НОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ ЦЕНТРЫ
NEW TOURIST CENTERS СОЛОМИНА Ирина Юрьевна удк / udc 379.85
DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-89-96
Самарская государственная областная академия (Наяновой) (г. Самара, Россия); кандидат философских наук, доцент; e-mail: siu@bk.ru
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «КРАСНЫЙ МАРШРУТ» В РОССИИ
Статья посвящена изучению ситуации, связанной с организацией и реализацией межрегионального международного туристского проекта «Красный маршрут» в России. Выявлены и представлены тенденции развития туризма в Китае, который выступил инициатором маршрута, его организация в Китае и за пределами страны. В статье анализируется маркетинговая стратегия проекта «Красный туризм». Обозначены регионы России, в которых будет осуществлён проект «Красный маршрут».
Несмотря на тщательную работу по стратегии и расширению географии участия территорий России в указанном международном маршруте, важно отметить, что вопрос с его реализацией находится все ещё на стадии проектных разработок, поиска возможностей для практического воплощения. В статье дан анализ представленных региональных и межрегиональных концепций проектов, выявлены регионы-лидеры. Таковыми являются Ульяновская область, Санкт-Петербург, Москва, Пермский край. В статье характеризуются возможности Самарской области в реализации данного проекта. Отмечается наличие существенных трудностей для практического воплощения межрегионального международного проекта «Красный маршрут». В частности, это отсутствие туристских кадров со знанием китайского языка, проблемы со средой проживания для китайских туристов в гостиницах, отсутствие китайской кухни, которая является привычной для китайских туристов. Несмотря на указанные недостатки, все территории, участвующие в проекте, способны их преодолеть, развиваясь в ключе стратегического экономического партнёрства между Россией и Китаем.
Ключевые слова: межрегиональный туристский маршрут, «Красный маршрут», «Красный туризм», «красная» тематика в России.
С 2014 г. по настоящее время развитие туризма в России проходит в условиях политического и экономического кризиса. Изменившаяся экономическая и политическая ситуация требует корректировки экономических программ, и туризм здесь не является исключением. На развитие туризма оказывает влияние политика им-портозамещения, которая выражается в приоритете развития не выездного, а внутреннего и въездного туризма. Данная установка ставит перед всеми регионами страны стремление создать необходимые условия для удовлетворения потребностей туристов, осуществляющих путешествия по стране. Одновременно происходит поиск деловых партнёров для организации и реализации новых туристских маршрутов, целью которых является увеличение количества въезжающих туристов. Несомненно,
важным фактором является расширение партнёрских отношений с Китаем, который заинтересован в сотрудничестве с Россией в области туризма.
Целью нашего исследования являлся анализ состояния организации и реализации международного межрегионального проекта «Красный маршрут» в России. Основой для развития данного туристского проекта выступает новый уровень отношений между Россией и Китаем, который в XXI в. характеризуется как «отношения партнёрства и стратегического взаимодействия РФ и КНР». Данный вид отношений, как считает К.Г. Муратшина, «...можно понимать как отношения временного сближения, альянса на базе сходства взглядов, критериев, понятий, возможно - некоторых целей, необязательно общих. Партнёрство позволяет осуществлять поиск совместных решений
самых сложных вопросов, позитивных подходов к проблемам, сближающих, а не разделяющих стороны» [4]. А.Ф. Чернова [5], указывая на особенный характер этих отношений, отмечает наличие в них «здоровой конкуренции», которая и создаёт равные возможности обеих сторон при реализации экономических проектов, которые распространяются в двустороннем порядке и на туризм.
Целенаправленное развитие туристской отрасли в Китае начинается в конце 1990-х гг. [7, 9]. 1 октября 2013 года в КНР был принят закон «О туризме». Как отмечают Я.В. Давыдова и И.И. Климин, «Целью данного закона является ведение туристического обслуживания и решение возникающих проблем цивилизованным путём» [2, с. 112]. В настоящее время Китай приближается к тому, чтобы занять передовые рубежи на международном туристском рынке в качестве страны-экспортера туристов. Несомненно, самая большая в мире по численности населения страна (более 1,3 млрд чел.), представляет собой огромный потенциал для развития выездного туризма.
