Научная статья на тему 'К вопросу об изучении духовности у людей, страдающих депрессивными расстройствами'

К вопросу об изучении духовности у людей, страдающих депрессивными расстройствами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОПСИХОСОЦИОДУХОВНАЯ МОДЕЛЬ / ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА / ДУХОВНОСТЬ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ / BIOPSYCHOSOCIOSPIRITUAL / DEPRESSIVE DISORDERS / SPIRITUALITY AND RELIGIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Немцев Алексей Викторович

Освещается проблема духовности у людей, страдающих депрессивными расстройствами. Произведен анализ вопросов. возникающих на общеметодологическом и методическом уровнях рассмотрения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the problems in studying spirituality of people suffering from depressive disorders, and provides an in-depth analysis of general methodological questions and the review of several methods that have been used.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изучении духовности у людей, страдающих депрессивными расстройствами»

УДК 159.9

к вопросу об изучении духовности у ЛЮДЕЙ, страдающих депрессивными расстройствами

А.В. Немцев (Томск)

Аннотация. Освещается проблема духовности у людей, страдающих депрессивными расстройствами. Произведен анализ вопросов, возникающих на общеметодологическом и методическом уровнях рассмотрения проблемы.

Ключевые слова: биопсихосоциодуховная модель; депрессивные расстройства; духовность и религиозность.

В наше время депрессивные расстройства становятся общественно значимой проблемой. Как пишет отечественный исследователь А.Б. Смулевич, «предсказанное в свое время наступление “века меланхолии” сегодня не представляется парадоксом, имеющим целью поразить воображение неискушенного читателя» [10. С. 11]. Действительно, статистика показывает неуклонный рост распространенности аффективных расстройств: они, по данным ВОЗ, в 90-е гг. ХХ в. в развитых странах Европы и в США составили 5-10% против 0,4-0,8% к началу 60-х гг. [10]. По прогнозам той же организации к 2020 г. из 10 ведущих причин инвалидности депрессия будет занимать второе место после ишемической болезни сердца. Все это ставит перед клинической наукой и практикой задачу поиска новых, более эффективных методов профилактики и лечения данных расстройств.

В последнее время все громче звучит призыв ряда ученых к расширению биопсихосоциальной модели до биопсихосоциодуховной. Само это название впервые употребила (как об этом свидетельствуют результаты поиска в «Google Scholar») американский семейный консультант Израэла Мейерштайн в 1995 г. В отечественной науке этот термин встречается в работах Г.В. За-левского1 [2]. Он и другие авторы говорят о том, что для целостного рассмотрения человека и его расстройства необходимо включить духовный компонент в существующую биопсихосоциальную модель. Это предложение подкреплено большим массивом эмпирических данных, накопленных западными исследователями и свидетельствующих о важности духовного фактора в этиопатогенезе различных расстройств. В отечественной клинической психологии число таких исследований пока ничтожно мало [5, 7].

Введение фактора духовности в клиническую модель ставит несколько вопросов. Один из них, может быть, главный, - определение понятий. Что такое духовность? Как она соотносится с религиозностью? Примером обсуждения этой проблемы может служить дискуссия «Психология: с религией или без нее?», развернувшаяся на страницах журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики» (№ 2, 4 за 2007 г.). Позиция по данно-

му вопросу была связана с представлением участников о духовности. Ученые, представлявшие «религиозную» сторону, ограничивали духовность религиозностью. Однако и в их мнениях были разные акценты: если

В.И. Слободчиков, свящ. Андрей Лоргус и др. возвращение в психологию духовности связывали с православием, сводя духовность к православной религиозности, то А.А. Гостев допускал возможность широкого спектра религиозно-ориентированного знания. Представлявшие «светскую» сторону ученые (Г.В. Иванченко, В.М. Розин и др.) справедливо отмечали, что их оппоненты отказывают нерелигиозному человеку в духовности.

Данная дискуссия уже была проанализирована на страницах «Сибирского психологического журнала» Г.В. Залевским и соавт. [2], поэтому, не углубляясь, мы хотели присоединиться к их мнению: духовность может быть и религиозной, и «светской» (нерелигиозной)2. Можно высказать предположение, что противопоставление данных вариантов духовности связано с историей советской психологии, разделившей их в научно-исследовательском плане: «светский» вариант изредка упоминался в фундаментальных философскопсихологических трудах [9], а религиозный изучался в рамках теории и практики научного атеизма [1]. Современной российской психологии, на наш взгляд, предстоит их объединить и непредвзято изучить.

