Вестник ПСТГУ.
Серия II: История. История Русской Православной Церкви.
Каллистрат, архиепископ Горноалтайский и Чемальский (Романенко Каллистрат Сергеевич), Российская Федерация, 649002, г. Горно-Алтайск, Коммунистический просп., 146.
eparhia.gornyaltay@gmail.com
2018. Вып. 82. С. 11-22
ORCID: 0000-0003-2527-5978
К вопросу об образовании
Алтайской духовной миссии К. С. Романенко
В статье излагается история основания Алтайской духовной миссии, появление которой тесно связано с началом планомерной миссионерской работы в Западной Сибири. К началу XIX в. дело православной проповеди в этом регионе постепенно угасло, однако в первой трети XIX в. Святейший Синод вновь с особенным усердием занялся миссионерским делом. В настоящей статье рассматриваются его указы, касающиеся организации миссионерской деятельности в Западной Сибири. Анализируется переписка Министерства финансов Российской Империи и Святейшего Синода, где отражены проблемы финансирования вновь созданной миссии. Подробно разбираются обстоятельства назначения преподобного Макария (Глухарева) в миссию, личные мотивы, побудившие этого святого отправиться на апостольское служение. Рассматривается и история происхождения названия миссии. В частности, автором дан ответ на вопрос о дате основания Алтайской духовной миссии, сделан вывод, что специального указа об этом не существовало.
К началу XVIII столетия территория Сибири окончательно была пройдена русскими землепроходцами и прочно закреплена в составе Российского государства.
В течение всего XVII в. вместе с казаками и переселенцами в Сибирь шли представители Русской Церкви. Важнейшим событием этого периода стало учреждение самостоятельной сибирской епархии с центром в Тобольске. Значимость новообразованной кафедры была подчеркнута тем, что сразу после своего учреждения она получила статус архиепископии. Первым правящим архиереем с титулом Тобольский и Сибирский стал преосвященный Киприан (Старору-сенников), который 8 сентября 1620 г. был хиротонисан во епископа Сибирского с возведением в сан архиепископа и прибыл в Тобольск 30 мая 1621 г. Кроме задач по обустройству новообразованной епархии перед архипастырем стояли проблемы благоустройства монастырей, укрепления нравственности среди русских поселенцев1, а также проповедь среди коренного населения2.
Начало активной миссионерской работы в Сибири связано с именем митрополита Филофея (Лещинского), развернувшего свою деятельность в первой половине XVШ в., главным образом по христианизации народов Северо-Западной
1 МиллерГ.Ф. История Сибири. М.; Л., 1941. Т. II. С. 68.
2 Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890—1907. Т. 15. С. 88.
Сибири (сургутские и нарымские остяки, чулымские татары, кыштымцы и т. д.). Достаточно сказать, что в указанный период было крещено до 40 тыс. человек. Такие массовые крещения носили зачастую формальный, административный характер и поэтому прочного результата не имели. Отпадение от православной веры наблюдалось повсеместно, а миссионерская деятельность после смерти митрополита Филофея пришла в упадок и практически прекратилась. Академик И. Н. Фальк, путешествуя по Сибири в 1768—1774 гг., указывал в своем дневнике: «С жизнью его прекратилось и рвение к обращению в христианство, и в 1720—1744 годы не было крещено ни язычников, ни магометан»3.
В 1764 г. в епархии, где проживало много иноверцев, были назначены специальные проповедники. Но к началу XIX в. их деятельность была прекращена. Только в первой трети XIX в. обстоятельства побудили Святейший Синод снова и с особенным усердием заняться миссионерским делом4.
В Горный Алтай православная вера была принесена преподобным Макарием (Глухаревым), основателем Алтайской духовной миссии. Эта миссия просуществовала с 1830 по 1919 г., имела разветвленную структуру миссионерских станов и школ и на миссионерском съезде в Иркутске в 1910 г. была названа образцовой. Отец Макарий разработал теорию миссионерского дела, а его последователи воплотили его идеи в жизнь. Поэтому деятельность Алтайской миссии представляет интерес не только для историков, но и для современных миссионеров.
В дореволюционный период работы о деятельности Алтайской миссии в основном были тесно связаны с исследованиями жизни и трудов архимандрита Макария5. Современные исследователи, как правило, опираются на дореволюционную биографическую литературу, не всегда прибегая к источникам6. Стоит особо выделить труд протоиерея Бориса Пивоварова «Преподобный Мака-рий Алтайский и составленный им алфавит Библии»7, монографию протоиерея Георгия Крейдуна «Алтайская Духовная Миссия в 1830—1919 годы: структура и деятельность»8, а также работу С. В. Нестерова «Словом и житием наставляя:
3 Колоткин М. Н. Христианизация алтайцев в XVIII веке // Макарьевские чтения: Материалы второй международной конференции (21—22 ноября 2003 г.) / В. Г. Бабин, отв. ред. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004. С. 24.
