Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ЗНАЧЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КУРСЕ "ФИЛОСОФИЯ"'

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ЗНАЧЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КУРСЕ "ФИЛОСОФИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ / РОССИЯ 1990-Х ГГ / ИТАЛИЯ XIV-XVI ВВ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эзри Григорий Константинович

В настоящей статье исследуются педагогические возможности изучения мировоззренческой проблематики в университетском курсе «Философии» на примере темы «Философия эпохи Возрождения». Показано единство материального (социально-экономического и социально-политического факторов) и идеального (система идей, позволяющая преобразовывать мир) в структуре мировоззрения теоретически и на примере Италии XIV-XVI вв. и России 1990-х гг., проведен компаративный анализ данных эпох. Обоснована целесообразность предъявления данного сравнения при изучении темы «Философия Эпохи Возрождения» с учетом его наглядности и образности. Компаративный анализ в контексте мировоззренческой проблематики предъявлен студентам в форме беседы. Беседа показала наличие запроса у студентов на традиционные российские ценности и их глубокое внедрение в жизнь личности, общества и государства. В рамках преподавания курса «Философия» можно отметить четыре педагогические условия формирования мировоззрения у студентов, ценностного самоопределения их личностей. Первое - возможность самостоятельного выбора студента в мировоззренческих вопросах. Второе - качественное (системное и глубокое) информирование студентов об мировоззренческих парадигмах в истории философии в связи с конкретно-историческими обстоятельствами их формирования и развитие мышления студентов на основе различных способов мышления, которые были характерны для определенных эпох. Третье - личность преподаватель, сформированность ценностного, мировозренческого ядра его личности. Четвертое - системная политика государства в области мировоззрения и традиционных российских ценностей, создание институциональной основы их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эзри Григорий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF STUDYING THE VALUE OF WORLDVIEW IN THE UNIVERSITY PHILOSOPHY COURSE

This article explores the pedagogical possibilities of studying worldview issues in the university Philosophy course on the example of the topic Philosophy of the Renaissance. The unity of the material (socio-economic and socio-political factors) and the ideal (a system of ideas that allows transforming the world) in the structure of the worldview is shown theoretically and on the example of Italy in the XIV-XVI centuries. and Russia in the 1990s, a comparative analysis of these epochs was carried out. The expediency of presenting this comparison when studying the topic Philosophy of the Renaissance is substantiated, taking into account its clarity and imagery. Comparative analysis in the context of worldview issues is presented to students in the form of a conversation. The conversation showed that the students had a request for traditional Russian values and their deep implementation in the life of the person, society and the state. As part of the teaching of the Philosophy course, four pedagogical conditions for the formation of the worldview of students, the value self-determination of their persons can be noted. The first is the possibility of independent choice of the student in worldview issues. The second is qualitative (systemic and deep) informing students about worldview paradigms in the history of philosophy in connection with the specific historical circumstances of their formation and the development of students' thinking based on different ways of thinking that were characteristic of certain eras. The third is the personality of the teacher, the formation of the value, worldview core of his person. The fourth is the systemic policy of the state in the field of worldview and traditional Russian values, the creation of an institutional basis for their formation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ЗНАЧЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КУРСЕ "ФИЛОСОФИЯ"»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84

УДК 372.8 + 37.01 + 37.02 + 37.03 + 32.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/84/61

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ЗНАЧЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КУРСЕ «ФИЛОСОФИЯ»

©Эзри Г. К., ORCID: 0000-0001-9747-1586, SPIN-код: 2161-7378, Амурская государственная медицинская академия, Благовещенский государственный педагогический университет,

г. Благовещенск, Россия, [email protected]

ON THE ISSUE OF STUDYING THE VALUE OF WORLDVIEW IN THE UNIVERSITY PHILOSOPHY COURSE

©Ezri G., ORCID: 0000-0001-9747-1586, SPIN-code: 2161-7378, Amur State Medical Academy, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia, [email protected]

