ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ
УДК 159.922.7 : 159.983 : 159.943
В. А. Худик, Д. Ю. Шигашов
К вопросу об изучении феномена «Я-концепции» личности в психологии развития и в клинике детской психиатрии
В статье обсуждается возможность изучения феномена «Я-концепции» у детей и подростков, находящихся на обследовании и лечении в условиях детского психиатрического стационара. Описываются методики и их направленность в диагностике детерминант «Я-концепции» личности.
In the article the possibility of studying a phenomenon of "Self-concept" in children and teenagers who are under inspection and treatment in the conditions of children's psychiatric hospital is discussed. Techniques and their use in diagnostics of determinants of the Self-concept are described.
Ключевые слова: личность, феномен «Я-концепции», аномалии поведения, психологическая диагностика.
Key words: Self-concept, anomaly of behavior, psychologic diagnostics.
В клинике детской психиатрии врачу-психиатру часто приходится обращаться к изучению психологических феноменов, относящихся к пониманию этиологических особенностей поведения ребенка, когда описываемая клиническая симптоматика не имеет психопатологических отклонений. Поведение ребенка условно называют «нормальным», когда родители и педагоги школы отмечают существенные трудности в его обучении и воспитании. Отклонения в поведении представляют собой очевидные проявления, которые в клинической практике диагностируются как аномалии личности у лиц с акцентуацией характерологических свойств, формирующейся, как правило, в подростковом возрасте [1].
Врач-психиатр, используя клинико-описательный метод, описывает особенности личности детей и подростков с отклоняющимися формами поведения понятиями и терминами, широко применяемыми в клинической диагностике. При этом также используются ре-
зультаты параклинических методов исследования - ЭЭГ, Эхо-грамма, компьютерная томография мозга и другие объективные методы исследования высшей нервной деятельности [2]. Наряду с указанными методами исследования, в клинике детской и подростковой психиатрии часто применяются патопсихологические методы изучения личности, направленные на раскрытие психологических феноменов когнитивно-личностных аспектов поведения и аномальных новообразований [3; 4].
Психологическое обследование в условиях детского психиатрического стационара осуществляется патопсихологом, который использует для этих целей набор традиционных и зарубежных методик, достаточно широко описанных в руководствах Б.В. Зейгарник [5], С.Я. Рубинштейн [6], В.М. Блейхера [3], Л.Ф. Бурлачука и С.А. Морозова [7] и др. Однако опыт практической деятельности патопсихолога показывает, что в каждом конкретном случае в работе с детьми ему приходится иметь дело не столько с результатами обследования, сколько с их интерпретацией, преломляемой сквозь призму социальной ситуации развития и формирования личности больного ребенка.
Экспериментально-психологическое обследование представляется значимым еще и потому, что позволяет вскрыть генезис формирования аномально-личностных новообразований на том или ином этапе развития болезни, показать иерархию нарушений психической сферы в общей структуре личности, определить глубину поражений или деформации как отдельных психических функций, так и личности в целом. Таким образом, по данным экспериментального обследования психолог описывает присущие больному психологические симптомы поведения, квалифицирует полученные результаты с учетом известных ему патопсихологических симптомокомплек-сов, к которым относят также и особенности описания феномена «Я-концепци».
Описание феномена «Я-концепции» и особенности его изучения в условиях детского психиатрического стационара может быть целью психологического исследования. В задачи исследования входит: дать краткую характеристику феномена «Я-концепции» и выделить основные детерминанты, подлежащие патопсихологическому и психопатологическому изучению; описать доступные мето-
ды психологического исследования и возможные результат в работе клинических психологов.
«Я-концепция» личности является мерилом адекватного поведения и включения личности ребенка в условия учебнообразовательной среды. Феноменология «Я-концепции» личности пребывает на пути дальнейшего развития, мотивационного совершенствования и аффектино-когнитивной изменчивости.