4 Вербицкий В. И. Очерк деятельности Алтайской Духовной миссии по случаю 50-летнего ее юбилея (1830—1880) // Памятная книжка Томской губернии 1885 года. Томск, 1896. С. 142.
5 Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария. М., 1892; Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии / Под ред. К. В. Харламповича. Казань, 1905; Архимандрит Макарий, основатель Алтайской Духовной миссии: Краткие сведения о его жизни и деятельности. СПб., 1892; Вербицкий. Указ. соч.
6 Расова Н. В. Алтайская Духовная миссия в системе деятельности подобных учреждений Сибири // Макарьевские чтения: Сб. науч. статей / В. Г. Бабин, С. К. Носов, отв. ред. Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2002. С. 23—31. Модоров Н. С. Архимандрит Макарий Глухарев — ученый, миссионер и просветитель // Макарьевские чтения: Материалы второй международной конференции (21—22 ноября 2003 г.). С. 18—27.
7 Пивоваров Борис, прот., Преподобный Макарий Алтайский и составленный им алфавит Библии, Новосибирск, 2012.
8 Крейдун Ю. А. Алтайская духовная миссия в 1830—1919 годы: структура и деятельность. М.: ПСТГУ, 2008.
жизнь и труды преподобного Макария Алтайского»9, где подробно описан ряд важных моментов организации миссии. Однако все они рассматриваются в контексте жизнеописания архимандрита Макария. При этом исследователи по-разному пишут о создании Алтайской миссии. Некоторые утверждают, что она была создана Указом Святейшего Правительствующего Синода от 24 декабря 1828 г.10, другие — Указом Синода от 22 мая 1830 г.11 При этом в Горноалтайской епархии день основания миссии традиционно отмечается 7 (20) сентября, а не 24 декабря или 22 мая. Для того чтобы разобраться в этом вопросе обратимся к архивным источникам.
В Российском государственном историческом архиве (РГИА) сохранился ряд дел, позволяющих полно и обстоятельно воссоздать процесс образования Алтайской духовной миссии. Прежде всего это «Дело об учреждении Миссионеров в некоторых губерниях — Казанской, Симбирской и Тобольской и о назначении содержания Бийской миссии» от 10 декабря 1828 г.,12 в котором собраны синодальные рапорты, указы, уведомления относительно организации миссии. Интерес представляют прошения и письма архимандрита Макария о дозволении отправиться ему из Глинской пустыни в Иркутскую епархию, а также рапорты преосвященного Владимира, епископа Курского, относительно этого дела13. Источники финансирования новоучрежденной миссии можно проследить по докладам канцелярии первого отделения Синода о состоянии Алтайской духовной миссии на 1845 г.14
Согласно этому Делу Святейший Синод «имел разсуждение» об «умножении способов к распространению и утверждению христианской веры Господствующего в Российской Империи Восточно-Кафолического Греко-Российского исповедания... в тех частях государства», где проживают народы, «не познавшие христианства», или (что особенно подчеркивалось на заседании) «не довольно в оном утвержденные и наставленные»15.
На заседании были изложены основные сведения по вопросу внутренних миссий, а именно: 1) упомянуты существующие на тот момент миссии в Грузии, Архангельской и Иркутской епархиях, а также сказано, что в некоторых епархиях приходские священники посылаются как «миссионеры для возвращения в недра Церкви отпадших в Жидовскую Секту»; 2) представлена история учреждения миссий в Епархиях Казанской, Тобольской, Иркутской, Тамбовской, Архангельской, Рязанской, Нижегородской и Вятской в 1764 г.
9 Нестеров С. В. Словом и житием наставляя: Жизнь и труды прп. Макария Алтайского. М.: ПСТГУ, 2005.
10 См., например: Нестеров. Указ. соч. С. 44; Модоров Н. С. Митрполит Вениамин (Фед-чинков) об Алтайской Духовной Миссии и ее служителях // Макарьевские чтения: Материалы четвертой международной конференции. Горно-Алтайск, 2005. С. 5.
11 Заря бессмертия блещет: Из жизнеописания преподобного Макария Алтайского. Орел, 2007. С. 4
12 РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Д. 12652.
13 Там же. Оп. 110. Д. 417.
14 Там же. Оп. 126. Д. 179.
15 Там же. Оп. 3. Д. 12652. Л. 1.