Аннотация. В настоящей статье исследуются педагогические возможности изучения мировоззренческой проблематики в университетском курсе «Философии» на примере темы «Философия эпохи Возрождения». Показано единство материального (социально-экономического и социально-политического факторов) и идеального (система идей, позволяющая преобразовывать мир) в структуре мировоззрения теоретически и на примере Италии XIV-XVI вв. и России 1990-х гг., проведен компаративный анализ данных эпох. Обоснована целесообразность предъявления данного сравнения при изучении темы «Философия Эпохи Возрождения» с учетом его наглядности и образности. Компаративный анализ в контексте мировоззренческой проблематики предъявлен студентам в форме беседы. Беседа показала наличие запроса у студентов на традиционные российские ценности и их глубокое внедрение в жизнь личности, общества и государства. В рамках преподавания курса «Философия» можно отметить четыре педагогические условия формирования мировоззрения у студентов, ценностного самоопределения их личностей. Первое — возможность самостоятельного выбора студента в мировоззренческих вопросах. Второе — качественное (системное и глубокое) информирование студентов об мировоззренческих парадигмах в истории философии в связи с конкретно-историческими обстоятельствами их формирования и развитие мышления студентов на основе различных способов мышления, которые были характерны для определенных эпох. Третье - личность преподаватель, сформированность ценностного, мировозренческого ядра его личности. Четвертое - системная политика государства в области мировоззрения и традиционных российских ценностей, создание институциональной основы их формирования.

Abstract. This article explores the pedagogical possibilities of studying worldview issues in the university Philosophy course on the example of the topic Philosophy of the Renaissance. The unity of the material (socio-economic and socio-political factors) and the ideal (a system of ideas that allows transforming the world) in the structure of the worldview is shown theoretically and on the example of Italy in the XIV-XVI centuries. and Russia in the 1990s, a comparative analysis of these epochs was carried out. The expediency of presenting this comparison when studying the topic Philosophy of the Renaissance is substantiated, taking into account its clarity and imagery. Comparative analysis in the context of worldview issues is presented to students in the form of a conversation. The conversation showed that the students had a request for traditional Russian values and their deep implementation in the life of the person, society and the state. As part of the teaching of the Philosophy course, four pedagogical conditions for the formation of the worldview of

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84

students, the value self-determination of their persons can be noted. The first is the possibility of independent choice of the student in worldview issues. The second is qualitative (systemic and deep) informing students about worldview paradigms in the history of philosophy in connection with the specific historical circumstances of their formation and the development of students' thinking based on different ways of thinking that were characteristic of certain eras. The third is the personality of the teacher, the formation of the value, worldview core of his person. The fourth is the systemic policy of the state in the field of worldview and traditional Russian values, the creation of an institutional basis for their formation.

Ключевые слова: личность, философия, мировоззрение, высшее учебное заведение, ценность, Россия 1990-х гг., Италия XIV-XVI вв., Возрождение, традиционные российские ценности.

Keywords: person, philosophy, worldview, university, value, Russia in the 1990s, Italy in the XIV-XVI centuries, Renaissance, traditional Russian values.

Актуальность темы определяется ростом значения мировоззрения для современной России, запросом россиян на ценностно-мировоззренческую проблематику. Данное обстоятельство репрезентировано результатами общероссийского голосования по поправкам в Конституцию 25 июня — 1 июля 2022 г. — 77,92% высказалось «за» поправки. Принятые поправки носят не только политический, но и ценностно-мировоззренческий характер. Среди ценностей, которые отмечены в Конституции РФ, можно отметить следующие: исторические традиции народов России и преемственность, единство многонационального народа России, память предков и защитников Отечества, государственные целость, суверенитет и демократия, традиционная семья, материнство, отцовство, детство, здоровье, окружающая среда, русский язык и русская культура, труд, социальное партнерство, ценность труда [12, 16]. Учитывая волю суверенного народа, государственное закрепление, представляется целесообразным в конкретной педагогической деятельности актуализировать мировоззренческую проблематику, чтобы студенты понимали необходимость мировоззрения и российских ценностей.

Университетский курс философии предоставляет возможность рассмотреть мировоззренческую проблематику в разделе «История философии». Изучение ценностных вопросов возможно в начале рассмотрения темы (историко-культурное содержание какой-либо эпохи) и при подведении итогов занятия. Одной из тем курса является «Философия эпохи Возрождения». Это интересная историко-философская эпоха, в которой происходил переход от теоцентристского мировоззрения к антропоцентрическому. Переходный характер эпохи (от Средних веков к Новому времени, от феодализма к капитализму) позволяет рассмотреть кризисные и трансформационные явления в структуре ценностей и мировоззрения в рамках общественного сознания.

Итак, целью настоящей статьи является исследование педагогических возможностей изучения мировоззренческой проблематики в университетском курсе «Философии» на примере темы «Философия эпохи Возрождения».