л
Предложенное Р. Бернсом [8] понятие «Я-концепции»1 личности рассматривается в отечественной психологии с позиций онтогенте-тического подхода, анализа роли биологических и социальных факторов в развитии личности, изучения личности на основе мульти-факторных представлений о ее структуре. Это давало возможность увидеть личность в ее развитии и становлении, определить удельный вес тех или иных факторов в ее формировании, а главное -изучить психологические механизмы обусловливающие эффективное включение индивида в систему отношений и учебнообразовательную деятельность. А поскольку детский возраст представляет собой период начального этапа становления социальной зрелости личности, то и вопросы, связанные с изучением когнитивного и личностного развития, самооценки, интро- и экстраинди-видных характеристик и пр., приобрели особую актуальность в контексте решения задач учебной (более широко - социальной) адаптации.
Составляющими «Я-концепции» являются:
• «Я-реальное» (представление о себе в настоящем времени);
• «Я-идеальное» (то, каким субъект должен быть, ориентируясь на моральные нормы);
• «Я-динамическое» (то, каким субъект намерен стать);
• «Я-фантатистическое» (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным).
Изучение проявлений данных детерминант в детском и подростковом возрасте требует разработки специальных исследовательских методов, их объективации в конкретных условиях лечебнообразовательной среды в период восстановительного лечения ребенка в детском психиатрическом стационаре.
1 В гуманистической психологии Р. Бернс определил «Я-концепцию» как динамическую систему представлений человека о себе, которая складывается из осознания человеком своих качеств: физических, интеллектуальных, нравственных и др.
47
Объект исследования. Изучение феномена «Я-концепции» личности проводится на детях, которые обследуются и получают лечение в условиях детского психиатрического стационара. При этом исследуемые группы должны отличаться по возрасту и длительности наблюдения. Такое разделение на группы предполагает получить как срезовые характеристики по изучаемым параметрам, так и особенности их становления, изменения на различных этапах наблюдения.
Все обследуемые принимают участие в поперечном исследовании, в котором используется заранее подготовленный блок методик, состоящий из: 1) анкеты-вопросника для изучения лиц детского возраста; 2) модифицированного варианта методики Т. В. Дембо -
С. Я. Рубинштейн; 3) вопросника для изучения интро-экстравертированной направленности и нейротизма личности; 4) метода объективного анализа успеваемости-неуспеваемости по учебно-предметным дисциплинам. Данный выбор методов исследования не случаен и обусловлен, во-первых, мультифакторными представлениями о личности ее развитии в пространственновременных характеристиках, получивших свое раскрытие при теоретическом анализе проблемы становления детерминант феномена «Я-концепции» личности в условиях школьного образования; во-вторых, объективизация детерминант «Я-концепции» личности представляется крайне сложной исследовательской проблемой для психологической практики, поскольку теория личности затрагивает те индивидуально-личностные образования, которые лежат в плоскости интро-экстраиндивидных характеристик поведения, общения, потребностей и мотивов, самооценки и притязаний, влияющих на успешность развития адаптивных способностей к заданному виду учебно-предметной деятельности, и, в-третьих, указанные особенности личностной сферы для самой личности остаются глубоко скрытыми, личностно значимыми, интимными. А поэтому задача изучения и возможности корригирования аффективно-личностных компонентов поведения личности в целях решения задач школьной адаптации и интегрированных форм обучения представляется весьма значимой, но проблемной с точки зрения выбора оптимальных методик исследования.
Характеристика методов исследования. Опишем вкратце предлагаемые методы исследования «Я-концепции» личности.
Анкетное исследование детерминант, составляющих «Я-концепцию» личности. Представление о том, что личность характеризуется некими социально-психологическими свойствами, которые можно отразить в виде анкеты уже давно используются как отечественными, так и зарубежными исследователями. Результаты анкетных исследований позволяют судить о тех или иных тенденциях, переменных или других характеристиках, получаемых от респондентов конкретной популяции. При этом достоверность информации во многом будет зависеть от того, какой вид анкеты используется. Известно, что при анонимном исследовании достоверность результатов повышается. Значение имеет также и то, какой вариант анкеты используется - открытий или закрытый? При закрытом варианте анкеты значительно ускоряется время проведения опроса, конкретизируются «штампы» ответов, смысловое значение которых приобретает статичность для всех респондентов, тогда как при открытом анкетировании риск различия смысловой рефлексии тех или иных вопросов увеличивается, а необходимость самостоятельно отвечать приводит нередко к формализации или отказам.
