YAK 159.923 ББК 88.8-7
H.C. АВДОНИНА
N.S. AVDONINA
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
TO THE ISSUE OF DEFINITION OF PROFESSIONAL IDENTITY
В статье рассматриваются различные трактовки определения профессиональной идентичности с точки зрения «социальное/личностное», «внутреннее/внешнее», «реальное/идеальное» и «осознаваемая/неосознаваемая». Анализируются отечественные и зарубежные позиции по проблеме формирования профессиональной идентичности. Выделяются основные аспекты данного понятия.
The article analyzes the concept of professional identity as one of the key attributes of successful professional adaptation and formation of the professional career from the standpoint of «social/personal», «internal/external», «real/ideal» and «conscious/unconscious». The author analyzes Russian and Western researchers' positions on the problem of professional identity formation; and points out to the major aspects the concept.
Ключевые слова: идентичность, профессия, профессиональная идентичность, Я-концепция.
Key words: identity, profession, professional identity, Self-concept.
В течение всей своей жизни человек переосмысливает себя, свое место в жизни, свои роли и функции. Как указывает Л.Б. Шнейдер, термин «идентичность» стал употребляться учеными-гуманитариями во второй половине 70-х гг. XX в. [6]. С одной стороны, XX в. дал людям свободу в получении гражданства, в выборе места жительства, в передвижении между городами и странами, в доступе к различным источникам информации, самореализации и многому другому, с другой - принес и глобальные проблемы: глобализация, экологические катастрофы, экономические кризисы, социальные катаклизмы, военные конфликты нового поколения, терроризм, экстремизм и т.д. В том числе остро встает вопрос о профессиональной идентичности. Назовем несколько, на наш взгляд, актуальных причин, почему этой проблеме стоит уделить внимание. Во-первых, научно-техническая революция способствует появлению новых профессий и специальностей. Во-вторых, изменяются существующие и появляются новые профессии. В-третьих, во многих странах, в частности в России, проходит образовательная реформа на всех уровнях, активно внедряется компетентностный подход, что также связано с трансформацией атласа профессий.
Особый интерес представляет исследование формирования и развития профессиональной идентичности современных специалистов как в процессе профессиональной подготовки, так и в процессе непосредственной работы. Некоторые студенты еще в момент учебы в вузе начинают работать по специальности, что только усиливает их вхождение в профессию. Основной целью профессионального образования является формирование и развитие профессиональной идентичности учащегося и осознание учащимся смысла собственной профессиональной деятельности. Человек со сформированной профессиональной идентичностью более свободен в своей профессии, может предвидеть трудности работы, самостоятельно ставить цели и вырабатывать пути их достижения.
В современном мире наблюдается деформация атласа профессий. От выпускников работодатели ждут не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и такого широкого понятия, как профессиональные компетенции.
По итогам июньской форсайт-сессии на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова можно представить список желательных компетенций, которыми должны обладать выпускники факультетов и отделений журналистики: умение проектировать, понимание производственно-хозяйственной деятельности СМИ и медиаменеджмента, умение применять на практике знания по истории журналистики, умение работать в команде, умение работать с аудиторией, понимание маркетинга, умение применять конкретные технологии в соответствующее время, умение критически мыслить, понимание медиаиндустрии и тенденций ее развития. Из перечисленных компетенций можно выделить универсальные требования к специалисту, как-то: способность участвовать в проектной деятельности, работать в команде, обладать технологическими навыками и критическим мышлением. Наравне с общими компетенциями выделяются и сугубо узкие, относящиеся исключительно к профессии журналиста. Все это говорит о необходимости учитывать тенденции изменяющейся профессии и общества в целом.
В статье автор предлагает критический обзор существующих подходов к пониманию профессиональной идентичности с тем, чтобы найти более подходящий современности подход.
