Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях политического интервью'

К вопросу об особенностях политического интервью Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1476
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чистякова С. В.

В статье рассматриваются особенности жанра политического интервью, выявляются намерения интервьюируемого, анализируются речевые стратегии, используемые для их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях политического интервью»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

УДК 800

С.В. Чистякова

Старший преподаватель Факультет лингвистики и перевода Челябинский государственный университет г. Челябинск, Российская Федерация

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности жанра политического интервью, выявляются намерения интервьюируемого, анализируются речевые стратегии, используемые для их достижения.

Ключевые слова

Политическое интервью, политический дискурс, речевые стратегии и тактики

В связи с возросшим интересом современной лингвистической науки к роли языка в сфере политической деятельности, исследование отдельных жанров политического дискурса с точки зрения их прагматических особенностей имеет большое значение. В политическом дискурсе исследованию подвергались лишь отдельные жанры. Развернутую классификацию жанров политического дискурса представляет Е.И. Шейгал [5]. К политической коммуникации автор относит широкий круг ситуаций: от разговоров о политике в семье до официальных встреч руководителей государств.

В центре нашего внимания находится политическое интервью как один из жанров устного политического дискурса. Вслед за А.К. Михальской, мы рассматриваем политическое интервью как высококонвенциональный (социально «условный»), публичный речевой жанр с жёстким распределением речевых ролей непосредственных участников, в котором журналист раскрывает или стремится раскрыть значимые для общества черты политика, в том числе и «опасные», тогда как последний, отвечая на вопросы журналиста, стремится убедить общество в своей «востребованности» [4, с. 68].

Жанр политического интервью относится к устной диалогической разновидности политической коммуникации и должен подвергаться анализу в первую очередь с учетом характерных особенностей устного диалогического дискурса.

В любом интервью, в том числе политическом, фактически участвуют три коммуниканта: журналист, интервьюируемый и массовая аудитория. Во время беседы журналист и собеседник находятся в непосредственном речевом контакте. В то же время непосредственные участники диалога и массовая аудитория разделены в пространстве и времени. Речевое поведение как журналиста, так и собеседника направлено главным образом на адресата - массовую аудиторию.

В интервью, таким образом, сталкиваются стратегии двух участников: журналиста и

интервьюируемого. Журналист с помощью заранее заготовленных вопросов, отражающих тщательно продуманное построение интервью, как правило, имеет целью получить информацию, докопаться до истины, возможно, спровоцировать собеседника. У собеседника же цель - донести до адресата свои сформированные убеждения и сохранить «лицо».

В политическом интервью в роли интервьюируемого выступает политический деятель, целью которого является, главным образом, эффективное идеологическое воздействие на массовую аудиторию, манипуляция сознанием массового адресата как потенциального избирателя для того, чтобы привлечь его на свою сторону. Достижению этой цели способствует определенный выбор речевых стратегий и тактик.

Вслед за Е.В. Клюевым, мы трактуем коммуникативную стратегию как совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в процессе общения теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативных целей [2, с. 18]. Стратегии реализуются в специфических для каждого типа дискурса тактиках. Под коммуникативной тактикой понимают способ реализации выбранной стратегии посредством речевых ходов.

194

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Одна из важных интенций для политика - создание благоприятного впечатления о себе, то есть обеспечение положительного имиджа с целью привлечения потенциальных избирателей. Достижение этих целей воплощается в реализации стратегии самопрезентации.

Самопрезентация является одной из важнейших коммуникативных стратегий политического дискурса как стратегия, максимально полно отвечающая упомянутой цели политика - представить себя в наиболее выгодном свете и, тем самым, обеспечить свое идеологическое и политическое доминирование.

Эта стратегия реализуется в реальной политической речи с помощью таких тактик, как солидаризация (с адресатом), отождествление (с кем-либо или чем-либо), создание «своего круга», дистанцирование (от политических конкурентов и тех, кто с ними ассоциируется), нейтрализация негативного представления о себе, тактика самовосхваления, обещания, гипертрофирование «я-темы», эпатирование, насмешка и др.