Что касается содержания понятия «духовность», то здесь наблюдается многообразие взглядов; некоторые из них приведены в [2]. Нам бы хотелось привести рассуждения С.Л. Рубинштейна о духовной жизни из его посмертно опубликованной книги «Человек и мир». Говоря о смысловом анализе человеческого поведения, он подчеркивает, что этот анализ предполагает исследование подтекста поведения, того, что человек «имел в виду» своим поступком». Он «выступает как путь раскрытия его духовной жизни для определения того, что для человека значимо, как происходят изменение акцентов, переоценка ценностей - всего, что составляет историю душевной, духовной жизни человека. Эта «семантика» (поведения. - А.Н.) включает в качестве основной «единицы» психическое, сознание. Это есть

1 Предвозвестником данного подхода можно считать В. Франкла, который в работе «Теория и терапия неврозов» рассматривает эндогенную депрессию с биологической, психологической и духовной точек зрения и даже вскользь упоминает термин «ноопсихофизиологический» [12].

2 С этим согласны отдельные авторы и с «религиозной стороны»: кандидат богословия, священник Алексий Лихачев, рассуждая о нерелигиозной духовности, отмечает, что ее содержанием является все «тот же поиск Истины, Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение» [3. С. 20].

11

№ 37

Сибирский психологический журнал

2010 г.

то, что интересует в психике людей всякого человека, о чем пишет вся художественная литература, что составляет «психоанализ» принципиально нового стиля. Этот «психоанализ» предполагает раскрытие смысла жизни, смысла того или иного поступка человека. Духовная жизнь человека выступает при таком анализе прежде всего как «переоценка ценностей», переосмысливание жизни, истолкование, новые акценты, переакцентирование, переинтонирование» (курсив мой. - А.Н.) [9.

С. 363]. С этими идеями схожи размышления современного философа В.М. Розина о «духовной навигации»: «Духовная навигация - это наблюдение за собой, продумывание своей жизни, ее смысла и назначения, это стремление реализовать намеченный сценарий жизни (скрипт), отслеживание того, что из этого получается реально, осмысление опыта своей жизни, собирание себя вновь и вновь, наконец, это работа на культуру, человека и здоровье, противостояние нежизненности и разрушению» [8. С. 118].

Такое понимание духовной жизни позволяет более четко провести разграничение с религиозной жизнью. В одних случаях они полностью совпадают, тогда религиозная жизнь человека (молитва, чтение священных книг, участие в церковной жизни) помогает ему осмысливать окружающий мир, себя, отношение к другому, позволяет справляться с трудностями, достигать высоких идеалов; в других случаях они могут не пересекаться, тогда человек, живя религиозной жизнью (и даже очень активной), черпает смыслы и ценности из совершенно другой области. Получается, что религиозная жизнь может быть недуховной, поэтому задача психолога-исследователя и психолога-практика состоит в том, чтобы при изучении духовной жизни человека найти ее основание, изучить динамику, обнаружить, в каком соотношении она находится с религиозной жизнью при наличии последней.

Как мы уже говорили, западная клиническая психология накопила значительный массив эмпирических данных о взаимосвязи духовности и психических расстройств, одним из которых является депрессия. Однако их анализ позволяет говорить, что данная проблема находится только в начале своего решения.

Во-первых, как отмечают ученые, большинство из этих исследований посвящены религиозности. Их промежуточным итогом могут служить результаты метаанализа 147 независимых исследований, проведенного в 2003 г. американскими учеными [16]. Суммарный объем выборки составил 98 975 человек, представлявших раз-

личные социальные и возрастные категории населения. Общая корреляция между религиозностью и депрессивными симптомами составила 0,96 (р = 0,003), т.е. большая религиозность умеренно связана с более легкими вариантами течения депрессии. Авторы отмечают, что фактор религиозности сопоставим по значимости с фактором полового диморфизма и имуннологическим фактором, имеющими корреляцию с депрессией 0,1 и 0,25 соответственно.

Во-вторых, даже когда изучалась религиозность, в исследованиях измерялись обобщенные показатели: частота посещения церкви, чтения Священного Писания, деноминационная принадлежность, субъективная оценка меры своей религиозности [13]. Понятно, что такие замеры просты в осуществлении, но отражают лишь внешние характеристики, не вскрывая сути религиозной жизни и взаимосвязи депрессии и религиозности. Многие авторы говорят о необходимости более тонкого изучения данного предмета. Примером такого подхода является методика внешней и внутренней религиозной ориентации. Она была предложена Гордоном Олпортом и отражает его различения верующих по типу мотивации религиозной жизни: «...внешне мотивированный человек использует свою религию, в то время как внутренне мотивированный живет ею» [4. C. 192]. Одно из наиболее известных исследований показало, что увеличение по шкале внутренней ориентации на 10 баллов связано с 70%-процентным увеличением скорости наступления ремиссии депрессии у пожилых людей, страдавших соматическими заболеваниями [14].

