© 2015 Проблемы истории,
филологии, культуры 2015, №3, с. 302-308
Э. А. Грешников
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНИХ МЕЗОАМЕРИКАНСКИХ ПИГМЕНТОВ ДОИСПАНСКОГО ПЕРИОДА МЕТОДАМИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
Представлен обзор исследований различных пигментов, применявшихся для окраски текстиля, полихромных сосудов и предметов мелкой пластики в культурах Центральной Америки. Фиксируется важная роль использования красного красителя (киновари) при погребальных обрядах элиты. Описывается практика применения органических красителей. Выявлены случаи применения палитр, имеющих сложную рецептуру, представляющие соединения органических и неорганических веществ. Описывается один из вариантов реконструкции рецептуры знаменитого мезоамери-канского красителя, известного как «Maya Blue», созданного на основе растительного красителя индиго и глины-палигорскита, при производстве которого получали также желтый и зеленый пигменты. Приводятся примеры применения минеральных красителей, созданных на основе природных охр, гематита, киновари.
Ключевые слова: археология Мезоамерики, пигменты, естественно-научные методы в археологии
Произведения искусства мезоамериканских цивилизаций отличаются богатой цветовой палитрой и разнообразием применявшихся красок. Декорированные фигурки, сосуды с бихромной и полихромной росписью, раскрашенные рельефы и стелы, фрагменты текстиля демонстрируют умелое использование красителей. Широко применялись красящие растения, но из-за быстрой деструкции органики археологические свидетельства этого немногочисленны. Вплоть до сегодняшнего дня в регионе сохранились некоторые из методов растительного окрашивания текстиля, аналогичные реконструированным при изучении артефактов с помощью естественно-научных методов1.
Некоторые исследователи утверждают, что древнейшее использование пигментов связано с окрашиванием тела, причем эта практика имела не только ритуальное значение, но и вполне утилитарное - краска заменяла репеллент2. Пигменты разных цветов добывались из разных частей растений (корней, стеблей, цветов, семян), насекомых, глины и минералов. С древности основу колористики составляли оттенки красно-коричневого и черный, постепенно добавлялись белый, желтый, синий и зеленый3. Наиболее предпочитаемыми со временем в Мезоамерике становятся голубой, красный, желтый и зеленый цвета. Художники майя классического и постклассического периодов использовали палитру более чем из 30 цветов4.
Грешников Эдуард Аркадьевич — ведущий специалист лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных науках НИЦ «Курчатовский институт». E-mail: levkon1963@yandex.ru
1 Hofenk de Graaff, Roelofs, Bommel 2004.
2 Ivic de Monterrosso, Bergerde White 2008.
3 Дэвлет 2002.
4 Guirola 2010,3.
Наибольший интерес представляют рецептуры получения оттенков синего и зеленого5. Индейцы майя использовали яркую синюю краску для украшения гончарных изделий, скульптур и стен. Лишь относительно недавно удалось установить состав знаменитой ярко-голубой краски, употреблявшейся майя, так называемой Maya Blue, которая представляет собой пигмент индиго, включенный в алюмо силикатный минерал - палигорскит [palygorskite - Mg5 (Si4O10)2(OH)2(H2O) 4˙4(H2O)]. Уникальность Maya Blue заключается в том, что краска характеризуется стойкостью, яркостью и насыщенным цветом, оттенки которого могут варьировать от светло-бирюзового до темного сине-зеленого. Такой краситель отличался цветовой насыщенностью и долговечностью6. Анилин или индиго - синий краситель, добывался из листьев растения Indigofera guatemalensis или Indigofera suffruticosa вплоть до колониального периода. Особенностью таких красителей является то, что они были искусственно синтезированными пигментами, созданными из природных компонентов. Его получали, нагревая синий пигмент индиго, выделяемый из листьев травянистого растения Indigofera guatemalensis, с глинистым минералом палигорскитом, имеющим волокнистое строение. В процессе нагрева пигмент абсорбировался минералом (наночастицы красящего пигмента были обнаружены как внутри полых канальцев волокон глинистого материала палегорскита, так и вне их), что приводило к многократному увеличению стойкости цвета. Исследовательская группа Антонио Доменеха7 из Университета Валенсии обнаружила, что ряд желтых пигментов майя состоит из подобных компонентов. Как сообщают исследователи, майя предвосхитили современный синтез органических-неорганических гибридных материалов, разработав технологию получения красок разного цвета, а не только ярко-синей. Используя методы микроскопии, спектроскопии и вольтамперометрии, исследователи на основании результатов анализа желтых пигментов, отобранных с различных образцов настенной живописи майя из нескольких археологических памятников на Юкатане, выяснили, что разработанные майя желтые пигменты представляли собой кра-сители-индигоиды, соединенные с палыгорскитом с небольшой примесью охры. Они предположили, что оттенок определяется соотношением количества индиго и его окисленной формы - дегидроиндиго. Индиго теряет свой цвет и становится желтым, если в нем разрушаются углеродные связи. По версии исследователей, желтые пигменты были побочным продуктом на стадии получения индиго и Maya blue. Древние мезоамериканцы применяли сложную технологию - листья и ветви растений индиго замачивали в водной суспензии гашеной извести, после чего отфильтровывали сырой материал. Затем часть желтой суспензии отбирали и добавляли к палигорскиту для получения желтого пигмента, а оставшуюся часть интенсивно перемешивали и продували через нее воздух до приобретения синей окраски, после чего суспензию фильтровали и выделяли индиго, которое смешивали с палигорскитом для получения Maya blue.