Мировоззрение и исторический и политический процессы

Сущность понятия «мировоззрения» отчасти является дискуссионной, в научной литературе дается большое количество определений [3, 7, 9, 17, 18]. Различают материалистическое и идеалистическое понимание мировоззрения. В первом случае утверждается, что на формирование мировоззрения оказывают влияние экономические,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84

социальные и политические отношения, а также формирующаяся на их основе культура. Во втором случае утверждается, что в основе понимания мировоззрения лежат идеи о преобразовании мира или о создании чего-то нового; идея позволяет гармонизировать мировоззрение и ощущения людей, создавая, тем самым, образ субъективного и объективного миров в сознании человека. Или проще: мировоззрение — это система идей, объясняющих мир и способ его изменения [3, 7, 18]. Также утверждается, что люди воспринимают реальность под влиянием мировоззрения [3, 7, 18].То есть мировоззрение — это одновременно субъективность восприятия, фактическая невозможность постижения объективной истины и возможность для людей оперативно реагировать на происходящие вокруг них изменения, ища пути изменения не устраивающей их реальности. В этой связи, как представляется, в реальной жизненной практике невозможно абстрагироваться от идеалистического и материалистического понимания мировоззрения, они пребывают в диалектическом единстве. Это необходимо учитывать.

В научной литературе исследуется проблематика связи мировоззрения с социально-экономическими, социально-политическими процессами, культурой конкретной эпохи (например [3, 7; 13, 18]), что имеет отражение в общественном сознании. Изменение мировоззрения неразрывно связано с изменениями в экономике, обществе, политике, культуре. В частности исследователи В. Федоров, Ю. Басканова, А. Жирикова выделили пять стадий изменения российского общественного мнения (1987-2017 гг.). Исследователи показали, что перестроечные надежды советских людей на повышение уровня их жизни, рыночную экономику и демократизацию обернулись разочарованием в произошедшем разрушении прежней системы в связи с падением благосостояния общества, гиперинфляцией, недоверием к проводимой Президентом РФ Б.Н. Ельциным политике. Такое положение вещей предопределило желание людей на стабильность и рост доступности жизненных благ, что стало определяющим фактором лояльности по отношению к власти, которая способна это обеспечить. Такое положение вещей было в 2000-2007 гг. Затем мировой финансовый кризис и ухудшение уровня жизни вызвали у россиян протестные настроения, сменившиеся консенсусом власти и общества в связи с событиями, связанные с резкими антироссийскими действиями западных стран, начавшихся в 2014 г. [24]. Следовательно, в данной ситуации можно говорить и об изменении мировоззрения россиян, которое менялось в связи с запросом и ожиданиями населения России.

1990-е гг. стали переломными для нашей страны, переломными в плане мировоззрения не только в связи с высокими ожиданиями от перемен и разочарованием в связи с конкретно-исторической ситуацией, но и по причине резкого отказа от советской коллективисткой идеологии, к которой привыкло население нашей страны за годы существования СССР В этом смысле разочарование от эпохи 1990-х гг. было не только социально-экономическим и социально-политическим, но и мировоззренческим. В данном примере видна взаимосвязь экономического, социального, политического, ценностно-мировоззренческого факторов. И это, как представляется, фактическое подтверждение единства материалистического и идеалистического понимания мировоззрения в реальной жизни.

Итак, мировоззрение представляет собой систему идей, позволяющую заниматься активной преобразовательной деятельностью с учетом специфики социально-экономического и социально-политического факторов, однако верно и обратное — социально-экономический и социально-политический факторы способны оказывать воздействие на восприятие мира, ценностей. В этом заключается единство материалистической и идеалистической трактовки мировоззрения. Значение мировоззрения и результаты его утраты видны в частности на примере России 1990-х гг.

® I

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84

Мировоззрение и преподавание курса «Философия»

Формированию мировоззрения у школьников [14, 15, 26], студентов [1, 2, 4, 23] и преподавателей [8, 11, 20, 21] на школьных уроках и в университетских аудиториях ученые-педагоги уделяют особое внимание в своих исследованиях. При этом подчеркивается особая важность университетского курса «Философия» в формировании ценностно-мировоззренческого ядра личности [6, 19]. Современная психология считает, что сформированность ценностного аспекта человеческого Я определяет его зрелость [27, 28, 29]. В рамках экзистенциальной философско-психологической мысли подчеркивается как важность ценностного аспекта бытия человека, так и необходимость самоопределения, свободного выбора личностью своего мировоззрения [25, 30]. Соответственно, важное педагогическое условие ценностного самоопределения личности студента при изучении философии в высшем учебном заведении — возможность самостоятельного выбора в мировоззренческих вопросах.