И тем не менее у ученых остается неудовлетворенность существующими методами изучения духовной жизни, что приводит к поиску новых. Пока это делается экстенсивным путем, когда духовность разбивается на множество изучаемых компонентов без последующего синтеза и систематизации3. На следующем этапе, на наш взгляд, необходимо выделить интегративные характеристики, которые бы отражали суть внутренней стороны духовной жизни.

В заключение хочется отметить, что исследование духовности людей, страдающих депрессивными расстройствами, должно иметь конечной целью практическое применение в оказании психологической помощи. Поэтому в итоге изучения должен быть получен ответ на вопрос: каким образом духовность в целом или какой-либо из ее компонентов может стать ресурсом выздоровления?

3 Один из современных методических сборников выделяет следующие сферы изучения: ежедневные духовные переживания, ценности, значения, убеждения, частная религиозная практика, организационная принадлежность, религиозная поддержка, религиозная или духовная история и т.д. [15].

12

Психология здоровья. Клиническая психология

Литература

1. Вопросы научного атеизма. Вып. 11: Психология и религия / Отв. ред. А.Ф. Окулов. М.: Мысль, 1971. 344 с.

2. Залевский Г.В., Залевский В.Г., Кузьмина Ю.В. Антропологическая психология: «биопсихосоционоэтическая» модель развития личности и

ее здоровья // Сибирский психологический журнал. 2009. №. 33. С. 99-103.

3. Лихачев А., свящ. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии // Московский психотерапевтический журнал. 2005. №3. С. 20-

50.

4. Олпорт Г. Личность в психологии. СПб.: Ювента, КСП+, 1998. 345 с.

5. Отдел клинической психологии НЦПЗ РАМН. Режим доступа: http://www.psychiatry.ru/stat.php?num=35 (дата обращения: 06.05.2010)

6. Проблемы системного подхода в психиатрии. Рига, 1977. 146 с.

7. Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сб. науч. работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабу-

ровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П.Т. Петрюка, РБ. Брагина. Харьков, 2006. Т. 4. 130 с.

8. Розин В.М. Еще раз о возможности православной, святоотеческой психологии // Психология и религия - дискуссия продолжается (Специ-

альная тема выпуска) // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4, № 4. С. 113-120.

9. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Педагогика,

1976. 416 с.

10. Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине: Руководство для врачей. М.: Медицинское информационное агентство, 2001. 256 с.

11. СуровцеваА.К. Клинико-психологическое исследование качества жизни больных депрессивными расстройствами:: Дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2005. 158 с.

12. Франкл В.Е. Теория и терапия неврозов. СПб.: Речь, 2001. 234 с.

13. HillP.C., PargamentK.I. Advances in the Conceptualization and Measurement of Religion and Spirituality: Implications for Physical and Mental

Health Research // American Psychologist. 2003. Vol. 58, № 1. P 64-74.

14. Koenig H.G., George L.K., Peterson B.L. Religiosity and Remission of Depression in Medically Ill Older Patients // The American Journal of Psychiatry. 1998. Vol. 155, № 4. P. 536-542.

15. Multidimensional Measurement of Religiousness/Spirituality for Use in Health Research. A Report of the Fetzer Institute/National Institute on Aging

Working Group. Fetzer Institute. Berlin, 1999. 98 p.

16. Smith T.B., McCullough M.E., Poll J. Religiousness and depression: Evidence for a main effect and the moderating influence of stressful life events // Psychological Bulletin. 2003. Vol. 129, № 4. P. 614-636.

17. The impact of spirituality on mental health: A review of the literature. London: Mental Health Foundation, 2006.

ON THE STUDY IN SPIRITUALITY OF PEOPLE SUFFERING FROM DEPRESSIVE DISORDERS Nemtsev A.V. (Tomsk)

Summary. The article covers the problems in studying spirituality of people suffering from depressive disorders, and provides an in-depth analysis of general methodological questions and the review of several methods that have been used.

Key words: biopsychosociospiritual; depressive disorders; spirituality and religiousness.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.