Чжан Би Юй [6], исследуя тенденции развития туристического комплекса Китая, отмечает, что китайский выездной туризм, пройдя свой путь от ограниченного элитарного до массового явления, становится всё более разнообразным по составу участников. 60% туристов составляют лица со среднемесячным доходом от 3 до 8 тыс. юаней (примерно от 485 до 1292 долл. США, по курсу 6,19 юаней равны 1 долл. США). Более четверти всех туристов отличаются существенно более высоким уровнем денежных доходов. Немногим более 12% туристов являются лицами фактически малообеспеченными.
Перспективы развития китайского выездного туризма достаточно благоприятны. По оценкам ЮНВТО, к 2020 г. число китайских туристов достигнет 200 млн чел., а их расходы составят в целом порядка 300 млрд долл. Немаловажным направлением развития национального туризма, согласно прогнозам, может стать устойчивое увеличение туристического потока в Россию и некоторые страны ЕС. В 2014 г., по данным Росту-ризма, число туристов из Китая, посетивших
Россию, выросло на 5% и опередило ФРГ, долгие годы занимавшую первое место. По данным Федеральной пограничной службы России, число китайских туристов в России достигло 1,125 млн за год. Это составило около 1% от всего количества китайских туристов, выезжающих за рубеж [6, с. 4].
Туризм на приграничных территориях с Китаем развивается очень активно, на что указывают данные как китайских, так и российских исследований. Со стороны России активно разные формы сотрудничества проводятся на кафедре востоковедения Забайкальского государственного университета1.
Концепция туристского проекта «Красный маршрут» возникла в Китае в 2004 г. в рамках функционирования «Национальной программы развития красного туризма 2004-2010 гг.» [8, 10]. В программе описаны более 100 объектов бывшего революционного движения в Китае, которые легли в основу разработки 30 маршрутов «красного туризма». Понятие «красного туризма» подразумевает путешествия по местам «боевой славы страны» - посещение старых революционных опорных баз, родных мест видных деятелей революционного движения и мест, где произошли важнейшие события в истории китайской революции.
Постепенно «красные туры» стали одним из главных направлений внутреннего туризма Китая, с каждым годом такие маршруты охватывают все новые провинции КНР. Со временем направление стало модным не только у старшего поколения, но и среди молодежи. Путешествия по местам революционной боевой славы обрастает своей сувенирной продукцией, востребованной становится историческая
1 С 2006 г. кафедра востоковедения Забайкальского государственного университета, при которой находится Восточный центр, выпускает научное издание «Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия». Сборник посвящен актуальным вопросам внутренней и внешней политики современного Китая, проблемам и перспективам российско-китайского взаимодействия, проблемам осмысления традиционной китайской культуры и социокультурного пространства как самого Китая, так и приграничных территорий РФ. Однако ситуация настоящего времени требует расширения партнёрских отношений не только на приграничных, но и на других территориях обеих стран.
одежда - гимнастёрки, зелёные кепки с красными звёздами и т.п.
Для более глубокого проникновения в эпоху используются разнообразные туристские технологии, включающие себя театрализованные шоу с лазерными эффектами, приглашёнными артистами, десятками лошадей и лодок, мультимедийные материалы, скульптурные памятники, телеграммы, фотоснимки, автографы, различные графики и исторические предметы, которые рассказывают об исторических событиях в китайской истории. В Китае много музеев, посвящённых местам революционной славы. Одной из важных особенностей развития «красного туризма» в КНР является использование современных мультимедийных технологий в музеях.
Формирование туристских групп осуществляется разными путями: организованно от профсоюзов, школ, университетов, и стихийно через интерес отдельных личностей.
