Научная статья на тему 'К вопросу об основных характеристиках социально-экономических систем в формате разработки национальной доктрины Украины'

К вопросу об основных характеристиках социально-экономических систем в формате разработки национальной доктрины Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЦЕННОСТИ-ЦЕЛИ / ДОКТРИНА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / VALUES-PURPOSES / DOCTRINE / SOCIO-ECONOMIC POLICY / SPIRITUAL-CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Компаниец В. В.

Представлено систематизированное описание типов социально-экономических систем по критерию ориентации системы на реализацию духовно-нравственных целей и соблюдения норм нравственности. Также сформулировано авторское видение основы национальной доктрины Украины в виде системы ценностей – целей социально-экономической и духовно-культурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the basic descriptions of the socio-economic systems in the format of development of national doctrine of Ukraine

The systematized type declaration is presented of the socio-economic systems on the criterion of orientation of the system on realization of spiritual-moral targets and observances of norms of morality. Also the author vision is formulated of basis of national doctrine of Ukraine as a system of values – targets of socio-economic and spiritual-cultural policy.

Текст научной работы на тему «К вопросу об основных характеристиках социально-экономических систем в формате разработки национальной доктрины Украины»

УДК:330:342.001.33:17.002

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ФОРМАТЕ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ УКРАИНЫ

Компаниец В.В., к.э.н, доцент ( УкрГАЖТ)

Представлено систематизований опис типів соціально-економічних систем за критерієм орієнтації системи на реалізацію духовно-моральних цілей і дотримання норм моралі. Також сформульовано авторське бачення основи національної доктрини України у вигляді системи цінностей - цілей соціально-економічної і духовно-культурної політики.

Ключові слова: соціально-економічна система; цінності-цілі; доктрина; соціально-економічна політика; духовно-культурна політика.

Постановка проблемы. В последнее десятилетие внимание отечественных экономистов привлекла проблема типизации и сравнения социально-экономических систем. Это было обусловлено необходимостью выявления закономерностей развития социально-экономических систем (далее СЭС) и определением оптимального направления развития государства, в том числе той модели хозяйствования, которая должна быть сформирована в Украине.

Анализ исследований и публикаций. Исследованиями типов и особенностей СЭС занимаются такие отечественные ученые как, Г. Башнянин, Б. Гаврилишин, А. Гальчинский, Б. Кульчицкий, И. Лукинов, Ю. Пахомов, И. Поминова,

Н. Ушакова и др. Они предлагают широкую систему критериев типизации СЭС. Но ни одна из типизаций не отвечает на вопрос о причинах мирового экономического кризиса, который некоторые специалисты называют «финансовой Хиросимой». Это такой критерий как духовно-нравственная ориентация СЭС, ее ценности, цели и векторы развития. Мы уже обращались к такой классификации и выделили два типа СЭС: духовнонравственную и безнравственную [1]. За рамками исследования осталась социально (морально) ориентированная СЭС, а также сравнительный анализ основных характеристик всех трех типов СЭС.

Последний вопрос представляет особый интерес в связи с проблематикой разработки национальной доктрины Украины и исходящих из нее духовнокультурной и социально-экономической политики

развития государства. Разработка доктрин развития нашего государства исходя из ценностно-целевого подхода, остается открытым вопросом для ученых Украины. Подобный подход для разработки

национальной доктрины России используется только учеными центра проблемного анализа и

государственно-управленческого проектирования [2].

Постановка заданий. Поэтому заданиями публикации является: представление

систематизированной типизации СЭС по такому критерию как духовно-нравственная ориентация СЭС, ее ценности, цели и векторы развития, а также формулировка основы доктрин и государственной политики Украины в виде системы ценностей - целей социально-экономического и духовно-культурного развития.

