УДК 34.01 ЧЕРНЫХ Надежда Вячеславовна,
ББК 67.5 кандидат юридических наук,
начальник юридического отдела, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета
им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
К ВОПРОСУ ОБ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Аннотация. В статье рассматриваются дискуссионные аспекты, касающиеся толкования нормативных положений о применении работодателями профессиональных стандартов. Указаны различные подходы к определению оснований, когда применение профессиональных стандартов является обязательным. Отражены имеющиеся варианты решений работодателей и предложено осуществить совершенствование правовой регламентации дальнейшей практики применения профессиональных стандартов.
Ключевые слова: трудовое законодательство, профессиональные стандарты, квалификационный справочник, квалификация, аттестация, обязанность работодателя.
Одним из актуальнейших вопросов, стоящих в последнее время перед работодателями, является вопрос о наличии либо отсутствии обязанности работодателей применять профессиональные стандарты в связи с принятием Федерального закона от 02.05.2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» (далее - Федеральный закон о порядке применения профстан-дартов) [1] и постановления Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» [2].С момента вступления в силу вышеназванных нормативных правовых актов прошло почти два года, однако вопрос о том, какие профессиональные стандарты обязательны к применению и какой круг работодателей обязан их применять, неоднозначно трактовался весь этот период, что получило свое отражение в юридической [3] и кадровой периодике [4]. Непонимание работодателями того, с какого момента применение профессиональных стандартов является обязательным, приводит к тому, что работодатели откладывают внедрение профессиональных стандар-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018
тов в своей деятельности [5]. Рассмотрим причины правового характера, по которым это происходит.
Частью 1 ст. 195.3. ТК РФ установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, обязательны для применения работодателями, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3. ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
О применении работодателем определенной части профессионального стандарта говорится также в ст. 57 ТК РФ, определяющей содержание трудового договора.
Частью 2 ст. 57 ТК РФ предусмотрено, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Таким образом, законодательством установлены два основания для обязательного применения работодателем (независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности) положений профессионального стандарта:
1) в части требований к квалификации -если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации;
2) в части требований к наименованию должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним - если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Соответственно, при отсутствии вышеуказанных оснований применение положений профессионального стандарта не является обязательным.
Вопрос об обязательном применении профессиональных стандартов вызвал много споров среди специалистов в области трудового права.
М.А. Драчук полагает, что ст. 195.3. ТК РФ прямо связывает всех работодателей необходимостью точного соблюдения действующих на этот момент времени профессиональных стандартов, несмотря на значительное количество мнений и разъяснений об их необязательности для организаций частного сектора экономики и индивидуальных предпринимателей [6].
Как указывает О.И. Митрофанова, исходя из формулировок ч. 1 и 2 ст. 195.3. ТК РФ, применение профессиональных стандартов обязательно для всех работодателей: в первом случае
- в части требований к квалификации, во втором
- в качестве основы для самостоятельного определения требований к квалификации [7].
М.М. Харитонов, опираясь на ч. 2 ст. 57 ТК РФ, указывает, что ограничение на занятие определенными профессиями, если у работника нет соответствующего образования, устанавливается из соображений защиты интересов третьих лиц [8]. При конкуренции профстандарта и ЕКС (ЕТКС) нужно применять стандарт как более поздний нормативный акт [9].
По мнению С.Ю. Головиной и Н.В. Новиковой, организации, упомянутые в постановлении Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584, в любом случае обязаны применять профессиональные стандарты, поскольку, издав
вышеуказанное постановление о поэтапном переходе на применение профессиональных стандартов, правительство определило особенности их применения для «государственно-зависимых» организаций [10].
H.H. Слабоспицкая полагает, что постановление Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584 определяет окончание процесса внедрения профессионального стандарта, а началом применения профессионального стандарта должна быть дата вступления в силу соответствующего приказа Минтруда России о принятии профессионального стандарта [11].
По нашему мнению, для того чтобы определить перечень профессиональных стандартов, обязательных к применению и круг работодателей, обязанных их применять, необходимо обратиться к нормам ТК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов, устанавливающих в соответствии с ч. 1 ст. 195.3. ТК РФ требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. При применении ч. 1 ст. 195.3. ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер [12].
