативно-поисковых групп в местах лова и транспортировки добычи и, как следствие, задержания и оформления материалов рыбинспекторами совместно с представителями органов внутренних дел12.
В группе взаимодействующих субъектов (по данным 25,4 % респондентов) особую роль должны играть торговые представительства России и Росрыболовства, находящиеся в странах-импортерах российских морепродуктов. В обязанности последних входит встреча отечественных судов в иностранных портах. Соответственно, им известно о всех судозаходах (включая совершаемые с нелегальной продукцией). Однако данную информацию в органы внутренних дел Российской Федерации они не направляют.
Международное сотрудничество (взаимодействие) правоохранительных и контролирующих органов по борьбе с преступлениями в сфере оборота водных биоресурсов является важной проблемой, напрямую связанной с выходом национальных преступных группировок на международный уровень, образованием транснациональных преступных организаций, охватывающих своей деятельностью несколько стран и даже международных регионов. Эти же тенденции прослеживаются и в развитии российской организованной преступности в рыбной отрасли. По утверждению В.И. Шульги, подтверждаемому и правоохранительной практикой, японские преступные группы, используя скоростные суда, встречаются с российскими браконьерами на российско-японской границе в морских водах, перегружают добытые преступным путем морепродукты и везут к ближайшему острову — Хоккайдо для дальнейшей перепродажи либо переработки [23, с. 167].
12 Например, в Камчатском крае к инспекторам рыбоохраны на период нереста лососевых прикрепляют сотрудника органа внутренних дел на постоянной основе и они вместе задерживают нарушителей и оформляют фактический материал.
Следовательно, проблема обеспечения сохранности водных биоресурсов носит международный характер, и взаимодействие российских правоохранительных органов с правоохранительными органами зарубежных стран является одним из основных условий для успешного ее решения.
Вопрос о противодействии преступлениям в сфере оборота водных биоресурсов респонденты предлагают решать на международном уровне с Китаем (67,3 %), Южной Кореей (73,2 %), Японией (64 %). По их мнению, следует наладить между правоохранительными органами указанных стран информационный обмен по следующим позициям:
— изменения, которые вносятся в таможенное законодательство Российской Федерации, Японии, Южной Кореи в части, касающейся товарообмена обеих стран (12,1 %);
— статистические данные (на официальном уровне) об экспортируемых и импортируемых товарах (13,6 %);
— нарушители таможенного законодательства и характер таких нарушений (12,8 %);
— ожидаемые и фактические заходы судов в порты с указанием наименования и количества морепродукции на борту (38,9 %);
— среднестатистические расчетные цены на продукцию рыбного промысла.
Подобное взаимодействие организовано между Мурманским территориальным управлением Росрыболовства и Управлением рыбных промыслов Королевства Норвегия. По данным советника Управления рыбных промыслов Норвегии Тура Глиструпа, его служба в период промысла документально фиксирует все уловы при заходе судов в любой из портов северных стран (Дания — Финляндия — Исландия — Норвегия — Швеция) с продукцией, получая один экземпляр коносамента на рыбопродукцию. Оперативные отчеты и коносаменты по первому требованию могут быть переданы взаимодействующей стороне, включая и Российскую Федерацию [21, с. 37]. Для этих целей необходимо обращаться в представительство Королевства Норвегии по делам полиции и таможни в г. Мурманске [16, с. 45].
Думается, что при обеспечении противодействия преступлениям в сфере оборота водных биоресурсов инициатива взаимодействия должна исходить от субъектов ОРД органов внутренних дел, обеспечивающих выявление лиц и раскрытие совершенных ими преступлений и проводимые оперативные мероприятия по декриминализации объектов в этой области должны носить межведомственный характер и осуществляться правоохранительными и контролирующими органами по единому плану и замыслу.
Эффективность взаимодействия субъектов ОРД органов внутренних дел может быть до-
стигнута только при соблюдении следующих условий:
— согласованности действий субъектов взаимодействия как объективной необходимости достижения целей борьбы с преступлениями в рыбной отрасли;
— координации действий взаимодействующих субъектов, которая означает согласование деятельности различных звеньев государственного аппарата, учреждений и организаций для эффективного решения возникающих задач и подчинения участников совместной деятельности общей воле координирующего субъекта;
— управления, т. е. установления определенного режима взаимодействия и поддержания его в заданном состоянии, а также его совершенствования;
— планирования, позволяющего взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций учитывать различные ситуации, эффективно использовать свои возможности, зная маневр взаимодействующих служб и ведомств;
— контроля, под которым следует понимать процесс наблюдения и проверки с целью выявления отклонений от предписанных требований управленческих решений, что позволяет своевременно не только реагировать на возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия и конкретизировать ранее принятые решения, но и оценивать промежуточный и конечный результаты деятельности.
Список литературы
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
2. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155—ФЗ// СПС КонсультантПлюс.
3. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ // СПС Консуль-тантПлюс.
4. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248.
5. О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере: Указ Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. № 950 // СПС КонсультантПлюс.
6. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // СПС КонсультантПлюс.
7. О Федеральной таможенной службе: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 // СПС Консультант-Плюс.
8. О Федеральном агентстве по рыболовству: Постановление Правительства Российской Феде-
рации от 11 июня 2008 г. № 444 // СПС КонсультантПлюс.
9. Об утверждении Инструкции по организации информационного сотрудничества по линии Интерпола: Приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971.
10. Об укреплении взаимодействия и разграничения объектов оперативного обслуживания органами внутренних дел на транспорте и территориальными органами внутренних дел: Приказ МВД России от 21 июня 2000 г. № 671.
11. Об утверждении Положения об органах пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации: Приказ ФПС России от 11 сентября 2000 г. № 455.
12. Алабердеев Р.Р. Деятельность органов внутренних дел в рыбной отрасли (организационный и экономический аспекты): автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2002.
13. Большой толковый словарь русского языка / сост., гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2009.
14. Васильев Э.А., Корнилов Г.А. Экономико-правовой анализ в борьбе с преступлениями в рыбной отрасли: монография. М., 2010.
15. Виньков А. Пошел к куме, да засел в тюрьме // Эксперт. 2010. № 29 (714).
16. Герд Элине Лангсетер (Gerd Eline Langceter). Направления взаимодействия полиции северных стран с правоохранительными органами России. Противодействие теневому бизнесу на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств // Материалы международной научно-практической конференции: Москва, 7-8 декабря 2004. М., 2005.
17. Корнилов Г.А. Оперативно-розыскные меры борьбы с преступными посягательствами на водные биоресурсы России (теоретико-правовые проблемы): автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005.
18. К празднованию 75-летия органов рыбоохраны России // Рыбоохрана России. 2009. № 2.
19. Ожегов С.Я. Словарь русского языка. М., 2009.
20. Словарь иностранных слов / сост., автор Л. Орлова. М., 2010.
21. Тур Глиструп (Tor Glistrup). Борьба с преступлениями в области незаконного оборота биоресурсов и квотирования. Противодействие теневому бизнесу на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств // Материалы международной научно-практической конференции: Москва. 7-8 декабря 2004. М., 2005.
22. Черников В.В. Судебная система, правоохранительные органы, специальные службы России: учебник. М., 2001.
23. Шульга В.И. Региональные особенности организованной преступности Дальнего Востока // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / под ред. проф. А.И. Долговой. М., 2001.
E-mail: [email protected]
S н и о X
л
<
И
н «
:|5 О X
л
<
И
н S X
а, X о о
оэ %
С
<
bS S н
bS
ft с
к S а
о
И
н
71