Научная статья на тему 'К вопросу об изучении православной культуры Зауралья'

К вопросу об изучении православной культуры Зауралья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изучении православной культуры Зауралья»

А.И. Поротиков считает, что приоритет диспозитив-ной нормы над обычаем противоречит самой природе и целям диспозитивного регулирования. Содержание дис-позитивной нормы представляет «презумпцию того, что именно так обычно поступают на практике, именно это правило наиболее разумно и оптимально, что выбранная в диспозитивной норме модель поведения отвечает ожиданиям всякого разумного и добросовестного участника гражданского оборота» (7).

По мнению РЗ. Зумбулидзе, к вопросу соотношения обычая и диспозитивной нормы могут быть различные подходы. Диспозитивная норма закона имеет преимущество перед обычаем, если последний призван восполнить пробел, образовавшийся в результате неурегулиро-ваности условия в договоре. Если же возникает противоречие между обычаем и диспозитивной нормой, то преимущество в регулировании отношений должно быть отдано обычаю. «Правовой обычай ...должен иметь приоритет над подзаконными актами, содержащими нормы гражданского права» (3).

Диспозитивная норма не может быть выше практики, частным случаем непосредственного выражения которой является обычай. Следовательно, диспозитивная модель может быть проверена на соответствие действительности и опровергнута при помощи обычной нормы.

Однако Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г закреплен приоритет обычая над диспозитивной нормой. С 1990 г. указанная Конвенция является составной частью правовой системы Российской Федерации, следовательно, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции обладает высшей юридической силой перед нормами внутреннего законодательства, в том числе и ст. 421 ГК РФ.

Учитывая, что обычное правило не может стать нормой права при наличии соответствующей нормы в законе, а также принимая во внимание возможность отмены обычая как нормы права диспозитивной нормой закона и отмены обычного правила вообще императивной нормой закона, равно как и невозможность отмены в свою очередь обычным правилом нормы закона, со всей очевидностью можно сделать вывод о подчиненной роли обычного правила, по своей правовой силе, по отношению к закону (4).

Следует сказать, что поскольку обычай и закон являются источниками права и тесно взаимодействуют, обеспечивая адекватное регулирование тех или иных отношений, нет необходимости в их противопоставлении. Российским законодателем в вопросе соотношения закона и обычая сделан выбор в пользу закона. Обычное правило может быть применено, когда в законе на него имеется ссылка, хотя отсутствие прямого указания на возможность применения обычая не исключает рассмотрения его в качестве источника права. Характерным примером такого рода обычных правил могут служить правила, регулирующие базисы поставки товаров с использованием морского и других видов транспорта при внешнеторговой купле-продаже.

Однозначно обычай не может изменять существующей императивной нормы. Гражданский кодекс РФ в п.2 ст. 5 установил запрет на применение обычаев, противоречащих обязательным положениям гражданского права, тем самым предотвратив все споры, связанные с возможностью обычая отменять действия императивных норм закона. Соотношение обычая и закона таково, что закон может отменить обычное правило, но не наоборот. Фактическое неприменение нормы закона не означает прекращение ее существования, формально она остается действующей вплоть до отмены в установлен-

ном порядке. Само по себе существование обычной практики, отклоняющейся от закона, не дает основания признать ее нормой права, как бы эта практика ни была распространена. Не могут действовать в одном и том же месте по одному и тому же вопросу две различные правовые нормы. Поэтому при наличии нормы закона обычное правило не может стать юридической нормой. Однако допускается возможность применения обычаев, отклоняющихся от диспозитивных норм, но при наличии соответствующей отсылки в договоре. «Диспозитивная норма закона превалирует над обычными правилами, если из самого закона или договора сторон не вытекает иного» (4).

Таким образом, российским правом признается существование обычая в дополнение к закону и кроме закона, но не обычаев против закона. Именно в этих пределах обычаи могут быть признаны в качестве правовых норм.

Список литературы

1. Бублик В.А. Гражданско-правовое регулирование внешнеэкономичес-

кой деятельности в Российской Федерации: проблемы теории, законотворчества и правоприменения. - Екатеринбург, 1999. -С. 52.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч.3). - М., 2001.

3. Зумбулидзе Р.-М. З. Обычное право как источник гражданского права.