Так, требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены:
- ТК РФ (ст. 217, 330.2.) - в отношении специалистов по охране труда, подземных работников;
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 46, 51, 52) - в отношении педагогических работников, руководителей, кандидатов на должности руководителей, иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 9, 16.2.) -в отношении лиц, допускаемых к работе на особо опасном производственном объекте, общественных инспекторов федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, привлекаемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности из числа профсоюзных инспекторов труда;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018
- Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 7)-в отношении главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов;
- Федеральным законом от 21.11.2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 69) - в отношении медицинских и фармацевтических работников;
- Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 38, 39, 112) в отношении работников контрактных служб, контрактного управляющего, членов комиссий по осуществлению закупок.
В данной статье не ставится цель перечислить все федеральные законы, в которых встречаются требования к квалификации работников, поэтому, возможно, круг работодателей, обязанных применять профессиональные стандарты, является более широким.
При этом в отношении части работников требования к квалификации, предусмотренные названными выше федеральными законами, уже включают в себя указание о применении профессиональных стандартов (например, в отношении подземных работников, педагогических работников), а в отношении другой части работников законодательство такой четкой «привязки» не содержит. В этой связи полагаем, что законодатель отвел ч. 1 ст. 195.3. ТК РФ роль отсылочной нормы, которая должна образовать связку между иными федеральными законами, в которых установлены требования к квалификации работников, и положениями профессиональных стандартов.
Представляет сложность и вопрос о действиях работодателя в отношении уже принятых на работу работников, квалификация которых (в части требований к образованию и стажу работы) не соответствует профессиональному стандарту.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018
Представляется, что у работодателя есть несколько вариантов решения этого вопроса:
- направить работника на обучение;
- направить работника на профессиональный экзамен;
- провести аттестацию.
В отношении первого варианта отметим, что в настоящее время работодатель имеет право направлять работника для получения как дополнительного профессионального образования (в виде повышения квалификации или профессиональной подготовки), так и профессионального образования (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). Однако законодательством не урегулирован вопрос о том, как необходимо поступить работодателю в ситуации, если работник отказывается пройти соответствующее обучение, особенно если принять во внимание позицию Минтруда России о невозможности увольнения работника в связи с введением профессиональных стандартов.
Направление работника работодателем на прохождение профессионального экзамена в соответствии со ст. 2 и 4 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации» действительно позволит подтвердить квалификацию работника, однако необходимо иметь в виду, что неудовлетворительный результат профессионального экзамена не является основанием для увольнения работника.
Кроме того, недостатками первых двух вариантов является необходимость несения дополнительных финансовых затрат со стороны работодателя.
Третий вариант, связанный с проведением работодателем аттестации, рекомендован Минтрудом России в письме от 04.04.2016 г. № 14-0/10/В-2253.
Кроме того, о проведении аттестации и других форм оценки квалификации работника упоминается и в постановлении Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584.
Минтруд России полагает, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Однако указанные разъяснения Минтруда России не являются правовой нормой, поскольку в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается [13]. Содержащаяся в п. 10 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. № 37, и аналогичная по своему содержанию норма права распространяется на случаи применения Квалификационного справочника, а не профессионального стандарта.
На фоне указанных недостатков не хочется даже и комментировать то обстоятельство, что из-за упоминающегося в письме Минтруда России выражения «назначаются на должности» затруднительно рекомендовать этот совет к аттестации уже давно работающих у данного работодателя лиц.
Поэтому работодателям, избравшим третий вариант подтверждения квалификации своих работников и установившим решением аттестационной комиссии факт соответствия работника занимаемой должности, придется, на наш взгляд, приводить в случае проверки дополнительные аргументы для подтверждения своей позиции.
Указанная неопределенность в практике применения профессиональных стандартов убеждает в необходимости совершенствования ее правовой регламентации. Содействие перспективному взаимодействию науки, нормотворчества и практики в сфере труда могло бы осуществляться в рамках социального партнерства и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений
[14]. Все более проявляющийся научный потенциал инновационного развития трудового права
[15] может и должен способствовать дальнейшему совершенствованию правового регулирования внедрения профессиональных стандартов при продвижении российского общества к достойному труду.