Первые ценные сведения о старинных мексиканских красителях содержатся в испанских письменных источниках XVI в. Наиболее полной работой по описанию древних мезоамериканских красителей является «Флорентийский Кодекс»,
5 Magaloni 2001, 176, 178.
6 Chiari, Giustetto, Ricchiardi 2003; Chiari 2008.
7 Doménech 2009.
также известный как «Всеобщая история вещей Новой Испании» Бернардино де Саагуна, относящийся к 1575-1580 гг. В книге 11 «Флорентийского Кодекса» содержится упоминание нескольких красителей, используемых ацтеками, указаны их названия на языке ацтеков, науатль, и наиспанском8. Изучение мезоамерикан-скихпигментов имеет солидную историю, начиная от впервые положивших на бумагу посвященные им строки испанских хронистов XVI в., таких как упомянутый выше Бернардино де Саагун и Франсиско Эрнандес, автор Historia Naturaldela Nueva España9, а также источники XVIII в., как, например, сочинение Франсиско Хавьера Клавихеро10. Вместе с началом изучения цивилизации майя в ХК в. эта тематика привлекает внимание11. В конце ХК в. был изобретен синтетический анилин, пришедший на смену синему натуральному красителю. Исследования древних мезоамериканских красителей методами естественных наук начались примерно с 60-х гг. прошлого века. Появились работы, посвященные анализу пигментов древних кодексов12, идентификации состава красок13, в том числе работа Клебера14 об исследовании пигмента Maya Blue. Инвазивные аналитические методы, основанные на отборе проб, уступившие место в последние десятилетия способам неразрушающего анализа, позволили совершить важный прорыв в изучении настенной живописи15, керамики16 и текстиля17.
По материалам раскрашенных фигурок, изображениям на фресках и по сохранившимся немногочисленным фрагментам текстиля можно проследить особенности раскраски элементов церемониального облачения элиты. В 1997 г. в Копане было найдено богатое захоронение так называемой «красной леди», названной так из-за обильного покрытия из киновари. В 1994 г. мексиканским археологом АрнольдоКрус Гонсалесом при раскопках Паленке в храме XIII было открыто знаменитое погребение «красной королевы» (600-700 гг. н.э.) - на теле и саркофаге была также идентифицирована киноварь18.
Киноварь (сульфид ртути (^8))-природный высокотоксичный ртутный минерал, который использовался в древности для изготовления пигмента. Необходимо отметить еще один аспект использования руды, из которой добывался краситель: сульфид ртути применялся испанцами при выплавке серебра. Употребление жидкой ртути, получаемой из сульфида ртути, в металлургии впервые засвидетельствовано в Мексике Бартоломе де Медина в 1554 г. Из-за низкого качества серебряных руд для обогащения сырья использовалась чистая ртуть, которую получали из месторождения, использовавшегося и для получения киновари19. Добыча происходила в Пачука-де-Сото в 50 милях к северу от Мехико, новацией в добыче
8 Sahagun1963.
9 Hernandez 1959.
10 Clavigero 1991.
11 Rossignon 1859.
12 Torres, Sotomayor, Alvarez 1966.
13 Anderson 1948, 1963.
14 Kleber, Masschelein-Kleiner, Thissen 1967.
15 Magaloni (-Kerpel) 1998, 2001, 2006; Ortega 2001; Sanchez et al. 2006.
16 Arenas-Alatorre et al. 2010.
17 Degano, Colombini 2009.
18 Gonzalez 1998.
19 Franklin 2001; Brading, Cross 1972.
серебра стал метод объединения ртути и серебра, так называемый патио-процесс, который использовался на протяжении почти двух с половиной столетий.