В педагогической и философской науках подчеркивается, что философия как учебный предмет имеет важнейшее значение для формирования мировоззрения и мышления обучающихся [6, 19]. В разделе «История философии» изучаются различные исторические типы мировоззрения, исторические формы мышления, их особенности и нюансы. То есть качественное овладение студентами философскими знаниями невозможно без развития их интеллектуальных способностей, овладения различными способами и методами мышления, получения знаний об эволюции мировоззрения людей в связи с конкретно-исторической ситуацией разных эпох. Следовательно, осуществление преподавателем действий, способствующих развитию мышления студентов и их информированности о ценностных воззрениях людей в истории, также является педагогическим условием ценностного самоопределения обучающихся.

Особой важностью с точки зрения педагогической науки обладает личность преподавателя, сформированность его мировоззрения, ценностное ядро его личности. Поэтому ученые-педагогики в своих научных трудах [8, 11, 20, 21] обращают особое внимание на формирование личности будущего педагога, особенно если обучение и воспитание будущих педагогов осуществляется в педагогических учебных заведениях. Особое внимание в личности преподавателя объясняется тем, что хоть студент и самостоятельно делает свой мировоззренческий выбор, данный процесс во многом моделируется, направляется и фасилицируется именно преподавателем. Значит следующим важным педагогическим условием формирования мировоззрения и ценностных ориентаций обучающихся является личность преподавателя, т.е. степень сформированности его ценностно-мировоззренческих установок, зрелость его Я.

Нельзя не отметить также и необходимость государственной поддержки в области формирования мировоззрения учащихся. Например, с 2022 г. по решению российских властей в школах проводятся классные часы «Разговоры о главном», в течение которых учителя рассказывают школьникам о традиционных российских ценностях [22]. В университетах также принято решение увеличить количество часов на изучение курса «История Россия» для студентов непрофильных специальностей до 144 с 1 сентября 2023 г., причем объем контактной работы для студентов-очников должен составлять не менее 80% [10]. Таким образом, можно говорить о системности политики государства в продвижении российских традиционных ценностей в системе образования, создании институциональной основы мировоззренческого воспитания школьников и студентов, т.е. будущего российского общества.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84

Таким образом, в рамках преподавания курса «Философия» можно отметить четыре педагогических условия формирования мировоззрения у студентов, ценностного самоопределения их личностей. Первое — возможность самостоятельного выбора студента в мировоззренческих вопросах. Второе — качественное (системное и глубокое) информирование студентов об мировоззренческих парадигмах в истории философии в связи с конкретно-историческими обстоятельствами их формирования и развитие мышления студентов на основе различных способов мышления, которые были характерны для определенных эпох. Третье — личность преподавателя, сформированность ценностного, мировоззренческого ядра его личности. Четвертое — системная политика государства в области мировоззрения и традиционных российских ценностей, создание институциональной основы их формирования.

Исходя из логики предыдущей части настоящей статьи, можно говорить о том, что одномоментное соблюдение данных условий в реальной педагогической практике является следствием запроса россиян на традиционные ценности и соответствующего характера трансформации общественного сознания (диалектическое единство социально-экономических, социально-политических условий и готовности россиян и российских властей к реализации мировоззренческой политики).

Мировоззрение и изучение философии Эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения представляет собой интересный культурный, исторический и философский феномен. Данная эпоха, как показал отечественный философ А.Ф. Лосев в работе «Эстетика Возрождения» [13], представляла собой единство ряда противоречий. Во-первых, антропологизм и гуманизм эпохи сочетались с массовыми убийствами (прежде всего отравлениями) политических и экономических конкурентов, символом эпохи по этой причине А.Ф. Лосев считал труп. Во-вторых, возвышенные представления о человеке в философии и культуре и массовый упадок нравов, морали. В-третьих, сохранение на официальном уровне средневекового теоцентрического мировоззрения и фактическое индивидуалистическое, эгоистическое мировоззрение зарождающейся буржуазии, купечества, представителей власти. В-четвертых, происходило зарождение буржуазии, первоначальное накопление капитала, но, в отличие от России, политические режимы не менялись (если иметь в виду Италию XIV-XVI вв., где на севере были города-государства типа Флоренции, в центре — Папская область и на юге — Неаполитанское королевство). В этой связи можно говорить о том, что зарождение буржуазии оказало влияние на появление индивидуализма и сумело фактически вызвать ценностно-мировоззренческий кризис, что лишило итальянцев XIV-XVI вв. единственности теоцентрического мировоззрения.

