Научная статья на тему 'К вопросу об истории проституции в России'

К вопросу об истории проституции в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3379
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об истории проституции в России»

Мартыненко Н.К.

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ПРОСТИТУЦИИ В РОССИИ

Все что связано с жизнью человека, видами деятельности, организацией социума многие века является предметом изучения философов, историков, социологов и юристов. Сущность, назначение и возможности человека до сих пор до конца не раскрыты. В разные исторические эпохи менялись нравственно-этические и правовые нормы, способствовавшие или препятствовавшие самореализации индивидуума. Двойственность природы человека, добро и зло, пределы терпимости зла становились темой многих дискуссий, феномен проституции из этого порядка проблем, обладает устойчивостью, в социальном плане оценивается как девиантное.

Долгое время проституция, как поведение человека, состояла в ряду признаков понятия разврат. В определенной мере и сегодня можно признать разврат и проституцию синонимами. Под развратом или непотребством в России считали группу наказуемых преступлений, выражавшихся или в любодеянии (блуде, половом распутстве - внебрачной половой связи мужчины с женщиной, то есть естественного сближения лиц разного пола1), или в любострастии, под которым подразумевались все случаи удовлетворения половой похоти, исключая любодеяния. Непотребство (неприличное, непристойное2) считалось тяжким религиозным грехом, подлежащим суровому наказанию. О борьбе с непотребством в России среди памятников удельно-вечевого периода упоминает Владимирский церковный устав3. Непотребство значилось в числе дел, относившихся к юрисдикции церкви.

Но одно дело блуд и любострастие по чувственному влечению, без материальной компенсации за предоставленное и полученное удовольствие, другое дело - спрос и предложение на основе вознаграждения. Именно эта сторона разврата получила название «проституция».

Понятие проституции, как и любое другое понятие, содержит в себе требование постоянности, определенности однозначного выражения. Ошибки в дефинициях происходят в результате слишком широкого или узкого подхода в определении, проведения определения через то, что само подлежит определению, или вместо раскрытия содержания понятия, сосредоточения на его объеме.

В России термин «проституция» стал употребляться со второй половины XVIII в. в правление Екатерины II. Происходит он от латинского слова «:prostituo» и означает выставлять вперед, на показ, публично для разврата. В середине XIX в. понятия «непотребство» и «проституция» уже не смешивали4. Официально с категорией проституция стали связывать «непотребство, возведенное в ремесло»: «Проституткой по смыслу нашего законодательства должна называться всякая женщина, промышляющая торговлей своего тела, согласная за известное вознаграждение плотскую связь со всяким того пожелавшим»5.

1 Цит. по: Толковый словарь С.И. Ожегова [электронный ресурс] // http://www.ozhegov.ru/slovo/2419.html

2 Цит. по: Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой [электронный ресурс] // http//dic.academic.ru

3Загоскин Н.П. Курс истории русского права. Т. 1. - Казань: Тип. имп. ун-та, 1906. С. 254, 576.

4 Мордовцев Д.Г. Живой товар. Постыдная международная торговля молодостью и красотой и меры против безнравственных совратителей женщин. Сост. Д.Г. Мордовцев. - М.: Тип. Н.Я. Полякова, 1894. С. 41.

5 Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Изд. 1885 года со включением статей по продолжениям 1886 и 1887 годов. - СПб.: Гос. тип., 1890. Ст. 44, п. 7; Постановления общих заседаний высочайше разрешенного съезда по обсуждению мер против сифилиса в России, бывших с 15 по 22 января 1897 г. - Н. Новгород: Тип. Нижег. губерн. правления, 1897. С. 23.

Исследователи дореволюционного периода пытались дать исчерпывающие определения проституции, выдвигая тот или иной признак или их сочетание1 в качестве основополагающих ее сущность: разврат2, беспорядочные, внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии и влечении3, профессию4, различные формы вознаграждения5.

Во множестве трактовок были выведены главные ее признаки: вознаграждение и профессия. А остальное, так или иначе, с ними связано: занятие временное или постоянное; основное или сопутствующее; скрываемое или не скрываемое; безразличное, отчужденное отношение или расположение к клиенту, и тому подобное, словом все то, что можно отнести к профессии (лат. professio - род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования6), но занятию аморальному. Существовали, что наблюдается и сегодня, суждения, как результат споров о времени появления и неоднозначной оценки определяющих признаков, о том, что проституция не профессия и не древнейшая7.

Современные формы определения проституции также стараются выразить ее полное содержание:

1 Дерюжинский В.Ф. Лекции по полицейскому праву. Издал Н. Фалеев. - СПб.: Тип. А. Якобсона, 1899. С. 202-203; Броннер В.М., Елистратов А.И. Проституция в России. Проституция в России до 1917 г. Борьба с проституцией в РСФСР. - М., 1927. С. 85.

2 Гене ам-Рин Отто. Недостатки современного полицейского надзора за общественной нравственностью. Проституция и торговля женщинами. Меры борьбы с этим злом. Пер. с нем. д-ра Г.И. Гордона. - СПб.: Тип. Ф. Павленкова, 1900. С. 3; ГрязновК. Проституция как общественный недуг и меры к его врачеванию. В 2-х ч. Сост. К. Грязнов. - М.: аренд. типо-лит. А.П. Поплавской, 1901. С. 21; Канкарович И.И. Проституция и общественный разврат. К истории нравов нашего времени. - СПб.: тип. В. Безобразова и К°, 1907. С. 8,13; Елистратов А.И. Задачи государства и общества в борьбе с проституцией. Из лекций весеннего семестра 1910 г. - М.: Изд-во московского общества борьбы с детской смертностью, 1911. С. 105-106.

3 Рабюто А.П. Проституция в Европе с древнейших времен до конца XVI в. // Проституция и ее жертвы. Сборник переводных статей гг. Рабюто, Дюма-сына и Лекура и оригинальных статей по вопросу о приютах св. Марии Магдалины. - М.: Печатня С.П. Яковлева, 1873. С. 95-98; Ахшарумов Д.Д. Проституция и регламентация. Доклад Обществу русских врачей в г. Риге Д.Д. Ахшарумова. Рига: Тип. Л. Бланкенштейна, 1889. С. 66-67; Дерюжинский В.Ф. Лекции по полицейскому праву... С. 202-203.; Блох И. История проституции. - СПб., 1913. Т. 1. С. 7, 29-30; Броннер В.М. Проституция и пути ее ликвидации. - М., Л., 1931. С. 3-4; Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России (история и современное состояние вопроса). - Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998. С. 14.

