Научная статья на тему 'К вопросу об организационно-технологических решениях обеспечения работы инженерно-строительных (понтонно-мостовых) частей советской армии в годы Великой Отечественной войны'

К вопросу об организационно-технологических решениях обеспечения работы инженерно-строительных (понтонно-мостовых) частей советской армии в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ МОСТОСТРОИТЕЛЬСТВОМ / МЕНЕДЖМЕНТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ / STORY BUILDING / THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF BRIDGE CONSTRUCTION / MANAGEMENT / CONSTRUCTION / MILITARY HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Погорелов В. А., Петров К. С.

Дается исторический обзор проблемы выбора оптимальных организационно-технологических решений в условиях боевых действий Великой Отечественной войны. Выделяются основные проблемы, анализируются пути их решения, определяется связь исторического опыта с современным этапом развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Погорелов В. А., Петров К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of organizational and technological solutions to ensure the construction and engineering work (pontoon bridge) units of the Soviet Army in WWII

We give a historical overview of the problem of choosing the optimal organizational and technological solutions in terms of fighting the Great Patriotic War. Singles out the main issues analyzed their solutions, defined relationship with the historical experience of the present stage of development of the industry

Текст научной работы на тему «К вопросу об организационно-технологических решениях обеспечения работы инженерно-строительных (понтонно-мостовых) частей советской армии в годы Великой Отечественной войны»

К вопросу об организационно-технологических решениях обеспечения

работы инженерно-строительных (понтонно-мостовых) частей Советской армии в годы Великой Отечественной войны

В.А. Погорелов, К.С. Петров Ростовский государственный строительный университет

Аннотация: Дается исторический обзор проблемы выбора оптимальных организационно-технологических решений в условиях боевых действий Великой Отечественной войны. Выделяются основные проблемы, анализируются пути их решения, определяется связь исторического опыта с современным этапом развития отрасли.

Ключевые слова: история строительства, организация и управление мостостроительством, менеджмент в строительстве, военная история.

Изучение организации и управления строительством, в частности возведения мостов и транспортных сооружений, невозможно без изучения истории отрасли. Организация и проведение таких работ в экстремальных условиях требуют обобщения и накопления опыта. Историческое изучение опыта Великой Отечественной войны позволит, по нашему мнению, глубже уяснить специфику управления коллективом и методику выполнения работ в чрезвычайных ситуациях, что, впоследствии, возможно учитывать и применять в настоящее время, особенно в условиях стихийных бедствий и катастроф.

Опыт форсирования водных преград и преодоления пересеченной местности к началу Великой отечественной войны был накоплен значительный. Однако, несмотря на все успехи в области технического оснащения РККА, общей механизации войск, проблема оперативного форсирования преград оставалась достаточно острой [1, с.37-42].

В годы Первой Мировой войны русская армия столкнулась с проблемой преодоления водных преград, изобиловавших в района Восточной и Центральной Европы. Несмотря на то, что война имела слабо выраженный наступательный характер, а затем сменилась стратегическим отступлением,

русские войска в полной мере столкнулись с проблемой нехватки технических средств и недостатком методов оперативного реагирования при обеспечении переправ больших скоплений войск. Специфика обеспечения переправы военных подразделений в условиях Первой Мировой войны заключалась в прикрытии противником основных мостов и удобных переправ пулеметно-артиллерийским огнем, что делало невозможным их оперативный захват с выходом на плацдарм на противоположном берегу. В результате скапливавшиеся на берегу массы войск теряли темп наступления, попадали под артиллерийский или воздушно-бомбовый удар, утрачивали управление и несли неоправданные потери. Заблаговременная разведка переправ в Императорской армии была поставлена достаточно плохо, обходные пути разведывались не всегда, силы противника и его огневые позиции, прикрывавшие переправы не вскрывались, хотя подобный опыт у русских войск был еще с XV века. Сказывались общие просчеты командования.

Прибытие саперных подразделений происходило с задержкой, нередко без необходимых материалов (средства были в основном деревянными, разборными), а наведение через быстрый ручей шириною 4 - 7 метров достигало 5 с лишним часов. На большой реке - значительно дольше, до нескольких суток. Такая трата времени была вызвана распространенностью топких берегов со сложным в инженерном отношении профилем, требовавшем дополнительных земляных работ, сильным течением (даже на равнинной местности) и необходимостью возведения конструкции, приспособленной для прохождения больших масс людей, тяжелых орудий, повозок, автотранспорта. Сильно затрудняло работу инженеров противодействие со стороны противника, оперативно вскрывавшего факт наведения переправы и направлявшего для срыва работ легкие подвижные

соединения, а при наличии близких дорог, и бронеавтомобили[2,с.184-186;204-209].

