Без нее невозможно было достичь превосходства над противником не только в средствах вооруженной борьбы, но и в его методах. От научно-технических возможностей в очень большой степени зависело материальное обеспечение военных действий. Это заметно расширило сферу применения науки, усилило непосредственное влияние на массовое производство и совершенствование видов вооружения, предъявило высокие требования к ученым, участвовавшим в непосредственном создании оружия и в обеспечении фронта всем необходимым.
С развертыванием научно-технической революции наука все в большей степени превращается в ведущий фактор развития общественного производства и оказывает небывалое воздействие на все сферы общественной жизни. Она становится все более необходимым компонентом социальной системы, без которой немыслимы ни функционирование, ни дальнейшее поступательное развитие общества. Без изучения роли советской науки в совершенствовании военной техники и перестройке экономики страны на военный лад невозможно объяснить и показать концентрацию усилий и эффективность использования советским государством материальных ресурсов в целях разгрома агрессоров.
Список литературы
1. Александров А. П. Ленинградские ученые - фронту // Краснознамённый Балтийский флот в Великой Отечественной войне. - М., 1981. - С. 15.
2. Великая Отечественная война Советского Союза. 1941-1945. Краткая история. - М., 1990. - С. 42.
3. Гинзбург С.3. О прошлом для будущего. 2-е изд. - М., 1986. - С. 54.
4. Известия ЦК КПСС. - 1990. - № 1. - С. 173.
5. Известия ЦК КПСС. - 1990. - № 2. - С. 173.
6. Левшин Б. В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны. -М., 1983. - С. 166.
7. Правда. - 1984. - 25 февр.
8. Правда. - 1988. - 12 янв.
О. В. Капустина
К вопросу об организации в СССР доставки государственных пенсий через предприятия почтовой связи в конце 1920 - начале 1930-х гг.
К моменту распада в 1991 г. в Советском Союзе действовала отлаженная система государственного пенсионного обеспечения граждан. Одной из ее важнейших составляющих являлась структура, осуществляющая доставку денежных средств, т. е. непосредственную передачу начисленных органами социального обеспечения пен-
166
сий в руки получателям. Доставка пенсий адресатам производилась по трем каналам. Работающим пенсионерам пенсионные суммы выплачивались профсоюзными организациями по месту работы через администрации соответствующих предприятий, организаций или учреждений. Здесь нужно заметить, что на 1 января 1985 г., т. е. перед началом «перестройки», приведшей к ликвидации советского государства, в РСФСР удельный вес работающих пенсионеров по возрасту составил 35,5 % [5, с. 4].
Неработающие пенсионеры по личному желанию могли получать свои деньги через сберегательные кассы по месту жительства, однако большинству из них денежные средства доставлялись предприятиями Министерства связи СССР. Выплата пенсий производилась по установленным графикам с 1 по 26 число каждого месяца с доставкой на дом. Удобство выплаты пенсий через предприятия связи было обусловлено тем, что советская почта имела разветвленную сеть отделений и обладала надежным и экономичным кассовым аппаратом. При этом органы социального обеспечения оплачивали доставку: почтовые сборы составляли 2,4 % от общей суммы выплаченных пенсий и пособий [7]. Основы межведомственного сотрудничества пенсионной и почтовой служб были заложены в конце 1920-х - начале 1930-х гг. Начало их совместной работы сопровождалось множеством конфликтов.
Возможность получения пенсий для рабочих в советском государстве была связана с деятельностью системы социального страхования, которая стала строиться с 1921 г. [6]. (Служащие включены в систему в 1930-е гг.) В период с 1922 по 1933 гг. дело социального страхования в Советском Союзе находилось в ведении Народного комиссариата труда СССР, который управлял им через Центральное управление социального страхования (Цусстрах). Во главе последнего стоял начальник, выдвигаемый на эту должность ВЦСПС и являвшийся в то же время членом коллегии НКТ. Управление делами социального страхования в союзных республиках проводилось республиканскими управлениями соцстраха, состоящими при НКТ союзных республик и также возглавляемыми лицами из числа кандидатов профессиональных объединений. Управления соцстраха были подотчетны Коллегиям НКТ с одной стороны и соответствующим Центральным межсоюзным объединениям с другой. Непосредственное проведение социального страхования на местах входило в обязанности местных страховых касс [2. Л. 1-2]. Руководили Цус-страхом Л. П. Немченко (1923-1929) и В. А. Котов (1929-1933).