- СПб., 2004. - С. 168.

4. Зыкин И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. - М.,

1983. - С.32.

5. Маковский А.Л. О концепции первой части Гражданского кодекса//

ВВАС РФ. -1995. - №4. - С. 85.

6. Мейер Д.И. Русское гражданское право. - С. 46.

7. Поротиков А.И. Обычай в гражданском обороте. - СПб., 2004.

- С. 263.

\

Янович

Галина Васильевна канд. пед. наук, доц.

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАУРАЛЬЯ

Проблема изучения православной культуры и основ христианства в школе на сегодняшний день становится весьма насущной. Написаны первые общероссийские пособия (1), количество школ, вводящих факультативный курс изучения православной культуры на добровольной основе, постоянно растет. Вероятнее всего, что данный предмет не просто займет видное место в современной школьной программе, но и будет сопровождаться появлением пособий для учителей и школьников по изучению православной культуры того или иного края. Данной статьей приглашаем к разговору об изучении православной культуры Зауралья.

То, что наш край имеет интересную православную культуру, не требует доказательства. Стоит назвать только несколько весьма солидных исторических исследований, появившихся в печати за последние годы (2). Это очень позитивный фактор, который позволяет начинать работу

по изучению истории нашего края и в этом аспекте.

При разработке подходов к данному вопросу необходимо рассмотреть целый ряд положений, учитывающих особенности нашего края и того комплекса православной культуры, который сложился за столетия развития Зауралья в составе Российского государства.

Мы ставим своей задачей обозначить эти принципы и предложить свое видение каждого из них.

К числу обязательных требований мы относим соблюдение важнейшего принципа, зафиксированного в законе Российской Федерации «Об образовании». Статья 2 определяет как один из важнейших принципов государственной политики в области образования светский характер образования (3, 45), который в свою очередь базируется на конституционном положении о том, что наше государство согласно ст. 14 (4, 150) является светским.

Безусловно, православие стало стержнеобразую-щим в развитии культуры со времен Киевской Руси, Российской империи, а затем и Российской Федерации. Следовательно, оно неизбежно входит составным элементом в школьные курсы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры и т. д.

Однако изучение православной культуры - явление новое, сложное. Это стало возможным только в новых социальных условиях: открытость общества, его приверженность демократическим принципам и институтам, отказ от усиленной идеологизации прежде всего школьного образования. Ярко проявляются тенденции восстановления в процессе изучения гуманитарных предметов исторической и культурной преемственности.

Исторически сложилось так, что в Зауралье русская национальная культура, базирующаяся во многом на православии, стала ведущей. Однако надо помнить, что наш край - это родина ряда других наций, сохранивших свои верования и свою национальную культуру. Учитывая мно-гоконфессиональность и многонациональность нашего края, следует особо осторожно подходить к изучению хоть и ведущей, но не единственной культуры - культуры православия.

С учетом всего вышеобозначенного еще раз подчеркнем, что светский подход в изучении православной культуры должен строго соблюдаться.

Изучение православной культуры Зауралья только в том случае сможет эффективно выполнить свою образовательную и воспитывающую роль, когда оно покажет процесс развития православия в Зауралье в единой связи с историей развития православной культуры всей России. Подобные связи могут реализовываться разнообразно. Одними из важнейших, конечно, выступят исторические параллели.

Приведем только некоторые из фактов.

В современном Зауралье главным кафедральным собором Курганской и Шадринской епархии является собор пресвятого Александра Невского. Отметим, что в учебном пособии А.В. Бородиной в специально выделенной теме «Агиография» даны жития наиболее исторически значимых для Руси святых. Достойное место в этом разделе занимает и житие святого благоверного князя Александра Невского (5, 275 -276). Безусловно, материал дает прекрасную возможность построить разговор с молодым поколением и о роли личности в истории, и о данной исторической личности, и о том, что память о выдающейся личности сохраняется самыми разными путями и запечатлевается в разнообразных формах. Школьники могут узнать, что память князя Александра Невского, причисленного церковью к лику святых, почи-

талась по всей земле русской. На Руси благоверные князья - святые, использовавшие полученную от Бога власть на благо своему народу и церкви. Они щедро помогали нуждающимся, строили храмы, защищали землю от вражеских набегов.