Переходность эпох, зарождение буржуазии и накопление капиталов, мировоззренческий кризис, сильное социальное неравенство делают ситуацию в Италии XIV-XVI вв. и России 1990-х гг. схожей с поправкой, естественно, на различие исторических эпох и с учетом возможности интерпретации исторического процесса как циклического, «спирального». Такое сравнение, как представляется, делает понимание Эпохи Возрождения наглядным и образным (есть возможность сопоставить с более знакомой эпохой 1990-х гг. в России).

Наглядность и образность компаративного анализа Италии XIV-XVI вв. и России 1990-х гг. вызывает интерес с точки зрения методики преподавания философии в университете. Интерес объясняется тем, что наглядность и образность, как показал советский методист А.А. Вагин, являются основой преподавания гуманитарных дисциплин [5]. В этой связи возникает необходимость исследования педагогических возможностей такого сравнения в

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84

реальном педагогическом процессе, особенно учитывая важность ценностно-мировоззренческих вопросов.

Ограниченный по масштабам и целям педагогический эксперимент в рамках выше обозначенной проблематики был проведен с 10 по 14 октября 2022 г. в восьми академических группах. В рамках эксперимента со студентами-медиками во время изучения культурно-исторических особенностей Эпохи Возрождения была проведена краткая лекция-беседа, в которой было предъявлено сравнение Италии ХГУ-ХУ1 вв. и России 1990-х гг., обозначен ряд узловых проблем Эпохи Возрождения с точки зрения отечественного мыслителя А.Ф. Лосева. Целью было выявление, во-первых, понимания студентами сущности и значения мировоззрения, во-вторых, наличия запроса на традиционные российские ценности. Для этого во время беседы студентам был устно задан ряд вопросов. Среди них нужно отметить следующие. Хотели бы Вы жить в Италии XГV-XVI вв. или России 1990-х гг., учитывая все конкретно-исторические обстоятельства? Понимаете ли Вы необходимость мировоззрения? Считаете ли Вы необходимым наличие в Конституции РФ положений ценностно-мировоззренческого характера? Беседа не протоколировалась. Информация о ходе беседы и ответы студентов доступны только по памяти проводившего беседу преподавателя. С точки зрения методологии педагогического эксперимента отсутствие протоколирования является некорректным, однако, учитывая ситуацию (проведение короткой беседы во время семинарского занятия, а не проверка методики, рассчитанная на несколько занятий или весь курс), показалось нецелесообразным с точки зрения процесса беседы вести записи ответов студентов, чтобы не нарушать динамику семинарского занятия.

С учетом ответов, которые дали студенты необходимо сделать следующие выводы. Во-первых, студенты сильно не задумывались о мировоззрении самом по себе, имеют некоторые представления о нем, беседа помогла их углубить. Во-вторых, студенты не хотят жить в нестабильные эпохи, в которых нет социально-экономической и социально-политической стабильности. Два студента в шутку ответили, что хотели бы, но потом дали другой серьезный ответ. В двух группах студенты обменялись мнениями о возможности заниматься криминальной деятельностью в ситуации образца 1990-х гг. — обсудили моральную дилемму, выразили надежду на то, что в нашей стране это не повторится. В-третьих, исходя из понимания сущности и значения мировоззрения, студенты соглашаются с его необходимостью в жизни личности, общества и государства. В-четвертых, студенты приветствуют присутствие в Конституции положений ценностно-мировоззренческого характера, выражают запрос на традиционные российские ценности. В одной из групп студенты обменялись мнениями о фактической реализации традиционных российских ценностей в жизни личности, общества и государства, выразили надежду на их еще более последовательную реализацию.

