Н. В. Гурьян
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕЙШЕГО КИТАЙСКОГО СЛОВАРЯ «ЭРЪЯ»
Работа представлена кафедрой китайской филологии Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор А. М. Карапетьянц
«Эръя» - древнейший китайский тезаурус. По вопросу происхождения памятника до сих пор нет единого мнения ввиду отсутствия точных сведений относительно авторства и времени его создания.
Ключевые слова: «Эръя», авторство, датировка.
«Erya» is the most ancient thesaurus in China. In view of absence of the exact data concerning authorship and the time of compiling of this monument, there is no common opinion on this issue.
Key words: «Erya», authorship, time of compiling.
Первое упоминание Эръя встречается в библиографическом разделе И вэнь чжи династийной истории Ханьшу.
Известно, что в китайской традиции литературное произведение часто приписывалось знатным лицам, к авторству отношения не имевшим. Делалось это для придания сочинению особого авторитета и значительности и считалось вполне правомерным [2]. Самым ранним автором из
тех, кого называет традиция, является Чжоу-гун (XI в. до н. э.). Кроме Чжоу-гуна, авторство приписывается самому Конфуцию (У1-У вв. до н. э.) и его ученику - Цзы Ся (507-?), упоминается также имя Шу Суньтуна, дополнявшего словарь [7].
В целом до династии Сун господствовали две основные точки зрения: согласно первой, Эръя был составлен уче-
никами и последователями Конфуция (восходит к Чжэн Сюаню, II в.), согласно второй, Эръя был создан Чжоу-гуном, дополнялся Конфуцием и др. (восходит к Чжан И, III в.). Начиная с Сун стали говорить о том, что Эръя появился во времена династий Цинь - Хань (Оуян Сю, XI в.).
На сегодняшний день принято считать, что Эръя в своем первоначальном виде оформился в конце эпохи Чжаньго (III в. до н. э.). В пользу этой точки зрения высказываются Хэ Цзюин, Чжао Чжэнь-до, Гуань Сихуа, Цянь Цзяньфу, Ян Ду-аньчжи и др.
Хун Чэн пишет, что Эръя появился раньше, чем Мэн-цзы, и называет конкретный период времени - 450-350 гг. до н. э., во времена же Цинь и Хань словарь дополнялся [6, р. 9-11]. По мнению Ян Дуаньчжи, неоднократные дополнения вносились до времен Чжэн Сюаня (II в.), и только тогда словарь в основном приобрел свой окончательный вид [9]. Некоторые специалисты утверждают, что дополнения и исправления делались непосредственно до начала Восточной Цзинь, т. е. до комментария Го Пу (IV в.) [3].
Доу Сюянь допускает, что словарь мог появиться в конце Чжаньго, однако вместе с тем не исключает возможности того, что словарь был составлен при династии Цинь, когда в нем возникла практическая необходимость после ряда мер, предпринятых циньской администрацией: расширения государственной территории, реорганизации денежной системы, системы мер, весов и унификации письма
[3].
Очевидно, что Эръя не мог появиться на пустом месте. К концу Чжаньго уже сложились необходимые условия и предпосылки для составления подобного словаря. Во-первых, в доциньское время схо-лиастика (сюньгу) была уже довольно развита: появилось так называемое комментирование по значению (исюнь), по форме
(синсюнь) и по звучанию (шэнсюнь); в текстах встречались разрозненные примеры использования терминов комментаторского характера, а также способа совмещенного толкования - всего того, что нашло свое применение в Эръя. Во-вторых, в последние годы Чуньцю зарождается концепция чжэн мин (выправление имен), развитие которой непосредственным образом повлияло на китайское языкознание и на оформление теоретических основ для всевозможных классификаций в языке и лексике.