Однако необходимо предостеречь от таких слишком прямых параллелей. При знакомстве с историей возведения храма во имя благоверного князя Александра Невского следует обратить внимание учащихся на более сложные исторические связи, пронизывающие историю развития православной культуры. Так в конце XIX - начале XX веков в Кургане строилась церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского и в память о почившем в то время государе Александре III, так как почитание императора как представителя высших небесных сил на земле возводилось в прямую обязанность каждого гражданина Российской империи.

Это все вместе взятое и определило, кому будет посвящена новая церковь.

Знакомство с развитием православия в нашем крае выводит на такие незабываемые и значимые события в истории страны и в истории Зауралья, как, например, пребывание декабристов в Кургане.

С главной церковью города Кургана - Троицкой -связанно удивительное в истории Российской империи и города Кургана событие - неофициальная встреча ссыльных декабристов с цесаревичем, будущим российским императором Александром II. Безусловно, следует знать юным зауральцам, что эта встреча сохранилась не только в архивных документах, но и в воспоминаниях самих декабристов, которые были напечатаны уже в ХХ веке.

В ночь на Троицин день с 5 на 6 июня 1837 года наследник российского престола, будущий император Александр II, совершавший путешествие по России, прибыл в Курган, где и заночевал. В качестве воспитателя его сопровождал Василий Андреевич Жуковский.

Жуковский встретился с находившимися в то время в Кургане декабристами.

Приведем краткий пересказ этой встречи по воспоминаниям самих декабристов.

«Рано утром цесаревич собирался к обедне (в Троицкий храм города Кургана. - Г.Я.) и приказал жандармскому штаб-офицеру: "Скажите этим господам (так он намекнул на нас), чтобы они были у обедни; там я смогу их видеть". Инструкция такого случая не предвидела. Городничий тотчас разослал нарочных по нашим домам, чтобы нас созвать в церковь. Цесаревич со своею свитой стоял перед алтарем главного придела, по бокам стояли мои товарищи и Е.П. Нарышкин (один из курганских декабристов). Весь храм и прилегавшая к ней площадь были буквальны запружены народом.

Во время литургии цесаревич несколько раз оглядывался на изгнанников со слезами на глазах и совершенно особенно наклонился и осенил себя знамением креста, когда священник произнес молитву "О недугую-щих, страждущих, плененных и о спасении их". Восторженные, иступленные крики "ура" возвестили его отъезд» (6, 327).

Можно напомнить и другой не менее интересный факт, который поможет увидеть и самих декабристов, и уже полуразрушенные архитектурные памятники Кургана иными глазами. Известно, что собор во имя Богородицы был выстроен в городе Кургане по проекту декабриста М.А. Назимова в 1845 году.

Михаил Александрович Назимов - один из 13 декабристов, проживавших в городе Кургане. Это был образованный человек. Известен он как знающий и опытный инженер, который помогал своими знаниями не только

соратникам по ссылке, но и многим местным жителям. М.А. Назимов принял активное участие в создании проекта нового храма, когда в этом возникла острая необходимость. За основу своего проекта он взял план храма в имении своей жены. Он внимательно наблюдал за ходом строительства до самого своего отъезда из Кургана.

В книге М.А. Назимова «Письма, статьи», вышедшей в 1985 году, есть рисунок Богородице - Рождественнско-го собора (7, 108).

В настоящее время Богородице - Рождественский храм почти уничтожен. Останки собора, превращенного в цех завода деревообрабатывающих станков, находятся по ул. Томина, недалеко от Кировского моста. Несмотря на все разрушения, которым подвергался собор, его кладка до сих пор вызывает восхищение.

Существуют в истории развития православия в Зауралье и другие не менее яркие примеры, позволяющие показать удивительно прочные связи нашей малой Родины с Русью. Это особо почитаемые русскими людьми чудотворные иконы. Самая почитаемая в нашем крае чудотворная чимеевская икона - список с Казанской иконы Божией Матери, о которой так же ведется особый рассказ в учебном пособии А.В. Бородиной (5, 242 - 246).

Удивительна судьба этой зауральской иконы. Она приплыла в село Чимеево по реке Нияп, притоку Тобола.