Список литературы:
[1] Федеральный закон от 02.05.2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2015. № 18, ст. 2625.
[2] Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. III), ст. 4484.
[3] Харитонов М.М. Случаи обязательности профессиональных стандартов для работодателей // Российский юридический журнал. 2017. № 2. С. 129-135; Егоров С.А. Законодательные новации в сфере разработки и применения профессиональных стандартов // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4. С. 150 -155.
[4] Митрофанова В. Профессиональные стандарты: дисциплина труда, прекращение трудового договора, ответственность // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2015. № 12. Доступ из СПС «Консультант-Плюс»; Антропова Т.Ю. Обязательность применения профстандартов // Руководитель бюджетной организации. 2016. № 6. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[5] Слабоспицкая H.H. Правовые проблемы внедрения и применения организациями профессиональных стандартов // Вестник Гуманитарного ун-та. 2017. № 3 (18). С. 81.
[6] Драчук М.А. Роль профессиональных стандартов в построении современной нормативной модели рынка труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 50 - 53.
[7] Митрофанова О.И. Профессиональные стандарты: учеб.-практ. пособие (отв. ред. DBA, ординарный профессор НИУ ВШЭ Д.Л. Кузнецов). М.: «Юридическая фирма "Контракт"», 2017. Доступ из СПС Гарант.
[8] Харитонов М.М. Случаи обязательности профессиональных стандартов для работодателей // Российский юридический журнал. 2017. № 2. С. 131.
[9] Харитонов М.М. Случаи обязательности профессиональных стандартов для работодателей // Российский юридический журнал. 2017. № 2. С. 132.
[10] Головина С.Ю., Новикова Н.В. Проблемы применения работодателями профессио-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018
нальных стандартов (На примере образовательных организаций высшего образования) // Право и образование. 2017. № 8. С. 13.
[11] Слабоспицкая Н.Н. Правовые проблемы внедрения и применения организациями профессиональных стандартов // Вестник Гуманитарного ун-та. 2017. № 3 (18). С. 81.
[12] Письмо Минтруда России от 13.12.2016 г. № 15-2/ООГ-4380.
[13] Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 // Росс. газ. 1997. № 161.
[14] Бондаренко Э.Н., Крылов К.Д., Морозов П.Е. Содействие перспективному взаимодействию науки, нормотворчества и практики в сферах труда и социального обеспечения // Образование и право. 2018. № 1. С. 99 - 103; Крылов К.Д., Рожко Г.Б. Социальное партнерство и коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в сфере образования // Образование и право. 2017. № 8. С. 211 - 217.
[15] Крылов К.Д. Научный потенциал инновационного развития трудового права и права социального обеспечения // Научные новации трудового права и права социального обеспечения: сб. материалов участников секции трудового права и права социального обеспечения Московского юридического форума / отв. ред. К.Д. Крылов, Э.Г. Тучкова, О.А. Шевченко. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. С. 11 - 22 . - 330 с.
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon ot 02.05.2015 g. № 122-FZ «O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'i 11 i 73 Federal'nogo zakona "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii"» // SZ RF. 2015. № 18, st. 2625.
[2] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.06.2016 g. № 584 «Ob osobennostyah pri-meneniya professional'nyh standartov v chasti trebovanij, obyazatel'nyh dlya primeneniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami Rossijskoj Federacii, gosudarstvennymi ili municipal'nymi uchrezhdeniyami, gosudarstvennymi ili municipal'nymi unitarnymi predpriyatiyami, a takzhe gosudarstvennymi korporaciyami, gosudarstvennymi kompaniyami i hozyajstvennymi obshchestvami, bolee pyatidesyati procentov akcij (dolej) v ustavnom kapitale kotoryh nahoditsya v gosudarstvennoj sobstvennosti ili municipal'noj sobstvennosti» // SZ RF. 2016. № 27 (ch. III), st. 4484.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018
[3] Haritonov M.M. Sluchai obyazatel'nosti professional'nyh standartov dlya rabotodatelej // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2017. № 2. S. 129-135; Egorov S.A. Zako-nodatel'nye novacii v sfere razrabotki i primeneniya professional'nyh standartov // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2016. № 4. S. 150 - 155.