Постепенно «красные маршруты» начинают притягивать туристов из других стран. Согласно статистике Государственного управления по делам туризма КНР, в 2012 г. в Китай приехали более 57 млн туристов (рост на 0,3%), из которых свыше 2,5 млн. -россияне. Усиливается интерес к объектам «красного туризма», что приносит громадный экономический эффект. Одна из интересных особенностей: при росте интереса к Китаю в России заметно растёт и обратная цифра - всё больше китайцев приезжают на родину вождя мировой революции В.И.Ленина. Число китайских туристов, посетивших Россию в 2012 г., составило 869 тыс.
Для России «красная» тематика - это прежде всего образы В.И.Ленина и его соратников, деятельность КПСС, образы, связанные с развитием СССР, его достижения и трагедии. Движение по развитию «Красного туризма» появилось в городе Ульяновске в 2013 г. в рамках организации в городе Национального центра туризма советской эпохи для российских туристов. Поэтому предложения, поступившие от Китая по расширению зоны «красного туризма», были восприняты положительно и подхвачены другими регионами России. На протяжении с 2013 по 2016 гг. в РФ про-
ходила работа по формированию территорий, на которых должны были реали-зовываться данные маршруты. В табл. 1 представлен анализ маркетинговой стратегии проекта «Красный туризм» и его распространение по регионам России.
Межрегиональный проект «Красный туризм» планировалось реализовывать в два этапа: 2013-2015 гг., и 2016-2018 гг. Пик реализации, скорее всего, придётся на 2017 г., который будет годом столетия Великой Октябрьской социалистической революции (Великой Русской революции), и 2018 г., в который в Россию приедет много туристов в связи с проведением Чемпионата мира по футболу.
Россия предложила в 2013-15 гг. на первом этапе развития проекта «Красный туризм» пять туристских маршрутов:
1) Москва - Ульяновск - Казань -Санкт-Петербург; 8 дней, 7 ночей;
2) Москва - Ульяновск - Самара - Москва; 7 дней, 6 ночей;
3) Москва - Санкт-Петербург; 6 дней,
5 ночей;
4) Казань - Ульяновск - Самара;
6 дней, 5 ночей;
5) Москва - Казань - Ульяновск - Москва; 8 дней, 7 ночей.
Второй этап развития и реализация «Красного маршрута» охватывает период 2016-18 гг. В этот период в проект добавляется Пермь.
▲
Рис. 1 - Утверждённый логотип проекта «"Красный маршрут": российское культурное наследие» (автор - Е. Павлова, Ульяновск, 2016 г.)
Fig. 1 - The approved logo of the «Red Route»: the Russian cultural heritage» (author - E. Pavlova, Ulyanovsk, 2016)
Таблица 1 - Анализ маркетинговой стратегии проектов «Красного туризма»2
Table 1 - Analysis of the «Red tourism» project marketing strategy
№ Дата, место, событие Результаты
1 24.04.2013, Пекин. Рабочая встреча заместителей руководителей Росту-ризма и ГУТ КНР Заинтересованность китайской стороны в реализации проекта по развитию «красного туризма». Создание в ГУТ КНР специальной организации по обеспечению его реализации. Российская сторона сообщила о подготовке конкретных маршрутов, сопутствующей инфраструктуры в рамках проекта. Были намечены места исторического наследия, связанных с деятельностью лидеров КПСС и КПК
2 24-25.11.2013, Ульяновск. Совещание по вопросу развития туризма советской эпохи («красного туризма») с участием представителей ГУТ КНР, туриндустрии, профильных вузов, исторических музеев, органов госуправления Ульяновской обл., Москвы, Респ. Татарстан Расширение российских территорий участников проекта «красного туризма» и создание инфраструктуры для реализации туристских маршрутов в присоединяющихся к проекту территориях