В архивах сохранились описания этого чуда: «Однажды в конце весеннего половодья, под красными лучами предзакатного солнышка кто-то из деревенских увидел, как на выходе реки из деревни возле тонких ветвей склоненных ивовых кустов кружила воронка. В ней величаво покачивалась на волне большая черная доска. При очередном своем развороте, когда доска немного наклонилась, стоявшие на берегу увидели необыкновенно большие, выразительные глаза Божией Матери. Взгляд этот обжег собравшихся невещественным небесным светом.» Так впервые была обретена чимеевская икона Божией Матери «Казанская» (8, 16-17).

Чимеевские старожилы хранят предание о том, что когда в селе сгорел первый храм, построенный в честь царицы Елены 5 ноября 1770 года, то село замерло от горя, люди ощущали сиротство, оставленность, боялись подходить к пепелищу, но образ Казанской Божией Матери нашли на пепелище единственно сохранившимся. Ребенок, случайно забредший на пепелище, споткнулся обо что-то твердое. Разгребая пепел, увидел просиявший лик Чудотворной. Икона оказалась целой и невредимой! Только опалился верхний угол, да доска потемнела. Следы ожогов и сейчас можно увидеть на правой щеке образа Пресвятой Богородицы. Это было второе чудесное обретение иконы. С тех пор ее любовно и ласково называют Черноликой Божией Матерью» (8, 16-17).

В марте 2004 года по ходатайству преосвященного Михаила, епископа Курганского и Шадринского, Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести чимеевскую святыню в православный месяцеслов как чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери (8, 17).

Не менее значимым с точки зрения выявления исторических связей нашего края с Россией выступает и то, что в Зауралье православие пришло после присоединения его к европейской части нашей огромной страны. Сохранение традиций православной культуры на новой территории - очень интересное направление и для более глубокого изучения православной культуры нашего края и всего государства, и для формирования чувства единства русской культуры. Приведем примеры: Далматовс-кий кремль продолжил собой защитную линию обороны, возводимую на границах вновь присоединенных земель.

История возникновения на этом месте монастыря также оказывается достаточно типичной для русских земель. В данном случае было бы интересно присмотреться к названию, данному монастырю: Свято - Успенский.

Возникает возможность представить зауральский монастырь как вклад населения края в дальнейшее развитие общероссийских православных традиций. Достаточно открыть «Славянскую энциклопедию» (9, 566), чтобы увидеть в ней описание 7 крупнейших на Руси мужских монастырей во имя Успения Пресвятой Богородицы. Учитель может так построить урок, что дети узнают и что такое Успение Пресвятой Богородицы, и что такое монастырь в жизни русского народа и государства, и как выбиралось название для монастыря, и почему так почитаема была Пресвятая Богородица, и, разумеется, какое место в общем монастырском деле занял со временем наш Далматовский Свято-Успенский монастырь.

Учебник А.В. Бородиной (5) не затрагивает весьма показательные элементы православной культуры, которые имеют в нашем крае немало интересных памятников (что вполне естественно, так как он ограничен необходимостью осветить огромный материал). Назовем только три типа памятников православной культуры и подтвердим свою мысль соответствующими фактами: часовня, святой источник, рака с мощами святого. Интересны эти явления тем, что они во многом стали порождением более активного развития православных традиций на местах. Так произошло и в нашем крае.

Самыми известными святыми источниками в Зауралье являются Далматовский и Чимеевский. Вот какова история одного из них - Далматовского.

С глубокой древности воде приписывался творческий божественный характер. Не удивительно, что в христианстве придается воде такое значение. Особым почитанием пользуются так называемые святые источники -это возникновение новых родников в местах, связанных с появлением чудотворных икон, особо чтимых храмов, монастырей. Особенно часто отмечается возникновение источников рядом или прямо на территории монастырей. Так было и истории нашего края. Далеко славился святой источник рядом с Далматовским Свято-Успенским монастырем. Ни один паломник, а их были тысячи, не уходил от стен монастыря святого Далмата, чтобы не побывать на святом источнике и не испить этой чудотворной воды.

Однако за годы разрушения монастыря источник был не просто забыт, а загажен, завален всяким мусором. Со временем он просто исчез.

Но вот чудо: после того, как монастырь начал оживать, восстанавливаться, недалеко от древнего родника у подножия холма, на котором расположен монастырь, забил новый родник. Весть о возрождении святого источника тут же обл етел а всю округу. Источник обустроили. Сейчас началось паломничество уже к новому источнику - роднику (10, 215-216).

