Научная статья на тему 'К вопросу об использовании современных образовательных технологий преподавателями высшей школы в работе со студентами (on problem of using contemporary educational technologies by higher school instructors in work with students)'

К вопросу об использовании современных образовательных технологий преподавателями высшей школы в работе со студентами (on problem of using contemporary educational technologies by higher school instructors in work with students) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / ВЛАДЕНИЕ / НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / A HIGHER SCHOOL INSTRUCTOR / THE CONTEMPORARY EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / KNOWLEDGE / PROFICIENCY / THE CONDITIONS NECESSARY FOR USE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романенко Татьяна Петровна

Статья является результатом исследовательского изучения интереса к современным образовательным технологиям и их использования преподавателями СГУ и других вузов России, относящихся к Рособразованию, в работе со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романенко Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is the result of research concerning the interest to educational technologies and their application by instructors in SSU and other Russian universities relating to the Russian Educational System in their work with students. The article is the result of research concerning the interest to educational technologies and their application by instructors in SSU and other Russian universities relating to the Russian Educational System in their work with students.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании современных образовательных технологий преподавателями высшей школы в работе со студентами (on problem of using contemporary educational technologies by higher school instructors in work with students)»

Педагогические н ну ки

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ

Т. П. Романенко

ON PROBLEM OF USING CONTEMPORARY EDUCATIONAL TECHNOLOGIES BY HIGHER SCHOOL INSTRUCTORS IN WORK WITH STUDENTS

Romanenko T. P.

The article is the result of research concerning the interest to educational technologies and their application by instructors in SSU and other Russian universities relating to the Russian Educational System in their work with students.

Key Words: professional development, a higher school instructor, the contemporary educational technologies, knowledge, proficiency, the conditions necessary for use.

Статья является результатом исследовательского изучения интереса к современным образовательным технологиям и их использования преподавателями СГУ и других вузов России, относящихся к Рособразованию, в работе со студентами.

Ключевые слова: повышение квалификации, преподаватель вуза, современные образовательные технологии, осведомленность, владение, необходимые условия для использования.

УДК 378

Как показывает практика, профессиональная подготовка современных специалистов, способных самостоятельно находить и анализировать новую информацию, осваивать новые знания, самостоятельно вести поиск путей решения сложных проблем, невозможна без внедрения инноваций в образовательный процесс вузов.

Новые вызовы времени: внедрение двухуровневой системы подготовки студентов, переход на стандарты третьего поколения, интеграция образования, науки и бизнеса, реализация компетентностного подхода и пр. определяли необходимость формирования у студентов готовности к непрерывному профессиональному образованию, что в свою очередь потребовало пересмотра тех образовательных технологий, которые применяются в обучении студентов преподавателями вузов в настоящее время.

Отсюда возрастает актуальность использования преподавателями вузов современных инновационных подходов и технологий в обучении студентов. Однако, как показало наше исследование, проблема состоит в ограниченных возможностях преподавателей высшей школы в применении современных образовательных технологий в своей работе.

С 2006 года в России реализуется новая модель организации повышения квалификации научно-педагогических работников, включающая как внутривузовское повышение квалификации, так и межвузовское в базовых вузах, организующих повышение

т

Т. П. Романенко

К вопросу об использовании современных образовательных технологий

квалификации по приоритетным направлениям развития образовательной системы.

Факультет повышения квалификации ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» осуществляет повышение квалификации как своих преподавателей, так и преподавателей вузов России. Одной из наиболее востребованных программ является «Современные образовательные технологии в деятельности преподавателя высшей школы».

В рамках реализации этой программы нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление особенностей использования преподавателями вузов современных образовательных технологий. В исследовании приняли участие 46 преподавателей (преподаватели СГУ - 19 человек; 27 человек - преподаватели вузов России), прошедших повышение квалификации по программе «Современные образовательные технологии в деятельности преподавателя высшей школы». По возрастному составу, занимаемой должности и уровню образования преподаватели распределились следующим образом. Среди преподавателей СГУ в возрасте до 30 лет - 43%, от 30 до 50 лет -52,6% и старше 50 лет -5% человек; по занимаемой должности - 52,7% - доценты кафедр, 36,8% - старшие преподаватели, 10,5% - ассистенты; кандидатов наук -42,1%. Среди преподавателей вузов России: в возрасте до 30 лет -11,1%, от 30 до 50 лет -63% и старше 50 лет -25,9% человек; по занимаемой должности: заведующие кафедрой - 3,7%, доценты кафедр - 40,8%, старшие преподаватели - 44,4%, 11,1% - ассистенты; профессоры - 3,7% кандидаты наук - 29,6%.

Опрос проводился в заочной форме перед началом обучения слушателей. Многие вопросы анкеты предполагали возможность нескольких вариантов ответов.