4 Шперк Э. О мерах к прекращению сифилиса у проституток // Архив судебной медицины и общественной гигиены. - СПб., 1869. Сентябрь. Кн. 3. Отд. III. С. 76.

5 Кузнецов М. Историко-статистический очерк проституции в Петербурге с 1852 по 1869 гг. // Архив судебной медицины и общественной гигиены. - СПб., 1870. Кн. 1. Март. Отд. III. С. 50; Его же. Проституция и сифилис в России. Историко-статистические исследования. - СПб., 1871. С. 5; Ма^пви Ь. Тайная проституция и меры против нее. Пер. с франц. под ред. д-ра И.А. Маева. - СПб.: Изд. медико-хирургического книжного магазина Н.П. Петрова. - СПб., 1886. С. 27; Тарновский В.М. Проституция и аболиционизм. Доклад Русскому сифилидологическому и дерматологическому обществу проф. М.В. Тарновского. - СПб.: Тип. Карла Риккера, 1888. С. 91; Сабинин А.Х. Проституция. Сифилис и венерические болезни. Половое воздержание. Профилактика проституции. Историко-профилактический этюд. - СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1905. С. 77; Блашко А. Гигиена проституции и венерических болезней. Разреш. автором пер. с нем. д-ра М.Г. Кушнера с предисл. и доп. автора к рус. изд. под ред. д-ра мед. В.Я. Карнеля. - М.: Тип. И. Д. Сытина, 1909. С. 64; Чарыхов Х.М. Учение о факторах преступности. Социологическая школа в науке уголовного права. С предисл. М.Н. Гернета. - М.: Тип. Управления М.-Курской, Нижегор. и Муромской ж.д., 1910. С. 44; Гальперин С.Е. Проституция в прошлом и настоящем. - М.: Изд. Охрана материнства и младенчества. 1928. С. 3.

6 Цит. по: Толковый словарь Д.Н. Ушакова [электронный ресурс]

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/989058

7 Голосенко И.А., Голод С.И. Указ соч. С. 14; Голод С. И. Не первая и не древнейшая. // Эхо планеты. 1989. № 3. С. 29-34.

- проституция - вид отклоняющегося поведения, заключающийся в торговле собственным телом за натуральную или денежную плату для удовлетворения сексуальных потребностей1;

- проституция - вступление за плату в случайные вне брака сексуальные связи без всякого взаимного влечения; проституция может являться главным источником доходов того, кто ею занимается2;

- под проституцией понимается вступление за плату в случайную, внебрачную сексуальную связь, не основанную на личном влечении3;

- проституция - это внебрачные сексуальные отношения, которые не основываются на личном влечении, при этом основным стимулом выступает стремление заработать4;

- проституция - это социальное явление, которое характеризуется систематическими и внебрачными сексуальными отношениями, носящими возмездный открытый или тайный, но эмоционально отчужденный характер5;

- проституция выступает как особый способ отношений между тем, кто нуждается и тем, кто может по договоренности за плату удовлетворить сексуальные потребности6.

Таким образом, наиболее существенными признаками проституции, то, что выделяет ее из общего понятия «разврат» являются:

- регулярный, систематический, профессиональный промысел, который осуществляется путем половых связей с разными людьми;

- характер занятия не основывается на личной склонности или чувственном влечении, направлен на удовлетворение половой потребности клиента в любой форме;

- заранее обусловленное вознаграждение в виде денег или иных материальных ценностей, которое, как правило, является основным или дополнительным источником средств существования лица, занимающегося проституцией.

В исследованиях по проблемам проституции кроме непосредственно термина «проституция» используются такие как: «сексуальный бизнес», «сексуальные услуги» и т.п. Особое внимание привлекают проблемы сексуальной эксплуатации, прав человека, насилия в связи с такими формами проституции как детская, мужская, однополая, сексуальный туризм, трэффик (торговля людьми, процесс вербовки путем обмана женщин для работы в сфере услуг, в том числе и в проституции внутри страны и за пределами), интернет-порнография и другое.

В нашем исследовании под проституцией понимается внебрачное, типично внечувственное удовлетворение спроса и предложения сексуальных услуг за вознаграждение.

В некоторых странах проституция на сегодня запрещена, в некоторых легализована и юридически регламентирована. В Российской Федерации само занятие проституцией уголовно не наказуемо, но по ст. 240 УК РФ наказание грозит за вовлечение в него путем обмана, шантажа, угроз и насилия; по ст. 241 УК РФ за организацию и содержание для занятия проституцией притонов. С 1987 г. в Российской Федерации за проституцию была

7

введена административная ответственность .

1 Словарь по этике/Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. С. 276-277.

2 Цит. по: Юридический словарь [электронный ресурс] http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17683

3 Гилинский. Я.И. Проституция как она есть. // Проституция и преступность. [Сборник / Ред. и сост. Ю.М. Хотченков]. - М.: Юрид. лит, 1991. С. 100; Голод С.И. Проституция в контексте изменения половой морали // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 65; Голосенко И.А., Голод С.И. Указ соч. С. 12-14.

4 Голод С.И. Проституция в контексте изменений половой морали... С. 65-66.

5 Яковлева А.А. Социальный контроль проституции в современной России: На примере Санкт-Петербурга: Дисс. .канд. социол. Наук: 22.00.04. - СПб., 2005. С. 18.

6 Меренков А.В., Никитина М.Н. Социальный портрет современной проститутки // Социологические исследования. 2000. № 5. С. 47.

7 Цит. по: Юридический словарь [электронный ресурс] http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17683

Для общества опасность проституции состоит в постоянном вовлечении в ее ряды все новых и новых жертв, особенно молодежи, в формировании благоприятной среды для разных преступлений. Проституция связана с порнографией, наркоманией, пьянством, служит источником венерических заболеваний, СПИДа и гепатита.