Часовни ведут свое начало из глубокой древности христианского мира. Они представляют собой небольшие постройки для общественной молитвы с иконами, но без алтаря. Часовни устраивались на вновь осваиваемых или в особо памятных местах, на кладбищах, в местах, ознаменованных какой-нибудь милостью Божией или важными событиями церковно-государственной жизни. Они нередко первоначально заменяли собой каменные храмы, так как были более доступны для строительства, особенно во вновь обживаемых местах. Они могут ставиться первоначально на месте будущего храма, на перекрестке дорог. При заселении новых мест храмов было мало, их заменяли часовни.

В Зауралье известны многие сохранившиеся с давних пор часовенки, сейчас появились и новые, что свидетельствует о продолжении существовавших с древних времен христианского мира традиций. Рассказ о часовнях Зауралья - это знакомство детей с разнообразными формами проявления православной культуры, с конкретными культурными памятниками малой Родины.

Другой не менее давней традицией в православии является почитание мощей. Мощи - тела или останки тел святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти. В христианстве сложилась традиция помещать мощи святых в особое помещение, называемое рака, что соответствует русскому слову гробница (не следует смешивать со словом «гроб») (11, 232).

Обращаясь к православной культуре Зауралья, просто невозможно оставить без внимания мощи основателя Свято - Успенского монастыря Далмата, возведенного в сан местночтимого святого. История их обретения уже в конце ХХ века полна драматизма и уважения к людям, взявшим на себя труд по их спасению. Вот несколько слов об этом событии: одной из важнейших задач, которые встали перед православными после возрождения монастыря, являлось обрестение мощей святого Далмата. По благословлению епископа Курганского и Шадринс-кого научно-археологические работы по обретению мощей преподобного Далмата начались 11 июля 1994 года. Когда склеп был обнаружен, выяснилось, что он находился под бетонным полом одного из подсобных помещений. Так его пытались спрятать в годы советской власти от верующих. Однако при обследовании зафиксировали, что склеп с захоронением преподобного Далмата сооружен был по всем правилам строительного искусства. Мощи Далмата обнаружили уложенными в колоду, которая была обернута в бересту. По остаткам одежды стало ясно, что погребен был Далмат по монашескому обряду. С соблюдением соответствующих церковных обрядов произошло перенесение мощей преподобного Далмата из усыпальницы в Скорбященскую церковь, где его поместили в деревянной резной раке (специальная украшенная гробница, в которой находятся мощи святого). Рака имеет вид ковчега с художественной отделкой и иконописным изображением святого на верхней доске. В храме рака находится на специальном возвышении (10, 208-211). Обретение мощей святого Далмата стало началом возрождения оскверненного и обезображенного монастыря как очага духовной культуры.

Следующим чрезвычайно позитивным моментом в изучении местной православной культуры является то, что практически любой из памятников ученик имеет возможность посетить, познакомится в реальном времени. Как будет происходить это знакомство - в поездках на каникулах, в форме уроков на местах - это определяется самим учителем. Важно, чтобы учитель помог ученику многие памятники увидеть воочию. Тогда православная культура, причем не только местная, но и всероссийская, станет для ученика реальной, живой, воспитывающий и его ум, и его душу, даже когда идет речь о ребенке из семьи, не принадлежащей к православию. Ведь приобщение к религии не может, как мы уже говорили, быть задачей школьных курсов.

Исходя из светского характера курса по изучению православной культуры, следует отметить еще один важный, на наш взгляд, аспект изучения православной культуры - привлечение в процессе изучения православной культуры светских учреждений. Речь идет о художественном и краеведческом музеях, об областной научной библиотеке им. Югова. Это важно в двух аспектах. Первое -при освоении материала учебного пособия А.В. Бороди-

ной детям предлагается история икон как явления православной культуры и как конкретных памятников православия (5). Первое знакомство ученика с законами писания икон, их особым неповторимым художественным языком просто необходимо проводить в залах музея на примерах реальных, живых памятников иконописи, тем более Курганский областной художественный музей обладает сегодня весьма интересной коллекцией уральских и сибирских икон. Второй аспект - в наших храмах практически нет икон так называемого «старого письма». Исключение составляет несколько чудотворных икон, находящихся в некоторых храмах. Художественный музей поможет, как мы отмечали выше, учителю восполнить этот пробел - представить сохранившиеся и восстанавливаемые сейчас работниками музея иконы из разрушенных храмов, собираемых по глухим деревням и приносимых в дар музею.