Вопросы были ориентированы на изучение осведомленности слушателей о сущности образовательных технологий, их особенностях, классификации. Слушателям предлагалось высказать свое согласие или несогласие по 7-бальной шкале (1 - абсолютно не согласен до 7- абсолютно согласен) со следующим утверждением: я очень

глубоко и в полном объеме осведомлен о сущности образовательных технологий, их особенностями, классификацией. Также нас интересовала субъективная оценка слушателей степенью владения современными образовательными технологиями (применялась 7-бальная шкала: 1 - абсолютно не согласен, 7 - абсолютно согласен)

Также используемые вопросы позволяли выявить отношение слушателей к современным технологиям и назвать наиболее эффективные, а также указать те технологии, которые преподаватели используют в своей работе и те, с которыми хотели бы более подробно ознакомиться в ходе повышения квалификации.

В ходе опроса были получены следующие результаты.

Почти половина респондентов, представлявших вузы России, (48,1%) оценили свою осведомленность ниже среднего (указали 3 балла по шкале), в 4 балла оценили свою осведомленность о современных технологиях 18,5% респондентов, а в 5 баллов - 11,2%.

Преподаватели СГУ оценили свои знания о современных технологиях несколько выше: 4 балла отметили 41,2% и столько же указали 5 и 6 баллов (результаты отражены в диаграмме на рис. 1).

Таким образом, мы можем говорить, что большинство преподавателей вузов полагают, что имеют средний уровень осведомленность в вопросах сущности образовательных технологий, их особенностей, классификации. При этом субъективная оценка своей осведомленности у преподавателей СГУ несколько выше самооценки преподавателей вузов России.

Анализ ответов на вопрос о наиболее эффективных образовательных технологиях, используемых в высшей школе, показал, что третья часть преподавателей СГУ выделяют следующие технологии: информационно-коммуникационные, технологии дистанционного обучения, технологии модульного обучения и технологию проектного обучения. Кроме указанных технологий преподаватели вузов России отметили игровые технологии. Некоторые слушатели (11,1%) не дали никакого ответа.

60 50 40 30 20 10 0

1

2

3

4

5

6

7

□ преподаватели СГУ □ преподаватели вузов РФ

Рис. 1. Степень осведомленности преподавателей о сущности образовательных технологий

Ответы слушателей на данный вопрос позволяют сделать заключение о том, что, по мнению преподавателей, наиболее эф -фективными являются технологии, наиболее актуальные для современной системы высшего образования, которые связанны с внедрением дистанционного обучения, информационных технологий и пр.

Оценивая свою степень владения современными образовательными техноло-

гаями, 80% преподавателей вузов России выбрали варианты от 1 до 3 баллов, что является ниже среднего уровня. Преподаватели СГУ дали более высокую самооценку уровня владения современными техноло-гаями. Так, основная часть респондентов университета, выбрали варианты 4 балла 42,1%, 5 баллов 36,8% (рис. 2).

60 50 40 30 20 10

0

1

2

3

4

5

6

7

□ преподаватели СГУ □ преподаватели вузов РФ

Рис.2. Уровень владения современными образовательными технологиями

Следующий вопрос касался того, какие современные технологии используют преподаватели в работе со студентами. У преподавателей вузов России на первое место вышли информационно-коммуникационные технологии, их указали 18,5%, проектные и проблемные технологии по 11%, два респондента (7,4%) указали интерактив-

ные технологии и один (3,7%) дистанционное обучение.

Преподаватели СГУ выделили три технологии: информационно-коммуникационные (21%), интерактивные (10,6%) и проектного обучения (5,3%). Среди преподавателей вузов России 4 человека (14,8%) отметили, что не используют в своей работе со

Т. П. Романенко

[рщ К вопросу об использовании современных образовательных технологий

студентами современных технологий. Среди преподавателей СГУ третья часть не дала никакого ответа на данный вопрос.

Ответы респондентов из числа преподавателей вузов России на вопрос: «О каких современных технологиях Вы хотели бы узнать подробнее, чтобы использовать в своей работе?» показывают, что наибольший интерес вызывают: информационно-коммуникационные технологии, технологии проектного обучения, дистанционного обучения, интерактивные технологии, технологии модульного обучения.

Преподаватели СГУ выделили две технологии, о которых им хотелось бы узнать: технологии дистанционного и интерактивного обучения. Затруднились дать ответ на этот вопрос 3 респондента (15,8%) из преподавателей вузов России и 5 человек (18,5%) из преподавателей университета.

Данные результаты позволяют заключить, что повышение компетентности и компетенций научно-педагогического состава высшей школы по современным образовательным технологиям является актуальной проблемой.

На вопрос, позволяющий выявить причины, мешающие использовать современные образовательные технологии в работе со студентами, респонденты выделили следующие (рис. 3): на первое место препо-

80

даватели СГУ поставили причину «требует больших временных затрат на подготовку», на второе место большинство преподавателей СГУ поставили недостаточную информированность о современных технологиях. Преподаватели вузов России на первое место поставили недостаточную информированность, а на второе - «требует больших временных затрат на подготовку».