В некоторых из этих епархий было по три миссионера, в некоторых — по два, а в некоторых — по одному, всего 13 человек. Жалованье каждому из них составляло 150 руб. в год, «да сверх того на покупку бумаги и чернил и восприимшим Крещение иноверным крестов и икон». В 1789 г. по решению Сената действия миссионеров были остановлены, т. к. среди некоторых некрещеных народов распространился слух, что «якобы хотят их крестить насильно». А в 1799 г. также решением Сената миссии были упразднены под предлогом, что действия миссионеров приостановлены, а для тех, кто уже крещен, существуют обычные приходские храмы, а значит, что «и нет, кажется, надобности посылать в иноверные селения проповедников»16.
Далее в деле приводятся сведения о том, что «обращенные в прежних годах в христианскую веру» часто не имеют правильного представления о православии, а иногда и совсем отступают от Церкви. Происходит это по следующим причинам:
1) приходское духовенство не всегда может должным образом наставить обращенных из язычества, т. к. «не довольно» подготовлено к особенностям такого служения;
2) новообратившиеся продолжают жить в иноверческих селениях вместе с язычниками и, будучи не твердо наставленными в вере, легко отпадают от православия.
Для исправления такой ситуации Святейший Синод постановил восстановить миссионерское служение в некоторых епархиях, для чего преосвященным Филарету (Амфитеатрову), архиепископу Казанскому и Симбирскому, и Евгению (Казанцеву), архиепископу Тобольскому, предписано было найти в своих епархиях, а также и в иных, лиц из духовенства, способных и ревностных к миссионерскому служению. Кроме того, указанным архиереям поручалось составление проектов образовательных курсов при Казанской и Тобольской семинариях. Протокол этого заседания был подписан 12 декабря 1828 г. и высочайше утвержден 19 декабря 1828 г.17
А 21 декабря архиепископу Евгению был послан указ «об учреждении Духовной Миссии в Тобольской епархии для просвещения Христианскою верою или вовсе еще не познавших оную, или мало еще утвержденных и наставленных в ней обывателей того края»18. По получении указа преосвященный немедленно занялся приведением его в исполнение. Из духовенства Тобольской епархии пожелали поступить в миссионеры три человека, однако преосвященный им отказал. Он обратился к преосвященным Курскому и Архангельскому и к архимандриту Соловецкого монастыря с просьбой уведомить его, нет ли у них людей способных и достойных занять должность миссионера19.
Начало миссии связано с именами двух монахов — архимандрита Макария (Глухарева) и иеромонаха Макария (Боголепова). Указом Святейшего Синода от 7 октября 1831 г. последний был отправлен «в Березовский округ Тобольской
16 РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Д. 12652. Л. 1-2 об.
17 Там же. Д. 12652. Л. 2 об. — 4.
18 Там же. Л. 52.
19 Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария. М., 1892. С. 33.
губернии в качестве Миссионера для проповеди слова Божия обитающим там иноверцам»20. Но его миссия не увенчалась успехом. Крестив «из остяков и самоедов мужскаго пола 8 человек и женска девять», он в 1833 г. по указу Синода оставляет Обдорскую миссию. Официально миссия была закрыта в 1836 г.21
О начале миссионерского пути архимандрита Макария (Глухарева) в биографической литературе XIX в. говорится следующее. Отец архимандрит находился на покое в Глинской пустыни Курской епархии и не помышлял о подвигах миссионерского служения. Судьбоносным для него стал разговор со своим благочестивым знакомым Мартином Андреевичем Атласом. Посетив отца Ма-кария, тот увидел, что архимандрит, приютясь в теплом месте между стеной и печкой, выполняет поручение епископа Воронежского Антония — переводит огласительные слова Феодора Студита. Физическое и душевное состояние отца Макария произвело на посетителя удручающее впечатление, и он в душевном порыве сказал ему замечательные слова: «Ты человек просвещенный, тебе надо других просвещать, а ты засел здесь в темноту. Иди, проповедуй Евангелие сибирским язычникам, вот Святейший Синод ищет такого человека». Атлас же сообщил ему о том, что по распоряжению Синода Тобольский преосвященный ищет желающего быть миссионером22.
Однако этот рассказ не подтверждается архивными документами. Прошение отца Макария было написано 17 февраля 1829 г., причем преподобный просил отправить его не в Тобольскую, а в Иркутскую епархию. Об указе Синода о приглашении миссионеров в Тобольск он узнал только 3 апреля, когда в Глинской пустыни был получен синодальный указ. Отец Макарий говорит об этом в post scriptum своего письма к епископу Курскому Владимиру (Ужинскому)23.
