К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
А.А. Галушкин, Е.В. Майстрович, А.С. Жуковец
Кафедра судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российский университет дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются вопросы информационного обеспечения международного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Особое внимание уделено организации передачи сведений, составляющих государственную тайну, обеспечению защиты государственной тайны при приеме иностранных делегаций, выезду за пределы Российской Федерации граждан, знакомых со сведениями, составляющими государственную тайну.
Ключевые слова: государственная тайна, международное сотрудничество, Россия, РФ.
В последние годы наблюдается рост международных контактов Российской Федерации. Несмотря на стремление к идеалу «прозрачности» в сфере международных отношений, обеспечение режима защиты важной информации при контактах подобного рода является важным и необходимым. При этом режим государственной тайны является важным инструментом защиты информации.
С учетом вышеизложенного вопросы охраны сведений, составляющих государственную тайну, являются предметом особого государственного регулирования, а обеспечение соответствующего режима возможно только при специализированной организации защиты информации с учётом многочисленных особенностей.
В настоящее время в Российской Федерации достаточно детально урегулированы вопросы защиты сведений, составляющих государственную тайну. Основу составляет Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 № 5485-1 [9]. Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 № 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне [14], а Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 № 63 утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне [11].
В призме международных контактов и передачи сведений, составляющих государственную тайну, следует отметить следующие акты правительства:
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную
тайну, другим государствам или Международным организациям» от 2 августа 1997 г. № 973 [10];
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне» от 22 августа 1998 г. № 1003 [12].
В соответствии с п. 2 Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям под передачей сведений другим государствам или международным организациям понимается доведение до иностранного государства (уполномоченного государством представителя) или международной организации (уполномоченного организацией представителя) каким-либо способом (передача, пересылка, ознакомление, осуществление доступа) указанных сведений [10].
Следует подчеркнуть, что в п. 4 Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям предусмотрено, что при передаче сведений обязательным условием является заключение международного договора, разделы (статьи, пункты) которого должны содержать:
1) соотнесение степеней секретности передаваемых сведений в Российской Федерации и в иностранном государстве или международной организации;
2) информацию о компетентных органах, ответственных за реализацию международного договора;
3) порядок взаимодействия органов (организаций), уполномоченных осуществлять прием (передачу) сведений и несущих ответственность за их защиту;
4) порядок передачи сведений;
5) требования к использованию и обработке передаваемых сведений;
6) обязательства о нераспространении передаваемых сведений третьим странам и (или) международным организациям и их защите в соответствии с внутренним законодательством государства принимающей стороны, а для международных организаций — в соответствии с уставными документами и внутренними правилами;
7) порядок взаимодействия компетентных и уполномоченных органов при выявлении случаев несанкционированного распространения сведений, разрешении спорных ситуаций и возмещении возможного ущерба [10].
В Положении определены сроки подготовки и предоставления в Правительстве Российской Федерации материалов для принятия решения о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам органами исполнительной власти федерального и регионального уровня. Каждый случай рассматривается в отдельности и окончательное решение принимается Правительством Российской Федерации при наличии Экспертного заключения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.
Заинтересованные в передаче сведений федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
предприятия, учреждения и организации направляют руководителям органов государственной власти, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, мотивированное ходатайство, в котором излагаются:
- цель передачи;
- перечень планируемых к передаче сведений, их степень секретности, кем и на каком основании они были засекречены (отнесены к государственной тайне);
- перечень компетентных органов, уполномоченных принимающей стороной получать сведения;
- обоснование необходимости и целесообразности передачи сведений, оценка последствий такой передачи для обеспечения политических и экономических интересов Российской Федерации;
- предполагаемый порядок возмещения ущерба в случае невыполнения принимающей стороной взятых на себя обязательств.
Получивший мотивированное ходатайство орган государственной власти изучает возможность передачи запрашиваемых сведений и в месячный срок доводит свое решение до заявителя. Мотивированное ходатайство, решение органов государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по распоряжению сведениями, а также международные договоры и другие документы, имеющие непосредственное отношение к защите рассматриваемых к передаче сведений, заявитель представляет в Межведомственную комиссию для подготовки экспертного заключения. Экспертное заключение Межведомственной комиссии, содержащее вывод о возможности передачи сведений с учетом соблюдения интересов Российской Федерации, направляется заявителю в 45-дневный срок с момента получения материалов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы срок подготовки экспертного заключения может быть увеличен, о чем сообщается заявителю. На основании решения Правительства РФ в соответствии с процедурами, предусмотренными международным договором и действующими нормативными правовыми актами, осуществляется фактическая передача сведений [13].