По опыту первых лет войны, на заводах России и зарубежом стали разрабатываться новые легкие переносные конструкции, способные собираться на берегу силами инженерного подразделения до роты включительно, и надвигаться на преграду, что ускоряло темп работ. Одновременно была пересмотрена организационная структура подразделений. Теперь они включались как приданные пехотным частям по их требованию [3,4].

В межвоенный период опыт организации работ по преодолению водных преград и сложной в инженерном отношении местности был учтен. Огромная заслуга в этом принадлежит генерал-лейтенанту инженерных войск Д.М. Карбышеву и генерал-майору Н.П. Баранову [4,5]. Во многом их стараниями структура подразделений усовершенствовалась, теперь в составе РККА были отдельные мостостроительные инженерно-понтонные части, численностью до батальона, в задачу которых входило обеспечение переправ наступающих частей Красной Армии. На вооружение были приняты новые образцы, обеспечивающие ускоренное форсирование водных преград: механизированный разборный мост, танковый мостоукладчик ИТ-28 и др.

К моменту начала Великой Отечественной войны инженерные войска делились на войсковые, армейские, окружные и инженерные подразделения и части резерва верховного главнокомандования (РВГК). Инженерные части РВГК состояли из 18 инженерных и 16 понтонно-мостовых полков.

Каждая общевойсковая армия по штатам должна была иметь отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон резервный понтонный парк Н2П и др. подразделения. На практике же «моторизированными» эти части только назывались, по-прежнему имея

ограненный автопарк малой грузоподъемности и подводы с лошадьми в качестве основного транспорта.

Тем не менее, несмотря на гигантскую работу, все учения показывали крайне проблематичную организацию переправ в условиях оперативного руководства войсками и сохранения темпа наступления.

Во временном Полевом уставе РККА 1936 года (ПУ-36), в статье 178 отмечалось, что инженерное обеспечение увеличивает темп наступления танков и пехоты и обеспечивает продвижение вперед артиллерии. Основными задачами инженерного обеспечения наступления являются:

- непрерывная инженерная разведка местности и системы обороны противника;

- подготовка колонных путей и дорог;

- заготовка и устройство массовых средств для преодоления препятствий при следовании в атаку (лестницы, мостики, маты);

- устранение и преодоление препятствий и заграждений;

- закрепление за собой захваченных рубежей и устройство заграждений;

- устройство дорог и мостов.

Считалось необходимым для успешного наступления иметь тактическую плотность инженерных войск 4-5 рот на километр фронта, а оперативную плотность до 8 рот на километр фронта. Инженерные части и подразделения включались в боевые порядки войск. В обороне инженерные мероприятия призваны были обеспечить упорство и активность обороняющихся войск [6].

В условиях оборонительных боев 1941 года недостатки в организации инженерных работ вскрылись в полной мере. Во многом они были следствием двух причин:

:

• незавершенность реформы армии в предвоенный период, повлекшую утрату слаженности действий вновь организуемых подразделений;

• отсутствие реального боевого опыта основной массы войск.

С 1942 года генерал-майор инженерных войск М.П.Воробьев (заместитель наркома обороны - начальник инженерных войск Красной Армии) совместно с командующими инженерными частями фронтов, в частности Н.П.Барановым, разрабатывает тактику подвижных мостостоительных инженерно-понтонных групп, которые, обладая средствами механизации со скоростью и проходимостью передовых частей наступающей армии, вели разведку и предварительную подготовку переправ в полосе наступления, а частично и за линией фронта [7].

Усилиями М.П.Воробьева стратегическое планирование операции стало включать в себя гидрографическую и топографическую разведку, определение оптимальных путей форсирования водных преград средствами агентурной, авиационной и войсковой разведки, изучения архивных материалов, советских и трофейных карт района наступления. Заблаговременное планирование организации возведения переправ включало в себя расчет оптимально привлекаемых ресурсов, создание оперативного резерва средств и сил, опережающего управления ситуацией [6,7,8].

Благодаря умелым организационным действиям советские войска в условиях наступления имели возможность организовывать переправы с высоким темпом, обнаруживать и форсировать водные и иные преграды скрытно от противника, обходить прикрытые узлами обороны переправы и наносить удары в тыл и фланг обороняющихся. Особенно хорошо это проявилось во время наступления 1944-45 годов в Восточной Европе, когда советские войска оказались способны преодолевать считавшуюся непроходимой болотистую местность в низинах рек [9 -12].