На наш взгляд, происходило следующее. Решившись ехать в Сибирь «проповедовать слово Божие народам языческим», отец Макарий сильно увлекся, так сказать, загорелся этой идеей. Тотчас 17 февраля 1829 г. он направил «покорнейшее прошение» епископу Курскому Владимиру, где просил исходатайствовать для него «в Святейшем Синоде перемещение... в Иркутскую Епархию... для про-поведания слова Божия народам языческим». Преподобный указывал именно Иркутск, потому что в 1825 г. состоялось решение Синода «о пополнении Монастырей Иркутской епархии монашествующими для проповедания слова Божия впадающим в идолопоклонническое заблуждение людям Сибирского края». Указ Синода с призывом ехать в эту епархию был разослан по монастырям, и отец Макарий знал о нем. Он решился помогать тем проповедникам, которых отправили в 1825 г. «Обретаю желание служить, — писал он, — как Господь повелит и положит, тем о Христе братиям моим, которые в 1825-м году из общежительных монастырей Великой России отправлены в Иркутскую епархию для проповедания. <...> дабы Архиепископ Иркутский соизволил определить меня на служение означенным братиям в деле проповедания Евангелия народам язы-
20 РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Д. 12652. Л. 54.
21 Софронов В. Ю. Христианизация Тобольского Севера. Тобольск, 2007. С. 39.
22 Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии. С. 32
23 РГИА. Ф. 796. Оп. 110. Д. 417. Л. 3.
ческим». Кроме того, отец Макарий просил сохранить за ним его магистерскую пенсию, которая составляла 350 руб. в год24.
Есть основания считать, что преподобный стремился к миссионерским трудам и с трудом переносил вынужденное ожидание решения о своем назначении. Подтверждением тому может служить тот факт, что (как мы увидим из дальнейшего), получив благословение Святейшего Синода, отец Макарий не стал дожидаться полагавшихся ему «прогонных», т. е. предназначенных на проезд денег, а, оставив «известному ему лицу» доверенность на получение этой суммы, уехал в Тобольск самостоятельно.
Прождав до апреля, он опять написал епископу Владимиру, на этот раз письмо. Здесь отец Макарий снова говорил о своем желании ехать в Иркутскую епархию для проповеди православия и напоминал о своем прошении «в месяце феврале посланному». Он хотел просить епископа ускорить дело, не откладывать своего ходатайства о нем перед Святейшим Синодом, но не дерзал прямо подгонять своего правящего архиерея. Со свойственной ему находчивостью отец Макарий строил свое предложение весьма витиевато, а именно: «Есть ли бы я в продолжении лета нынешнего успел совершить путешествие оное, то Ваше о моей нужде ходатайство в Святейшем Синоде сделалось бы благоприятнейшею для меня милостию архипастырскою!»25.
Прождав еще три недели, отец Макарий 22 апреля написал другое письмо. Адресат его не назван по имени. Снова мы видим почтительное обращение к архиерею: «Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец»26. Обращено это письмо явно не к епископу Владимиру, так как в первых же строках отец архимандрит говорит о своем прошении от 17 февраля, называя владыку Владимира в третьем лице «в прошении к Преосвященнейшему Владимиру изъявил я.». Константин Васильевич Харлампович приводит это послание в сборнике писем архимандрита Макария и считает, что оно было адресовано святителю Филарету (Дроздову) в ответ на «предложение митрополита. ехать в миссионеры не в Иркутскую епархию., а в Тобольскую»27. В этом письме отец Макарий говорил о своих переживаниях, о том что «как прежде, так и ныне» предает воле Божией свое желание ехать в Иркутск, что боится сам рассуждать об этом вопросе и хочет принять решение Святейшего Синода как волю Божию.
Синод рассмотрел прошение отца Макария 10 мая 1829 г. Председательствовал в заседании митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский), присутствовали епископ Курский и Белгородский Владимир (Ужинский), протопресвитер Павел Криницкий, духовник императора, протопресвитер Николай Музовский, духовник императора, и обер-священник армии и флота обер-секретарь Алексей Дружинин и секретарь Илья Бейер.
Примечательно, что епископ Владимир написал свое ходатайство только за день до заседания Синода, а именно 8 мая, из чего можно предположить, что во-
24 РГИА. Ф. 796. Оп. 110. Д. 417. Л. 2-2 об.
25 Там же. Л. 3.
26 Там же. Л. 4.
27 Вербицкий. Указ. соч. С. 120.