3 3.04.2015, Пекин. Встреча руководства Ростуризма и Главного управления по туризму КНР К летнему сезону 2015 г. между Сочи и крупнейшими городами Китая планировалось наладить прямое авиасообщение - до 3-х рейсов в неделю между Сочи и Пекином, Шанхаем
4 28-29.06.2015, уезд Шаошань (пров. Хунань). Российско-китайский семинар, в рамках которого Ростуризм и ГУТ КНР провели ряд мероприятий по реализации проекта Укрепление российско-китайского сотрудничества в области развития военно-исторического («красного») туризма. Подписаны двухсторонние документы: Меморандум о взаимопонимании между Федеральным агентством по туризму и Государственным управлением КНР по делам туризма о сотрудничестве в области развития военно-исторического («красного») туризма; Соглашение о сотрудничестве в сфере развития военно-исторического («красного») туризма между Ульяновской областью и провинцией Хунань, Соглашение о сотрудничестве в сфере развития военно-исторического («красного») туризма между г. Ульяновском и г. Чанша; Протокол о намерениях установления побратимских отношений между г. Ульяновском и г. Сянтань
5 03.09.2015, Музей-заповедник Горки Ленинские, где жил и умер В.И. Ленин. Первое заседание Межрегиональной комиссии по «Красному туризму» В состав межрегиональной комиссии вошла руководитель Пермского регионального отделения Российского Союза Туриндустрии Ксения Сарапулова
6 28.10.2015. Подписание Соглашения о сотрудничества Пермского края и КНР в целях организации продвижения турпродукта Пермского края на туррынке КНР Решался вопрос о привлечении к проекту предпринимателей и организаций Пермского края и КНР, работающих на отправку туристов в РФ; оказание практической помощи организациям и предпринимателям Пермского края, работающим с туррынком КНР
7 19.11.2015. Совещание в Госдуме Федерального Собрания РФ Принято решение, что Самара войдёт в проект «Красный маршрут». Помимо Самары, в проект вошли Москва, Санкт-Петербург, Казань и Ульяновск. Подписано дополнительное Соглашение о сотрудничестве по развитию межрегионального туристского проекта «Красный маршрут», которое предусматривает участие городов Самарской области в разработке культурно-познавательной туристской программы для гостей из КНР
8 19.11.2015, Пресс-центр губернатора Пермского края. Круглый стол «Перспективы развития китайско-российского туризма», участниками которого стали представители Минтранса РФ, МИД РФ, Ростуризма, Совета Федерации, а также отраслевых ведомств регионов России Подписано Соглашение о сотрудничестве по развитию межрегионального туристского проекта «Красный маршрут» между регионами - участниками проекта: городом Москва, Ленинградской, Ульяновской и Самарской областями, Пермским краем и Татарстаном. Подписано Соглашение о присоединении Пермского края к федеральному проекту
9 Февраль 2016, Самара. В доме-музее В.И.Ленина подписано трёхстороннее соглашение в сфере туризма с партнёрами из КНР Соглашение между областным департаментом туризма, Чунцин-ским международным турагентством «ЦзюБай» и компанией «Трэ-велпарк Самара», реализующей инвестиционный проект «Автотуристский кластер Самарской области»
2 Составлено на основе анализа материалов сайтов mkrf.ru, rf-region.ru/news/2537.htm, vkonline.ru/ content/view/163439, russiatourism.ru/regions, rstperm.ru/novosti/4855.html.