Поступательное развитие советской промышленности позволило значительно расширить круг советских граждан, охваченных соцстрахом, и, соответственно, увеличить расходы на выплаты пенсий. Согласно материалам к пятилетнему плану развития социаль-
ного страхования в СССР на 1927/1928-1932/1933 гг., в СССР по предварительному исполнению бюджета на 1927/1928 гг. значилось 9658 тыс. застрахованных лиц, из них 849,1 тыс. так называемых «пенсионных единиц», обеспечиваемых по инвалидности. По проекту бюджета на 1932/1933 гг. предполагаемое количество застрахованных лиц должно было составить 12490,8 тыс., при этом число пенсионных единиц, обеспечиваемых по инвалидности, предполагалось увеличить до 1531,3 тыс., и дополнительно 92,7 тыс. пенсионных единиц выделялось для вновь вводимого пенсионного обеспечения по старости [3. Л. 170].
Выплата пенсий также осуществлялась через вышеупомянутые страхкассы, которые учреждались по территориальному принципу, охватывая район с радиусом не менее двух верст и количеством застрахованных не менее 2 000 чел. Железнодорожников и водников обслуживали транспортные страхкассы. Увеличение численности пенсионеров создавало определенные проблемы: не все инвалиды или престарелые получатели пенсий, особенно из сельской местности, могли самостоятельно и своевременно являться за деньгами в территориальные страхкассы. Потребовалась оптимизация системы выдачи пенсий. Создание в системе Цусстраха дополнительной структуры, способной донести денежные суммы до любого получателя, потребовало бы от государства значительных денежных вложений, тем более что таковая структура у него уже имелась: почтовые отделения охватывали практически все значимые населенные пункты страны и имели технические средства, способные обеспечить доставку денежных средств до адресатов. Например, А.С. Гаан характеризует почтовую связь в Магнитогорске именно в 1930-е гг. как «целостный комплекс технических средств, обеспечивавших прием и передачу информации на расстоянии. Непосредственно в почтовое хозяйство входили почтовые отделения, автомобили, велосипеды, аэросани для доставки сообщений» [1]. Впрочем, при этом исследователь сетует на недостаток квалифицированных кадров. В период с 1923 по 1932 гг. почтовая служба находилась в ведении Народного комиссариата почт и телеграфов СССР (НКПТ, НКПиТ, Наркомпочтель СССР).
7 сентября 1928 г. между Наркоматом труда и Наркомпочтелем было подписано соглашение об организации выплаты пенсий и пособий через почтовые предприятия [4. Л. 1]. Деньги страхкасс передавались на территориальные почтовые предприятия, которые обязывались доставлять их до получателей. Со стороны Цусстраха процесс курировал вновь созданный Орготдел. Однако несмотря на достигнутые соглашения и имеющиеся технические средства данная работа осуществлялась с многочисленными нарушениями. Сведения о проблемах, с которыми два ведомства столкнулись в
первые годы совместной работы, содержатся в протоколах, циркулярах и сводках Цусстраха, а также в его переписке с территориальными страховыми органами [4. Л. 1-42]. Документация в настоящее время находится на хранении в Государственном архиве Российской Федерации в фондах Центрального управления социального страхования.
Для выработки единой практики работы в конце 1920-х - начале 1930-х гг. неоднократно проводились совместные заседания Цусстраха и Наркомпочтеля, на которых ведомства предъявляли друг другу многочисленные взаимные претензии. Обе стороны признавали, что «обязательства, взятые почтовыми ведомствами на местах по выплате пенсий пенсионерам на дому, выполняются не совсем полно и правильно, в отдельных местах совершенно неудовлетворительно» [4. Л. 37]. При этом подчеркивалось, что и страховые организации не всегда настойчиво проводят борьбу с нарушением обязательств, взятых на себя почтовыми органами. Отмечалось, что в заключаемых договорах органы соцстраха и почты зачастую недостаточно четко устанавливают техническую сторону в выплате пенсий. Такая некомпетентная работа приводила к значительному перерасходу страховых средств. Например, небрежное заполнение письмоносцами пенсионных талонов становилось причиной технических ошибок, иначе говоря, получателям на руки выдавались пенсии неверных размеров. Имели место вручения пенсий не по назначению, особенно однофамильцам, и случаи выплаты пенсий после истечения их сроков. Также пенсионеры жаловались на задержки в выдаче денег. Зачастую не дождавшись доставки пенсий на дом, получатели лично являлись в почтовые отделения, создавая там очереди.