Таким образом, стратегическое планирование, учет и оптимизация средств, методологически обоснованная организация труда, позволяющая сосредоточить ограниченные ресурсы в необходимом месте и управлять сложной оперативной обстановкой позволили обеспечить бесперебойную работу мостостроительных подразделений советской армии. Авторы полагают, что историческое значение этого опыта обладает значительной ценностью в настоящее время, поскольку важность стратегического планирования долгосрочных строительных работ далеко не всегда учитывается руководством компаний. Создание же любого бизнес-плана, по сути, является подобием стратегической операции, где на этапе долгосрочного планирования должны быть вскрыты и определены все технологические и организационные риски. Это позволит обеспечить предприятию стабильность и функциональную надежность в любой, самой неблагоприятной внешней обстановке.

Литература

1.Бирюков П.И. Инженерные войска. - М.,1982.- 415 с.

2.Россия в Первой Мировой. - М.,2014. - 528 с.

3. Бандурин, М.А. Мониторинг и расчёт остаточного ресурса аварийных мостовых переездов через водопроводящие сооружения // Инженерный вестник Дона, 2012, № 4 URL: ivdon.ru/uploads/article/doc/bandurin.doc_1260.doc

4.Цирлин А. Д., Бирюков П. И., Истомин В. П., Федосеев Е. Н. Инженерные войска в боях за Советскую Родину. - М.: Воениздат, 1970.- 2016 с.

5.Образцовая рекогносцировка берегов р. Волги в оборонительном отношении. Исторический пример гражданской войны. - Изд. ГВИУ РККА 1922 г. - 29 с.

6.Веремеев Ю.Г. История инженерных войск Русской Армии. Краткий исторический очерк. - М.,1990. - 30 с.

7.Макаревский В. Маршал инженерных войск М. П. Воробьев // Военно-исторический журнал, 1976, № 12. — С.119-121.

8.Железнодорожные войска России. Кн. 3. На фронтах Великой Отечественной войны: 1941-1945/ под ред. Когатько Г. И. - М.: Стэха, 2002. - 376 с.

9. Поплавский С.Г. Товарищи в борьбе. М.: Воениздат, 1974.- 276 с.

10. П. И. Батов. Форсирование рек, 1942-1945 гг. — М., 1989. — 160 с.

11. Быков Д.В., Лихачёв Д.В. Имитационное моделирование как средство модернизации участка транспортной сети // Инженерный вестник Дона, 2014, № 2 URL: ivdon.ru/uploads/article/doc/IVD_84_Bykov.doc_2388.doc

12. Beck I.-A. Troops and Equipment Wasliington, 1939.- 105 р.

13. Forest G. R. Rails and Waterways: The Army Engineers and Early Transportation, 1957. - 315 р.

References

1. Birjukov P.I. Inzhenernye vojska [Army Corps of Engineers]. M., 1982, 415 р.

2. Rossija v Pervoj Mirovoj [Russia in the First World]. M., 2014. 528 р.

3. Bandurin, M.A. Inzhenernyj vestnik Dona, 2012, № 4 URL: ivdon.ru/uploads/article/doc/bandurin.doc_1260.doc

4. Cirlin A. D., Birjukov P. I., Istomin V. P., Fedoseev E. N. Inzhenernye vojska v bojah za Sovetskuju Rodinu [Engineering troops in battles for the Soviet Motherland]. M.: Voenizdat, 1970, 2016 р.

5. Obrazcovaja rekognoscirovka beregov r. Volgi v oboronitel'nom otnoshenii. Istoricheskij primer grazhdanskoj vojny [Exemplary reconnaissance bank. Volga in defensive terms. Historical example of the civil war]. Izd. GVIU RKKA 1922, g. 29 р.

6. Veremeev Ju.G. Istorija inzhenernyh vojsk Russkoj Armii. Kratkij istoricheskij ocherk [History of engineering troops of the Russian Army. A brief historical sketch]. M., 1990, 30 р.

7. Makarevskij V. Voenno-istoricheskij zhurnal, 1976, № 12, рр.119-

121.

8. Zheleznodorozhnye vojska Rossii. Kn. 3. Na frontah Velikoj Otechestvennoj vojny: 1941-1945 [Russian Railway Troops], pod red. Kogat'ko G. I. M.: Stjeha, 2002, 376 р.

9. Poplavskij S.G. Tovarishhi v bor'be [The comrades in the struggle]. M.: Voenizdat, 1974, 276 р.

10. Batov P. I. Forsirovanie rek, 1942-1945 gg [Crossing rivers, 19421945 years.]. M., 1989, 160 р.

11. Bykov D.V., Lihachjov D.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, № 2 URL: ivdon.ru/uploads/article/doc/IVD_84_Bykov.doc_2388.doc

12. Beck I.-A.. Troops and Equipment Wasliington, 1939,105 р.

13. Forest G. R. Rails and Waterways: The Army Engineers and Early Transportation, 1957, 315 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.