Окончание табл. 1
10 Март-июнь 2016 г., Ульяновск. Проведён конкурс на разработку логотипа проекта «Красный маршрут» 01.03.2016 г. Агентство по туризму Ульяновской области совместно с Некоммерческим Партнёрством «Объединение международной интеграции в туризме «Мир без границ» объявило о начале приёма работ для участия во Всероссийском конкурсе на создание логотипа проекта «Красный маршрут». Итоги конкурса подведены 20.05.2016 г. Победителем конкурса стала работа Екатерины Павловой, графического дизайнера из Ульяновска. Логотип стилизован под пионерский значок с изображением В.И. Ленина в красно-белых тонах (рис. 1)
11 14.07.2016, Екатеринбург. При поддержке Федерального агентства по туризму совместно с Государственным управлением КНР по делам туризма прошел 6-й Российско-Китайский форум по развитию приграничного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма В деловой программе приняли участие более 80 представителей различных регионов России. Спикерами на форуме стали ряд высокопоставленных чиновников КНР. От Пермского регионального отделения Российского Союза туриндустрии совместно с федеральным туроператором был презентован план и проект реализации «Красного маршрута». Должностные лица Ростуризма и департамента ГУ КНР по делам туризма высказали мнение о необходимости создания и развития совместных туристских программ
Несмотря на активный подготовительный период, связанный с организацией и реализацией «Красного маршрута», в настоящее время вышло только два проекта по реализации данного маршрута, представленных в научных статьях. Остановимся на них подробнее.
Результатом совместной работы учёных из Москвы и Ульяновска стала разработка содержания и логистики тура «Ульяновск - Москва - Санкт-Петербург» (рис. 2), предназначенного для туристов из Китая в рамках проекта «Красный маршрут» [3]. Авторы предлагают два варианта тура, рассчитанного на 7 дней и 6 ночей. В туристскую программу включено посещения музеев, памятных мест, памятников и других дестинаций, связанных с деятельностью В.И.Ленина и его соратников в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске. Недостатком данной разработки является отсутствие экономического расчёта тура и опускание из маршрута Казани, которая изначально фигурировала как его составляющая.
Большие надежды на реализацию «Красного маршрута» возлагаются в Ульяновске, так как именно этот город ещё до появления проекта данного маршрута выступил с инициативой превратить его в центр «Советского туризма», создать «Национальный музей СССР». Р.И. Богданова [1] указывает на возможности Ульяновска раскрыть свой туристский потенциал в проекте «Красный маршрут», так как город является родиной В.И. Ленина, обладает большим количеством памятных мест и культурного на-
следия, связанного с деятельностью семьи Ульяновых. Вклад Ульяновска в «Красный маршрут» включает в себя социалистический музей-мемориал В.И.Ленина, построенный в ознаменование 100-летия со дня его рождения. Во внутреннем дворике Мемориала сохранен дом, где жили Ульяновы с 1869 по 1875 гг. На сегодняшний день это уникальный культурно-исторический и научно-исследовательский центр с направленностью на сохранение наследия советской эпохи и раскрытие противоречивой личности В.И.Ленина. В структуру Ленинского Мемориала также входит дом на ул. Ленина (быв. Московской) в качестве объекта, связанного с историей семьи Ульяновых. В статье указывается, что Ульяновск располагает:
а) необходимой транспортной и информационной доступностью, Ленинский мемориал находится в самом центре города, в самом здании мемориала расположен туристский информационный центр;
б) качественным стандартом отелей и средств размещения туристов, многие гостиницы, отели имеют международную сертификацию;
в) мощный, всемирно известный бренд на основе личности В.И.Ленина: город Ульяновск напрямую связан с этим политическим деятелем, так как именно в этом месте он родился, провел детство и получил образование в гимназии.
Казань как пятый пункт «Красного маршрута» в России после Санкт-Петербурга, Москвы, Сочи и Крыма также активно готовится к участию в данном проекте. С Казанью
¿TL LJ LJ LJ Л 1 LJ 1 п 1
& М 31 п: \ а с ,
Рис. 2 - Буклет проекта «Красный маршрут» по линии «Санкт-Петербург - Москва -Ульяновск» (Региональное агентство «Ульяновсктуризм», 2015 г.)
Fig. 2 - The «Red Route» booklet on the route «St. Petersburg - Moscow - Ulyanovsk» (Regional Agency "Ulyanovsktourizm", 2015)
у В.И.Ленина связана студенческая жизнь и начало революционной деятельности. Хотя городу отведено место лишь в двух трассах проекта «Красного маршрута», однако Казань планирует включить в данный проект и город Свияжск, который связан с деятельностью Л.Д. Троцкого.