прос об преподобном Макарии обсуждался предварительно и неофициально, и лишь получив одобрение в устной беседе, преосвященный Владимир обратился в Синод официально письменным донесением. В своем рапорте иерарх излагал просьбу отца Макария отправить его в Иркутскую епархию «для проповедания слова Божия народам языческим», а также давал от себя положительный отзыв об этом прошении. В частности, епископ писал, что признал архимандрита Ма-кария весьма способным к делу проповеди православия «по его достаточным сведениям и благочестивой жизни». В одном только епископ Владимир выражает сомнение: «.не будет ли Иркутский климат по своей суровости тяжел для него, так как телесное сложение имеет слабое»28.
Епископ Владимир представил «доношение» Святейшему Синоду и приложил к этому рапорту прошение отца Макария и два его вышеупомянутых письма. Также была заслушана «справка», в которой говорилось, что «означенный Архимандрит Макарий прежде был Ректором и Профессором Богословских наук в Костромской Семинарии и Настоятелем в. Богоявленском монастыре; но в 1824-м году по слабости душевных и расстройству телесных сил уволен как от училищных, так и от настоятельской должностей»29.
Святейший Синод, «по уважению добраго расположения архимандрита Макария на проповедание слова Божия народам, в язычестве пребывающим», постановил «дозволить ему принять на себя сие служение». Однако, ввиду организации духовной миссии в Тобольской епархии, было решено отправить его не в Иркутск, а в Тобольск, в распоряжение архиепископа Евгения, которому отдельным указом было поручено разместить отца Макария и направить его «по своему разсмотрению, на дело проповедания, где сие представится нужнее». Одно только слабое здоровье отца Макария, не позволившее ему быть ректором, профессором и настоятелем монастыря, вызывало опасение в способности его к миссионерскому служению. Поэтому назначение его было сделано с оговоркой, что отправляется он в Тобольск «в виде, на первый случай, опыта: дабы по первым действиям его можно было судить, способен ли он к приемлемому на себя делу, и в состоянии ли будет отправлять оное с желаемою пользою»30. Как будет показано ниже, опасение членов Синода было не напрасным — слабое здоровье преподобного действительно препятствовало его миссионерским планам. Впоследствии именно слабое здоровье станет причиной отъезда архимандрита Ма-кария в Болхов и оставление миссии в 1844 г.
Синод позаботился и о финансовой стороне вопроса и постановил «на проезд сему Архимандриту от Курска до Тобольска отпускать. на путевое содержание по 25-и копеек в день, полагая в сутки по 50-ти верст, и сверх того в пособие двести рублей». Кроме того, Синод удовлетворил просьбу отца Макария о сохранении ему магистерской пенсии, постановив «сделать надлежащее распоряжение о продолжении производства ему Магистерскаго 350-и рублевого в год оклада». Протокол заседания был подписан 20 мая 1829 г., а указы епископу Курскому Владимиру и архиепископу Тобольскому Евгению были подписаны
28 РГИА. Ф. 796. Оп. 110. Д. 417. Л.1.
29 Там же. Л. 6.
30 Там же. Л. 7.
24 мая и посланы 27 мая 1829 г. Выделить «прогонные» средства предполагалось «по Высочайше утвержденному в 12-й день Генваря 1825-го года докладу Святейшего Синода, о пополнении монастырей Иркутской Епархии монашествующими для проповедания слова Божия впадающим в идолопоклонническое заблуждение жителям того края». Таким образом, деньги выделялись по той же статье, что и отправленные в Иркутскую епархию монахи. Для этой цели копия решения Синода была отправлена «исправляющему должность» обер-прокурора Святейшего Синода с указанием «снестись с Г(осподином) министром финансов» для выделения средств отцу Макарию31.
Исполняющий обязанности синодального обер-прокурора статский советник Степан Дмитриевич Нечаев, получив копию с дела Синода от 10 мая, составил письмо к министру финансов, которым тогда был русский немецкого происхождения генерал от инфантерии Егор Францевич Канкрин. Ответ на «отношение» «исправляющего должность синодального обер-прокурора» министр финансов написал 13 июня, а Нечаев в свою очередь переправил этот ответ вместе с сопроводительным письмом Святейшему Синоду. Документ этот был получен в Синоде 15 июня. В этом документе министр финансов Е. Ф. Канкрин отказался исполнить распоряжение Синода «ассигновать» проезд отца Макария из Курска в Тобольск. Он писал С. Д. Нечаеву: «Считаю нужным сообщить Вам, Милостивый Государь мой, что я к требуемому Вами распоряжению приступить не могу, ибо доклад оный состоялся токмо о пополнении монастырей Иркутской Епархии монашествующими... которым даны помянутые преимущества и не может служить основанием к распространению оных на приводимый Вами теперь случай»32.