Изложение основного материала. Для того, чтобы описать сущность и различия каждой из типов СЭС, мы выбрали наиболее значимые характеристики, такие как: ценностное ядро или главная идея культуры; доминанта развития общества; терминальные ценности культуры; ценности-цели СЭС; ценности-средства СЭС; факторы развития СЭС в т.ч., определяющие и зависимые; основные регуляторы развития жизни общества, в том числе социально-экономического развития; значение человека в экономической деятельности; значение экономической деятельности в жизни человека; доминирующий уровень развития человека (при этом если мы обозначаем верхний уровень личностного развития - духовный, духовнодушевный уровень, то предполагается, что нижние также развиваются, только в иерархии этот уровень занимает высшее место); труд как категория; характер труда; характер организации трудовых и экономических отношений; доминирующие мотивы (потребности) труда, существующие в СЭС. Эти характеристики по типам СЭС представлены в таблице 1. Кроме того, мы описали отношение к основным социально-экономическим категориям и установки на соответствующие типы экономического поведения, которые сформировались в разных типах СЭС (таблицы 2,3).

Доминирующая сегодня как в Украине, так и в мире СЭС, безнравственна. Она безнравственна по своей цели и сути, механизму функционирования и результатам. Главные ценности, доминирующие в культурном пространстве - максимум благ и удовольствий.

© Компаниец В.В.

Таблица 1

Базовые характеристики социально-экономических систем

Тип Характеристики Духовно-нравственная Социально (морально) -ориентированная Безнравственная

1 2 3 4

Культура Духовно-нравственная Идеалистическая Чувственная

Ценностное ядро (главная идея культуры) Внутреннее преобразование личности в соответствии с образом и подобием Творца Правовое устроение социальной жизни Устроение личной жизни в соответствии с критерием максимума благ и удовольствий; эгоцентризм

Доминанта развития Духовно-нравственная Духовный человек - целостная личность Душевная, социальная Душевный человек Телесная, материальная * Плотской человек

Терминальные ценности культуры Бог, вечность, семья, личность, Родина Любовь, вера, надежда, милосердие Ориентация на вечность Семья, самореализация, статус, социальный мир, правовое устроение общества, соблюдение прав личности, благополучие, комфорт, свобода Долгосрочная ориентация Материальное благополучие, роскошь чувственные удовольствия, польза, выгода, свобода как вседозволенность, власть, престиж Сиюминутные интересы

Ценности - цели С£С Духовно-нравственные цели (сотериологическая, нравственная, эсхатологическая) пронизывают своим содержанием цели социально-экономические Социально-экономические цели (гуманная, социальная, экологическая, базовая экономическая) Экономическая самоцель Максимизация прибыли, самовозрастание капитала, успех

Ценности - средства С£С Соборность, единство, взаимопомощь, сотрудничество, взаимопонимание, трудолюбие, честность, ответственность, нестяжание, справедливость, доверие, благотворительность, социальная защищенность, профессионализм, познание, образование, качество труда Трудолюбие, честность, ответственность, социальная защищенность, профессионализм, образование, твердая воля, целеустремленность, рационализм, независимость, чувственность, эффективность в делах, корпоративизм, собственность, богатство Власть, деньги, рациональный эгоизм, успешность, клановость, себялюбие, индивидуализм, независимость как безответственность

Факторы развития: определяющие Невещественный «капитал» системы: духовно-нравственный, духовноинтеллектуальный, духовно-культурный потенциал народа Социальный капитал Интеллектуальный капитал Человеческий капитал Капитал, монополистическая, абсолютная власть, девиантное предпринимательство

Продолжение табл. 1

1 2 3 4

Факторы развития: зависимые Труд, интеллектуальный фактор (знания, наука, информация), государственное управление, капитал предпринимательство, природа (земля) Г осударственное управление, труд, предпринимательство, капитал, природа (земля) Капитал, природа (земля), труд, предпринимательство, интеллектуальный фактор (знания, наука, информация) государственное управление

Основные регуляторы развития Духовно-нравственный закон (гармоничное развитие общества и личности,социально-экономическое развитие, стабильность и порядок в обществе создаются на базе соблюдения духовно-нравственных законов) Право и мораль (социально-экономическое развитие, стабильность и порядок в обществе создаются на базе соблюдения прав и морали) Власть и деньги Социально-экономическое развитие, стабильность и порядок в обществе создать не возможно Относительное соблюдение стабильности и порядка возможно на основе силы, власти, денег