При этом преподаватели вузов России отдали предпочтение недостаточной информированности о современных технологиях (66,7%), а большим временным затратам на подготовку (33,3%), преподаватели СГУ -соответственно 36,8% и 68,4%. Из преподавателей вузов России 14,8% указали, что использование современных технологий расхолаживает студентов. Преподаватели СГУ третьей причиной назвали то, что использование современных технологий не предусмотрено учебным планом (15,8%).

Оценивая степень своего стремления обсуждать использование современных технологий со своими коллегами на заседаниях кафедры и в неофициальной обстановке преподаватели вузов России и университета (75% всех респондентов) в своем большинстве заинтересованы в том, чтобы вопросы о внедрении современных технологий в деятельность преподавателя высшей школы ставились и обсуждались на кафедрах.

70 60 50 40 30 20 10 0

не требует больших не вижу различий

предусмотренно временных затрат учебным планом на подготовку

I---1—

не имею мои инициативы достаточной не

информации поддерживаются руководством

их использование расхолаживает студентов

большие временные затраты на проведение занятий

□ преподаватели СГУ □ преподаватели вузов РФ

Рис.3. Причины, мешающие использовать современные технологии в своей практической

работе со студентами

100 п 80 60 40 20 0

и 2

2 I

^ £

£ 13

О &

С

я ¡в

£ 5

я Ё

« <5 о со

□ преподаватели СГУ □ преподаватели вузов РФ

Рис. 4. Необходимые условия в вузе для использования современных технологий преподавателями

в работе со студентами.

Какие необходимо создать в вузе условия, чтобы современные технологии активно использовались преподавателями в учебном процессе? Слушателям предлагались как варианты ответов, так и возможность дать свой ответ. Полученные результаты представлены на диаграмме (рис. 4).

На первое место преподаватели СГУ поставили необходимость проведения семинаров и стажировок (84,2%), на второе - наличие научных и методических материалов по современным технологиям (73,7%), на третье - необходимость уменьшения аудиторной нагрузки и поддержку со стороны руководства (47,4%). Большинство слушателей из вузов России (77,8%) на первое место поставили наличие научных и методических материалов по современным технологиям, на второе - поддержку со стороны руководства и необходимость проведения семинаров и стажировок (48,2%). По мнению преподавателей, далеко не все студенты готовы работать по инновационным технологиям, требующим от них активности и самостоятельной работы.

Все респонденты отметили свою заинтересованность в повышении квалификации по программе «Современные образовательные технологии в деятельности преподавателя высшей школы». Выбирая данную программу, 90% преподавателей СГУ и 74% слушателей из вузов России преследовали

следующие цели - научиться использовать современные технологии в практической работе и расширить свои знания по данному вопросу. Таким образом, цель, с которой приходят слушатели на курсы повышения квалификации, является двуединой: приобрести практические умения и навыки, а также информацию и знания.

Полученные результаты были использованы в реализации обучающей программы. Из 72 часов курсов лекционные занятия составляют 12 часов (как правило, они проводились с применением нетрадиционных лекций - лекция вдвоем, слайд-лекция и пр.). Каждое из занятий с преподавателями высшей школы в системе их повышения квалификации носило комбинированный характер, включало как теоретические вопросы, так и практические, строилось на основе андрагогических принципов, с учетом опыта аудитории.

На практических занятиях слушателям предлагались такие формы работы как написание проектов, разработка моделей по предложенной теме, тренинги, дискуссии, кейс-стади и пр. Учебный план включает проведение двух «круглых столов», на которых проходит коллективное обсуждение наиболее важных вопросов.

Такая форма организации занятий со слушателями способствовала общению, сотрудничеству, росту активности и одновре-

т

Т. П. Романенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К вопросу об использовании современных образовательных технологий

менно позволяла оценить, как развиваются педагогической компетенции преподавателя высшей школы в области применения современных технологий.

Результаты изучения уровня удовлетворенности процессом повышения квалификации по программе «Современные образовательные технологии в деятельности преподавателя высшей школы» показали, что большинство слушателей отметили высокий уровень проведения занятий, отметили, что наиболее значимыми были лекции и практические, на которых имелась возможность реализовать практические умения в области интерактивных методов, проектной деятельности. В целом, преподаватели указали, что заявленная проблема полностью соответствует содержанию курса, его теоретическим и практическим аспектам.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что проблема использования современных образовательных технологий в деятельности преподавателя высшей школы является актуальной и востребованной, проведенные со слушателями занятиями способствовали повышению качества их подготовки в вопросах использования современных образовательных технологий в вузе.

Об авторе

Романенко Татьяна Петровна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием. Сфера научных интересов - инновации в образовании, современные образовательные технологии. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.