Такую же помощь учителю может оказать и Курганский краеведческий музей. Он собрал и сохранил интересную коллекцию рукописных и старопечатных книг, прекрасно оформленных, дающих представление об искусстве церковной книги вообще и о книгах, существовавших в храмовых и монастырских библиотеках.

И Курганский областной художественный музей, и Курганский областной краеведческий музей, и Областная научная библиотека им. Югова уже разработали и проводят экскурсии, которые могут использоваться учителем при изучении православной культуры.

Следующий момент, о котором, на наш взгляд, следует повести речь, может быть отнесен к структуре самого учебного пособия вообще, а не к теме, заявленной нами: это глоссарий. Сам по себе материал настолько непривычен, не освоен даже старшим поколением, что это требует особого разговора. Беглый взгляд на учебное пособие А.В. Бородиной (5) показывает, что автор уделяет большое внимание расширению понятийного и словарного запаса учащихся. После каждой темы выделяются новые слова и понятия. Однако специального глоссария в конце учебного пособия нет. В самом же учебном тексте далеко не всегда можно четко вычленить определения выделенных слов и понятий. В данном случае я не ставлю своей задачей критику пособия. Вопрос заключается в том, что для успешного освоения православной культуры учебного пособия будет явно недостаточно. Сейчас появилась интересная, разнообразная литература. Однако тиражи этих изданий минимальные, что нельзя сказать о ценах. Следует помнить и то, что пособие предназначено для учащихся средних и старших ступеней школы. Исходя из вышесказанного, глоссарий, вероятно, следует подготовить и издать приложением к учебному пособию по православной культуре Зауралья. Объем, структура и т.д. может обсуждаться, уточняться, но на сегодняшний день он нужен.

Вопрос об особенностях развития православной культуры Зауралья требует особого рассмотрения.

Мы до сих пор подчеркивали единство, неразрывность православной культуры нашего края с общероссийской православной культурой. Однако возникает вопрос - если она не имеет своих особенностей, стоит ли тратить время на ее изучение?

Зауралье мило нам и тем, что вобрало в себя все богатство истории, культуры, традиций России, ее народа. Но вполне естественным является желание знать и те моменты истории, культуры, развития православия и памятников, которые есть только у твоей малой Родины. С этим должен быть знаком каждый житель Зауралья. Эти моменты обязательно должны найти отражение в учебном пособии по истории православной культуры на-

шего края.

Таких фактов, примеров, памятников материальной культуры, рассказывающих о проникновении и активном развитии православия в наших краях достаточно для того, чтобы в пособии можно было четко и ярко провести эти идеи.

Безусловным доказательством этого является история Далматовского мужского монастыря. На его примере учитель может не только убедительно показать роль монастырей в духовной, культурной, экономической жизни народа, но особую гордость вызовет исторически доказанное положение Далматовского мужского Свято-Успенского монастыря во всей великой Сибири. По данным исторических архивов наш монастырь в XIX веке стал крупнейшим монастырем за Уралом (10, 56-57).

При рассказе о возникновении монастыря и при освещении развития православия на вновь присоединенных к Российской империи землях, безусловно, юные зауральцы должны услышать, что ко времени вхождения нашего края в мощное государство в православии уже существовали святые, чье почитание было особо глубоким именно в Сибири. Одним из таких святых стал св. праведный Симеон Верхотурский, который укреплял в вере и поучал благочестию новообращенных инородцев. Его мощи в 1704 году были перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь (12, 564). Именно этот святой и стал особым покровителем жителей Сибири и наиболее почитаемым святым в наших краях.

Однако активное приобщение к православию как важнейшей для русского народа духовной форме жизни со временем дало и «своих» святых, признанных сегодня официально сибирскими святыми. Среди них важное место занимает основатель Свято-Успенского мужского монастыря Далмат. Это всеми почитаемая историческая личность, знать которую следует каждому жителю нашего края.