Непотребство, а значит и проституция существовали всегда. В ранней истории человечества, в первобытном обществе сексуальное наслаждение можно было «купить» за еду, полезные предметы, защиту от опасности. Такие явления могли быть не частыми и скрываемыми. Чем дольше общество сохраняет традиции, тем труднее проституции стать открытым явлением. В ранних цивилизациях с уходом кровного родства как цементирующей силы организации жизни, с развитием обмена, появлением зачатков специализации, денег и рынка, такие отношения перестали быть строго приватными, развитием хозяйства, и процессами общественной дифференциации втягивались в публичную сферу. Институциализировались группы проституток: публичных домов, уличных, храмовых других. А дальше дело времени. У разных народов и в разные эпохи она то быстро распространялась, делалась свободной или пряталась от гонений и преследований. Поэтому споры о сущности проституции не могли и не могут привести к универсальной трактовки феномена.

Возможно неолитические представления о магии появления новой жизни, поклонение богине - Матери-родительнице легли в основу развившейся в последствие храмовой проституции. На Древнем Востоке в культурах Шумера, Вавилона, Финикии, Индии существовали религиозные ритуалы, связанные с сексуальными действиями. Выполнение требуемых религиозными обрядами сексуальных действий могли компенсироваться едой, деньгами, жизнью на всем готовом, расположением высшего начальства. В Вавилоне каждая женщина хотя бы раз в своей жизни должна была провести какое-то время в храме Мелитты (Венеры), отдаваясь каждому желавшему иностранцу. Деньги, полученные от разврата, поступали на алтарь богини1. Половым актом заканчивались религиозные обряды, посвященные египетским богам Исиде и Осирису. В порядке вещей стали продажа собственной дочери в наложницы и покупка любовницы для сына . Фараоны Египта Хеопс и Рамзес заставляли проституировать своих дочерей для пополнения собственных средств. В книге Царей Ветхого Завета говорится о торговле собой еврейских девушек неподалеку от Иерусалимского Храма. Борясь с развратом и распространением проституции, Моисей приказал уничтожить 32 000 пленниц моавитянок. Индийские жрецы брамины содержали при храмах в специальных домах девушек из лучших фамилий, что считалось почетным, для религиозных ритуалов и для удовлетворения половых потребностей жрецов3. У славян в праздники в честь бога Ладо, покровителя браков, совершалось «священное блудодеяние»4.

В древности у многих народов обычным делом было предоставление гостю своих женщин для «освежения крови» в потомстве, что виделось вполне моральным и уважительным, а для придания силы в полезном деле кормили гостя лучшей едой. Эта практика ранней истории культур ряда народов Европы, Азии и Африки вошла составляющим компонентом в обычай гостеприимства более поздних времен. В России вплоть до XIX в. факты патриархальной проституции были распространены на Кавказе, на Севере и в Сибири.

1 Гене ам-Рин Отто. Указ соч. С. 18.

2 Там же. С. 19.

3 Дюпуи Е. Проституция в древности и половые болезни. Перевод с 5-го французского издания д-ра Л.В. -СПб.: Тип. т-ва «Народная польза», 1907. С. 54, 72, 46.

4 Дрентельн Е. С. Этюды о природе женщины и мужчины. Основания женского и полового вопросов в их взаимной связи. - М.: Книгоиздательство Брейтигама в Харькове и в Москве, 1908. С.125-126.

Если выполнение религиозных сексуальных действий, оказание сексуальных услуг, как элемента гостеприимства, определенным образом были связаны с вознаграждением, то можно ли считать религиозную и патриархальную (семейную) формы ранней проституцией? Одни исследователи феномена убеждены в такой трактовке1, другие не видят в данной форме главного критерия проституции - мотивационной цели получения платы за сексуальные услуги2.

Многочисленные войны катализировали развитие проституции. Благодаря реформам Солона для защиты женского населения от возможного произвола со стороны солдат и чужеземцев в 594 г. до н. э. в Афинах появились специальные государственные учреждения

- диктерионы, где за гроши можно было воспользоваться услугами азиатских рабынь, купленных на средства города, а позднее нанимаемых беднейших гречанок. Определились три вида проституток: диктериады - чужестранки - женщины публичных домов и одиночные, промышлявшие по ночам; авлетриды - артистки, танцовщицы и музыкантши -также чужестранки, отдавшиеся после празднеств тому, кто подороже платил; и гетеры -подруги выдающихся, знаменитых людей. Гетера Аспазия, например, так привлекала Перикла, что ради нее он развелся с женой. В Риме публичные дома - лупанарии были названы от прозвища «Lupa» (волчица) одной из гетер по имени Акка Ларенция, слывшей очень алчной к деньгам3. К вышей категории публичных женщин в Риме относили флейтисток и танцовщиц, самой низшей назывались prostibulae, которые занимались своим промыслом на площадях, улицах, в кабаках. Процветала тайная проституция, чему способствовали многочисленные общественные бани4.

С античностью многие исследователи связывают начало институцианализации проституции5, что может быть спорным, так как особые социальные группы, выполнявшие секс услуги всякого рода и ранние типы публичных домов существовали и в древневосточных цивилизациях. К античности пытаются отнести формирование отношения к проституции как занятию аморальному, следовательно, начало препятствования распространению и стремления к уничтожению порока. О серьезном подходе к ее контролю в античные времена свидетельствует тот факт, что в Риме он был поручен обладавшим судебными полномочиями низшим магистратам республики - эдилам, следившим за мерами веса и рыночными ценами, чистотой улиц, состоянием храмов и общественных сооружений. Долгое время в Древнем Риме внебрачную половую связь считали посягательством на семейное благополучие. В 736 г. от основания города был издан общегосударственный Юлиев закон, по которому непотребство объявлялось серьезным

1 Грязнов К. Указ. соч. С. 37-43; Дюпуи Е. Проституция в древности. Воспр. изд. 1907 г. - Кишинев: Logos, 1991. - 211, [1] с.; Bullough B. Women and prostitution. A social history. Rev. ed. - Buffalo (N.Y.): Prometheus books , Cop. 1987. - XVI, 374 p.; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М.: Изд. центр «Терра» Республика, 1996. 478 с.; Шашков С.С. Исторические судьбы женщины, детоубийство и проституция. - СПб.: Изд.-во Н.А. Шигин, 1971. С. 503-517.