Необходимо отметить, что кроме непосредственной передачи сведений, составляющих государственную тайну, иностранному государству существует возможность приема в установленном законодательством Российской Федерации порядке иностранных специалистов на Российских предприятиях, выполняющих работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
«Подготовка и проведение мероприятия по приему иностранных представителей предприятиями, выполняющими работы со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляются по согласованию с соответствующими органами безопасности. При этом списки представителей иностранных государств предварительно согласуются со службой безопасности территориального и федерального уровня. На предприятиях, выполняющих работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации с ограниченным доступом, наибольшее внимание уделяется защите ох-
раняемой информации. В ходе проведения мероприятия служба безопасности проводит контроль за состоянием режима секретности. ...
По результатам встречи готовятся отчетные материалы, которые должны содержать: цель, дату, время и место прима, сведения об участниках приема (с указанием организаций, которые они представляли), результаты встречи и сведения о попытках выведывания у сотрудников секретной информации. Указанный отчет направляется в вышестоящую организацию (руководителю ведомства — при наличии ведомственной принадлежности), заказчику проводимых предприятием работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и в орган безопасности» [7].
После окончания приема иностранных специалистов проводится комиссионная проверка зданий, строений, оборудования, хранилищ на предмет утраты, наличия повреждений и/или посторонних предметов, оценивается возможность получения несанкционированного доступа к информации, непредназначавшей-ся для раскрытия при приеме. По результатам проверки готовится отчет, содержащий описание проведенных мероприятий и заключения, к которым пришла комиссия.
На сегодняшний день тяжело найти государство, так или иначе участвующее в международном сотрудничестве [8. С. 3-4]. При этом сотрудничество может происходить по-разному и в различных целях. От имени каждого государства в межгосударственном сотрудничестве участвуют [4. С. 17-27], определённые должностные лица — обычно это граждане государства [1. С. 148-159; 6. С. 112-115] от которого они действуют, однако иногда это бывают и граждане иностранных государств [5. С. 4] (к примеру, в случае государств Содружества наций [2. С. 5]).
По мнению авторов, в условиях глобализации целесообразно наряду с обеспечением режима государственной тайны необходимо также проработать вопросы обеспечения режима коммерческой тайны, особенно в части передачи зарубежным организациям, привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к работе с информацией составляющей коммерческую тайну. Необходимо также предусмотреть действенные процедуры участия государства в пресечении незаконного распространения информации составляющей коммерческую тайну.
С развитием информационных технологий, по мнению автора, целесообразно разработать дополнительные механизмы защиты сведений, составляющих государственную тайну (к примеру, запретив использование ряда иностранных устройств и программного обеспечения) [3. С. 64], а также расширить Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, включив в него новые типы сведений, появившиеся в последние годы в связи с активным развитием информационных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Галушкин А.А. Актуальные вопросы гражданства в двусторонних договорах Российской Федерации и многосторонних договорах СНГ // Экономика и право. XXI век. — 2013. — № 1.
[2] Галушкин А.А. Конституционные основы гражданства Канады // Правовая инициатива. — 2011. — № 1.
[3] Галушкин А.А. Национальная информационная безопасность: вчера, сегодня, завтра // Юстиция. — 2013. — № 1.
[4] Галушкин А.А. Перспективы организационно-правового развития и совершенствования законодательства о гражданстве в странах СНГ // Образование и право. — 2013. — № 5 (45).
[5] Галушкин А.А. Основания приобретения и прекращения гражданства Канады, современная ситуация // Правовая инициатива. — 2011. — № 2.
[6] Галушкин А.А. Реализация международных договоров по вопросам гражданства стран СНГ: организационно-правовой аспект // Новый юридический журнал. — 2013. — № 1.
[7] Грибунин В.Г., Чудовский В.В. Комплексная система защиты информации на предприятии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
[8] Енгибарян Р.В. Исламский вызов // Право и управление. XXI век. — 2013. — № 2 (27).