В данной беседе студентам была предъявлена социально-экономическая и социально-политическая проблематика рассматриваемого периода, однако не было глубоко раскрыто влияние данной проблематики на мировоззрение. Это еще предстоит сделать, например, в рамках темы «Марксистская философия», в которой можно в качестве примера показать влияние экономического и социального факторов на политику и мировоззрение. Дополнить данную картину необходимо рассуждением на тему сочетания национально-государственных интересов и личных эгоистических целей в реальной деятельности людей, что возможно сделать при изучении темы «Немецкая классическая философия» при рассмотрении гегелевской триады общее-единичное-особенное. В таком случае можно способствовать осознанию студентами единства материального и идеального факторов в мировоззрении. Это дополнительно должно углубить понимание студентами сущности и значения традиционных

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84

российских ценностей. Беседа в рамках небольшого педагогического эксперимента прошла успешно, способствовала более глубокому пониманию студентами Эпохи Возрождения и значения мировоззрения. Следовательно, рассматриваемый в настоящей статье компаративный анализ конкретно-исторической обстановки в Италии ХГУ-Х"УГ вв. и России 1990-х гг. необходимо применять как методический прием при изучении темы «Философия Эпохи Возрождения».

Таким образом, учитывая наглядность и образность сравнения Италии ХГУ-ХУГ вв. и России 1990-х гг. с точки зрения переломного характера эпох и мировоззрений, целесообразно использовать его при изучении темы «Философия Эпохи Возрождения». Данный компаративный анализ углубляет понимание студентами сущности и значения мировоззрения в реальной жизни людей.

По итогам проведенного исследования можно сделать ряд выводов.

Во-первых, мировоззрение представляет собой систему идей, позволяющих заниматься активной преобразовательной деятельностью с учетом специфики социально-экономического и социально-политического факторов, однако верно и обратное — социально-экономический и социально-политический факторы способны оказывать воздействие на восприятие мира, ценностей.

Во-вторых, в рамках преподавания курса «Философия» можно отметить четыре педагогических условиях формирования мировоззрения у студентов, ценностного самоопределения их личностей. Первое — возможность самостоятельного выбора студента в мировоззренческих вопросах. Второе — качественное (системное и глубокое) информирование студентов об мировоззренческих парадигмах в истории философии в связи с конкретно-историческими обстоятельствами их формирования и развитие мышления студентов на основе различных способов мышления, которые были характерны для определенных эпох. Третье — личность преподавателя, сформированность ценностного, мировоззренческого ядра его личности. Четвертое — системная политика государства в области мировоззрения и традиционных российских ценностей, создание институциональной основы их формирования.

В-третьих, компаративный анализ экономической, социальной, политической и мировоззренческой обстановки в Италии XГV-XVI вв. и России 1990-х гг. целесообразно использовать при рассмотрении со студентами мировоззренческой проблематики в рамках темы «Философия Эпохи Возрождения» с учетом наглядности и образности данного сравнения.

В-четвертых, выводами по ограниченному в масштабах и во времени (небольшому) педагогическому эксперименту по предъявлению студентам в форме беседы результатов, рассматриваемого в настоящей статье компаративного анализа, являются следующие положения. Студенты сильно не задумываются о мировоззрении самом по себе, имеют некоторые представления о нем, беседа помогла их углубить. Студенты не хотят жить в нестабильные эпохи, в которых нет социально-экономической и социально-политической стабильности. Исходя из понимания сущности и значения мировоззрения, студенты соглашаются с его необходимостью в жизни личности, общества и государства. Кроме того, студенты приветствуют присутствие в Конституции положений ценностно-мировоззренческого характера, выражают запрос на традиционные российские ценности.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84

Список литературы:

1. Абдулгалимов Р. М. Теоретико-методологические основы развития профессионального мировоззрения студентов медицинского вуза: дисс. ... д-р пед наук. Грозный, 2020. 349 с.

2. Баталова А. В. Формирование гуманистического мировоззрения студентов вузов культуры и искусств: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2004. 28 с.

3. Беляев И. А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. №73. С. 434-444.

4. Борисова М. Н. Мировоззрение студентов как фактор системной устойчивости личности: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. Ставрополь, 2006. 24 с.

5. Вагин А. А. Методика преподавания истории в школе. М.: Просвещение, 1968. 434 с.

6. Волкова Е. Г. Основные проблемы преподавания философии в вузе // Современное образование. 2015. №2. С. 80-115.

7. Герасимов Г. И. История и мировоззрение // Социально-политические науки. №4. 2017. С. 160-163.

8. Дмитриева Е. В. Формирование профессионального педагогического мировоззрения будущего учителя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 28 с.

9. Еремкин А. И. Мировоззрение целостного восприятия мира // Научные ведомости БелГУ. Сер. Педагогика. 2002. №2(17). С. 170-179.