2 Голод С.И. Семья и брак. Историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998. 270 с.; Гилинский Я. И. Проституция как она есть // Проституция и преступность. Проблемы, дискуссии, предложения. - М.: Юридическая лит-ра, 1991. С. 99-122; Он же. Девиантный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление // [В. Афанасьев, Н. Бараева и др.]. Отв. ред. Я.И. Гилинский. [Рос. акад. наук. Социол. ин-т РАН. Сектор социологии девиантности и соц. контроля]. - СПб.: Алетейя, 2000. 384 с.; Он же. Девиантология: социолгия преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. Гилинский: Ассоц. Юридический центр. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Изд-во Р. Асланова: Юридический центр Пресс, 2007. 525 с.

3 Гене ам-Рин Отто. Указ соч. С. 30.

4 Дюпуи Е. Указ соч. С. 218.

5 Авчинникова-Архангельская В.В. Проституция и проф. В.М. Тарновский / Публ. лекция, прочит. кандидатом на степень д-ра ист. фил. наук Париж. у-та В.В. Авчинниковой в Соляном городке, 27-го фев. 1904 г. - СПб: тип. Сойкина, 1904, С.9; Грязнов К. Указ соч. С. 43-74; Шашков С.С. Указ соч. С. 517-538; Яковлева А.А. Указ соч.

преступлением. Затем суровость канонических христианских законов доходила до того, что даже один умысел любодеяния преследовался, требования христианской морали в последствие нашли отражение в разных европейских законах.

В средние века и новое время противопроституционное законодательство продолжало развиваться. Временами это терпимое зло пытались искоренить вовсе. После возвращения из крестового похода Людовик IX Святой в 1254 г. издал указ об изгнании всех публичных женщин. Хотя приговор был выполнен со всей суровостью, многие проститутки стали промышлять тайно, поэтому решили со злом смириться, определили место, где можно было селиться и тип одежды, выделявшие проституток. Публичные дома, являвшиеся собственностью города сдавались в аренду только лицам женского пола, частные заведения, получавшие концессии, находились под защитой правительства и платили налоги1. Во время Столетней войны 1337-1453 гг. между Англией и Францией число публичных домов увеличилось. Во время военных походов в военных лагерях европейских армий количество публичных женщин доходило до численности солдат. Возвращавшиеся из походов крестоносцы заводили у себя формальные гаремы. Генрих III Валуа издавал жестокие законы для уничтожения проституции, а его маршал Филипп Строцци чтобы избавить свой лагерь от разврата утопил в Луаре за один день 800 проституток . В 1684 г. преследование проституток было целиком передано в ведение полиции, ее решения не полежали никакому обжалованию. Публичных женщин помещали в специальную тюрьму - Сальпетриер. Закон 1687 г. предписывал обнаруженным в Версале или близ его окрестностей проституткам отрезать уши. В Париже сводников клеймили, секли и выгоняли из города. В царствование Людовика XVI в 1778 г. была сделана попытка наладить арест и ссылку бродячих проституток, но это дело ни к чему не привело3.

В Испании в XV в. прелюбодеяние строго преследовалось, виновных мужчин наказывали плетьми, женщин - тюрьмой, а сводников - вешали. Имперский полицейский устав 1530 г. Карла V преследовал любое внебрачное сожительство. С 1550 г. находившиеся в ведении властей дома терпимости стали подвергаться медицинским осмотрам. В 1625 г. иезуиты и теологи добились закрытия борделей по всей стране, но уже к 1696 г. мадридские судебные власти были серьезно озабочены изысканием мер против тайной проституции. Строгости, предпринимаемые в XVI в., ни к чему не привели, в XVII в. вновь вернулись к терпимости проституции.

Нравственное оздоровление, произведенное затем церковной реформацией, еще более усугубило меры против проституции. Так, например, в Гамбурге в 1484 г. проституток удалили со всех улиц, прилегавших к церквам, и поселили в глухих частях города. С XVII в. полиция строго следила за тайными притонами и арестовывала всех, кого там находила, содержателей выставляли у позорных столбов и навсегда изгоняли из города. С XVIII в. к этому прибавили наказание проституток розгами и тюремное заключение. Очень строго преследовал разврат Мартин Лютер. В Ульме последний публичный дом был закрыт в 1531 г., в Базеле - в 1534 г., в Нюрнберге - в 1562 г. Во Франкфурте-на-Майне, начиная с 1566 г. публичных женщин бросали в воду. Еще в конце XVI в. в Германии супружеская неверность наказывалась смертной казнью. В 1690 г. Фридрих III распорядился заключать проституток в смирительные дома и прядильню в Шпандау, а публичные дома закрыть. Но продолжала развиваться тайная проституция, культивируемая массой бедных дочерей солдат. Тогда в 1700 г. вместо приказов об искоренении публичных домов появились правила, регулировавшие их существование.

В Италии, в Ферраре, промышлявших развратом женщин штрафовали 25 фунтами, дважды наказывали плетьми и на два месяца заключали в тюрьму. Рецидивисткам отрезали

1 Дерюжинский В.Ф. Лекции по полицейскому праву. С. 203-204.

2 Тарновский В.М. Указ соч. С. 47.

3 Ефременков В.Т. Регламентация проституции во Франции. - СПб.: Губ. тип., 1891. С. 3.

нос и изгоняли из города. Не легче были наказания для посетителей и содержателей публичных домов: первым отрезали руку и лишали состояния, вторые объявлялись вне закона1.

Строгие меры запрета проституции были установлены и в ряде других стран Европы. В Швейцарии опекунов, чьи подопечные вдруг становились проститутками, приговаривали к смерти. Отрезали носы за сводничество в Португалии и Неаполе2. В Англии подобные меры применяли не только против сводничества, но и против потребителей и совратителей.

