Научная статья на тему 'К вопросу об использовании нетрадиционных систем физических упражнений в процессе занятий физической культурой в высших учебных заведениях с целью развития психических качеств и психо-эмоциональной устойчивости студенческой молодежи'

К вопросу об использовании нетрадиционных систем физических упражнений в процессе занятий физической культурой в высших учебных заведениях с целью развития психических качеств и психо-эмоциональной устойчивости студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
168
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / PSYCHOPHYSICAL TRAINING / ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / MENTAL QUALITIES / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панина Ирина Викторовна

Физическая подготовка является неотъемлемой частью гуманитарного образования в высших учебных заведениях. Материализованный результат данного процесса есть показатель развития не только индивидуальной физической культуры каждого студента, степени его нравственного воспитания, уровня развития профессионально значимых умений и навыков, но и качественный уровень развития психических качеств и психо-эмоциональной устойчивости учащейся молодежи к раздражающим факторам окружающей среды посредством физических упражнений и психофизической тренировки. В статье представлено обоснование целесообразности использования психофизической тренировки в учебном процессе студентов ВУЗов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Панина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT USING NON-TRADITIONAL SYSTEMS OF PHYSICAL EXERCISES IN THE PROCESS OF PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH THE PURPOSE OF DEVELOPMENT OF MENTAL QUALITIES AND PSYCHO-EMOTIONAL STABILITY OF STUDENTS

Physical training is an integral part of humanitarian education in higher educational institutions. The materialized result of this process is an indicator of the development not only of individual physical culture of each student, the degree of moral education, the level of development of professionally significant abilities and skills, but also qualitative level of development of mental qualities and psycho-emotional stability of students to irritating environmental factors through exercise and physical training. The article presents the rationale for the use of psycho-physical training in educational process of University students.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании нетрадиционных систем физических упражнений в процессе занятий физической культурой в высших учебных заведениях с целью развития психических качеств и психо-эмоциональной устойчивости студенческой молодежи»

УДК 796.015.5

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

TO THE QUESTION ABOUT USING NON-TRADITIONAL SYSTEMS OF PHYSICAL EXERCISES IN THE PROCESS OF PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH THE PURPOSE OF DEVELOPMENT OF MENTAL QUALITIES AND PSYCHO-EMOTIONAL STABILITY OF STUDENTS

Аннотация. Физическая подготовка является неотъемлемой частью гуманитарного образования в высших учебных заведениях. Материализованный результат данного процесса - есть показатель развития не только индивидуальной физической культуры каждого студента, степени его нравственного воспитания, уровня развития профессионально значимых умений и навыков, но и качественный уровень развития психических качеств и психоэмоциональной устойчивости учащейся молодежи к раздражающим факторам окружающей среды посредством физических упражнений и психофизической тренировки.

В статье представлено обоснование целесообразности использования психофизической тренировки в учебном процессе студентов ВУЗов.

Abstract. Physical training is an integral part of humanitarian education in higher educational institutions. The materialized result of this process is an indicator of the development not only of individual physical culture of each student, the degree of moral education, the level of development of professionally significant abilities and skills, but also qualitative level of development of mental qualities and psycho-emotional stability of students to irritating environmental factors through exercise and physical training.

The article presents the rationale for the use of psycho-physical training in educational process of University students.

Панина Ирина Викторовна

старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Panina Irina Viktorovna The Orel state university of I.S. Turgenev

Orel, Russia

Ключевые слова: психофизическая тренировка, психические качества, физическая подготовленность, физическое воспитание, физическая культура.

Keywords: psychophysical training, mental qualities, physical fitness, physical training, physical culture.

Физическое воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой составной частью гуманитарного образования в высших учебных заведениях. Физическая культура представляет собой качественную и результатирующую меру комплексного воздействия разнообразных средств, форм и методов на профессионально-личностное становление будущего специалиста. Материализованным результатом данного процесса является показатель развития индивидуальной физической культуры каждого студента, уровня развития профессионально значимых знаний, умений и навыков, степень его нравственного воспитания и т.д.