Находки остатков окрашенного текстиля эпохи ранней классики из раскопок в Ламанаи (Белиз), фрагменты хлопка из пещеры Чиптик (Чьяпас) и фрагменты текстиля из сенота в Чичен-Итца (Мексика) дают информацию о пигментах20. Индиго flore был предназначен для окрашивания шерсти и хлопка. Волокна помещались в емкость с водой и красителем, содержимое нагревали при постоянном помешивании.
В 2006 г. были проведены сравнительные исследования образцов пигмента Maya Blue, полученных с поверхности керамической раскрашенной мексиканской скульптуры и из тканей, происходящих из регионов Латинской Америки (Гватемала, Мексика, Перу), представленных в широком временном диапазоне, а также с фрагмента рукописи XVI в. из Мексики «IV Кодекс Уамантла»21. Исследования древнего красителя, изготовленного на основе индиго, проводились с использованием спектроскопии комбинационного рассеяния света в видимом и ближнем инфракрасном диапазоне. Выявлена высокая степень соответствия между образ-цамидревнего пигмента Maya Blue и синтетического индиго, использованного при покраске джинсов. Спектры трех образцов - синих джинсов (1999), детского уипиля (1964), хлопковой ткани из Мексики (1889) - были очень похожи, хотя не ясно, природный или синтетический индиго был использован в 1889 г. для окраски образца из хлопка.
В доиспанскую эпоху для росписи керамики использовались пигменты минерального происхождения, некоторые из них по-прежнему употребляются в современных центрах региона, таких как Санта-Аполония, Чинаутла. Минеральные пигменты обладают высокой долговечностью, выдерживают перепады температур и разную погоду. Вместе с минеральными веществами употреблялись пигменты растительного и животного происхождения, которые смешивали до получения нужного цвета. Источники охристой глины желтого, красного или коричневого цвета содержат оксиды железа (глина представляет собой мелкозернистый силикат алюминия гидрид, в котором основными компонентами являются кремнезем, глинозем и вода, иногда некоторое количество железа и щелочи). Глина может быть желтого, красного, кофейного цвета, черной, употребляться отдельно или в смеси с соком растений. Помимо охристых глин, для изготовления красителя использовались минералы гематит и гетит, происходящие из месторождений Мексики и Гватемалы.
Смесь минеральных и органических компонентов с глиной может формировать различные оттенки в керамическом тесте и на поверхности окрашиваемых предметов. Для исследования красителей керамики был проведен анализ красного пигмента трех образцов керамики доклассического периода типа «Пилар»из Наранхо, Каминальхую, Пьедра Парада (Гватемала). Анализ включал определение элементов, содержащихся в красном пигменте-декоре. В лабораториях факультета химических наук и фармацевтики университета Сан-Карлос Гватемалы использовался метод рентгеновской флуоресценции и общей дисперсии, а также метод спектрофотометрии и атомной абсорбции. В глиняном тесте удалось вы-
20 Ivic de Monterrosso, Bergerde White 2008.
21 Wiedemann et al. 2007.
явить такие минеральные примеси, как кварц, вулканическое стекло и пемза. Три исследуемых образца декора керамики содержали гематит (Fe2O3) в качестве основного минерального пигмента. Образец из Наранхо содержал 22,4% железа, 1,68% калия и минимальный процент титана и мышьяка, 32% гематита. Образец из Каминальхую состоял на 20,86% из гематита, а также включал 16,16% железа, 1,80% калия и низкий процент титана и цинка. Образец из Пьедра Парада содержал 24,25% железа, 2,18% калия, 1,73% кальция и низкий процент цинка, 34,67% гематита. В процессе анализа пигментов с применением кислотного разложения (хроматографии) было установлено, что пигменты обладали разной устойчивостью. Образец из Наранхо стал бесцветным, из Каминальхую -желтым, из Пьедра Парада - зеленым. Это доказывало, что гематит (Fe2O3) при смешивании с другими веществами, которые, возможно, являлись пигментами растений, мог образовывать новые цвета22.
Красный пигмент часто встречается на территории Гватемалы в виде минералов с оксидами железа и сульфидом ртути. Гематит и киноварь использовались для получения красного пигмента в доиспанской керамике. Чаще всего применялся минерал темно-красного цвета - сульфид ртути (киноварь), а также оксид железа (Fe2O3). По данным геологической карты министерства энергетики и горнорудной промышленности Гватемалы, руды, богатые оксидом железа, происходят из месторождений разных районов страны: Паленсия, Чикимула, Сан Педро, Айампук, Сакатепетес.