По утверждению О.Н. Паршиной, тактика отождествления - самая распространенная и активно используемая тактика. Ее суть - в демонстрации символической принадлежности лидера к определенной социальной, статусной или политической группе, объединение с этой группой. Если политик воспринимается адресатом как «свой» и озвучивает проблемы, которые близки его потенциальной аудитории, он может рассчитывать на определенную поддержку. Так, В.В. Путин в своем интервью американскому телевидению, давая оценку ситуации на Корейском полуострове, нарочито демонстрирует принадлежность к союзу с Соединенными Штатами. Это реализуется посредством употребления личного местоимения «мы».

Мы вместе с партнерами, в том числе с Соединенными Штатами, напряженно работаем над урегулированием северокорейской проблемы, связанной с ядерными программами... Я очень рассчитываю, что мы возвратимся на этот тренд позитивной работы.

Любому тексту, принадлежащему политическому дискурсу, в том числе и политическому интервью, свойственна персуазивность, связанная с основной задачей политика - оказание воздействие на адресата. Политики, как правило, активно воздействуют на существующую в сознании электората картину мира. В политической коммуникации речевое воздействие планируется (т.е. осознается говорящим как иллокутивная задача) [1]. Таким образом, можно говорить о стратегии манипуляции. Вслед за В.А. Масловой, под манипуляцией мы понимаем “процесс навязывания взглядов, мнений, способов действий, которые адресант может считать заведомо ложными, но выгодными для себя” [3, с. 45].

Среди наиболее часто употребляемых языковых средств с целью оказания воздействия специалисты выделяют устойчивые словосочетания, стереотипизированные клише, встречные вопросы, эмоциональнооценочные, экспрессивные единицы языка, неологизмы, частое употребление ключевого слова или его синонимов. Вместе с тем, выделяется огромная роль метафор.

Большую роль в воздействии на аудиторию играет и самоподача, речевой имидж политика. Так О.С. Иссерс выделяет несколько политических “ролей”: Патриот и Державник, Избранник народа, Простой человек, Борец за социальную справедливость, Реформатор и др. [1]

Из интервью В. Путина агентству Bloomberg:

“Почему-то сложилось мнение, что я истребитель миллиардеров. Это не так. Я никогда не ставил перед собой цель истреблять миллиардеров. Я ставил перед собой цель, чтобы все жили по правилам, которые называются законами. Эти правила в нормальной стране принимаются легальным путем с помощью парламента”. [http://www.rodon.org]

Здесь В. Путину по классификации О.С. Иссерс принадлежит микророль Хозяина (или Сильной руки). Этот речевой имидж, несомненно, заставляет аудиторию принять точку зрения адресанта.

Залогом успеха на политическом поприще для политика является умелое использование речевых стратегий, каждая из которых реализуется в речи особыми языковыми средствами. Можно сделать вывод, что в рамках жанра политического интервью реализуются основные стратегии, характерные для политического дискурса в целом.

Список использованной литературы:

1. Иссерс, О.С. Что говорят политики, чтобы нравиться своему народу? [Текст] / О.С. Иссерс // Вестник Омского университета. - Вып. 1. - Омск, 1996. - С. 71-74.

195

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

2. Клюев Е. В. Речевая коммуникация [Текст]: Учебное пособие для университетов и вузов / Е. В. Клюев. -М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 320 с.

3. Маслова, В.А. Политический дискурс: языковые игры или игры в слова? [Текст] / В.А. Маслова // Политическая лингвистика. - Вып. 1. - Екатеринбург, 2008. - С. 43-48.

4. Михальская А.К. Политическое интервью как речевой жанр // Риторическая культура в современном обществе. Тезисы IV Международной конференции по риторике (Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 26-28 января 2000 г.). - М., 2000. - С.67-69.

5. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. - Волгоград: Перемена, 2000. - 386 с.

© С.В. Чистякова, 2015

196

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.