10. Иванова Е. В российских вузах увеличат время, отведенное на изучение истории России // Университетская газета. 11.10.2022. https://clck.ru/32fv3u

11. Князева М. Д. Социально-экономическая эффективность информатизации образования в РФ // Науковедческие исследования. 2014. №2014. С. 99-124.

12. Конституция РФ (с поправками, вступившими в силу 4 июля 2020 г.). http://duma.gov.ru/news/48953/

13. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 315 с.

14. Михайлова Т. П. Формирование мировоззрения школьников на уроках художественно-эстетического цикла: На примере авторского курса «Мироздание»: дисс. . канд. пед. наук. М., 1999. 146 с.

15. Носырев С. В. Педагогические условия формирования целостного мировоззрения учащихся гуманитарных классов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2003. 24 с.

16. Объявлены результаты голосования по поправкам к Конституции. https://lenta.ru/news/2020/07/02/okonchateln/

17. Ойзерман Т. И. Научно-философское мировоззрение марксизма. М.: Наука, 1989.

639 с.

18. Попов А. В. Политика и мировоззрение // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2012. №2. С. 12-16.

19. Розин В. М., Пурыничева Г. М., Овсяницкая Е. А. Преподавание философии в педагогических и технических университетах (проблемы и направления решений) // Педагогика и просвещение. 2019. №4. С. 43-58.

20. Салов А. И. Концепция и модель формирования этического мировоззрения учителя в процессе повышения квалификации: автореф. дисс. ... д. пед. н. Самара, 2018. 52 с.

21. Салов А. И. О соотношении мировоззрения и направленности учителя // Поволжский педагогический вестник. 2015. №4(9). С. 70-75.

22. Соколов К. В школах начнут проводить классные часы о российских ценностях // РБК. 30.07.2022. https://clck.ru/32fvB5

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84

23. Уман А. И., Борисова Ю. Н. Формирование мировоззренческой культуры студентов в процессе преподавания философских дисциплин в вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. №3(80). С. 401-404.

24. Федоров В., Басканова Ю., Жирикова А. Россия удивляет: пять эпох в российском общественном мнении (1987-2017) // ВЦИОМ Новости. 2017.

25. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

26. Фролов О. В., Зайцева С. В. Формирование философско-культурологического мировоззрения школьника как проблема современной педагогики // Гуманитарные науки. 2019. №2. С. 50-57.

27. Шиповская В. В., Гусейнов А. Ш. Психосоциальная зрелость в контексте преодоления трудных ситуаций и предупреждения личностных деструкций // Казанский педагогический журнал. 2019. №3(134). С. 171-178.

28. Шляпникова И. А. Взаимосвязь Эго-идентичности и личностной зрелости: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. Челябинск, 2010. 27 с.

29. Якобсон П. М. Изучение чувств у детей у подростков. Развитие нравственных оценок у школьников. М.: АПН РСФСР, 1961. 250 с.

30. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. 576 с.

References:

1. Abdulgalimov R. M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy razvitiya professional'nogo mirovozzreniya studentov meditsinskogo vuza: diss. ... d-r ped nauk. Groznyï, 2020. 349 s.

2. Batalova A. V. Formirovanie gumanisticheskogo mirovozzreniya studentov vuzov kul'tury i iskusstv: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. M., 2004. 28 s.

3. Belyaev I. A. Chelovek i ego mirootnoshenie. Soobshchenie 1. Mirootnoshenie i mirovozzrenie // Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2011. №73. S. 434-444.

4. Borisova M. N. Mirovozzrenie studentov kak faktor sistemnoi ustoichivosti lichnosti: avtoref. diss. ... kand. psikh. nauk. Stavropol', 2006. 24 s.

5. Vagin A. A. Metodika prepodavaniya istorii v shkole. M.: Prosveshchenie, 1968. 434 s.

6. Volkova E. G. Osnovnye problemy prepodavaniya filosofii v vuze // Sovremennoe obrazovanie. 2015. №2. S. 80-115.

7. Gerasimov G. I. Istoriya i mirovozzrenie // Sotsial'no-politicheskie nauki. №4. 2017. S. 160-163.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Dmitrieva E. V. Formirovanie professional'nogo pedagogicheskogo mirovozzreniya budushchego uchitelya: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2003. 28 s.

9. Eremkin A. I. Mirovozzrenie tselostnogo vospriyatiya mira // Nauchnye vedomosti BelGU. Ser. Pedagogika. 2002. №2(17). S. 170-179.