Человек в экономике Цель целостная личность Трудовой ресурс, человеческий капитал Рабочая сила средство, приравниваемое к средству производства

Экономика в жизни человека Средство жизни, возрастания, спасения души Средство комфорта, благополучия, социального мира Цель жизни как потребление материальных благ

Человек (уровень развития) Духовно-душевний Душевний Душевно-телесный Телесный *

Труд как категория Сложная духовно-нравственная, социально-экономическая, техникоорганизационная категория. Сложная моральная (душевный уровень), социально-экономическая, техникоорганизационная категория. Духовность труда сводится к социальности. Рассматривается как экономикосоциальная, технико-организационная категория. В практическом воплощении превращается в работу

Характер труда Творческий, труд -служение Наемный Механико-монотонный

Характер организации отношений Общинность, соборное начало Непротиворечивое сочетание коллективизма и индивидуализма Доминанта на другом Корпоративизм, индивидуализм Доминанта на себе Атомизация общества, индивидуализм Доминанта на себе

Доминирующие мотивы (потребности) труда, существующие в СЭС Духовно-нравственные Творческие Социальные (служения) Отчасти творческие и потребности служения Социально-психологические Карьерного роста Базовые потребности и потребности в безопасности ниже общественнонеобходимого уровня Сохранение рабочего места Материальное вознаграждение

Таблица 2

Отношение к основным социально-экономическим категориям по типам СЭС

Характеристики Духовно-нравственная Социально (морально)-ориентированная Безнравственная

1 2 3 4

Отношение к труду Труд - добродетель, средство спасения души, способ духовного роста, творческого раскрытия человека, сохранения и преображения мира; возможность помогать другим и обеспечивать достойную жизнь и развитие собственной семьи и себя Труд- способ самореализации, творческого раскрытия человека, возможность помогать другим и обеспечивать достойную жизнь и развитие собственной семьи и себя Труд - это необходимый способ выживания

Отношение к собственности, богатству, власти Восприятие власти, собственности и материального богатства как таланта (дара) и ответственности перед Богом, обществом, окружающими, в том числе сотрудниками, подчиненными. Использование этих талантов согласно с принципом нравственного соотнесения Уважение права собственности Эффективность использования собственности (в соответствии со всеми критериями СЭС) Богатство - категория, прежде всего духовная Материальное богатство - средство стяжания богатства духовного Власть - ответственность перед обществом, делегирующим ее Собственность то, что принадлежит человеку, и он имеет право самостоятельно решать, как использовать эту собственность с учетом соблюдения законов и принципа социальной ответственности . Уважение права собственности Эффективность использования собственности (в соответствии со всем критериями СЭС) Богатство - категория, прежде всего материальная и душевная. Богатство должно преумножаться, служить и человеку, и обществу. Власть - способ управления другими Путь к материальному благосостоянию Собственность то, что принадлежит человеку, и он имеет право самостоятельно решать, как использовать эту собственность. Богатство - путь к гедонистическому счастью, благополучию Собственность это - власть Власть это -богатство, статус Богатство это - власть

Отношение к деньгам Деньги - средство Деньги и то и другое Деньги - цель

Способ потребления Потребление материальное -средство жизни «Истинное благополучие— спокойность души и совести» Потребление и цель, и средство жизни Бытовое преуспевание Потребление - цель, смысл жизни Потребительство

Продолжение табл. 2

1 2 3 4

Справедливость Человеческая справедливость -относительна, истинно справедливым является только Бог. Высшая справедливость в любви, милосердии, прощении, однако преступления против человека и общества должны наказываться судом и общественным порицанием Справедливость - это законность и гуманистическая мораль Преступления против человека и общества должны наказываться судом и общественным порицанием Справедливость - это когда мне хорошо, а другим, как получится Наказание преступлений против олигархических кланов и их участников