Заслушав это «отношение» на своем заседании 26 июня 1829 г., Святейший Синод постановил, «не отступая» от своего майского решения об отправлении архимандрита Макария в Тобольск «и назначения ему равного пособия с теми, каковыя Высочайше положены для проповедников или миссионеров епархии Иркутской», поручить «исправляющему должность» обер-прокурора Святейшего Синода С. Д. Нечаеву «доложить государю Императору» Николаю I «и испросить у Его Величества Высочайшее повеление на выдачу архимандриту Ма-карию... прогонных денег от Курска до Тобольска»33.
Между тем отец Макарий, находящийся в Глинской пустыни и уже полгода нетерпеливо ожидающий своего назначения на благовестие, не сумел дождаться положенных ему на проезд денег. В июне 1829 г. он направился в Москву, где встретился с митрополитом Филаретом, который остался очень доволен новым направлением деятельности архимандрита Макария34. Ехал он на собственные средства, оставив, однако, доверенному человеку бумагу на получение положенных средств. Епископ Курский Владимир 18 июля написал об этом в Синод «рапорт», в котором изложил суть вопроса35. Этот «рапорт» был заслушан
31 РГИА. Ф. 796. Оп. 110. Д. 417. Л. 7-7 об., 8
32 Там же. Л. 11.
33 Там же. Л. 7-14.
34 Письма архимандрита Макария Глухарева основателя Алтайской миссии. С. 32.
35 РГИА. Ф. 796. Оп. 110. Д. 417. Л. 12.
26 июля на заседании Синода, и вышло решение вновь поручить «исправляющему обер-прокурорскую должность» Нечаеву «доложить Государю Императору» обстоятельства дела, чтобы получить его высочайшее утверждение решений Синода36.
Наконец, император утвердил решение Синода об отправке архимандрита Макария в Тобольск и о выдаче ему средств на проезд. С. Д. Нечаев в своем донесении Синоду от 20 августа 1829 г. писал: «Государь Император собственноручно на докладе моем резолюцию в 18-й день сего августа высочайше утвердить соизволил определение Святейшего Синода о выдаче отправленному от Курской в Тобольскую Епархию для проповедания слова Божия архимандриту Макарию прогонов и на путевое содержание денег, полагая по 50 верст в сутки, и сверх того в пособие 200 руб., сообразно высочайше утвержденному в 12-й день Генваря 1825 года докладу Святейшего Синода об отправлении монашествующих в монастыри Иркутской Епархии». Эти сведения Нечаев сообщил в Синод к министру финансов Канкрину «для надлежащего от него распоряжения к ассигнованию означенных денег архимандриту Макарию, по данной от него доверенности из Путивьского уездного казначейства»37.
Святейший Синод заслушал этот вопрос 21 августа и постановил «о сем Высочайшем Императорского Величества соизволении Преосвященному Тобольскому и Курскому дать знать указами», что и было выполнено 23 августа 1829 г.38
1 сентября 1829 г., не дождавшись зимнего пути, преподобный Макарий отправился в дорогу и спустя месяц прибыл в Тобольск. Вот как писал об этом архиепископ Евгений (Казанцев): «Назначенный Указом Святейшего Правительствующего Синода от 27-го Мая сего года, Курской Епархии Глнской пустыни Архимандрит Макарий. прибыл в Тобольск и явился ко мне 30-го числа минув-шаго Сентября»39. Датирован этот рапорт 10-м числом октября месяца, получен в Синоде был 21-го ноября, заслушан 22-го ноября и был принят к сведению и приобщен к делу40.
Таким образом, указа Святейшего Синода об основании Алтайской духовной миссии не существовало. Своим указом от 24 декабря 1828 г. Святейший Правительствующий Синод создал миссию в Тобольской епархии, куда указом от 27 мая 1829 г. в распоряжение архиепископа Евгения послан был из Глинской пустыни архимандрит Макарий «на дело проповедания, где сие представится
нужнее»41.
Первоначально преподобный Макарий, по соглашению со своими сотрудниками, хотел отправиться к остякам и самоедам, но оказалось, что последние кочуют в болотистом крае с суровым и холодным климатом. Слабое здоровье архимандрита Макария и его старшего сотрудника не позволило им взять на себя
36 РГИА. Ф. 796. Оп. 110. Д. 417. Л. 17 об.
37 Там же. Л. 18.
38 Там же. Л. 19.
39 Там же. Л. 20.
40 Там же. Л. 21.
41 Там же. Л. 7.