10. Ivanova E. V rossiiskikh vuzakh uvelichat vremya, otvedennoe na izuchenie istorii Rossii // Universitetskaya gazeta. 11.10.2022. https://clck.ru/32fv3u

11. Knyazeva M. D. Sotsial'no-ekonomicheskaya effektivnost' informatizatsii obrazovaniya v RF // Naukovedcheskie issledovaniya. 2014. №2014. S. 99-124.

12. Konstitutsiya RF (s popravkami, vstupivshimi v silu 4 iyulya 2020 g.). http://duma.gov.ru/news/48953/

13. Losev A. F. Estetika Vozrozhdeniya. M.: Mysl', 1978. 315 s.

14. Mikhailova T. P. Formirovanie mirovozzreniya shkol'nikov na urokakh khudozhestvenno-esteticheskogo tsikla: Na primere avtorskogo kursa «Mirozdanie»: diss. ... kand. ped. nauk. M., 1999. 146 s.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84

15. Nosyrev S. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya tselostnogo mirovozzreniya uchashchikhsya gumanitarnykh klassov: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. Irkutsk, 2003. 24 s.

16. Ob"yavleny rezul'taty golosovaniya po popravkam k Konstitutsii. https://lenta.ru/news/2020/07/02/okonchateln/

17. Oizerman T. I. Nauchno-filosofskoe mirovozzrenie marksizma. M.: Nauka, 1989. 639 s.

18. Popov A. V. Politika i mirovozzrenie // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskie nauki. 2012. №2. S. 12-16.

19. Rozin V. M., Purynicheva G. M., Ovsyanitskaya E. A. Prepodavanie filosofii v pedagogicheskikh i tekhnicheskikh universitetakh (problemy i napravleniya reshenii) // Pedagogika i prosveshchenie. 2019. №4. S. 43-58.

20. Salov A. I. Kontseptsiya i model' formirovaniya eticheskogo mirovozzreniya uchitelya v protsesse povysheniya kvalifikatsii: avtoref. diss. ... d. ped. n. Samara, 2018. 52 s.

21. Salov A. I. O sootnoshenii mirovozzreniya i napravlennosti uchitelya // Povolzhskii pedagogicheskii vestnik. 2015. №4(9). S. 70-75.

22. Sokolov K. V shkolakh nachnut provodit' klassnye chasy o rossiiskikh tsennostyakh // RBK. 30.07.2022. https://clck.ru/32fvB5

23. Uman A. I., Borisova Yu. N. Formirovanie mirovozzrencheskoi kul'tury studentov v protsesse prepodavaniya filosofskikh distsiplin v vuze // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. №3(80). S. 401-404.

24. Fedorov V., Baskanova Yu., Zhirikova A. Rossiya udivlyaet: pyat' epokh v rossiiskom obshchestvennom mnenii (1987-2017) // VTsIOM Novosti. 2017.

25. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla: Sbornik. M.: Progress, 1990. 368 s.

26. Frolov O. V., Zaitseva S. V. Formirovanie filosofsko-kul'turologicheskogo mirovozzreniya shkol'nika kak problema sovremennoi pedagogiki // Gumanitarnye nauki. 2019. №2. S. 50-57.

27. Shipovskaya V. V., Guseinov A. Sh. Psikhosotsial'naya zrelost' v kontekste preodoleniya trudnykh situatsii i preduprezhdeniya lichnostnykh destruktsii // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2019. №3(134). S. 171-178.

28. Shlyapnikova I. A. Vzaimosvyaz' Ego-identichnosti i lichnostnoi zrelosti: avtoref. diss. ... kand. psikh. nauk. Chelyabinsk, 2010. 27 s.

29. Yakobson P. M. Izuchenie chuvstv u detei u podrostkov. Razvitie nravstvennykh otsenok u shkol'nikov. M.: APN RSFSR, 1961. 250 s.

30. Yalom I. Ekzistentsial'naya psikhoterapiya. M.: Klass, 1999. 576 s.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 08.10.2022 г. 22.10.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Эзри Г. К. К вопросу об изучении значения мировоззрения в университетском курсе «Философия» // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №11. С. 469-478. https://doi.org/10.33619/2414-2948/84/61

Cite as (APA):

Ezri, G. (2022). On the Issue of Studying the Value of Worldview in the University

Philosophy Course. Bulletin of Science and Practice, 8(11), 469-478. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/84/61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.