Проявление справедливости в экономической деятельности Правило «кто не хочет работать, то пусть не ест » Г осударство, общество, бизнес каждый человек должны заботиться о нетрудоспособных членах общества Лучше немного, но так, чтобы обеспечить достойное существование тем, кто стремиться жить по совести, заповедям Разный уровень оплаты за разнонапряженный труд, за труд разной квалификации Благотворительность - норма жизни Прогрессивное налогообложение Рентные платежи Налоги на роскошь Правило «кто не хочет работать, то пусть не ест » Государство, общество, бизнес каждый человек должны заботиться о нетрудоспособных членах общества Разный уровень оплаты за разнонапряженный труд, за труд разной квалификации Прогрессивное налогообложение Рентные платежи Налоги на роскошь «Кто не ворует, то не ест» «кто не работает, то не ест» Каждый имеет такую жизнь, как заслуживает Каждый человек сам должен добиваться лучшего места под солнцем Оплата труда - минимально возможная, не зависит от напряженности, квалификации Регрессивное налогообложение

Основа распределения Справедливость и милосердие Справедливость, право, светский гуманизм Власть, эгоизм, стяжание Двойные стандарты

Культура деловых отношений Доверие, соблюдение нравственных принципов и законов. Уважение прав и законных интересов их участников. В экономике нужно соблюдать принципы справедливости, милосердия и эффективности Уважение прав и законных интересов их участников. В экономике нужно соблюдать принципы справедливости и эффективности. Выборочное уважение прав и законных интересов их участников в зависимости от их статуса (внутри клана). Для остальных - неуважение прав и законных интересов участников деловых отношений

Таблица 3

Установки на соответствующие типы экономического поведения

Установки Духовно-нравственная Социально (морально) -ориентированная Безнравственная

Ориентация поведения на «результат для себя и результат для других» Модель сотрудничества Модель альтруизма, которая проявляется в благотворительности Модель корпоративного сотрудничества и доброкачественной конкуренции Социальная, светская благотворительность Узкое корпоративное (клановое) сотрудничество и жесткая конкуренция без моральных правил Ложная благотворительность

Взаимодействие субъектов хозяйствования - внутри системы - с другими системами Сотрудничество Сотрудничество Сотрудничество и добросовестная конкуренция Преимущественно конкуренция по принципу двойных стандартов Узкое корпоративное (клановое) сотрудничество и жесткая конкуренция без моральных правил

Отношения к окружающей природной среде Сохраняющий и развивающий типы экономического поведения Сохраняющий и отчасти развивающий типы экономического поведения Затратный, наносящий ущерб типы экономического поведения

Решение дилеммы «мораль-прибыль» Духовно-нравственная доминанта Нравственно, социально -ответственное поведение Диалектическая связь морали и прибыли Право- поддерживающий эту связь институт Социально - ответственное поведение Доминанта прибыли Морально, все, что приносит прибыль Безнравственное, эгоистичное поведение

Доминирующие типы экономического поведения Благотворительное Инвестиционное Предпринимательское Инвестиционное Предпринимательское Сберегающее Потребительское Рентоориентированное Финансовое

Человек ориентирован в своем развитии в основном на телесный уровень, удовлетворение (часто чрезмерное) физических потребностей, или другую крайность - обеспечение физического выживания. Ценности СЭС сугубо экономические -богатство, прибыль, самовозрастание капитала, роскошь, успех. Соответственно ее цели - обогащение избранных и получение неограниченной власти.

Эта система низводит человека, с одной стороны, к высокоинтеллектуальному механизму, который должен быстро, качественно выполнять работу, перерабатывать возрастающую массу информации. А с другой - превращает в машину, поглощающую массу продукции, начиная от продуктов питания и заканчивая машинами и квартирами. Целью жизни становится потребление. Находясь в постоянной потребительской гонке и испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, общество живет в кредит, что приводит к краху всей экономической системы.