проповедь в этих краях. Затем были выбраны киргизы, кочующие в Кокчетав-ском военном округе. Однако по политическим соображениям пришлось оставить и этот вариант. Окончательно для проповеди был избран Бийский округ42. Решением Тобольского архиерея, утвержденным указом Синода от 22 мая 1830 г., отец Макарий «в качестве Миссионера с двумя способными к Миссионерскому служению лицами Духовного звания»43 был отправлен из Тобольска в Бийский округ Томской губернии44. 3 августа 1830 г. архиепископ Евгений после служения Божественной Литургии благословил в дорогу отца Макария со студентами Василием Поповым и Алексеем Волковым. Посетив по дороге Барнаул, миссионеры прибыли в Бийск 29 августа и остановились в доме священника Петра Синкина45. А 7 сентября в Улале, на слиянии рек Маймы и Улалы, был крещен первый алтаец Элеска, получивший в крещении имя Иоанн. Именно это первое миссионерское действие стало датой отсчета деятельности Алтайской духовной миссии и традиционно празднуется как день ее основания.
При архимандрите Макарии у Алтайской миссии не было названия, потому что миссионерские действия на Алтае отца Макария были частью миссии Тобольской епархии. Встречаются упоминания о «Церковной миссии, служащей в Бийском округе»46, и о миссионерах, «миссионерствующих в Бийском уезде»47. После образования в 1836 г. Томской епархии Алтайская миссия стала управляться Томским архиереем, и не могла уже быть частью Тобольской епархиальной миссии. Изменилось и название миссии. Так, протоиерей Стефан Ланды-шев стал использовать название «Алтайская Церковная Миссия»48, а протоиерей Василий Вербицкий — «Алтайская Духовная миссия»49. Иногда называли про-
42 Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария. С. 35.
43 РГИА, Ф. 796. Оп. 126, Д. 179. Л. 3.
44 Заря бессмертия блещет. Из жизнеописания преподобного Макария Алтайского. С. 4.
45 Широков Сергий, свящ., Преподобный Макарий (Глухарев) — апостол Алтая. М., 2008. С. 34.
46 РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1720. Л. 64.
47 Там же. Ф. 796. Оп. 126. Д. 129. Л. 4 об.
48 Ландышев Стефан, прот. Известия из Церковной Алтайской Миссии // Прибавление к творениям св. отцов 1858. Ч. 17. Кн. 2. С. 283. См. также: Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской церковной миссии. М., 1851. С. 1: Несколько слов покойного архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской церковной миссии. М., 1854. С. 1; Алтайская церковная миссия. СПб., 1865. С. 1; РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1720. Л. 64.
49 Записки миссионера кузнецкого отделены алтайской духовной миссии, священника Василия Вербицкого за 1861 год. М., 1862. С. 1. См. также: Некоторые черты из жизни приснопамятного основателя алтайской духовной миссии, архимандрита Макария Глухарева // Труды Орловской ученой архивной комиссии. 1894. Вып. 3. С. 1-3. Записка улалинскаго отделения алтайской духовной миссии миссионера священника Иоанна Смольянникова за 1858-й год // Душеполезное чтение. Март. 1861. С. 2; Краткие сведения о жизни и деятельности архимандрита Макария, основателя алтайской духовной миссии. Бийск, 1893. С. 1; Записки Миссионера Урсульского отделения Алтайской Духовной Миссии за 1905 год. Рукопись (ЦХАФ АК. Ф. 164. Оп. 2. Д. 27. Л. 2); Доклад Учителя Чолышманского миссионерского Учила иеромонаха Питирима. Рукопись (Там же. Д. 110. Л. 90).
сто «Алтайская миссия»50. Но именно используемое отцом Василием Вербицким название «Алтайская Духовная Миссия» сохранилось до наших дней как общепринятое.
Ключевые слова: Алтайская духовная миссия, архимандрит Макарий (Глухарев), архиепископ Евгений (Казанцев), митрополит Филарет (Дроздов), епископ Владимир (Ужинский), Тобольская епархия, Святейший Правительствующий Синод.
Список литературы
Заря бессмертия блещет. Из жизнеописания преподобного Макария Алтайского. Орел, 2007.
Колоткин М. Н. Христианизация алтайцев в XVIII веке // Макарьевские чтения: Материалы второй международной конференции (21-22 ноября 2003 года) / В. Г. Бабин, отв. ред. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004. С. 21-26. Крейдун Ю. А. Алтайская духовная миссия в 1830-1919 годы: Структура и деятельность.
М.: ПСТГУ, 2008. Миллер Г. Ф. История Сибири. М.; Л., 1941. Т. II.