Научно-технический прогресс не стоит на месте. Любая сфера деятельности претерпевает изменения, повышаются требования к условиям и организации жизни, уровню организации труда, степени овладения профессиональными умениями и навыками. Более сложные условия жизни на современном этапе диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Существующий ряд отрицательных факторов, препятствующих формированию физически и психически здорового человека (гиподинамия, отсутствие здорового образа жизни, постоянные стрессы, увлечение вредными привычками, бесконтрольное злоупотребление лекарственными средствами, экология, генные, медицинские и социальные факторы), влечет за собой ежегодное увеличение числа людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Всестороннее развитие физических и психических качеств индивида посредством физической культуры является предпосылкой для сосредоточения всех внутренних резервов организма на достижение поставленной цели, повышения работоспособности, укрепления здоровья, физического и психического благополучия, физического совершенства.

На фоне возрастающей гиподинамии количество обязательных занятий физической культурой согласно рабочим программам в учебном процессе высшей школы (в среднем 4 часа в неделю) в полной мере не обеспечивает решения данной проблемы. Кроме того, отмечен спад интереса и потребности у студентов в систематических занятиях физическими упражнениями.

Проведенное педагогическое тестирование свидетельствует о ярко выраженной тенденции снижения физической подготовленности, низком уровне развития ведущих физических и психических качеств, психо-эмоциональной неустойчивости студенческой молодежи. Это вызывает нарушение показателей здоровья, наличие депрессивных состояний, снижения общей работоспособности, что в целом оказывает негативное воздействие на профессиональную подготовку студентов высших учебных заведений. Данное стечение обстоятельств требует разностороннего подхода к разработке качественно новых форм, средств и методов для занятий физической культурой в рамках высшего образования.

Выше перечисленные факторы послужили началу апробации внедрения нетрадиционных систем занятий физическими упражнениями в учебный процесс физического воспитания в условиях ВУЗа. Структуру занятий составили упражнения, базирующиеся на методике психофизической тренировки, параллельно с упражнениями общей физической подготовки и кросстренинга. Основу психофизической тренировки составили дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию и стретчинга.

В виду выше изложенного полагаем целью исследования считать повышение эффективности профессионально-личностной, психо-физической подготовки студентов на основе использования в учебном процессе нетрадиционных систем занятий физическими упражнениями (психофизической тренировка, элементов стретчинга), а также их сочетания с упражнениями, традиционно использующимися на учебно-тренировочных занятиях (упражнения общей физической подготовки, кроссфит). Объектом исследования является образовательный процесс профессиональной подготовки студентов ВУЗа; предметом исследования - процесс формирования и реабилитации психофизической сферы студентов.

Основными задачами, решаемыми в процессе внедрения нетрадиционных форм физических упражнений в систему физического воспитания в ВУЗе являются:

^ Выявить психолого-педагогические условия и факторы, обеспечивающие эффективность профессионально-личностной подготовки студента в процессе занятий нетрадиционными системами физических упражнений в сочетании с упражнениями общей физической подготовки и кросстренинга.

^ Дать сравнительную характеристику динамики физической подготовленности и состояния психических процессов студентов, занимающихся по традиционной системе обязательных занятий физической культурой и студентов, занимающихся нетрадиционными системами физических упражнений.

^ Экспериментально обосновать эффективность и целесообразность психофизической тренировки и стретчинга.

Для экспериментального изучения эффективности вводимых новаций в учебный процесс физического воспитания ВУЗа, с целью корректировки разрабатываемой методики, необходимо определить исходный уровень показателей физической подготовленности и состояния психических процессов, предполагаемых для исследования студентов.

С этой целью нами были сформированы 3 группы; 2 из которых составили экспериментальные группы, численностью 25 человек в каждой и 1 -контрольную в составе 30 человек. Все испытуемые относились к одной возрастно-половой категории.

Показатели физической подготовленности на начальном этапе эксперимента определялись по результатам следующих контрольных упражнений: бег 100 м и 1000 м, челночный бег 10X5 м, прыжки в длину с места, наклон вперед из исходного положения - сед, ноги врозь, поднимание туловища из положения лежа, подтягивание в висе на перекладине и комплекса тестов, характеризующих уровень развития гибкости.

