Краткие сообщения
132
М.Ф. Рзянкина1, В.Н. Лучанинова2
1 Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск
2 Владивостокский государственный медицинский университет
К вопросу об оказании медикосоциальной помощи подросткам (по материалам анкетирования врачей-педиатров)
Регистрируемые в период социально-экономических преобразований в обществе негативные медико-демографические процессы и тенденции в характеристиках состояния здоровья и социального благополучия подростков диктуют необходимость научного поиска оптимальных управленческих и организационных решений со стороны государства и его социальных институтов, которые бы позволили изменить ситуацию. Вместе с тем, по результатам специальных исследований, проведенных за последние 10 лет, показано, что уровень медицинского обеспечения и медико-социальной поддержки подростков в РФ остается достаточно низким.
С целью совершенствования качества оказания медикосоциальной помощи подросткам было проведено анонимное анкетирование 134 участковых педиатров и подростковых врачей детских поликлиник. Показано, что немногим более половины педиатров были врачами I категории (52,3%), тогда как каждый третий врач-педиатр квалификацией этого уровня не обладал. Оценивая кадровую ситуацию, нами установлено, что 54,6% респондентов выполняют нагрузку на 1,5 ставки, совмещая вакансии, а 3,4% — даже на 2 ставки, что подтверждает неукомплектованность педиатрических участков врачебными должностями. Следовательно, только каждый четвертый респондент (42%) работал на 1 ставку. Кроме того, необходимо отметить, что среди семей социального риска, наблюдаемых участковыми педиатрами, 31,6% являлись семьями медико-демографического риска. Семей, имеющих низкий материальный достаток, было 26,7%, де-тей-инвалидов — 24,9%.
Анализ организационно-технологического процесса перехода педиатров на медицинское обеспечение подросткового контингента показал, что лишь каждый третий респондент (32,3%) высказал положительное мнение о решении возложить функции медицинского обеспечения подростков 15-17 лет на детские амбулаторно-поликлинические учреждения, 43% — против вышеуказанной инновации, 24,7% — не сформировали определенного мнения, что вызвало затруднение ответов. Положительный ответ опрошенных в половине случаев (50%) был обоснован возможностью более качественного непрерывного наблюдения за ребенком с рождения, а также возможностью оказания профессиональной помощи подросткам (27,3%) и адекватным учетом диспансерных больных (18,2%). Отрицательное мнение связано с недостаточностью знаний об особенностях подросткового возраста (35,3%), увеличением нагрузки на участковых педиатров (17,5%), со слабой фактической материально-технической
базой (6,7%), с трудностями в работе с неорганизованными и работающими подростками (6,8%), частыми конфликтными ситуациями при контакте детей и подростков в лечебно-профилактических учреждениях (5,3%).
Обращает на себя внимание предложение о необходимости расширения штатов по медико-социальному обслуживанию подростков (28,4%). При этом, по мнению врачей, в штаты детской поликлиники должны быть введены психолог (78,9%), детский гинеколог (76,7%), подростковый врач-терапевт (67,8%), социальный работник (60%), неонатолог (30%), юрист (5,6%). Предложения по введению в штаты венеролога, нарколога, рефлексотерапевта, психотерапевта, диетолога были единичными.
На вопрос: «Кто же должен осуществлять амбулаторно-поликлиническое обслуживание детей и подростков в ближайшие годы?» 94,4 % респондентов назвали участкового врача-педиатра и лишь 3,4% — врача общей практики (семейного врача). В качестве альтернативы — 2,2% считают, что пациент должен иметь выбор при определении формы оказания ему профилактической помощи.
В качестве оптимальной формы работы детских поликлиник в современных условиях большинство педиатров (64,5%) отдало предпочтение традиционному (по принципу «единого педиатра») участковому обслуживанию детей с рождения и до 17 лет, 21,5% рекомендуют создавать специальные подразделения для детей подросткового возраста (10-14 или 10-17 лет). Каждый десятый респондент (11,8%) предлагает организацию специального подразделения для детей раннего возраста (по типу детской консультации), 2,2% склоняется к невостребованной в настоящее время педиатрами форме работы по смешанному принципу (обслуживание детей одним врачом в поликлинике, на дому, в дошкольном учреждении, школе). Изучение преемственности в медицинском наблюдении детей и подростков врачами поликлиник и других медицинских учреждений показало, что «хорошая» оценка была дана большинством респондентов взаимодействию поликлиники и детского стационара, а также поликлиники и дошкольных образовательных учреждений (36,6% и 35,9% соответственно). Большинство врачей (59,3%) оценивает соблюдение преемственности как удовлетворительное. Приблизительно каждый десятый опрошенный специалист считает существующую преемственность на всех этапах неудовлетворительной. Примечательно, что каждый третий врач (31,5%) затруднился оценить качество взаимодействия в оказании медицинской помощи подросткам между детской поликлиникой и военными комиссариатами.