Пермь, несмотря на то, что она позднее всех других территорий присоединилась к данному маршруту, 14 июля 2016 г. на форуме в Екатеринбурге продемонстрировала маршрут и реальную готовность к реализации «Красного маршрута». В Пермской губернии прошло детство матери Владимира Ильича Ленина и всех родственников по материнской линии. Здесь была сформирована система ценностей, которая передалась в воспитании будущему вождю революции, именно Пермская губерния стала родиной многих политических течений в России. Понимание уклада жизни губернии даст понимание китайским туристам многих идей Ленина в развитии революционных течений. Именно в Пермской губернии В.И.Ленин был выбран делегатом и получил от верхнекамских большевиков мандат на V съезд партии РСДРП в Лондоне, который в дальнейшем ознаменует начало политической карьеры вождя мирового пролетариата. Активную работу вела в Пермской губернии и соратница Ленина Н.К. Крупская. Китайским туристам
дополнительно будет предложен интерактивный агит-круиз «Красный рейс» на теплоходе «По следам Крупской»3.
Немалыми возможностями в реализации проекта обладает Самара, которая с 1935 по 1991 гг. называлась Куйбыше-вым. В Самаре В.И. Ленин начал свою профессиональную карьеру, работал юристом в Окружном суде. Несколько лет в Самаре находилась семья В.И.Ленина и семья его сестры Марии Ульяновой. В Самаре имеется дом-музей В.И.Ленина, а также дом-музей М.В. Фрунзе - соратника и военного деятеля. В Самаре жил и работал В.В. Куйбышев, а также Г.М. Кржижановский, который пользовался популярностью у железнодорожных рабочих, на территории Самары находится могила Н.А. Щорса. Особенно важную роль Самара играла во время Великой Отечественной войны, являясь запасной столицей СССР, где важным историческим арт-объектом этого периода является бункер И.В. Сталина. В советское время Самара становится «Космической столицей СССР», так как именно в Куйбышеве создали ракету «Союз», а Тольятти в этот период становится автомобильной
3 Пермский край официально вошёл в состав Федерального проекта «Красный маршрут». Новости Пермского регионального отделения РСТ от 11.22.2015. URL: http://Rstperm.Ru/Novosti/4855. Html (Дата обращения: 28.10.2016 г.).
столицей СССР. Однако, несмотря на огромный потенциал для развития «Красного туризма» в Самаре, логистика маршрутов здесь в настоящее время не представлена.
Учитывая тот фактор, что в маршруты «Красного туризма» входят три города Поволжья - Казань, Самара, Ульяновск, то возможно создание «Волжского Красного тура».
Несмотря на определение территорий и обозначения маршрутов «Красного туризма» в России, содержание и логистика туров, отвечающих данной тематике, до конца не разработаны, следовательно, туристские программы не реализуются или реализуются стихийно, т.е. по факту, при наличии групп туристов. Локомотивными территориями в разработке соответствующих тематических программ являются Ульяновск, Санкт-Петербург, Москва, Казань, Пермь.
В реализации проекта «Красный маршрут» существуют определённые трудности, которые необходимо учитывать территориям, участвующим в данном проекте. Прежде всего это подготовка гостиниц для принятия гостей из Китая, наличие в гостиницах телевизионного канала на китайском языке, наличие указателей в гостиницах и в городах, наличие китайской кухни в гостиницах и в местах шаговой доступности проживания туристов из Китая. Важным фактором является наличие экскурсоводов и гидов, владеющих китайским языком.