Для изучения «Я-концепции» в подростковом возрасте может быть использован модифицированный вариант закрытой анкеты-вопросника, разработанной В. Ю. Дмитриевым и В. А. Худиком [9] для исследования лиц детского и подросткового возраста. Модификация метода заключалась в оптимизации вариантов ответа на вопросы, относящиеся к сфере мотивации учения, отношений со сверстниками и педагогами, высказываемыми планами на будущее в связи с будущей учебой в средних классах школы. В целом анкета-вопросник используется для изучения «Я-концепции» личности с учетом тех новообразований, которые характерны для детского и подросткового возраста, а именно - возраста определения интересов и направленности аффективно-личностных компонентов поведения.
Вопросы анкеты, которые отражают детерминанты «Я-концепции» личности, нами были сгруппированы в следующие переменные: 1) возраст; 2) пол; 3) среда проживания; 4) материальное положение; 5) соотношение учебного и внеурочного времени; 6) сфера отношений к учебе и педагогам; 7) сфера интересов и увлечений; 8) занятость в течение дня и организация досуга; 9) оценка успешности деятельности; 10) притязания на будущее. Эти пере-
менные вошли в предложенную нами модель «Я-концепции» личности (рис. 1), которая может быть использована при изучении субъекта деятельности в онтогенетическом аспекте, в частности, при исследовании лиц других возрастных категорий - подростков и юношей, включенных в учебно-педагогический процесс. Представленные в анкете регистр-вопросы, а точнее варианты ответа на них, отражают основные компоненты составляющие модель «Я-концепции» (пространства) жизнедеятельности личности. Применительно к детскому возрасту выделенные регистр-вопросы позволяют исследовать уровень социальной зрелости и психологической готовности к учебной деятельности.
Рис. 1. Модель «Я-концепции» личности учащихся по данным регистр-вопросов анкетного исследования
Результаты исследования по данным анкетного опроса анализируются в исследуемых группах с учетом возраста и особенностей «социальной ситуации развития» испытуемых.
Рефлексия самооценки в аспекте интро- или экстрапсихиче-ской модели «Я-концепции» личности. Самооценка личности, а точнее ее рефлексия индивидом, представляет собой одну из переменных модели «Я-концепции». По самооценке личности можно судить о потребностях, мотивации и поступках поведения человека. К. А. Абульханова-Славская отмечает, что в самооценке выражает-
ся потребность человека к самопознанию - «познание самого себя начинается с познания своих способностей, характера, возможностей...», что важно для «...определения личностью своего места в жизни, выбора жизненной позиции» [10]. Внутренний план оценочных суждений, касающихся детерминант «Я-концепции» личности, может изучаться с помощью модифицированного варианта методики Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн. Суть модификации заключается в том, что испытуемому предлагается 7 шкал («Здоровье», «Умственные способности», «Характер», «Авторитет у сверстников», «Авторитет у преподавателей», «Внешность», «Учеба»), на каждой из которых представлены деления от минимального числа до максимального, то есть от 1 до 7 баллов. Одному баллу соответствовала минимальная степень выраженности изучаемого явления (качества), а семи баллам — соответственно максимальная. По мнению Т.М. Габриял [11], это позволяет испытуемому быстрее определиться на указанной шкале (например: «самые здоровые», «весьма здоровые», «более или менее здоровые», «средне больной», «более или менее больной», «весьма больной», «самый больной»). В свою очередь, данная градация шкал представляет собой семантическое поле личности, которое квалифицируется в контексте формирующейся модели «Я-концепции».
Смысловой подтекст каждой из шкал предварительно обсуждается с обследуемыми для того, чтобы рефлексия изучаемого параметра максимально приближалась к объективной оценке испытуемым. При этом заранее предлагаемые шкалы должны быть систематизированы по семантическому принципу, представляемому по семи-балльной шкале. Смысловое и семантическое значение шкал приведено на основе данных, взятых из научной литературы, а также на основе используемых в русском языке слов-терминов.