[9] Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // СПС «КонсультантПлюс».
[10] Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или Международным организациям» от 2 августа 1997 г. № 973 // СПС «КонсультантПлюс».
[11] Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»от 6 февраля 2010 г. № 63 // СПС «КонсультантПлюс».
[12] Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»от 22 августа 1998 г. № 1003 // СПС «КонсультантПлюс».
[13] Спектор Е.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне». — М.: Юстицинформ, 2006.
[14] Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»от 30 ноября 1995 г. № 1203 // СПС «КонсультантПлюс».
TO THE QUESTION OF ENSURING PROTECTION OF THE STATE SECRET AT THE INTERNATIONAL COOPERATION
A.A. Galushkin, E.V. Majstrovich, A.S. Zhukovec
The Department of Judicial Authority, Law-Enforcement and Human Rights Activity Peoples' Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
In the present article questions of information support of the international cooperation of the Russian Federation with the foreign states with use of the data which are the state secret are considered. The special attention is paid to the organization of transfer of the data which are the state secret, ensuring
protection of the state secret at reception of foreign delegations, to departure out of borders of the Russian Federation of the citizens familiar with data, being the state secret.
Key words: state secret, international cooperation, Russia, Russian Federation.
REFERENCES
[1] Galushkin A.A. Aktual'nye voprosy grazhdanstva v dvustoronnih dogovorah Rossij-skoj Federacii i mnogostoronnih dogovorah SNG // Jekonomika i pravo. XXI vek. — 2013. — № 1.
[2] Galushkin A.A. Konstitucionnye osnovy grazhdanstva Kanady // Pravovaja iniciativa. — 2011. — № 1.
[3] Galushkin A.A. Nacional'naja informacionnaja bezopasnost': vchera, segodnja, zavtra // Jus-ticija. — 2013. — № 1.
[4] Galushkin A.A. Perspektivy organizacionno-pravovogo razvitija i sovershenstvovanija zako-nodatel'stva o grazhdanstve v stranah SNG // Obrazovanie i pravo. — 2013. — № 5 (45).
[5] Galushkin A.A. Osnovanija priobretenija i prekrashhenija grazhdanstva Kanady, sovre-mennaja situacija // Pravovaja iniciativa. — 2011. — № 2.
[6] Galushkin A.A. Realizacija mezhdunarodnyh dogovorov po voprosam grazhdanstva stran SNG: organizacionno-pravovoj aspekt // Novyj juridicheskij zhurnal. — 2013. — № 1.
[7] Gribunin V.G., Chudovskij V.V. Kompleksnaja sistema zashhity informacii na predpri-jatii: ucheb. posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. — M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2009.
[8] EngibarjanR.V. Islamskij vyzov // Pravo i upravlenie. XXI vek. — 2013. — № 2 (27).
[9] Zakon Rossijskoj Federacii «O gosudarstvennoj tajne» ot 21 ijulja 1993 g. № 5485-1 // SPS «Konsul'tantPljus».
[10] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii Polozhenija o podgotovke k peredache svedenij, sostavljajushhih gosudarstvennuju tajnu, drugim gosu-darstvam ili Mezhdunarodnym organizacijam» ot 2 avgusta 1997 g. № 973 // SPS «Konsul'tantPljus».
[11] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii Instrukcii o porjadke dopuska dolzhnostnyh lic i grazhdan Rossijskoj Federacii k gosudarstven-noj tajne»ot 6 fevralja 2010 g. № 63 // SPS «Konsul'tantPljus».
[12] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii Polozhenija o porjadke dopuska lic, imejushhih dvojnoe grazhdanstvo, lic bez grazhdanstva, a takzhe lic iz chisla inostrannyh grazhdan, jemigrantov i rejemigrantov k gosudarstvennoj tajne»ot 22 avgusta 1998 g.№ 1003 // SPS «Konsul'tantPljus».
[13] Spektor E.I. Kommentarij k Zakonu Rossijskoj Federacii «O gosudarstvennoj taj-ne». — M.: Justicinform, 2006.
[14] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii Perechnja svedenij, otnesennyh k gosudarstvennoj tajne»ot 30 nojabrja 1995 g. № 1203 // SPS «Konsul'tantPljus».