К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В.Н. Сергеева, студент
Научный руководитель: А.А. Мигел, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10451
Аннотация. В настоящее время государства решают стоящие перед экономикой ряд таких задач, как эффективное регулирование внешнеэкономической работы, формирование денежных резервов, придание устойчивости денежной единице, увеличение значения государственных и иностранных вложений в российское производство, посредством введения эффективного валютного контроля. В статье приводится обзор изменений в законодательстве в области валютного регулирования и контроля, приводятся аргументы «за» и «против».
Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, резиденты, валютные операции.
В современной России используется целый ряд валютных ограничений, как для физических, так и для юридических лиц. Развитые страны мира давно используют подход к механизмам управления трансграничными потоками денежных средств и контроля за ними. Он реализован, в первую очередь, в рамках специальных сфер регулирования, а именно: налогового законодательства, законодательства по противодействию отмыванию денежных средств, полученных незаконным путем, банковского контроля. В Российской Федерации же до сих пор такой подход опирается на валютное законодательство, основной целью которого является обеспечение макроэкономической стабильности, администрирование налогов и борьба с отмыванием денег.
Последние два года валютное законодательство России претерпело ряд изменений. Последние изменения произошли в апреле 2020 года, в частности:
- проверки соблюдения валютных правил были приостановлены до 31 мая 2020 года включительно в связи с пандемией СОУГО-19;
- Банк России снял ограничения на осуществление платежей/снятие средств со счетов в других финансовых учреждениях;
- нарушения правил репатриации валютной выручки теперь могут подлежать штрафам с предупреждением;
- были повышены пороговые значения для возбуждения уголовного преследования за не репатриацию валютной выручки.
Остановимся немного подробнее на каждом из вышеназванных изменений.
1. Приостановление проверок соблюдения валютного законодательства.
В ответ на вспышку COVID-19 в России Правительство РФ приостановило инициирование и проведение налоговых органами проверок соблюдения валютного законодательства до 31 мая 2020 года. Исключение составляют проверки, связанные с валютными нарушениями, для которых срок исковой давности истекает до 1 июня 2020 года.
2. Снятие ограничений на осуществление платежей и снятие средств с иностранных счетов в других финансовых учреждениях
Поправки в Закон «О валютном регулировании» вступили в силу с 1 января 2020 года. Одним из наиболее обсуждаемых изменений стало распространение действия валютных правил на зарубежные счета резидентов с другими финансовыми институтами. Закон «О валютном регулировании» допускает зачисление и снятие денежных средств с таких счетов только в случаях, установленных Банком России. 6
апреля 2020 года Банк России опубликовал на своем веб-сайте директиву № 5371-у, согласно которой денежные средства могут быть зачислены на счета ФИС и сняты с них без ограничений. Указ вступил в силу с 17 апреля 2020 года. Важно отметить, что законность зачисления и снятия средств со счетов СФ в период с 1 января 2020 года по 17 апреля 2020 года рассматривалась на индивидуальной основе. Особое внимание уделяется снятию денежных средств со счета ПФР и зачислению их на счет иностранного банка, принадлежащий резиденту.
3. Предупреждение за нарушение правил репатриации иностранной валюты.
Согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях, вступившим в силу 12 апреля 2020 года, невозврат иностранной валюты может быть наказан предупреждением. Это представляет собой значительное послабление с учетом того, что не репатриация ранее приводила к немедленному введению санкций (штраф в размере до 100% от не репатриированной суммы). В то же время в Кодекс об административных правонарушениях были внесены положения, согласно которым нарушение правил репатриации на сумму более 100 млн. руб. влечет наложение административного взыскания при условии, что данное правонарушение не имеет признаков уголовно наказуемого деяния. Этот критерий позволяет проводить различие между административными и уголовными преступлениями. Максимальное наказание за данное правонарушение также устанавливается в размере 100% от суммы невоз-вращенных средств.
4. Изменения, касающиеся уголовной ответственности за нарушение правил репатриации.
С 12 апреля 2020 года под крупным преступлением в целях привлечения к уголовной ответственности за невозврат денежных средств понимается невозвращение денежных средств в размере более 100 млн. руб. (ранее 9 млн. руб.), а под особо крупным преступлением-в размере более 150 млн. руб. (ранее 45 млн. руб.).
Уголовная ответственность за нарушение правил репатриации иностранной валюты теперь будет возникать, если нарушитель ранее подвергался административным санкциям за невозврат денежных средств на сумму более 100 млн. руб. Невыдача в особо крупном размере остается, как и прежде, преступным деянием. Эти события указывают на переход к более мягким санкциям в отношении невозвращения иностранной валюты.
Кроме этого, предоставляются более широкие возможности для зачета взаимных требований по трансграничным контрактам с 2021 года. Это означает, что с данного периода взаимные требования по трансграничным договорам, предусматривающим оказание нерезидентам услуг, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России, можно будет зачесть. В этот перечень могут быть включены, например, информационно-технологические услуги и образовательные услуги. Это изменение направлено на снижение издержек для средних и крупных компаний, особенно работающих в секторе информационных технологий. Предлагаемые поправки помогут снизить административную нагрузку на российских экспортеров услуг и снизить их валютные накладные расходы в связи с трансграничными сделками. Поправки имеют отсроченную дату реализации (1 января 2021 года), чтобы дать время на подготовку и принятие соответствующего постановления правительства.
Таким образом, валютная система сможет обеспечить более эффективное развитие внешнеэкономической деятельности государства, развитие торговых отношений со странами дальнего и ближнего зарубежья, продуктивный контроль за перемещение валюты, валютных ценностей, ценных бумаг, гарантированное обеспечение экономической безопасности страны с помощью грамотного применения важнейшего элемента валютного регулирования - валютного контроля.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 02.08.2019 N 265-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».
2. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Практика и результаты осуществления валютного контроля и валютного регулирования // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Гуманитарные науки». - 2017. - С. 294-297.
3. Петрушина О.М., Гажва В.О. Анализ деятельности органов валютного регулирования и контроля в Российской Федерации// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - №11 (58). - С. 238-241.
ON THE ISSUE OF CHANGING CURRENCY LEGISLATION IN RUSSIA V.N. Sergeeva, Student
Supervisor: A.A. Migel, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor K.E. Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)
Abstract. At present, states are solving a number of tasks facing the economy, such as effective regulation of foreign economic work, formation of monetary reserves, making the monetary unit stable, increasing the importance of state and foreign investments in Russian production, through the introduction of effective currency control. The article provides an overview of changes in legislation in the field of currency regulation and control, provides arguments «for » and «against».
Keywords: foreign exchange regulation, foreign exchange control, residents, foreign exchange transactions.