В Австрии в правление Марии-Терезии, кроме распоряжений о закрытии публичных домов и тайных притонов, мер против сводень и преследования проституции, в 1745 г. был издан закон, запретивший размещение биллиардных, кофеен и ресторанов на нижних этажах домов, в случаях, если окна были обращены во двор и не было дверей, прямо выходивших на улицу. С 1751 по 1768 гг. «комиссия целомудрия» разыскивала виновных в прелюбодеянии и проституции, приговаривала к телесным наказаниям, смирительному дому и ссылке. В Вене вплоть до 20-х гг. XIX в. виновную раздетую до рубашки, приводили в церковь, сажали в мешок, который завязывали у подбородка, брили наголо голову. Завязанную в мешок проститутку выставляли на всеобщее обозрение во время церковной воскресной службы. После службы осужденную наказывали плетьми и вместе с другими вывозили за город. Согласно уголовному кодексу «Терезиане» 1769 г. преследовалась не только проституция, но и любая связь вне брака, что влекло за собой штраф и арест, а сводничество наказывалось розгами и ссылкой. За использование родителями своих детей, мужьями - своих жен, братьями - сестер, опекунами - подопечных лишали головы. Власти преследовали распутство мужчин, их арестовывали, подвергали телесным наказаниям и заключали в смирительный дом3. Как меру против проституции Мария-Терезия использовала увеличение браков. Соблазненной и брошенной девушке, которая вела себя пристойно, выдавали специальное свидетельство, восстанавливавшее ее честь .

Таким образом, от истоков своего существования государство, как структурнофункциональный механизм социума стремилось к чистоте нравов порой с помощью даже очень жестоких мер, но в результате бесплодности борьбы вынуждено было лавировать, возводя зло в необходимую терпимость. Процесс институционализации проституции осуществлялся с древних цивилизаций, при этом, если до XVIII в. больше внимания уделялось ее уничтожению, запрету, то с XVIII в. становится все более очевидным необходимость ее терпимости с целью контроля распространения венерических заболеваний, а в XIX в. ее уже регламентировали. С XIX в. больше внимания стали уделять задачам не столько искоренения проституции, сколько ее ослаблению.

Первой отказалась от запретительной системы и исключительных полицейских мер Франция. 3 марта 1802 г. состоялось постановление французской администрации об обязательности надзора за проституцией и оформлении билета, выдаваемого проститутке5.

Затем система регламентации нашла своих последователей в Брюсселе, Гааге, Роттердаме, Гамбурге, Турине, Мадриде. Но наряду с легальной, зарегистрированной, а значит в известной степени терпимой проституцией, продолжала свою жизнь тайная.

Условия регламентации во всех государствах Европы были не одинаковыми. Во Франции к полномочиям полиции относились задержание, арест, наложение взысканий и регистрация проституток, решения полиции не обжаловались, словом, продолжали

1 Гене ам-Рин Отто. Указ соч. С. 51, 55-56.

2 Приклонский И.И. Проституция и ее организация. Ист. Очерк. - М.: Тип. А.А. Карцева, 1903. С. 31-33.

3 Дерюжинский В.Ф. Лекции по полицейскому праву. С. 204-205.

4 Он же. Полицейское право. - СПб.: Сенатская типография, 1903. С. 313.

5 Дрентельн Е.С. О проституции с точки зрения динамики жизни. - М., Харьков: тип. Брейтигама в Харькове и Москве, 1908. С. 50.

применяться меры, введенные еще в 1684 г. Регистрация проституток в Париже и Берлине могла быть добровольной и принудительной, в Вене - была только принудительной. В Будапеште для добровольной регистрации требовалась предварительная беседа социальных служащих, старавшихся повлиять на изменение решения женщин заниматься грязным ремеслом; а при регистрации замужней женщины согласие ее мужа. В Пруссии регистрация могла быть осуществима только по решению суда, признавшего женщину виновной в проституционном промысле.

Правом свободно, по своему желанию быть исключенными из списков полиции могли воспользоваться женщины Бремена, Штутгарта, Вены, Будапешта. В Стокгольме для этого необходимо было доказать инспектору полиции возможность заработка честным трудом. В Гамбурге и Берлине за теми, кто решил покончить с проституцией, устанавливалось скрытое наблюдение тайных агентов полиции.

В сложившейся в европейских странах практике организации регламентации проститутки могли «служить» в домах терпимости, где содержатели обязаны были предоставить жилье, пищу и примерно 50 % заработанных пансионеркой денег, но хозяева высчитывали из этой же доли деньги на лекарство, одежду, обувь и другие нужды. Зарегистрированные проститутки могли жить и работать и вне борделя. Во Франции, Бельгии, Австрии Венгрии и Италии дома терпимости были разрешены. Регламентацией определялись места расположения публичных домов, численность в них женщин, их возраст, медицинский контроль, правила для содержательниц и обитательниц. В Германии, Голландии, Швейцарии, Дании, Швеции и Великобритании открывать их запрещалось, а за проститутками-одиночками был налажен надзор. Одиночки должны были селиться в районах, указанных им полицией1.

Что касается времени появления публичной проституции в России, русские летописные своды такой информации не дают. Отвечая на вопрос: знала ли Древняя Русь проституцию, исследователи дореволюционного периода сходились во мнении, что несмотря на то, что русское общество не отличалось особой нравственностью, чему свидетельствовал, например, гарем Владимира Святого до его крещения, в Древней Руси проституция не была известна. Непотребство было, но «не было продажи каждому желавшему тела женщины ею сомой для разврата за определенное денежное вознаграждение», «как промысел вид публичного разврата не был известен»2. По их мнению, отсутствие проституции было обусловлено самим укладом жизни. Русская женщина была лишена возможности встречаться с посторонними мужчинами вследствие своего изолированного положения, доступ в женский терем был строго и сурово охраняем. Женские комнаты устраивались в задней части дома, и хотя со двора к ним вел лестничный ход, ключ от него хозяин держал у себя, и войти в женскую половину можно было только через его комнату. Брак чаще всего являлся случайной связью мужчины - господина с женщиной - его полной рабыней, устраивался родителями жениха и невесты, без всякого участия молодых, нередко суженые встречались в первый раз только в церкви, у алтаря. Выходившие замуж не по своей воле, не нашедшие удовлетворения своим чувствам, женщины привилегированной среды могли провоцировать разврат, изменяя своим мужьям чаще всего с кем-нибудь из слуг. Нельзя не учитывать также наличия в дифференцированном обществе соблазна для женщин из бедноты заработать своим телом. Оказывая услуги богатым женщинам, сводни отлаживали механизм промысла.