Человек — сложное духовно-культурное и экономико-социальное явление, в котором духовная сторона пронизывает как объективные, так и субъективные характеристики (христианство выражает это учением о трисоставности человека, включающей дух, душу и тело — 1Фес. 5, 23) — рассматривается только как капитал [3, с. 16]. Человеческая личность десоциализируется. Человек, постепенно выталкивается из общества, как только он заканчивает выполнять свою производственную функцию, — вне пределов производственного процесса личность обществу уже как бы не интересна. Будучи предоставленной самой себе, личность становится удобным объектом для духовных и идеологических спекуляций. В итоге человек ощущает свою потерянность в окружающем его мире. Ситуация очень часто усугубляется СМИ, которые навязывают мнения, ценности, стереотипы, далеко не всегда совпадающие с интересами государства и/или общества. Сегодня СМИ демонстрируют подрастающему поколению смысл жизни, заключающийся в удовольствиях, материальном благополучии и роскошной жизни без труда.

За двадцатилетний период трансформации в украинском обществе и экономике произошли существенные деформации. И самое неутешительное, что они произошли в сознании людей. По результатам исследований, Института социологии НАН Украины, индекс аномийной деморализованности украинского общества зашкаливает. Почти 80% респондентов считает, что ради карьеры, власти, денег люди способны на недостойные поступки, а, по мнению 40 % опрошенных, ради больших денег люди способны на все [4, с. 5].

За годы реформ в стране практически полностью утеряны правила нравственного поведения людей, в том числе в хозяйственной сфере, а ведь нравственность - это не только знание нравственных норм, но и их исполнение, которое невозможно без положительного примера и формирования навыков

такого нравственного поведения. Многие люди, особенно бизнесмены, руководители и молодежь уверены в том, что нравственность является препятствием к эффективному ведению экономической деятельности. Но это не так. Это мы выстроили такую СЭС, которая препятствует честному труду, предпринимательству,

инвестированию. Причина безнравственности нашей экономики в нашей безнравственности и равнодушии, непрофессионализме и безнравственности

государственных чиновников.

Экономика, собственность теряет

общественную составляющую. Нарушается принцип как моральный, так и правовой, закрепленный конституцией, что ресурсы - это то, что даровано Богом всему народу и результаты их использования также должны принадлежать всему народу. Приватизация за бесценок значимых объектов, разграбление имущества приватизированных

предприятий или доведение их до банкротства по

причине непрофессионализма, вывоз и разграбление природных ресурсов стали основой для разрушения социальной составляющей развития государства, коммерциализации образования и медицины.

Одним из самых негативных результатов реформ является то, что они привели к обесцениванию в сознании общества основы для социально-экономического развития государства -труда, к утрате духовно-нравственной, творческой, социальной составляющей труда, труда как

служения во благо ближнего, Отчизны. Обесценивается высококвалифицированный труд, труд по воспитанию и духовно-нравственному, творческому образованию.

Произошло отторжение производительного труда - нищенская зарплата в сфере производства и возможность быстрого накопления богатства вне его вытолкнула значительную часть населения Украины в сферу услуг, торговли, финансов. Но эти сферы, за исключением отдельных их направлений, не создают национального богатства, они лишь участвуют в перераспределении созданного и, способствуют, перетеку капитала в другие страны. За все годы существования независимой Украины ее население активно поддерживало экономику других стран, как развитых, покупая уже устаревшие там технику и потребительские товары, так и развивающихся, создавая дополнительные рабочие места в Китае, Турции, Вьетнаме и т.п.. В нашем обществе сформировалась система жизни за чужой счет: за счет тех, кто производит и честно платит налоги, за счет будущих поколений (эксплуатация невозобновимых природных ресурсов, внешние займы, жизнь в кредит).

Изменилось в общественном сознании, понимание роли самого народа в жизни государства, его экономическом развитии. По мнению населения, обобщенному на основе результатов мониторинга Института социологии НАН Украины, решающую роль в жизни украинского общества начиная с 1992

года и по настоящее время играют: мафия,

преступный мир (33%), чиновники (30%), предприниматели и бизнесмены (34%), лидеры политических партий (37%). «А народ производитель здесь оказывается ни при чем» [4, с. 10].

У той немногочисленной части населения, которая быстро и без больших усилий получила власть и богатство, сложились установки и поведение, разрушающие общество и экономику. Это: неправедное (незаконное, нечестное) получение и использование собственности и богатства; непроизводительное использование богатства, нацеленность только на личное потребление, роскошь, тезаврацию. Свободные денежные ресурсы не вкладываются в поизводство, а преимущественно в торговлю и индустрию услуг, развлечений, наркобизнес, завоевание власти. Украину поразила невиданная коррупция и тенизация экономики - одна из самых высоких в мире.