В ситуации выполнения задания по данной методике от обследуемого требуется вначале определить то, как у него представлено данное качество в настоящее время и установленным значком («-») помечается на соответствующей шкале, а затем другим значком («+») на этой же шкале помечают место, к которому следовало бы стремиться, то есть определяется уровень притязания личности по данному качеству в будущем.
Мотивация выбора той или иной точки отметки на шкале отражает, с одной стороны, интро- или экстравертированную направ-
ленность личности в раскрытии оценочных суждений по изучаемому явлению (качеству), с другой - дает возможность судить об уровне личностной критичности, проявляющейся в самооценке и в адекватности ее притязаний. Естественно, что получаемые с помощью настоящей методики данные скорее носят субъективно окрашенный характер и трудно поддаются критериям объективной оценки. Ведь не случайно автор данной методики С. Я. Рубинштейн, применяя ее при исследовании детей и подростков, обращала внимание на то, что скорее представляют интерес не точки отметок на шкале, а мотивация их выбора, то есть то, как испытуемый объясняет свое решение.
С позиции разрабатываемой модели «Я-концепции» субъективное шкалирование может рассматриваться как динамика временной перспективы, когда в сравнении оказываются изучаемые характеристики относительно прошлого, настоящего и будущего. В этом смысле в методе самооценки находит свою реализацию процедура выполнения заданий, используемая в методе «временной линии», где от испытуемого требуется отложить отрезки, характеризующие настоящее, индивидуальное и историческое прошлое и будущее личности. По мнению T. Cottle (1976), в онтогенезе наблюдается тенденция к уравновешиванию дифференциальных различий, что может служить подтверждением гипотезы K. Levin относительно «развития пространственно-временной структуры сознания личности как последовательной дифференциации с возрастом ее реального и ирреального уровней».
Настоящий вариант методики самооценки также позволяет получить дифференциальные различия реального и ирреального уровней организации пространственно-временных детерминант, раскрывающихся в личностной критичности и в уровне притязаний, в мотивации определения «границ линии», семантическим полем которой является вербальная, аффективно-личностная самооценка. Рефлексия самооценки связана с определением человеком своего жизненного пространства, то есть осознанного способа жизни. Таким образом, настоящая методика позволяет выявить источники активной позиции личности в изменении детерминант жизненного пространства, в котором находит свое отражение и реализация детерминант «Я-концепции».
Изучение интро-экстравертированной направленности и нейротизма как аффективно-личностного показателя модели «Я-концепции». Факторы интро- и экстраверсии, нейротизма, выделенные в вопроснике Г. Айзенка используются для оценки интро-экстраиндивидных и аффективных компонентов поведения субъекта в различных жизненных ситуациях, которые условно рассматриваются в контексте концепции «психологического поля» и «Я-концепции» личности.
Анализируя указанные переменные с позиции теории «Я-концепции», исследователь пытается соотнести данные самооценки, уровня притязаний и достижений личности с мотивационными компонентами учебной деятельности, адекватностью успеваемости и готовностью к учебной деятельности, что используется при уточнении симптоматики в психологической и клинической диагностике в условиях пребывания ребенка в психиатрическом стационаре.
Список литературы
1. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -2-е изд., доп. и перераб. - Л.: Медицина, 1983. - 255 с.
2. Фесенко Ю. А. Монополярные пограничные психические расстройства у детей. - СПб.: Наука-Питер, 2007. - 232 с.
3. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. - Ташкент, 1976. - 325 с.
4. Худик В. А. Детская патопсихолоия. - Киев: Здоровье, 1997. - 96 с.
5. Зейгарник Б. В. Введение в патопсихологию. - М.: Изд-во МГУ, 1969. -172 с.
6. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: Медицина, 1970. - 215 с.
7. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наук. думка, 1989. - 200 с.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
9. Дмитриев В. Ю., Худик В. А. Анкета-опросник социальнопсихологического исследования подростков. - Чернигов: Черниговск. областн. ин-т усоверш. учителей, 1986. - 19 с.
10. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. -299 с.
11. Габриял Т. М. Нарушение мотивационного компонента мышления: ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1973. - 28 с.