1 Ефременков В. Т. Регламентация проституции в Англии, в Швеции, Норвегии и Финляндии, в Испании и в Бельгии. - СПб.: Губ. тип., 1891. 10 с.; Он же: Регламентация проституции в Германии и Швейцарии. - СПб.: Губ. тип., 1891. 8 с.; Он же: Регламентация проституции в Европе. - СПб.: Губ. тип., 1891. 8 с.; Он же: Регламентация проституции в Испании, Португалии, Бельгии и Голландии. - СПб.: Губ. тип., 1891. 8 с.; Он же: Регламентация проституции во Франции. - СПб.: Губ. тип., 1891. 8 с.

2 Мордовцев Д.Г. Указ. соч. С. 48-49, 51.

На наш взгляд, проституция в России существовала с древности, развивалась она сама по себе, не организованно, и не в тех формах и масштабах, какой была известна античной и средневековой Европе - не публичной. Д.Г. Мордовцев в работе «Живой товар. Постыдная международная торговля молодостью и красотой и меры против безнравственных совратителей женщин» отмечает, что «в Древней Руси долго не существовало таких важнейших факторов публичного разврата как аристократии, рабства, солдатчины, университетов, сосредотачивавших до 15 000 студентов, многочисленных религиозные сект и орденов.. .і»1.

В XVI в. в правление Ивана Грозного его знаменитая Александровская слобода, где жили в то время опричники, была «сплошной клоакой всяких безобразий». Иван Васильевич насиловал самых знатных женщин и девиц, обменивался с сыном Иваном любовницами, и если какая-нибудь из женщин проявляла недовольство, ее вешали над столом, за которым обедали муж или родители, труп висел до тех пор, пока родные не получали разрешение его похоронить. Постепенно разврат распространился и проник повсюду. Для бедняков корчмы и бани превращались в притоны разврата, богатым угождали сводни. Мать Ивана Грозного после смерти мужа превратилась в настоящую мессалину2, ходила в непотребный дом, и сильно блудила. В своих заметках о путешествиях по Московии иностранцы отмечали широкий размах разврата: обычным делом для простолюдинок было купание голыми в реке с мужчинами; если мужьям надоедали жены, они на время их кому-нибудь уступали, и если не возвращали себе, то женщин постригали в монастырь, а главы семей могли жениться вновь; на свадьбах мужчины напивались до бесчувствия, провоцируя женские измены.

В XVII в. патриарх Филарет обличал служилых людей, отправлявшихся на отдаленную службу, в том, что они закладывали своих жен и вместо процентов предоставляли право пользования заложенными. Если должник во время не выкупал свою жену, то ссудивший мог продать ее для блуда всем подряд. Мужья торговали своими женами (извлекали прибыль путем эксплуатации их в разврате3), по праздникам полураздетые пьяные проститутки свободно разгуливали по улицам4.

Московским Наказом благочиния 1649 г. Алексей Михайлович предписывал начальнику стражи днем и ночью следить, чтобы на улицах и в переулках города «блядни» то есть непотребных девиц (неприличных, непристойных5), не было6. Уложение строго наказывало сводничество: виновных секли плетьми и ссылали на прядильный двор. Сводникам, пойманным и изобличенным вторично, грозила ссылка на казенную работу в

у

Сибирь .

Дух западничества и славянофильства не мог не коснуться оценок влияния петровских реформ на состояние нравственности в стране: «Начало проституции появилось, надо думать, от тех иностранцев, которые переселились в Россию, но не желали бросить своих приобретенных в отечестве порочных привычек, вследствие чего они и завели по примеру своей родины проституцию в России, а от них проституция проникла уже в русское общество. . Превратившись из грузной боярыни в великосветскую даму,

1 Там же. С. 41.

2 Нарицательное для распутных женщин высокого положения (от Мессалина - имени жены римского императора Клавдия, известной бесстыдством и распущенностью).

3 Цит. по: Толковый словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [электронный ресурс] //

http://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz_efron/

4 Приклонский И.И. Указ соч. С. 50-53.

5 Цит. по: Толковый словарь С.И. Ожегова [электронный ресурс] // http://www.ozhegov.ru/slovo/2419.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Андреевский И.Е. Полицейское право / Соч. И. Андреевского, орд. проф. С.-Петерб. ун-та. Т. 1-2. - СПб.: Тип. Э. Праца, 1871-1873. Ч. 2. Т. 2. С. 20.

7 Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами и его причинами, происходившего в С.-Петербурге с 21 по 25 апреля 1910 года. Т.1-2. - СПб., 1911-1912. Т. 1. С. 337.

русская знатная женщина, познакомившись с европейскими модами и кокетством, одновременно с этим получила познание и различных сладострастных привычек с Запада»1. Немецкая слобода была настоящим притоном людей, искавших каких-либо развлечений. Проституция проникла в монастырские кельи, на улицах встречались полупьяные монахи, предававшиеся разврату. Регулярная армия, чиновничество, масса крестьян, оторванных от дома, работавших на стройках, рождали спрос на женское тело. Но при этом ни один из петровских указов, не способствовал утверждению легальной, терпимой проституции. Воинские артикулы 30 апреля 1716 г. воспроизводили шведский военный артикул Густава-Адольфа в обновленной Карлом XI редакции 1683 г.2. В артикулах упоминается об изнасиловании несовершеннолетних, скотоложстве (разновидность полового извращения -удовлетворение полового чувства путем совокупления с животными3), мужеложстве (то же, же, что и педерастия - половые сношения мужчины с мужчиной4), кровосмешении (половая (половая связь между близкими родственниками5). За подобные деяния грозили вечная служба на галерах или смертная казнь. Артикулы требовали от профосов, солдат, следивших за чистотой помещений, выгонять раздетыми найденных в расположении полков блудниц. Согласно воинским артикулам 1716 г. если холостой человек обольстит девушку обещанием жениться, и она станет матерью, ему грозили выплаты в пользу матери и младенца, тюремное заключение и церковное покаяние. Эти положения вошли в Свод законов 1832 г. в виде ст. 669 и ст. 670 уголовных законов о блуде, по которым виновный в совращении обязан был обеспечить содержание матери и младенца, подвергался тюремному заключению и церковному покаянию, от наказания он мог освободиться в случае женитьбы. Приказ санкт-петербургскому генерал-полицмейстеру от 25 мая 1718 г. и инструкции 1722 г. московскому обер-полицмейстеру предписывали меры борьбы с домами терпимости в столицах. Высочайшей резолюцией от 12 апреля 1722 г. ведение дел о прелюбодеянии, находившееся ранее под церковной юрисдикцией, передавалось светскому суду .