Можно еще долго в таком пессимистическом ключе описывать реалии жизни нашего общества, но все-таки результаты исследований, в том числе, которые проводили мы, указывают на то, что в сознании определенной части общества еще сохранились созидающие ценности и установки, соответствующие духовно-нравственной культуре и духовно-нравственной системе хозяйствования. Поэтому сейчас очень важно направить все усилия государства и общества на поддержание и развитие этих ценностей и установок, прежде всего управленческой элиты и молодежи.

Логика изменений состоит в том, что все внешние изменения начинаются с изменения сознания, а затем и поведения, что постепенно влияет и на изменение всей социально-экономической среды, системы в целом. Поэтому ценности, характеристики, установки духовно-нравственной СЭС, описанные в таблицах 1-3, необходимо воспринимать как долгосрочную целевую программу-максимум развития Украины. Но достигнуть таких характеристик и такого существенного изменения сознания и поведения подавляющей части общества сразу не возможно. Необходимо будет пройти переходный период, соответствующий социально (морально)-ориентированной СЭС. В любом случае, чтобы изменить как сознание, так и поведение общества, и в первую очередь управленческой элиты, осуществить конкретные социально-экономические преобразования, необходимо разработать национальную доктрину развития Украины и реализовать целевой проект по созданию критического управленческого потенциала [5].

В любом классическом государстве в системе государственного управления сталкиваются два начала — нормативно-политическое и нормативноправовое. Источником и основанием управленческой практики государства в двух связанных между собой пирамидах государственного управления служат доктрины. Они являются источником и основанием государственной политики. Государственную

политику мы понимаем, на примере экономической политики, как систему ценностей и целей государственно-управленческих мер, решений и действий, оформленных соответствующими нормативно-правовыми актами и программами, направленных на реализацию поставленных целей экономического развития. Соответственно такому управленческому пониманию государственной политики, экономическая доктрина - это основной или исходный государственно-управленческий, политический и нормативно-правовой документ, задающий формирование и содержание государственно-экономической политики или другой политики, программ ее реализации, формирующий и приводящий в действие механизм ее исполнения [2, с.7].

Первое в цепочке формирования государственной политики звено — ценностный выбор. Он позволяет сформулировать цели управления или цели развития в рамках данной государственной политики. Только после формирования ценностей и целей можно сформулировать проблемное поле управления. Дальше возникают естественные управленческие атрибуты, такие как структура формируемой государственной политики, ее задачи, ключевые критериальные показатели развития.

В формировании государственной политики необходим учет специфики и особенностей данного государства - социокультурных, климатических, пространственных, накопленных в виде структур производства, структур поселения. Если этим пренебрегать, то, в лучшем случае, эффективность экономического механизма максимизирована не будет, социальный, культурный потенциал будет раскрыт не полностью, а в худшем - получен отрицательный результат в виде деградации экономики, культуры, общества.

Конкретное содержание национальной доктрины развития государства - это продукт серьезного труда целой группы разработчиков. Однако в рамках этой публикации мы хотели бы сформулировать свое видение основ доктрин и государственной политики Украины в виде системы ценностей - целей социально-экономического и духовно-культурного развития. Эта система ценностей-целей, в своем максимуме, должна опираться на ценности исторически присущей нам православной цивилизации, то есть ценности духовно-нравственной культуры и СЭС.

По нашему мнению в проект социальноэкономической доктрины Украины необходимо заложить следующую систему ценностей: социальный гуманизм; обеспечение условий устойчивого, опережающего роста нематериального «капитала» общества в долгосрочной перспективе; национальная безопасность страны; сохранение и развитие экологического потенциала; качество экономического развития и устойчивое

экономическое развитие на основе воспроизводимых ресурсов в долгосрочной перспективе.

