Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №3, 2012 том 14
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕРМИНА «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ» В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА
Малярчук Н.Н.
Тюменский государственный университет, кафедра медико-биологических дисциплин, г. Тюмень
Аннотация. Статья посвящена некорректному использованию термина «здоровьесберегающие технологии» в сфере образования.
В РФ реализуются следующие направления сохранения здоровья граждан: лечебно-
реабилитационное (оздоровление с помощью физио,- фито,- фармако,- психотерапевтических мероприятий); физкультурно-оздоровительное (сохранение и развитие здоровья средствами физической культуры); обеспечение безопасности жизнедеятельности (обучение населения методам сохранения здоровья и жизни в чрезвычайных ситуациях, обусловленных природными, техногенными и бытовыми факторами); гигиено-профилактическое (сохранение здоровья через рациональную организацию профессиональной деятельности); эколого-сохраняющее (развитие здоровья при формировании экологически целесообразных отношений граждан с окружающей средой); конфессиональное (воспитание здоровой личности с приоритетом на развитии духовной жизни человека); учебновоспитательное (обучение, воспитание, организация деятельности населения по сохранению и развитию здоровья посредством развития умений принимать ответственные решения за собственное здоровье).
На наш взгляд, получившее «прописку» в официальных документах в сфере образования словосочетание «здоровьесберегающие технологии», не соответствует в полной мере ценностям гуманноличностной направленности образования в условиях информационного общества. Во-первых, термин «технология» отражает технократическую модель, доминировавшую в индустриальном обществе, которая основана на жестком управлении и контроле воспитанника, технологичной организации воспитательного процесса. В социокультурном пространстве современного отечественного образовании набирает силу гуманистическая модель воспитания, которая организуется на основе взаимодействия педагога и обучающегося, учета личностных особенностей воспитанника, принятия его таким, какой он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В.Зеньковский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Н.Е. Щуркова и др.). Во-вторых, прилагательное «здоровьесберегающее» несет смысловую нагрузку слова «сбережение». В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова [1] значится: «сберегать - это сохранить, не дать утратиться, пропасть» [1;686],
следовательно, здоровьесбережение (синоним - здоровьесохранение) - это сохранение здоровья на заданном уровне (в частности, на том, с которым ребенок пришел в школу). Считаем, что необходимы иные понятия - «здоровьесовершенствование» и «здоровьесозидание», имеющие перспективное значение. Здоровьесовершенствование [1;727] - от «совершенствоваться - становиться лучше, совершеннее; улучшать, доводить до лучшей степени превосходства». Этот термин характеризует достижение человеком более высокого уровня здоровья по сравнению с предыдущим состоянием. Здоровьесозидание (от «созидать - сделать существующим, произвести, основать») [1;730] - содержит смыслы созидания здоровья как качественно новой характеристики. Поэтому это слово близко по смыслу здоровьетворчеству, «творчески создавать, творение, сотворение, созидание как деятельное свойство» [1;775].
Литература
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012
Стр. [197]