Ряд законов были направлены против провокации проституции и сводничества. Так сенатские указы Петра II 1728 г. и Анны Иоанновны от 6 мая 1736 г. предписывали всем хозяевам домов и трактирщикам, объявить под роспись, «чтобы впредь непотребных жен и девок держать не держали под жестоким страхом и наказанием». Проект уголовного уложения, составленный при Елизавете Петровне, в окончательной редакции

у

характеризовал усиление борьбы со сводничеством7. Елизаветинский указ от 1 августа 1750 1750 г. обязывал главную полицейскую канцелярию организовать розыск и поимку по разным островам и местам Петербурга непристойных девиц и женщин, и с сопроводительной запиской отправлять их на осмотр в Калинкинскую больницу8. Указы 1743, 1760 и 1782 гг. касались, кроме прочего, запрета совместного посещения мужчинам с женщинами публичных бань9.

На основании донесения военного ведомства о распространении венерических болезней в войсках, указ Сената от 20 мая 1763 г. предписывал допрашивать воинские

1 Приклонский И.И. Указ соч. С. 53.

2 ЕлистратовА.И. Борьба с проституцией в Европе. Казань: Тип. имп. ун-та 1909. С. 394.

3 Цит. по: Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой [электронный ресурс] // http://dic.academic.ru

4 Цит. по: Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой [электронный ресурс] // http://dic.academic.ru

5 Цит. по: Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой [электронный ресурс] // http//dic.academic.ru

6 Елистратов А.И. Борьба с проституцией в Европе. С. 158, 395; Приклонский И.И. Указ. соч. С. 57.

7 Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами. Т. 1. С. 337-338.

8 Елистратов А.И. Борьба с проституцией в Европе. С. 158-159.

9 Приклонский И.И. Указ. соч. С. 56.

чины, одержимых «франц-венерией», об источнике заражения, установил розыск проституток по показаниям заразившихся от них лиц, принудительное бесплатное лечение, а уличенным в непотребстве женщин, грозил ссылкой в Сибирь. После лечения солдатских жен предписывалось возвращать мужьям; крепостных - возвращать владельцам; солдатских вдов - ссылать на Нерчинские рудники. Поводом к изданию указа послужило выявление в результате посещение воинским начальством санкт-петербургского главного госпиталя 40 больных «франц-венерией», как тогда называли сифилис и другие венерические инфекции. По объяснениям старшего доктора и главного лекаря болезнь была получена не иначе как от непотребных женщин1. Именной екатерининский указ 1765 г. говорил о ссылке на поселение в сопровождении караула вдов и девок за праздность и беспорядочное поведение, а с 1771 г. по распоряжению Сената полиция стала отправлять непотребных девок на фабричную работу. Полицейский Устав благочиния 1782 г. впервые говорит о разврате в виде промысла, то есть добывания средств путем непотребства, а значит проституции, за что устанавливалось помещение на полгода в смирительный дом (дом для содержания людей непотребного и невоздержанного поведения2), кроме штрафа такому же наказанию подвергались сводники, в том числе предоставлявшие для разврата свой дом3. Убедившись, что ужесточение мер не привело к сокращению проституции, Екатерина II допустила существование легальных проституток, обязав их подчиниться периодическим медицинским осмотрам. В Петербурге отвели специальные места для публичных домов4.

В начале правления Павла Петровича под страхом тюремного заключения публичных женщин обязали носить одежду только желтого цвета, как отличительную особенность их ремесла. В 1800 г. высочайшим указом было велено всех развратниц обеих столиц ссылать «прямо на Нерчинские фабрики», в Москве полиция отыскала таких 139, и около половины из них были солдатки5.

При императорах Павле I и Александре I положения Устава благочиния о непотребстве и сводничестве оставались действующим законом6.

При Николае I верность традиции доказывают ст. 223 и ст. 218 Устава о предупреждении и пресечении преступлений Свода законов Российской империи 1832 г.; Наказ чинам и служителям земской полиции от 3 июня 1837 г., напоминавший становым приставам, главам округов уезда - станов, исполнительным чиновникам полиции, подведомственным уездным полицейским управлениям, выполнявшим следственные, судебно-полицейские и хозяйственно-распорядительные дела, о недопустимости всякого разврата; ст. 182 Сельского полицейского устава для государственных крестьян от 13 марта 1839 г., предписывавшая «холостых и вдовых мужчин, равно незамужних и вдовых женщин, уличенных в непотребстве, употреблять в общественные низкие работы: на

у

метение и очищение улиц от грязи и сора, на мытье полов в общественных домах и т.п.» ; ст. 781 Свода законов уголовных редакции 1842 г., по положению которой «виновные в блуде подвергались тюремному заключению и церковному покаянию». Согласно ст. 1286 Уложения 1845 г. виновный в посещении непотребных женщин «явным и соблазнительным образом» подлежал денежному штрафу от 1 до 10 руб. В то же время новая редакция

1 Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами... Т. 1. С. 338-342.

2 Цит. по: Толковый словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [электронный ресурс] //

http://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz_efron/

3 Елистратов А.И. Борьба с проституцией в Европе. С. 159-160.

4 Приклонский И.И. Указ соч. С. 57.

5 Мордовцев Д.Г. Указ соч. С. 59.

6 Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами. Т. 1. С. 340.

’Законопроект об отмене врачебно-полицейского надзора за проституцией и закрытии притонов. По

инициативе Санкт-петербургского клуба женской прогрессивной партии сост. Проф. А.И. Елистратовым и внесен в Государственную Думу депутатом А.И. Шингаревым (внесено за подписью 39 членов Гос. Думы 25 окт. 1913 г.) Спб. тип. Альтшулера, 1913. С. 2.

Уложения о наказаниях 1845 г. относительно лояльно стала рассматривать внебрачную связь свободных мужчины и женщины: по ст. 1289 за сожительство неженатого с незамужней по их взаимному согласию, если не появлялся ребенок, осталось только церковное покаяние, тюремное заключение, непременное требование жениться на обольщенной, возможность избежать наказание женитьбой на сожительнице были исключены.