[4] Mitrofanova V. Professional'nye stand-arty: disciplina truda, prekrashchenie trudovogo dogovora, otvetstvennost' // Kadrovaya sluzhba i upravlenie personalom pred-priyatiya. 2015. № 12. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus»; Antropova T.Yu. Obyazatel'-nost' primeneniya profstandar-tov // Rukovoditel' byudzhetnoj organizacii. 2016. № 6. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
[5] Slabospickaya N.N. Pravovye problemy vnedreniya i primeneniya organizaciyami profes-sional'nyh standartov // Vestnik Gumanitarnogo un-ta. 2017. № 3 (18). S. 81.
[6] Drachuk M.A. Rol' professional'nyh stan-dartov v postroenii sovremennoj nor-mativnoj modeli rynka truda // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2016. № 3. S. 50 - 53.
[7] Mitrofanova O.I. Professional'nye stand-arty: ucheb.-prakt. posobie (otv. red. DBA, ordi-narnyj professor NIU VShE D.L. Kuznecov). M.: «Yuridicheskaya firma "Kon-trakt"», 2017. Dos-tup iz SPS Garant.
[8] Haritonov M.M. Sluchai obyazatel'nosti professional'nyh standartov dlya rabotodatelej // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2017. № 2. S.
131.
[9] Haritonov M.M. Sluchai obyazatel'nosti professional'nyh standartov dlya rabo-todatelej // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2017. № 2. S.
132.
[10] Golovina S.Yu., Novikova N.V. Prob-lemy primeneniya rabotodatelyami profes-sion-al'nyh standartov (Na primere obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya) // Pravo i obrazovanie. 2017. № 8. S. 13.
[11] Slabospickaya N.N. Pravovye problemy vnedreniya i primeneniya organizaciya-mi profes-sional'nyh standartov // Vestnik Gumanitarnogo un-ta. 2017. № 3 (18). S. 81.
[12] Pis'mo Mintruda Rossii ot 13.12.2016 g. № 15-2/00G-4380.
[13] Pravila podgotovki normativnyh pravovyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti i ih gosudarstvennoj registracii. Utv. posta-novleniem Pravitel'stva RF ot 13.08.1997 g. № 1009 // Ross. gaz. 1997. № 161.
[14] Bondarenko E.N., Krylov K.D., Moro-zov P.E. Sodejstvie perspektivnomu vzai-modejst-viyu nauki, normotvorchestva i praktiki v sferah
truda i social'nogo obespecheniya // Obrazovanie i pravo. 2018. № 1. S. 99 - 103; Krylov K.D., Roz-hko G.B. Social'noe partnerstvo i kollektiv-no-dogovornoe regulirovanie social'no-trudovyh otnoshenij v sfere obrazovaniya // Obrazovanie i pravo. 2017. № 8. S. 211 - 217.
[15] Krylov K.D. Nauchnyj potencial innovacionnogo razvitiya trudovogo prava i prava
social'nogo obespecheniya // Nauchnye novacii trudovogo prava i prava social 'nogo obespecheniya: sb. materialov uchastnikov sekcii trudovogo prava i prava social'nogo obespecheniya Moskovskogo yuridicheskogo foruma / otv. red. K.D. Krylov, E.G. Tuchkova, O.A. Shevchenko. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2014. S. 11 - 22 . - 330 s.
Объединенная электронная редакция
ЮРКОМПАНИ
www.publish.law-books.ru
Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»
осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: •*/рецензирование рукописи; S редактирование рукописи; S первая корректура рукописи;
•Sформатирование и подготовка рукописи к верстке; Sверстка рукописи;
S вторая корректура рукописи и снятие вопросов,
возникших в процессе верстки текста, Sсогласование с автором сверстанного текста руко
писи в формате pdf (по желанию автора), S согласование с автором макета обложки рукописи
(по желанию автора), Sпечать согласованного с автором тиража книги.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018