В психолого-педагогической литературе существуют два методологических подхода к вопросу о взаимовлиянии личности и профессии [1]. Представители первого подхода (Ф. Парсон и Дж. Холланд) полагают, что каждый человек от рождения предназначен к определенной профессиональной деятельности. Представители второго подхода (Д. Сьюпер и А. Роу) полагают, что каждый человек обладает заданным набором качеств, характеристик и способностей, позволяющих выполнять ту или иную профессию, при этом профессиональная деятельность может воздействовать на человека как в негативном, так и позитивном аспектах. Как отмечает Е.И. Рогов, в результате занятий определенным видом труда формируется специфическое самосознание, профессионально-типичные и индивидуально-своеобразные черты личности [5, с. 152]. Например, журналист, специализирующийся на написании новостей, привыкнет к быстрому получению информации, ее обработке и вычленению сути. Ему или ей в большей степени будут присущи такие качества, как мобильность, пунктуальность, объективность, исполнительность, работоспособность. В меньшей степени журналисту, специализирующемуся на написании исключительно новостных материалов, нужны креативность и умение анализировать.
Наиболее достаточным и полным исследованием относительно предпосылок выбора профессии являются работы американского психолога Д. Сью-пера, который утверждал следующее:
1) у каждого человека есть свои особенные способности, интересы и свойства как личности;
2) отсюда следует, что каждый человек может реализоваться в нескольких профессиях;
3) время и опыт работы влияет на объективные и субъективные условия профессионального развития;
4) человек в своем профессиональном развитии проходит несколько стадий и фаз;
5) профессиональное развитие зависит от социально-экономических свойств индивида и его родителей, его или ее профессиональных возможностей и способностей и пр.;
6) на разных стадиях профессионального развития у человека могут изменяться его или ее профессиональные интересы и способности;
7) в профессиональном развитии реализуется Я-концепция человека;
8) человек принимает и проигрывает в процессе своего профессионального развития различные профессиональные роли;
9) степень удовлетворенности работой обусловлена тем, насколько человек реализует собственные способности, интересы и свойства в тех или иных профессиональных ситуациях [2, с. 188].
Рассмотрим подробнее различные трактовки понятия «профессиональная идентичность». Оно берет истоки в понятии профессиональной Я-концепции, предложенной Д. Сьюпером в 1949 г. Профессиональная Я-концепция определялась им как «результат компромисса между унаследованными генетически качествами и способностями, возможностями играть разные социальные роли и оценкой того, в какой степени это сочетается с ожиданиями руководства и коллег» [цит. по: 4]. В данном определении подчеркивается адаптационный потенциал человека к определенной профессии. Д. Сьюпер определяет профессиональную Я-концепцию как «набор характеристик самовосприятия, осознаваемых индивидом как профессионально релевантные» [цит. по: 4].
Процессом, результатом которого будет идентичность (в том числе профессиональная), является идентификация. Е.И. Рогов определяет идентификацию как «психологический процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, коллективом, помогающий ему успешно овладевать различными видами социальной деятельности, усваивать и преобразовывать социальные нормы и ценности, принимать социальные роли» [5, с. 324]. Раскроем данное положение с точки зрения процесса профессиональной идентификации.
Овладение профессией и понимание своей роли в профессиональной деятельности начинается, по нашему представлению, с вопроса: «Кто я в мире профессий?». Этот вопрос задает себе каждый человек, когда ему предстоит решить, чем заниматься последующую жизнь. Этот вопрос можно переформулировать: «Кем быть?». Сделав первый шаг на пути профессионализации, который обычно связан с поступлением в среднее профессиональное или высшее образовательное учреждение или сразу с выходом на работу, человек задает себе вопрос: «Какой я профессионал?» Ответ на этот вопрос содержится в федеральных государственных образовательных стандартах, где перечислены универсальные и общепрофессиональные компетенции. И на этом этапе, как отмечает некоторые исследователи (в частности Н.С. Пряж-ников), может произойти первый учебно-профессиональный кризис, обусловленный разочарованием в образовании и собственно профессии. Следующим вопросом будет «Для чего я это делаю?». Чтобы идентифицировать себя с выбранной профессией, человеку необходимо знать и оценить, ради чего он или она занимается этим видом деятельности. Цель в данном случае образует смысл профессиональной жизни. Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо выполнять свои профессиональные обязанности [6].
В отечественных исследованиях авторы уделяют внимание личностным качествам человека, приобретаемым в процессе профессиональной идентификации. Ю.П. Поварёнков указывает на три формы проявления профессиональной идентичности: эмоциональное состояние или ощущение профиден-тичности; тенденция и критерий профессионального развития индивида; источник информации для регулирования собственного профессионального развития и реализации субъектных ожиданий [3, с. 12]. Этот же автор рассматривает профессиональную идентичность как явление, тесно связанное с профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой и профессиональной деформацией.