Китаист, руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов считает4, что самый про-
стой анализ российского туристского рынка показывает, что «группы китайцев, которых привозят и в Москву, и Санкт-Петербург, -это стопроцентно китайский бизнес, почти без участия бизнеса российского. Китайцы сами набирают у себя тургруппы, своими самолётами и поездами привозят их в Россию. Здесь их встречает тоже китайская компания, расселяет в китайских гостиницах. Нередко это просто квартиры, выкупленные теми же китайцами. Их кормят в своих ресторанах, на экскурсии водят китайские гиды-переводчики, ездят по стране они на автобусах, принадлежащих тоже китайским компаниям. И все деньги, опять же, канализируются в Китай». Далее он отмечает, что открыть аналогичные компании русскому турбизнесу в Китае невозможно, так как там действуют жесточайшие ограничения. Чтобы это преодолеть, необходимо вводить лицензирование компаний, которые действуют сейчас на российском рынке. Тогда основные деньги будут оставаться в российском бюджете, и только при таком условии отношения в данном секторе экономики будут носить характер стратегического партнёрства.
Таким образом, России и Китаю необходимо сделать всё возможное для того, чтобы проект «Красный маршрут» стал взаимовыгодным для обеих стран, ибо его реализация, по мнению вице-премьера Госсовета КНР Лю Яньдуна, является ключевой составляющей дальнейшего российско-китайского взаимодействия.
Список источников:
1. Богданова Р.И. Проект «Красный маршрут» как реализация туристского потенциала г.Ульяновска // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 4. С. 129-130.
2. Давыдова Я.В., Климин И.И. Развитие выездного туризма в Китае на современном этапе // Неделя науки СПбГПУ: мат. науч. - практич. конф. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 112.
3. Жилкова Ю.В., Лаковский С.Г. Содержание и логистика тура «Ульяновск - Москва - Санкт-Петербург» в рамках «Красного туризма» // Международный туризм и спорт: мат. I Всеросс. науч. - практич. конф. М.: РГУФКСМиТ, 2013. С. 31-35.
4. Муратшина К.Г. Становление и эволюция стратегического партнёрства РФ и КНР в конце ХХ - начале XXI вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2014. 22 с.
5. ЧерноваА.Ф. Совместные экономические зоны России и Китая как элемент стратегического партнерства // Общество и государство в Китае. Т. XLV, ч. 2. Учёные записки ИВ РАН. Отдел Китая. Вып. 18. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2015. С. 798-806.
6. Чжан Б.Ю. Тенденции развития туристического комплекса Китая: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015. 21 с.
4 «Красный туризм» в Россию: Кому он пойдёт на пользу? Точка зрения. URL: http://www.pravda.ru/news/ economics/market/business/01-03-2016 (Дата обращения: 28.10.2016 г.).
7. Li Y., HuZ.Y., ZhangC.Z. Red tourism: sustaining communist identity in a rapidly changing China. // Journal of Tourism and Cultural Change. 2010. Vol. 8. № 1-2. Pp. 101-119. DOI: 10.1080/14766825.2010.493939.
8. Xu, K. Types of red tourists in China: Evidence from Shaoshan // Annals of Tourism Research. 2015. Vol. 51. Pp. 57-59. DOI: 10.1016/j.annals.2015.01.003.
9. Yao S.-Y., Wang F.-D. A Discussion on How to Devolop "Red" Tourism // Journal of_Beijing International Studies University. 2005. № 5.
10. Zhao S., Timothy D.J. Governance of red tourism in China: Perspectives on power and guanxi // Tourism Management. 2015. № 46. Pp. 489-500. DOI: 10.1016/j.tourman.2014.08.011.
Irina Yu. SOLOMINA
Samara State Oblast Academy (Nayanova) (Samara, Russia); PhD in Philosophy, Associate Professor; e-mail: siu@bk.ru
ON QUESTION OF THE ORGANIZING AND IMPLEMENTING THE INTERREGIONAL INTERNATIONAL PROJECT "RED ROUTE" IN RUSSIA
The article deals with the issues of organization and implementation of interregional and international tourism project "Red route" in Russia. The author identifies and presents trends of tourism development in China, which acted as the initiator of the route and its development in China and beyond. The article analyzes the marketing strategy of the project "red tourism". Regions of Russia that will realize routes of "Red tourism" are identified.