Чрезвычайно самобытными в развитии православной культуры стали истории появления чудотворных икон. Как правило, кроме общероссийских чудотворных икон в каждом крае существуют местные. Богато такими иконами и наше Зауралье. Может быть и не все из них запомнятся изучающим православную культуру учащимся, однако само осознание самобытности «местной» православной культуры, безусловно, обогатит чувство уважения к своему краю.

Думаю, что приведено достаточно аргументов в пользу необходимости показа при знакомстве учащихся с православной культурой Зауралья не только в единстве ее с российским православием, но и выявления самобытности православной культуры нашего края, ее удивительной переплетенности с духовной жизнью народа, его бытом, мировосприятием, отношением к православию как неотъемлемой части его жизни.

Последняя проблема, на которую мы хотели бы обратить внимание - процесс преподавания курса: изучать ли его непосредственно в основном курсе (5) или строить как самостоятельный курс, изучаемый после основного факультативного курса по православной культуре. Оба эти подхода имеют право на существование.

На наш взгляд, предпочтительнее изучение православной культуры Зауралья как самостоятельного факультативного курса. Что позволяет отдать предпочтение именно такому подходу?

- учебный курс, если он опирается на пособие А.В. Бородиной (5), не использует исторический подход к изучению материала, что вполне оправдано и богатством, и сложностью истории культуры православия;

- православная культура нашего края настолько бо-

гата и интересна сама по себе, что на уже имеющемся материале складывается целостный учебный курс, который может познакомить учащихся с самобытным православно - культурным комплексом родного края;

- ведение учебного курса как самостоятельного краеведческого курса дает большую свободу учителю, так как самостоятельному курсу отводится и больше учебного времени, учитель может более полно использовать возможности, предоставляемые близостью с изучаемыми памятниками культуры, возможности организации уроков - экскурсий, поездок на каникулах и т.д.;

- в ходе изучения краеведческого курса идет опора на уже изученный материал основного курса, в результате чего знания основного курса повторяются, углубляются и расширяются. В итоге краеведческий курс также осваивается более осознанно, систематизируется, возникает более полное представление об изучаемом предмете.

Проблема, к рассмотрению которой мы обратились, имеет и другой аспект: в каком ключе изучать православную культуру Зауралья?

- изучать православную культуру нашего края хронологический, в соответствии с тем, когда возник тот или иной населенный пункт, когда был построен храм, когда был перестроен и т.д.;

- изучать православную культуру по видам церковного искусства: архитектура, иконопись, фресковая живопись, искусство книги, церковная музыка и т.д.;

- изучать православную культуру как географически сложившиеся комплексы населенных пунктов нашего края, причем далеко не всегда самых крупных;

Каждый из предложенных подходов имеет свои преимущества и свои сложности. Хронологический подход, с одной стороны, позволит проследить процесс внесения, закрепления и развития православной культуры в Зауралье после присоединения к Российской империи. Позволит увидеть, например, связь между развитием культуры и экономики и т.д. С другой стороны, такой подход во многом разбивает целостное восприятие исторически складывавшегося культурного комплекса. Кроме того, хронологический подход затруднит для учащихся понимание специфики такого явления, как православная культура, так как во многих моментах он повторит курс исторического краеведения.

Изучение православной культуры по видам искусства осложнено рядом обстоятельств. Это слабая изученность особенностей архитектурного стиля, иконописи, искусства церковной книги, церковного пения, колокольного звона именно в нашем крае. Да, памятники есть, но если говорить об архитектурных сооружениях, то основная их часть лежит еще, что называется, в руинах. Объектов для серьезного искусствоведческого изучения явно недостаточно. Иконы, атрибутированные как иконы местного происхождения, также практически отсутствуют. То же самое можно сказать о церковных книгах и о церковной музыке. Думается, что пройдет время и белые пятна в истории православной культуры Зауралья будут исследованы более серьезно. Вероятно, со временем такой подход вполне может быть использован в приобщении молодого поколения к наследству предков в данной сложной, но интересной области.

На сегодняшний день наиболее эффективным видится изучение комплексов православной культуры, сложившихся в тех или иных населенных пунктах Курганской области. Следует отметить, что не всегда это крупные города области, есть и небольшие села. В качестве доказательства приведем два исторически сложившихся и существующих в настоящее время комплекса православной культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Город Далматово. В данный комплекс православной культуры входят:

1. Далматовский кремль.

2. Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь.

3. Рака с мощами преподобного Далмата.

4. Храм Богоматери «Всех скорбящих радости».

5. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости».

6. Далматовская часовня во имя чудесного спасения Александра III.

7. Далматовский святой источник.

8. Николаевская церковь.

Село Чимеево Белозерского района. В данный комплекс православной культуры входят:

1. Чимеевский храм во имя Казанской Божией Матери.

2. Чимеевская чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанская-Чемеевская.

3. Иконостас храма во имя Казанской Божией Матери.

4. Часовня на месте обретения чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Казанской-Чемеевской.

5. Чимеевский Казанско-Богородицкий мужской монастырь.

6. Чимеевский святой источник.

7. Часовня при святом источнике.

Итак, православная культура Зауралья на сегодняшний день может стать особым предметом изучения в школах нашей области. Ее рассмотрение решает целый ряд образовательных, а главное воспитательных задач в современном обществе.

Наиболее эффективно ее рассмотрение при учете следующих принципов подхода:

- разработка самостоятельного факультативного курса;

- изучение курса должно иметь светский характер, что соответствует Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об образовании»;

- изучение православной культуры Зауралья в неразрывной связи с историей православной культуры всей России;

- выявление особенностей православной культуры Зауралья;

- знакомство учащихся с местными памятниками православия в «живую», в личном с ними общении;

- привлечение в процессе изучения православной культуры Зауралья светских учреждений нашего края;

- изучение православной культуры по исторически сложившимся центрам - комплексам Зауралья (там где на сегодняшний день присутсвует несколько объектов, которые и составляют культурно - православный комплекс);

- составление и публикация в учебном пособии специального глоссария для учащихся.

Православная культура на сегодняшний день достаточно изучена для того, чтобы разработать учебное пособие по курсу православной культуры Зауралья опираясь на данные научных исследований. В статье мы предложили принципы, которые, на наш взгляд, должны лечь в основу изучения православной культуры Зауралья и, следовательно, программы факультативного курса и учебного пособия.

Кроме создания учебного пособия, возникает необходимость разработки методического пособия для учителя, который будет вести преподавание этого факультатива, а также подготовки самого учителя к ведению подобного курса. Это задачи, которые могут решать совместно Курганский государственный университет, Главное уп-

равление народного образования Курганской области и центры по переподготовке учителей г Кургана и области.

Список литературы

1. Бородина А.В. Основы православной культуры.Учебное пособие для

основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М., 2003; История религий: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений (Вариант с расширенным изучением христианства)/ Под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007 и др.

2. Бутакова М.В. Церковь и Зауралье в XVII - XIX в.в. Земля Курганс-

кая: прошлое и настоящее: Краеведческий сборник. Вып. 19. -Курган, 1997; Васильева А.М. Забытый Курган. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997; Зайцева Л.Ю. Русская православная церковь// История Курганской области. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1998.

- Т.4. - 488 с.; История культуры Южного Зауралья: В 3 т. -Курган: Изд-во Курганского ун-та, 2004 - 2006; Пашков А.А. Свято

- Успенский Далматовский мужской монастырь. - Шадринск: ПО «Исеть», 2000. - 415 с.; Федченко М.Н. Русская православная церковь на территории Курганской области (1943 - начало 2000-х годов). - Курган, 2006 и др.

3. Комментарии к Закону Российской Федерации «Об образовании». - М,

1998.

4.Конституция Российской Федерации: Научно-практические комментарии. - М., 1997.

5. Бородина А.В. Основы православной культуры: Учебное пособие для

основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М., 2003.

6. Лорер Н.И. Записки декабристов. - Иркутск, 1984.

7. Назимов М.А. Письма и статьи.- Иркутск, 1985. 8.Чудотворная Чимеевская. Историческая справка//Звонница. - Курган.

- 2004. - № 26.

9. Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия: В 2 т. - М.,

2003.- Т.2.

10.Пашков А.А. Свято - Успенский Далматовский мужской монастырь. -Шадринск: ПО «Исеть», 2000. - С. 215 - 216.

11.Словарь православной церковной культуры.- М., 2008.

12. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. - М., 1995. - Т.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.