Одним из пигментов, использовавшихся в керамический декоре, был оксид железа. В смеси с другими минералами он выявлен на раскраске поделок из жадеита и серпентина, обнаруженных в разных районах Мексики, а также на некоторых фрагментах печатей с ольмекскими мотивами из Кантон Корралито, Мексика. Оксиды железа, свинца, олова и меди до сих пор применяют для росписи сосудов в гончарных центрах в Сан-Марко, Сан-Луисе, Сан-Мигель-Тотоникапан и др.
Исследования мезоамериканских пигментов, представленных на полихром-ной керамике майя эпохи классики, происходящей из сенота археологического памятника Лос-Койотес у д. Лос-Анхелес (Мексика) были начаты в 2014 г. в России, в НИЦ «Курчатовский Институт», в лаборатории антропологии и социальной биологии под руководством профессора Г. Г. Ершовой23. Были получены первые результаты рентгенофлюоресцентного анализа, свидетельствующие о том, что при росписи подобных сосудов в качестве основного красящего вещества использовался гематит. Установлено, что для декорирования исследуемого древнего по-лихромного мексиканского сосуда применены оксиды железа, придававшие красителю красный цвет, в смеси с большим количеством кальция. Образец красного декора содержал железа 16,71%, кальция 62,83%, калия 12,38%.
Подводя итоги, необходимо отметить, что население древней Мезоамерики на протяжении длительного времени активно использовало в художественной и утилитарной деятельности множество разнообразных красителей. Применялись как минеральные красители, так и пигменты растительного и животного происхождения, иногда они смешивались. Некоторые, например знаменитый MayaBlue, прославили древних художников на весь мир. Изучение палитры региональных
22 La Cerâmica... 2009, 82.
23 Ершова 2002; Кнорозов, Ершова 1988.
красок методами естественных наук еще только начинается, многие вопросы, связанные с локализацией источников пигментов, восстановлением утраченных рецептов, выяснением цветовой символики краски и ее роли в жизни общества, еще ждут своего решения. Основная часть подобных исследований проводится в лабораториях США, очень малая - в Мексике, Гватемале, Белизе, Сальвадоре и Гондурасе. Богатый мир древних красок, созданный представителями мезоаме-риканских культур доколумбовой эпохи, уникален и по праву занимает достойное место в мировой культуре.
ЛИТЕРАТУРА
Дэвлет Е.Г. 2002: Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М.
Ершова Г.Г. 2002: Древняя Америка: полет в пространстве и времени // Мезоамерика. М.
Кнорозов Ю.В., Ершова Г.Г. 1988: Легенды о происхождении майя (миф и природная среда) // Экология американских индейцев и эскимосов. Проблемыиндеанистики. М., 247-256.
Anderson A.J. 1948: Pre-Hispanic Aztec Colorists // El Palacio. Vol. 55. 1, 20-27.
Anderson A.J. 1963: Materiale scolorante sprehispánicos // Estudios de cultura Nahuatl. 4, 73-83.
Anders F., Jansen M., van der Loo P.L. 1994: Calendario de pronósticoyofrendas: Libroex-plicativo del llamadoCódiceCospi.Graz-Ciudad de México.
Arenas-Alatorre J., Silva-Velazquez Y., Alva Medina A., Rivera M. 2010: Advantages and limitations of OM, SEM, TEM and AFM in the study of ancient decorated pottery // Applied Physics. A 98, 617-624.
Brading D.A., Cross H.E. 1972: Colonial silver mining: Mexico and Peru // Hispanic American Historical Review, 545-579.
Chiari G. 2008: Pre-columbian nanotechnology: reconciling the mysteries of the maya blue pigment // Applied Physics. Vol. 90. 1, 3-7.
Chiari G., Giustetto R., Ricchiardi G. 2003: Crystal structure refinements of palygorskite and Maya Blue from molecular modelling and powder synchrotron diffraction // European Journal of Mineralogy. Vol. 15. 1, 21-33.
Clavigero F.J. 1991: Historia Antigua de México. México: Editorial Porrúa S.A.
Degano I., Colombini M.P. 2009: Multi-analytical techniques for the study of pre-Columbian mummies and related funerary materials // Journal of Archaeological Science.Vol. 36. 8, 1783-1790.
Doménech A. 2009: Evidence of topological indigo/dehydroindigo isomers in maya bluelike complexes prepared from palygorskite and sepiolite // The Journal of Physical Chemistry C. Vol. 113. 28, 12118-12131.
Franklin J. 2001: The science of conjecture: evidence and probability before Pascal. Baltimore: Johns Hopkins University Press: The Taylor & Francis. 510 p.