Despite careful work on strategy and expanding the participation of Russian regions in this route, it should be pointed out that this issue is at the initial stage of development of tourism projects, finding opportunities for their implementation. The article presents analysis of regional and interregional project concepts, and identifies regions-leaders: territory of Ulyanovsk, St. — Petersburg, Moscow, Perm krai. The author presents the possibility of Samara for this project. The article pointes out the difficulties in the implementation of interregional international project "Red route", lack of Chinese speaking personnel in tourism, absence of familiar environment in hotels and Chinese food, which is usual for Chinese tourists. Despite these shortcomings, all territories involved in the project are able to overcome them. They have been developing in the course of strategic economic partnership between Russia and China. Keywords: interregional tourism project, "Red route", "Red tourism", "red"subject in Russia.
References
1. Bogdanova, R.I. (2016). Proekt «Krasnyj marshrut» kak realizacija turistskogo potencíala g. Ul'janovska [Project "Red route" as the realization of the tourism potential of Ulyanovsk]. Innovacionnaja nauka [Innovative science], 4, 129-130.
2. Davydova, Y.V., & Klimin, I.I. (2014). Razvitie vyezdnogo turizma v Kitae na sovremennom etape [Development of outbound tourism in China at the present stage]. Nedelja nauki SPbGPU [Science Week of SPbSPU]: Proceedings of scientific-practical conference with international participation. St. Petersburg: University press.
3. Zhilkova, Y.V., & Lakovsky, S.G. (2013). Soderzhanie i logistika tura «Ul'janovsk - Moskva - Sankt-Peterburg» v ramkah «Krasnogo turizma» [Contents and logistics of the tour "Ulyanovsk - Moscow - Saint-Petersburg" in the framework of the "Red tourism"]. Mezhdunarodnyj turizm i sport [International tourism and sport]: Proceedings of the I all-Russian scientific-practical conference. Moscow: Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism.
4. Muratshina, K.G. (2014). Stanovlenie i evoljucija strategicheskogo partnjorstva RF i KNR v konce XX — nachale XXI vv. [Formation and evolution of the strategic partnership of Russia and China in the late XX - early XXI centuries]: Candidate of History dissertation: author's abstract. Ekaterinburg, 2014.
5. Chernova, A.F. (2015). Sovmestnye ekonomicheskie zony Rossii i Kitaja kak element strategicheskogo partnerstva [Joint economic area of Russia and China as part of strategic partnership]. Obshhestvo i gosudarstvo v Kitae [Society and State in China], XLV, part 2.
6. Zhang, B.Yu. (2015). Tendencii razvitija turisticheskogo kompleksa Kitaja [Development trends of Chinese tourism industry]: Candidate of Economics dissertation: author's abstract. Moscow: Lomonosov Moscow State University.
7. Li, Y., Hu, Z.Y., & Zhang, C.Z. (2010). Red tourism: sustaining communist identity in a rapidly changing China. Journal of Tourism and Cultural Change, 8(1-2), 101-119. doi: 10.1080/14766825.2010.493939.
8. Xu, K. (2015). Types of red tourists in China: Evidence from Shaoshan. Annals of Tourism Research, 51, 57-59. doi: 10.1016/j.annals.2015.01.003.
9. Yao, S.-Y., & Wang, F.-D. (2005). A Discussion on How to Devolop "Red" Tourism. Journal of Beijing International Studies University, 5.
10. Zhao, S., & Timothy, D.J. (2015). Governance of red tourism in China: Perspectives on power and guanxi. Tourism Management, 46, 489-500. doi: 10.1016/j.tourman.2014.08.011.
Соломина И.Ю. К вопросу об организации и реализации международного межрегионального проекта «Красный маршрут» в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. №1. С. 89-96. DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-89-96.
Дата поступления статьи: 07 ноября 2016 г.
Solomina, I. Yu. (2017). On question of the organizing and implementing the interregional international project «Red route» in Russia. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(1), 89-96. doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-89-96. (In Russ.).
Received November 7, 2016.