В целом, 32,2% респондента считали уровень обслуживания детского населения хорошим, большинство (66,7%) оценили деятельность своей поликлиники на «удовлетворительно» и 1,1% — посчитали ее неудовлетворительной. Удовлетворены своей работой лишь 36,8% врачей. В качестве причин неудовлетворенности респонденты называют низкую заработную плату (55,2%), необоснованную трату времени на оформление документации, большую загруженность работой при неукомплектованности штатов, низкое качество помощи в связи с отсутствием адекватной материально-технической базы, большое количество социально неблагополучных семей, низкую ответственность у населения за сохранение своего здоровья.
Таким образом, на основании опроса участковых педиатров и подростковых врачей детских поликлиник продемонстрированы недостатки существующей системы организации медико-социальной помощи детскому населению. В этой связи, очевидна потребность в переориентации системы здравоохранения с принципа управления лечебно-профилактическими учреждениями на принцип их развития с формированием, в том числе, и медико-социальных подразделений (создание медико-социальных отделений, внедрение в штаты должностей юрисконсультов, социальных работников, организующих деятельность по принципу социальноправового кабинета).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бруй Б.П., Дмитриев В.И., Балыгин М.М. О некоторых медико-демографических и социальных аспектах развития подростков // Здравоохранение Российской Федерации. — 1999. — № 2. — С. 41-47.
2. Рзянкина М.Ф., Андрюшкина Е.Н. Пути оптимизации реформирования педиатрической службы территорий / Информацион-
ное письмо для руководителей и специалистов органов здравоохранения, педиатрических ЛПУ, врачей — терапевтов подростковых, преподавателей учебных заведений. — Хабаровск: 2004. — С. 17.
О.В.Тресорукова
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
Использование бронхофонографии в диагностике бронхолегочных заболевании у недоношенных детей
Патология органов дыхания занимает ведущее место среди болезней недоношенных детей [1, 2]. Установление диагноза при различных бронхолегочных заболеваниях у недоношенных детей часто вызывает большие затруднения, поскольку в клинической картине у них преобладают общие реакции организма, что придает большое сходство различным нозологическим формам [3, 4]. Ведущие причины дыхательных нарушений не могут быть полностью раскрыты данными физикального обследования, рентгенологическими исследованиями, определением парциального напряжения газов крови и кислотно-основного состояния. Оценка тяжести и формы вентиляционных нарушений возможна по показателям функции внешнего дыхания [1, 5]. Однако стандартные методики исследования невозможно использовать у детей первых месяцев жизни [3, 4, 6].
Хорошо зарекомендовал себя при обследовании детей первых месяцев жизни метод определения обструкции — бронхофонография [4, 7]. Этот метод основан на регистрации шумов респираторного цикла с последующим анализом и математической обработкой частотных и временных характеристик спектра этих шумов. При бронхофонографии анализируется широкий спектр частот (от 200 до 12600 Гц).
Целью настоящего исследования явилась оценка функционального состояния дыхательной системы у недоношен-
ных детей без патологии бронхолегочной системы и при наличии таковой с помощью бронхофонографического исследования.
В исследование включены 70 недоношенных детей первых месяцев жизни со сроком гестации от 26 до 36 нед и массой тела при рождении от 610 до 2800 г, переведенных на второй этап выхаживания в отделение для недоношенных детей НИИ педиатрии ГУ НЦЗД РАМН. Были обследованы дети с клинико-рентгенологическим подтверждением диагноза «Частичные ателектазы легких» (ЧАЛ) (п = 25) или «Бронхолегочная дисплазия» (БЛД) (п = 17). Контрольную группу составили недоношенные дети (п = 28) без бронхолегочной патологии. В контрольной группе состояние детей на момент перевода в стационар было оценено как среднетяжелое за счет неврологических нарушений в виде синдрома возбуждения, коньюгационной желтухи, недоношенности. У всех детей с бронхолегочными нарушениями при поступлении состояние оценено как тяжелое. Тяжесть состояния была обусловлена в первую очередь дыхательными нарушениями, а также недоношенностью, незрелостью, проявлениями неврологической симптоматики. В клинической картине доминировал синдром угнетения центральной нервной системы. При проведении дифференциальной диагностики было исключено наличие внелегочной патологии, сопровождающейся синдромом дыхательных расстройств
133
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2007/ ТОМ 6/ № 5