González A. 1998: El Templo de la Reina Roja, Palenque, Chiapas // Arqueología Mexicana. Vol. 30, 61.
Guirola C. 2010: TintesNaturalessuusoenMesoaméricadesde la épocaprehispánica / Ed. Antonieta Cajas Diseño Gráfico: Silvia Herrera. [Electronic resource]. — Access: http://www. maya archaeology.org/FLAAR_Reports_on_Mayan_archaeology_Iconography_publications_ books_articles/12_tintes_naturales_maya_mesoamerica_etnobotanica_codice_artesania_ prehispanico_colonial_tzutujil_mam.pdf.
Hernandez F. 1959: Historia natural de nuevaEspana.Mexico. Vol. 2, 1571-1577.
Hofenk de Graaff J.H., Roelofs W.G., Bommel M.R. 2004: The colourful past: origins, chemistry and identification of natural dyestuffs. London.
Ivic deMonterrossoM., Berger de WhiteM. 2008: "El arte sale de las casas: lostintesnatura-lesen San Juan la Laguna, Sololá"; Ciencia y técnicamaya. EdsIvic de Monterroso M., Azurdiaq Bravo I. Guatemala: Fundación Solar, 101-133.
Kleber R., Masschelein-Kleiner L., Thissen J. 1967: Étude et Identification du ,Bleu Maya' // Studies in Conservation. Vol. 12. 2, 41-56.
La Cerámica Tipo Pilar del Preclásico Medio en el sitio Naranjo, Guatemala: Tesis. Pre-sentadapor: Monica Fabiola de Leon Antillon. Previo a conferírsele el gradoacadémico de li-cenciadaenArqueologia.Nueva Guatemala de la Asunción, Guatemala, C. A. febrero de 2009. [Electronic resource]. - Access: http://biblioteca.usac.edu.gt/tesis/14/14_0410.pdf.
Magaloni D. 1998: El arte en el hacer: Técnicas de pintura mural // Fragmentos del Pasado: Murales prehispánicos. UNAM-IIE, México, 88-109.
Magaloni D. 2001: Materiales y técnicas de la pintura mural maya // La pintura Mural Pre-hispánicaen México II. México: Universidad NacionalAutónoma de México, 155-198.
Magaloni-Kerpel D. 2006: Real and Illusory Feathers: Pigments, painting techniques, and the use of color in ancient Mesoamerica // Nuevo Mundo Mundos Nuevos. [Electronic resource]. — Access: http://nuevomundo.revues.org/1462.
Ortega M. 2001: Analysis of prehispanic pigments from "Templo Mayor" of Mexico city // Journal of Materials Science.Vol. 36. 3, 751-756.
Rossignon J. 1859: Manual del cultivo del añil y del nopal: ó sea Extracion del indigo, educacion y cosecha de la cochinilla. Extraccion de los principios colorantes de varias plantas tinctoriales. Paris.
Sahagun B. 1963: Florentine Codex: General History of the Things of New Spain. Salt Lake City: School of American Research: University of Utah. Santa Fe.
Sanchez del Rio M., Martinetto P., Solis C., Reyes-Valerio C. 2006: PIXE analysis on Maya blue in pre-Hispanic and colonial mural paintings. Nuclear Instruments and Methods in Physics Research. B 249, 628-632.
Torres L., Sotomayor A., Alvarez T. 1966: Análisis de los materiales del Códice // Códice Colombino. Sociedad Mexicana de Antropología. México, 87-99.
Wiedemann H. G. et. al 2007: Thermal and Raman-spectroscopic analysis of Maya Blue carrying artefacts, especially fragment IV of the Codex Huamantla // Thermo chimica acta. Vol. 456. 1, 56-63.
MESOAMERICAN PRE-COLUMBIAN PIGMENTS AND DYES ACCORDING TO MULTIDISCIPLINARY STUDIES
E. A. Greshnikov
The paper makes a brief introduction to the use of different dyeing plants and pigments in Central American cultures for textile, polychrome vessels and figurines. An important role of red cinnabar is known from the elite burial practice. The use of organic substances and complex colorants with mixture of organic and non-organic components is described. The most important example is famous Mesoamerican «Maya Blue» pigment composed of natural indigo and clay mineral palygorskite, that resulted in production of yellow and green colorants as well. Mineral pigments were produced from ochre, hematite, and cinnabar. Pre-Hispanic dyes and pigments were analyzed by microscopy, spectroscopy, X-ray fluorescence, Raman spectroscopy, infrared spectroscopy, chromatography, atomic absorption spectrophotometry, etc.
Key words: Mesoamerican archaeology, pigments, dyes, multidisciplinary analyses in archaeology