Научная статья на тему 'К вопросу об организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика» в условиях перехода на программы бакалавриата'

К вопросу об организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика» в условиях перехода на программы бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / COMPETENCE APPROACH / MOTIVATION TO CONTINUOUS EDUCATION / COMPOSING OF EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING TECHNOLOGIES / PERSONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гангнус Наталия Андреевна

Рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов в рамках изучения конкретной учебной дисциплины как эффективного инструмента формирования профессиональной мотивации, анализируются вопросы отбора и конструирования заданий для самостоятельной работы в логике компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гангнус Наталия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT INDEPENDENT ACTIVITY ARRANGEMENT IN THE PROCESS OF LEARNING PEDAGOGY AGAINST THE BACKGROUND OF TRANSITION TO SYLLABI OF BACHELOR’S DEGREE

The author of the paper examines the problem of student independent activity arrangement in the framework of a certain academic subject as an effective means of shaping professional motivation, and studies the challenges of composing and selecting tasks for their independent activity in the context of the competence approach.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика» в условиях перехода на программы бакалавриата»

t'i вестник пггпу

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

УДК 378

Гангнус Наталия Андреевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail:[email protected]

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

Natalia A. Gangnus

Ph.D., Assistant Professor of Pedagogy

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia,

e-mail: [email protected]

STUDENT INDEPENDENT ACTIVITY ARRANGEMENT IN THE PROCESS OF LEARNING PEDAGOGY AGAINST THE BACKGROUND OF TRANSITION TO SYLLABI OF BACHELOR'S DEGREE

Аннотация. Рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов в рамках изучения конкретной учебной дисциплины как эффективного инструмента формирования профессиональной мотивации, анализируются вопросы отбора и конструирования заданий для самостоятельной работы в логике компетентностного подхода.

Ключевые слова: компетентностный подход; мотивация к непрерывному образованию; конструирование образовательного процесса; технологии обучения; личностное самоопределение.

Abstract. The author of the paper examines the problem of student independent activity arrangement in the framework of a certain academic subject as an effective means of shaping professional motivation, and studies the challenges of composing and selecting tasks for their independent activity in the context of the competence approach.

Key words: competence approach; motivation to continuous education; composing of educational process; teaching technologies; personal identity.

Третье поколение стандартов ориентировано на переход от узкопрофессиональной унифицированной системы подготовки специалиста к широкому фундаментальному и общекультурному образованию с учётом

© Гангнус Н.А., 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

личностных возможностей и потребностей обучающихся, их дифференцированного социального опыта.

Новые стандарты выстраиваются в логике компетентностного подхода. Образовательные результаты понимаются как ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, которые описывают, что в состоянии делать студент-выпускник по завершении всей или части образовательной программы.

Соответственно система профессиональной подготовки направлена в первую очередь на развитие профессиональной компетентности.

В этом процессе значительную нишу занимает организация самостоятельной работы студентов, выступающая важнейшим ключевым вопросом современного образовательного процесса. Это связано не только с долей увеличения объёма самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но и с пониманием образования как выстраивания жизненной стратегии личности.

Мотивация к непрерывному образованию, востребованные компетенции становятся необходимым ресурсом личности для успешного включения в профессиональную деятельность и реализации жизненных планов, а умение учиться - ключевым умением человека XXI в.

К современному работнику предъявляется совокупность требований, включающая следующие характеристики: обладание мотивацией осваивать новое знание как можно скорее и эффективнее; желание и умение учиться; владение общими знаниями предмета; умение понимать тексты и постигать смыслы. Очевидно, что все эти качества развиваются в результате самостоятельной учебной деятельности обучающегося.

Современное понимание самостоятельной работы как вида учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определённой системе, при партнёрском взаимодействии преподавателя и студента, требует от преподавателя высшей школы переосмысления подходов к её организации.

В этом плане одной из самых сложных задач выступает отбор и конструирование заданий для самостоятельной работы по дисциплине. На наш взгляд, решение данной задачи возможно в рамках компетентностного подхода.

Ориентируясь на данный подход и рассматривая профессиональную компетентность будущего педагога как интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, необходимо переосмыслить

Т^П ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

содержание самостоятельной работы, усилить её практико-ориентированную направленность и более эффективное использование разнообразных ресурсов.

Организация самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» предполагает конструирование принципиально новой обучающей среды, в которой:

- происходит стимулирование учения студентов;

- предоставляется возможность выбора заданий с учётом потребностей и интересов обучающихся;

- расширяются временные рамки отчётности;

- создаются условия для взаимодействия преподавателей и студентов;

- реализуются возможности по использованию разнообразных ресурсов, в том числе информационно-образовательной среды.

В таких условиях студенты целенаправленно и систематично движутся к запланированному образовательному результату - формированию профессиональной педагогической компетентности.

Предлагаемые в учебно-методическом комплексе по педагогике задания на самостоятельную работу предполагают базовую и вариативную составляющие. Они скомпонованы таким образом, что студент видит количество тем, по которым он должен отчитаться, форму выполнения задания и возможное количество зачётных единиц и часов.

Задания представлены в табличном варианте. Студент, ознакомившись с их содержанием, имеет возможность выбора заданий и сроков их выполнения. При этом они сконструированы таким образом, что их содержание направлено на формирование востребованных компетенций в том или ином аспекте (когнитивный, чувственный или поведенческий).

Например, в разделах «Введение в педагогическую деятельность» и «Общие основы педагогики» целая серия заданий направлена на развитие теоретико-методологической и информационной компетенций, определяющих профессиональное поведение педагога, необходимое при принятии профессиональных педагогических решений. Это задания на различение и понимание, анализ и интерпретацию, определение собственной педагогической позиции, на осмысление и обобщение представлений о системе педагогических категорий и понятий, об особенностях образовательных систем.

Содержание заданий к разделу «История педагогики» направлено на осмысление студентами основных закономерностей историко-культурного развития человека и человечества и понимания значимости конструирования образовательного процесса с учётом социально-экономического и политического развития общества.

В разделах «Теории и технологии воспитания» и «Теории и технологии обучения» содержится множество заданий, направленных на развитие навыков

234

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

педагогического взаимодействия, предполагающих, в том числе, овладение этическими нормами общения, способами педагогической поддержки и сопровождения учащихся в условиях поликультурной образовательной среды.

Также значительная часть заданий в этих и других разделах учебно -методического комплекса по дисциплине «Педагогика» направлена на развитие проектировочных и технологических умений, умений в области методов педагогической диагностики, проектирования, создания ситуаций имитационного моделирования, обогащающих субъектный опыт студентов.

Цель данных заданий - вовлечь студентов в осмысление тех изменений, которые происходят в современном образовании при переходе в условия нового информационно-образовательного пространства и среды.

В итоге предлагаемый перечень заданий разработан в логике компетентностного подхода, что усиливает практико-ориентированность дисциплины «Педагогика», её предметно-профессиональный аспект, подчёркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать профессиональные задачи и способствует личностному росту обучающихся.

В целом предлагаемая модель организации самостоятельной работы студентов представляется нам как одна из тех, которая раскрывает новые роли преподавателей и даёт новые возможности студентам в плане профессионального и личностного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.