Несмотря на то, что применение государством политики строгих мер наказаний против непотребства на протяжении всей российской истории осуществлялось в отношении обоих полов, следует обратить внимание, что с ХVIII в. был сделал крен в сторону женщин. Окончательным отступлением от исторической преемственности преследования за порок разврата без различия пола, стало введение Уложением о наказаниях 1845 г. по ст. 1287 ответственности за профессиональное непотребство только женщин; ст. 1288 предусматривала наказание их за сокрытие «lues venereal» - венерической болезни. Такие меры казались составителям Уложения необходимыми «не только как наказание за порок, но и для предупреждения, по возможности, вредного влияния болезни на общественное здравие»1. Если Екатерина положила начало медосмотрам проституток, то в 1835 г. последовало повеление Николая I не взыскивать с женщин с отличительными желтыми билетами, отправляемых в полицейское отделение Калинкинской больницы, плату за лечение. Эта больница возникла на большом прядильном дворе, где в 1718-1727 гг. делали полотно «на голландский манер» и куда позже направляли для исправления женщин легкого поведения. Официальной датой открытия больницы на б0 коек, где существовало и венерологическое отделение, считается 1781 г. Затем на набережной Фонтанки, за старым домом в 1831-1833 гг. было построено новое трехэтажное здание на 300 стационарных мест2. С организацией бесплатного лечения проституток-сифилитичек в Калинкинской больнице, одной из старейших городских больниц Санкт-Петербурга, следует считать официальное признание проституток главными виновницами распространения сифилиса.

4 марта 1843 г. министр внутренних дел Л.А. Перовский поручил особому комитету при министерстве заняться поисками мер против любострастной болезни и составлением правил надзора за публичными женщинами. 10 августа 1843 г. Перовский получил высочайшее разрешение на учреждение в Санкт-Петербурге врачебно-полицейского надзора за проституцией. Комитет Министров со своей стороны одобрил введение предложенных Министерством внутренних дел и санкционированных императором системы мер надзора в виде эксперимента только в Санкт-Петербурге, и сроком только на два года. В случае удачного опыта предполагалось представить утверждение штата врачебно-полицейского комитета и штата больницы для проституток законодательным порядком через Государственный Совет. Данное положение Комитета Министров б октября 1843 г. было одобрено Николаем I. Но, никаких изменений относительно наказаний за непотребство с учреждением врачебно-полицейского комитета законодательства не коснулись.

Следовательно, деятельность врачебно-полицейского комитета должна была осуществляться в рамках существовавшей, и продолжавшей развиваться строго запретительной системы против непотребства. Противоречие между строго запретительной правовой системой и необходимостью подконтрольной легализации проституции пытались компенсировать административными распоряжениями. Начало этой практики положил все тот же министр внутренних дел Перовский. Циркулярное предписание начальникам

1 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. - СПб.: Тип. 2 Отделения Собств. е. и. в. канцелярии, 1845. 3, IV, 898, XVII с.

2 Капустин М.Я. Калинкинская городская больница. - СПб: Тип. Шредера, 1885. С. 21; Аравийский Р. А., Белянин В. Л., Мочалов В. С., Васильева Н. В. Калинкинская больница - первая гражданская больница Санкт-Петербурга. - СПб.: Изд. дом СПб.МАПО, 2003. С. 1-31.

губерний, разосланное министерством 4 декабря 1846 г. говорило об освобождении от суда тех женщин, занимавшихся развратом, которые строго соблюдали правила надзора, не уклонялись от медицинского освидетельствования, и не были уличены в никаком другом преступлении, в противном случае они должны были отвечать за разврат по закону. 8 марта 1848 г. министры внутренних дел и юстиции ходатайствовали об освобождении поднадзорных проституток, не обвиняемых в других преступлениях, от наказаний и взысканий за непотребство на основании распоряжений со стороны министерств губернским и уездным полицейским управлениям. Николай I согласился.

По высочайше утвержденному, но не обнародованному решению Государственного Совета от 6 апреля 1853 г. состоявшие под врачебно-полицейским контролем женщины суду именно за непотребство не подвергались, по другим же обвинениям, они преследовались за преступления, а по совокупности с ними и за разврат. На практике механизм освобождения поднадзорных проституток от уголовной ответственности действовал так: низшие инстанции приговаривали виновных в непотребстве к

определяемым статьями законов наказаниям; губернатор этих приговоров не утверждал и ходатайствовал перед Министерством внутренних дел об освобождении осужденных, министр же удовлетворял подобные прошения1.

Уложение о наказаниях, налагаемых мировыми судьями от 20 ноября 1864 г. ст. 44, исключавшей наказание за проституцию на условиях подчинения врачебно-медицинскому контролю, заменило ст.ст. 1287 и 1288 Уложения о наказаниях 1845 г., и ст.ст. 1342, 1343 Уложения о наказаниях 1857 г. По возбужденному Министерством юстиции вопросу о пределах действия ст. 44 в отношении тайных проституток, общим собранием первого и кассационного департаментов Сената 3 февраля 1892 г. было разъяснено, что женщин, промышлявших развратом без зачисления в списки публичных, следует привлекать по данной статье за тайный разврат. При этом до основания строго запретительная система проституции не разрушалась, так как ст.ст. 223 и 230 Свода уставов о предупреждении и пресечении преступлений 1832 г., ст.ст. 155 и 158 Устава о предупреждении и пресечении преступлений 1890 г. категорически запрещали «открывать днем и ночью дом свой или наемный для непотребства, и входить в него»3.

Таким образом, в условиях официального правового запрета, Уложение о наказаниях, налагаемых мировыми судьями1864 г. ст. 44 официально легализировало проституцию в России, выдвинув проституткам условия полного подчинения требованиям организованного за ними контроля. Патерналистская политика верховной власти императорской России стояла на страже традиций и не могла допустить явного признания открытого непотребства, но в интересах заботы о здоровье народа был сделан шаг к терпимости зла.

1 Елистратов А.И. Борьба с проституцией в Европе. С. 1б2-166.

2 Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. - СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 18б7. 45 с.

3 Елистратов А.И. Борьба с проституцией в Европе. С. 1б0, 395, 398, 1б7-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.