Модоров Н. С. Архимандрит Макарий Глухарев — ученый, миссионер и просветитель // Макарьевские чтения: Материалы второй международной конференции (21-22 ноября 2003 года). С. 18-27. Нестеров С. В. «Словом и житием наставляя.»: Жизнь и труды прп. Макария Алтайского. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2005. Расова Н. В. Алтайская Духовная миссия в системе деятельности подобных учреждений Сибири // Макарьевские чтения: Сб. науч. статей / В. Г. Бабин, С. К. Носов, отв. ред. Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2002. С. 23-31. Софронов В. Ю. Христианизация Тобольского Севера. Тобольск, 2007. Широков Сергий, свящ., Преподобный Макарий (Глухарев) апостол Алтая. М., 2008.
50 Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария. С. 2. См. также: Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии. С. 1. Восторгов Иоанн, прот. Очерки по внешней миссии. М., 1917. С. 3; Записки миссионера кузнецкого отделены алтайской духовной миссии за 1867 год. М., 1868. С 1. Записки диакона Урсульского отделения Алтайской миссии Иоанна Бобракова за 1906 г. Рукопись (ЦХАФ АК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 101. Л. 1); Извлечение из записок сотрудника алтайской миссии священника Василия Вербитскаго за 1857 год. М., 1859. С. 1.
St. Tikhon's University Review.
Series II: History. Russian Church History.
2018. Vol. 82. P. 11-22
Kallistrat Archbishop of Gornoaltaisk and Chemal (Romanenko Kallistrat Sergeevich) 146 Kommunisticheskiy Prospect, Gorno-Altaisk 649002, Altai Republic, Russian Federation eparhia.gornyaltay@gmail.com
ORCID: 0000-0003-2527-5978
On the Beginning of Altai Spiritual Mission
К. Romanenko
This article describes the history of the foundation of Altai spiritual mission. Its inception is closely connected with the beginning of systematic missionary work in Western Siberia. By the beginning of the 19th century, the Orthodox mission in this region gradually became inactive, but in the first third of this century the Holy Synod resumed active missionary work. The article considers those statutes of the Holy Synod that dealt with the arrangement of missionary activity in this region. It scrutinises the letter exchange between the Ministry of Finances of the Russian Empire and the Holy Synod, which reflects problems of funding of the newly created mission. The article analyses in detail the circumstances around the appointment of Revd. Makariy (Glukharev) in the mission and personal considerations that urged this saint to embark on the apostolic service. The article also studies the history of the name of the mission. Among other issues, the article answers the question about the date of establishing Altai spiritual mission and makes a conclusion that there was no specific statute as to this.
Keywords: Altai spiritual mission, archimandrite Makariy (Glukharev), archbishop Evgeniy (Kazantsev), metropolitan Filaret (Drozdov), bishop Vladimir (Uzhinsky), Tobolsk diocese, Holy Governing Synod.
Referenses
Zarya bessmertiya bleshchet. Iz zhizneopisaniya prepodobnogo Makariya Altajskogo, Orel, 2007.
Kolotkin M. N., "Hristianizaciya altaj-cev v XVIII veke", in: V. G. Babin, ed., Makar'evskie chteniya: materialy vtoroj me-zhdunarodnoj konferencii (21—22 noyabrya 2003 goda), Gorno-Altajsk, 2004.
Krejdun YU. A., Altajskaya duhovnaya missiya v 1830—1919 gody: struktura i deyatel'nost', Moscow, 2008.
Miller G. F., Istoriya Sibiri, Moscow, Leningrad, 1941, II.
Modorov N. S., "Arhimandrit Makarij Glu-harev — uchenyj, missioner i prosvetitel'", in: V. G. Babin, ed., Makar'evskie chteniya:
materialy vtoroj mezhdunarodnoj konferencii (21-22 noyabrya 2003 goda), Gorno-Altajsk, 2004, 18-27.
Nesterov S. V., "Slovom i zhitiem nastavlyaya..." Zhizn' i trudy prp. Makariya Altajskogo, Moscow, 2005.
Rasova N. V., "Altajskaya Duhovnaya missiya v sisteme deyatel'nosti podobnyh uchrezhdenij Sibiri", in: V. G. Babin, S. K. Nosov, eds. Makar'evskie chteniya. Sb. nauchnyh statej, Gorno-Altajsk, 2002, 23-31.
Sofronov V. YU., Hristianizaciya Tobol'skogo Severa, Tobol'sk, 2007.
Shirokov Sergij , svyashch., Prepodobnyj Makarij (Gluharev) apostol Altaya, Moscow, 2008.