В-третьих, к концу Чжаньго уже имелись памятники, в которых встречается материал, сопоставимый по содержанию и по оформлению с текстом Эръя. В частности, в тексте Ши-цзы имеются фрагменты, обнаруживающие много общего с глоссами Эръя. Автор Ши-цзы -Ши Цзяо (ок. 390 - ок. 330 гг. до н. э.) жил в середине эпохи Чжаньго. В Цзинь шу («Книга [о династии] Цзинь») упоминается древний текст [словарь] на бамбуковых дощечках Мин («Имена»), найденный в 281 г наряду с другими в могиле вэй-ского Сян-вана. Судя по описаниям, этот текст состоял из трех разделов (пяней) и был подобен Эръя и Ли цзи [3; 4; 8]. Однако сам Эръя вряд ли появился ранее конца Чжаньго, поскольку необходимо было время для накопления языкового материала, содержащегося в этом тезаурусе [4].
Анализ содержания словаря показывает, что в нем отражены факты материальной и духовной культуры как раз конца эпохи Чжаньго. Материал 9-й главы Ши ди (Объяснение земли) содержит косвенные доказательства того, что словарь был составлен учеными-конфуцианцами на территории царств Ци или Лу, причем до того, как царство Цинь завладело областью Шу-Ба* [4] или, по меньшей мере, ранее Западной Хань [3]. В 8-й главе Ши тянь (Объяснение неба) в таксоне син мин (звезды) обнаруживаются системы «че-
тырех образов» сы сян, двенадцати зодиакальных созвездий шиэр цы и двадцати восьми зодиакальных созвездий эршиба сю, однако наименование эршиба сю (28 созвездий) отсутствует. Объясняется это тем, что данный астрономический термин появился в период династий Цинь - Хань и впервые встречается в Люй-ши чуньцю. В Чжоу ли имеется наименование эршиба син, что соответствует терминологическому аппарату времен Чжаньго и соотносится с Эръя. При раскопках 1978 г. в уезде Суй провинции Хубэй была найдена карта 28 созвездий, в которой порядок расположения элементов западного (бай ху) и восточного (цин лун) секторов неба, полностью совпадает с аналогичным списком Эръя. Наименования звезд, не зафиксированные в Эръя, входили в состав созвездий (согласно системе районирова-
ния империи по небесным созвездиям), покровительствующих двум царствам: Цинь и Чу, которые во времена Чжаньго считались глубоко враждебными по отношению к царствам Ци и Лу Этот факт опять-таки позволяет ученым предполагать, что составлением Эръя занимались конфуцианцы царств Ци или Лу [3; 4].
Вероятно, последнее слово в вопросе датировки древнейшего китайского словаря еще не сказано. На современном этапе наиболее авторитетные мнения высказываются в пользу точки зрения, согласно которой Эръя в своем первоначальном виде появился в конце эпохи Чжаньго, а окончательно оформился во времена Хань. Исходя из особенностей текста Эръя, можно судить о том, что составлением и редактированием словаря занимались филологи нескольких поколений.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Шу-Ба - царства древней Сычуани. Сычуанская котловина была одной из первых покорена Цинь в 311 г. до н. э. [1, с. 440].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. История Востока. Т. 1: Восток в древности. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 688 с.
2. ФедоренкоН. Т. Древние памятники китайской литературы. М.: Наука, 1978. 319 с.
3. Dou Xiuyan. Zhongguo yaxueshi. Jinan: Qilu shushe, 2004. 424 p.
4. Guan Xihua. Erya yanjiu. Hefei: Anhui daxue chubanshe, 1996. 267 p.
5. He Jiuying. Erya niandai he xingzhi yanjiu // Yuwen yanjiu. 1984. N 2. P. 17-25.
6. Hong Cheng. Xunguxue. Nanjing: Jiangsu guji chubanshe, 1984. 228 p.
7. Index to Erh Ya. Harvard-Yenching Institute. Sinological Index Series. Taipei: Distributed by Chinese Materials and Research Aids Service Center, 1966. 129 p.
8. Qian Jianfu. Zhongguo gudai cidian zidian gailun. Beijing: Shangwu yinshuguan, 1986.
291 p.
9. YangDuanzhi. Xunguxue. Jinan: Shandong wenyi chubanshe, 1985. 689 p.