Достижение интегральной цели обеспечение условий устойчивого, опережающего роста нематериального «капитала» общества в долгосрочной перспективе является базой для реализации всех остальных целей социальноэкономического развития. Эта цель предполагает обеспечение условий для высокого уровня развития духовно-нравственного, духовно-интеллектуального, духовно-культурного потенциала общества и условий для опережающего развития духовно-нравственных факторов общества по сравнению с экономическим развитием. Ее реализация не возможна только средствами социально-экономической политики, но предусматривает воплощение в жизнь соответствующей духовно-культурной стратегии и политики государства при активном участии в этих преобразованиях самих людей. В рамках социальноэкономической политики можно обеспечить необходимые материальные условия для реализации этой цели, а также условия социального равенства в смысле предоставления максимальных возможностей (в т.ч. материальных, инфраструктурных, правовых) для реализации духовно-нравственного, духовноинтеллектуального, духовно-культурного потенциала всех граждан.

Достижение интегральной цели «социальный гуманизм» предполагает два этапа реформирования. На первом этапе необходимо обеспечить: реализацию трудового потенциала нации; обеспечить достойный уровень жизни граждан; устранить социальный дисбаланс в обществе; обеспечить социально-экономическую защиту населения, прежде всего нетрудоспособного (ограниченно

трудоспособного) и других незащищенных групп населения. Это предполагает возрождение национального производства, развитие

инфраструктуры, сектора домашнего хозяйства и на этой базе создание новых рабочих мест с достойной оплатой труда; существенное снижение разрыва в величине доходов между 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых граждан; пересмотра социальных стандартов и установление достойного уровня минимальной оплаты труда и минимальной пенсии.

Более длительного периода преобразований требуют такие цели, как обеспечение: высокого качества демографического развития; высокого качества трудовой жизни; достойного качества жизни народа. Их достижение возможно только при условии сочетания реализации духовно-культурной и социально-экономической политики, значительном повышении духовно-нравственного уровня управленческой элиты и народа в целом.

Обеспечение качества демографического развития предполагает снижение смертности и повышение рождаемости, улучшение возрастной структуры населения, улучшение здоровья населения (не только физического, но и психического, а также духовно-нравственного здоровья), увеличение

удельного веса полных семей, благополучных многодетных семей. Высокое качество трудовой жизни предполагает создание условий труда, обеспечивающих максимальную реализацию личностного потенциала человека в процессе труда и обеспечение потребностей трудящегося человека, не только материальных, но и социальных, творческих, духовно-нравственных потребностей.

Обеспечение достойного качества жизни народа предполагает как возможности для реализации личностного потенциала каждого человека, условий для гармоничного развития и реализации всего комплекса потребностей, так и высокий уровень удовлетворенности жизнью в государстве, что в свою очередь предполагает как высокий уровень личной культуры, так и высокий уровень духовнонравственного развития общества.

Достижение такой цели как сохранение и развитие экологического потенциала предполагает нацеленность на: сохранение окружающей среды; рациональное использование ресурсов; поиск, разработку и внедрение альтернативных видов ресурсов; развитие окружающей среды.

Обеспечение национальной безопасности и реализации интересов государства предполагает: опору во всех преобразованиях на внутренние ресурсы и потенциал; декриминализацию экономики и соблюдение моральных правил ведения бизнеса, социальной ответственности; обеспечение территориальной целостности, суверенности государства; обеспечение духовно-нравственной, духовно-культурной, информационной, социальнодемографической, экологической, экономической безопасности государства, с опорой на духовнонравственный, духовно-культурный, духовноинтеллектуальный, экономический и политический потенциал системы.