Л.Б. Шнейдер рассматривает профессиональную идентичность как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества [7, с. 54].
С точки зрения Н.Л. Ивановой и Е.В. Коневой, в профессиональной идентичности выражается понимание и представление индивида о своем месте в профессиональной группе и сообществе [3, с. 11].
Все приведенные выше определения имеют ряд общих положений: профессиональная идентичность - это, во-первых, результат профессионального самоопределения; во-вторых, критерий профессионального развития; в-третьих, обязательное условие принятия системы ценностей конкретной профессии и осознание себя как представителя этой профессии. Профессиональная идентичность связана с такими понятиями, как профессиональное самоопределение, профессиональное самосознание, профессиональное пространство, профессиональное развитие и профессиональная деформация. В профессиональной идентичности отражаются представления человека о том, каким профессионалом должно быть, какими умениями и навыками должно обладать и насколько он или она соответствует этим профессиональным требованиям.
Исходя из перечисленных выше определений можно назвать основные аспекты профессиональной идентичности: 1) фактор психологического благополучия человека; 2) аспект интеграции личностной и социальной идентичности в профессиональной реальности; 3) результат профессионального самоопределения личности представляется через образ «Я».
Полагаем, что профессиональная идентичность может быть проанализирована в дихотомических аспектах «социальное/личностное», «внутреннее/внешнее», «реальное/идеальное» и «осознаваемая/неосознаваемая».
Рассмотрим профессиональную идентичность в социальном и личностном аспектах. В первом случае характерными признаками профидентично-сти будут следующие:
1) самоопределение в социальной группе;
2) формирование навыков эффективного взаимодействия, командной работы;
3) умение решать конфликты, находить компромиссы, адекватное профессиональное общение в целом;
4) разделение общих профессиональных ценностей.
Профессиональная идентичность может осуществляться в двух основных направлениях - внутреннем и внешнем. Внутреннее направление означает создание и овладение специалистами профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций. Внешнее направление предполагает формирование внешних средств профессиональной деятельности, которыми могут считаться разделяемые профессиональным сообществом ценности, нормы, принципы, условия и средства труда, традиции и ритуалы профессионального сообщества.
Профессиональная идентичность, как и идентичность в целом, может быть «Реальной» и «Идеальной».
Профессиональная идентичность переменчива и зависит от многих внешних и внутренних факторов. Дж. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность. Неосознаваемая идентичность основывается на нормах и привычках социальной группы, которые принимаются человеком неосознанно. Когда человек задумывается о своей личности и своем поведении, постепенно возникает осознаваемая идентичность. Переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности осуществляется посредством рефлективного мышления [6].
Мы полагаем, что профессиональная идентичность скорее осознаваемая, чем неосознаваемая, поскольку еще на первоначальном этапе самоопределения человеку следует оценить свои способности и возможности, а затем делать выбор конкретной профессии. Другими словами, человек начинает размышлять о себе как о потенциальном профессионале, а рефлексия, размышление - необходимые условия для развития осознаваемой идентичности.
Успешная профессиональная идентификация, понимание себя как представителя конкретной профессии обеспечит человеку и психоэмоциональный баланс, и профессиональный рост, и мотивацию в развитии и самосовершенствовании.
Литература
1. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / сост. Б.И. Кононен-ко. - М. : Вече, 2000, 2003 . - 512 с.
2. Логачева, Т.М. К вопросу о гуманистических ценностях современной молодёжи [Текст] / Т.М. Логачева // Науч. вестник Южного ин-та менеджмента. - 2015. - № 4. - С. 53-55.
3. Профессиональная педагогика [Текст] / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - Изд. 3-е, перераб. - М. : Изд-во ЭГВЕС, 2009. - 456 с.
4. Рикель, А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. -№ 2. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.01.2017).
5. Рогов, Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала [Текст] / Е.И. Рогов. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 336 с.
6. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность [Текст] / Л.Б. Шнейдер. -М. : МОСУ, 2001. - 272 с.
7. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг [Текст] : учеб. пособие. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. -600 с.