22 марта 1930 г. на совместном заседании Цусстраха и Наркомпочтеля от Мособлстрахкассы резко выступил т. Вартский. Указав на громадные потери страховых средств от переплат по вине почты, он сообщил, что Мособлстрахкасса с согласия Московской рабоче-крестьянской инспекции (МРКИ) самостоятельно решила расторгнуть договор с почтой и организовать доставку на дом своим аппаратом. Более того, т. Вартский грозил возбудить против почты судебный иск для возмещения убытков, понесенных страхкассой по ее вине [4. Л. 1].
Чтобы выяснить «причины ненормальностей и потерь» [4. Л. 1], Цусстрах провел большую работу по проверке деятельности местных страхкасс, в том числе находящихся в союзных республиках и в Сибири. Например, исследование работы Ачинской страхкассы в декабре 1929 г. позволило выявить следующее: «Твердые сроки, несмотря на соглашение в контрольных ордерах, не указываются. В результате пенсионер, не зная, когда принесут пенсию, вынужден
ожидать не отлучаясь с квартиры или ходить справляться на почту. Выплата же ежемесячно растягивается до семи дней. В порядок обслуживания пенсионеров через почту Окркасса (окружная касса -О.К.) сама вносит дезорганизацию, допуская выплату в Окркассе и на почте, что создает запутанность в расчетах и влечет за собой по-вторность выплаты за одно и то же время» [4. Л. 37].
Выявленные ошибки в Центральном управлении социального страхования прорабатывались рационализаторами, которые, обобщая полученную информацию, устанавливали причины денежных потерь, выявляли передовой опыт и готовили материалы для пересмотра соглашения между НКТ и НКПТ. В исследованных документах встречаются фамилии рационализаторов Тидемана и Эрлиха. По результатам проведенной работы почтам и страхкассам рекомендовали устанавливать четкие сроки доставки пенсий получателям на дом. Для того чтобы пенсии выплачивались верно, сотрудники местных страхкасс обязывались самостоятельно заполнять лицевые счета каждого пенсионера, ежемесячно передавать их на почту и строго контролировать возврат с пометкой о выплате. Естественно, процесс совершенствования деятельности службы доставки пенсий быстрым и легким не был. В целом, однако, можно сказать, что несмотря на многочисленные разногласия и взаимные претензии оба наркомата (НКТ и НКПТ) были нацелены на сотрудничество, постоянно изыскивая возможности преодоления межведомственных противоречий. В конечном итоге, данная работа позволила создать в советском государстве отлаженную систему доставки пенсий неработающим гражданам.
Список литературы
1. Гаан А.С. К вопросу о работе почты в городе Магнитогорске в 1930-е годы. - иКЬ: http://www.scienceforum.ru/2015/1011/15697
2. ГАРФ. Ф. Р-5528. Оп. 1. Д. 295. Л. 1-2.
3. ГАРФ. Ф. Р-5528. Оп. 2. Д. 391. Л. 170.
4. ГАРФ. Ф. Р-5528. Оп. 2. Д. 460.
5. Комарова Д. П. Интенсификация труда - веление времени // Соц. обеспечение. - 1985. - № 11. - С. 3-7.
6. О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом: декрет СНК РСФСР от 15 нояб. 1921 г. // СУ РСФСР. - 1921. - № 76. - С. 627.
7. По выплате пенсий и пособий предприятиями Министерства связи СССР: инструкция от 23 дек. 1986 г. № 235, утверждена Минфином СССР 03.12.1986, Минсвязи СССР 28.11.1986. - иРЬ: http://dokipedia.ru/ document/1723226