Достижение интегральной цели, состоящей в обеспечении качества экономического развития, должно предполагать реализацию следующих целей: ликвидацию диспропорций в структуре экономики, направлениях ее развития и достижение необходимых пропорций в экономической системе. Это предполагает: создание эффективной отраслевой структуры, с преобладанием отраслей, направленных на создание конечного продукта на основе новейших инновационных разработок; изменение структуры и соотношения экспорта и импорта, в сторону постепенного увеличения экспорта с преобладанием в нем конечных продуктов высокой степени переработки; достижение оптимального соотношения в структуре экономики между крупным, средним и малым бизнесом, между предприятиями государственной, коллективной и частной формами собственности; оптимизацию структуры накопления, потребления и инвестирования (ограничение тезаврации и потребительства, стимулирование инвестиций в социальные и инфраструктурные проекты). Также необходимы существенные изменения, направленные на сбалансированность

развития финансового и реального секторов экономики, восстановление нормальной их подчиненности, когда финансовый сектор рассматривается как обслуживающий, а значит подчиненный реальному сектору экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение устойчивого экономического развития предполагает устойчивый экономический рост и пропорции экономической развитости в долгосрочной перспективе, на основе, прежде всего, нематериального «капитала» системы,

воспроизводимых ресурсов.

База для качественных социальноэкономических преобразований лежит не столько в сфере самой экономики, сколько в сфере качества человеческих личностей - духовно-нравственного, духовно-культурного, духовно-интеллектуального потенциала управленческой элиты и народа в целом. Чтобы активизировать этот потенциал, взрастить его в будущих поколениях необходимо, пока для этого еще есть время, остановить процесс деградации нашего общества, создать и воплощать в жизнь новую духовно-культурную политику нашего государства, которая должна базироваться на традиционных для нашего общества ценностях. Сформулируем их.

Система ценностей - целей духовнокультурной политики: духовность; нравственность; служение (Родине, народу, ближним); семья; творчество; созидание; солидарность, единство, взаимопомощь; гармоничность развития общества, социальный мир; гармоничность развития личности; образованность; свобода; безопасность личности и общества (духовная, культурная, информационная).

Для обеспечения устойчивого развития национального хозяйства, национальной

безопасности и высокого качества жизни народа, развитие государства, общества должны базироваться на этих ценностях.

Выводы. В этой публикации на основе обобщения всех предыдущих исследований мы представили систематизированное описание типов СЭС по такому критерию как духовно-нравственная ориентация СЭС и соответственно ее ценности, цели и векторы развития. Используя это описание, мы провели сжатую диагностику нынешнего состояния СЭС Украины и сформулировали свое видение основы национальной доктрины Украины в виде системы ценностей - целей социальноэкономического и духовно-культурного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Компаниец В.В. Типизация социальноэкономических систем по этическому критерию. Концепция духовно-нравственной социальноэкономической системы.// Вісник економіки транспорту і промисловості, випуск 2В, Харків, УкрДАЗТ, 2009 р., с.262-272

2. Научные подходы к формированию

Экономической доктрины РФ // Труды Центра проблемного анализа и государственно-

управленческого проектирования. Выпуск № 10. М.: Научный эксперт, 200В. — 24 с.

3. Церковь-общество-хозяйство /В.В.Симонов: отв. ред. ДС.Львов. - М.:Наука,2005.-702с.

4. Ворона В.М. Виклики незалежності і суспільна наука // Українське суспільство 1992-2009. Динаміка соціальних змін. - К.: ІС НАНУ, 2009. - С. З-12.

5. Компанієць В.В. Формування

інтелектуальної моделі духовно-морального управління на залізничному транспорті//Вісник економіки транспорту і промисловості, випуск 29, Харків, УкрДАЗТ, 2010 р.

Аннотация. Представлено систематизированное описание типов социально-экономических систем по критерию ориентации системы на реализацию духовно-нравственных целей и соблюдения норм нравственности. Также сформулировано авторское видение основы национальной доктрины Украины в виде системы ценностей - целей социально-экономической и духовно-культурной политики.

Ключевые слова: социально-экономическая система; ценности-цели; доктрина; социально-

экономическая политика; духовно-культурная политика.

Summary. The systematized type declaration is presented of the socio-economic systems on the criterion of orientation of the system on realization of spiritual-moral targets and observances of norms of morality. Also the author vision is formulated of basis of national doctrine of Ukraine as a system of values - targets of socio-economic and spiritual-cultural policy.

Keywords: socio-economic system; values-purposes; doctrine; socio-economic policy; spiritual-cultural policy.

Рецензент к.э.н., доцент УкрГАЖТФролов А.И. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Полякова Е.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.