В результате проведенного тестирования исходных показателей развития физических качеств было установлено, что все исследуемые группы имеют, в основном, средний уровень физической подготовленности (см. рис. 1).

□ 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА а2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА □КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

Рис. 1. Результаты тестирования исходных показателей физической подготовленности исследуемых групп.

Параллельно с определением уровня физического развития выявлялись следующие состояния психических процессов: распределение, концентрация и устойчивость внимания, оперативная память, восприятие пространственных признаков, логичность мышления, общая психологическая устойчивость (устойчивость психических процессов при сильном утомлении и неблагоприятных воздействиях окружающей среды), состояние тревожности и депрессии, обусловленные неуравновешенностью нервных процессов, состояние реактивной и личностной тревожности.

Так, в тесте на интеллектуальную лабильность, прогнозирующем успешность в профессиональном обучении, во всех исследуемых группах превалирует результат значительно ниже среднего (результаты тестирования отображены на рисунке 2).

Данный факт свидетельствует об ощущении студентами затруднений в освоении нового вида деятельности и отсутствии достижения больших успехов в профессионально-личностном становлении.

□ 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА П2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА □КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

Рис. 2. Результаты исходного уровня интеллектуальной лабильности в 1 и 2 экспериментальных и контрольной группах.

В тесте, характеризующем логику мышления, 76% испытуемых первой экспериментальной группы (1ЭГ) имеют средний уровень развития логичности мышления, 16% и 8% испытуемых той же группы показали, соответственно, высокий и низкий результаты. Итоги тестирования в остальных группах не имеют значительных отличий в данном тесте от первой экспериментальной группы.

В методике на исследование внимания результаты распределились следующим образом: более половины испытуемых в первой экспериментальной и контрольной группах имеют низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания и только 56% испытуемых 2ЭГ в данном тесте показали высокие результаты (более подробное описание результатов данного теста отображено на рис. 3).

ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ ОЧЕНЬ НИЗКИЙ

□ 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА Ш2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА □КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

Рис. 3. Показатели исходного уровня развития концентрации и устойчивости внимания в 1 ЭГ, 2 ЭГ и КГ

В ходе проведенной методики, определяющей состояние тревожности и депрессии на начальном этапе эксперимента, выявились следующие закономерности: более 65% всех испытуемых имеют показатель хорошего психологического состояния тревожности и депрессии, около 18% испытуемых находятся в состоянии выраженной психологической напряженности, тревожности и депрессии и 16% исследуемых студентов показали промежуточные значения. Обычно, пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, нерешительности, нетерпеливости, неуверенности,

непоследовательности действий.

Таким образом, в ходе проведенного анализа исходного уровня физической подготовленности, считаем необходимым при разработке методики занятий нетрадиционными системами физических упражнений в сочетании с упражнениями общей физической подготовки и кросстренинга больше внимания уделять развитию гибкости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, проводить больше упражнений для тренировки мышления, концентрации памяти, распределения внимания. Результаты тестирования состояния психических процессов подтверждают необходимость выявления и внедрения в учебный процесс вариантов психофизической тренировки в учебную и повседневную жизнь учащейся молодежи с целью улучшения их психо-эмоционального фона.

Литература

1. Васильев, В. Н. Здоровье и стресс / В. Н. Васильев. - М.: Знание, 1991. -160 с.

2. Вербицкий, А. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова. - М., 1986.

3. Динейка, К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - Мн.: Полымя, 1982. - 143 с.

4.Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни / В. И. Дубровский ; предисл. Н. А. Агаджанян. - М.: RETORIKA - А, 2001. - 560 с.

5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

6. Смолиевский, В. М. Нетрадиционные виды гимнастики / В. М. Смолиевский, Б. К. Ивлиев. - М.: Просвещение, 1992. - 80 с.

References

1. Vasiliev V. N. Zdorov'e i stress [Health and stress]. Moscow, Znanie Publ., 1991, 160 p.

2. Verbitsky A. A., Platonova T. A. Formirovanie poznavatel'noy i professional'noy motivatsii studentov [Formation of cognitive and professional motivation of students]. Moscow, 1986.

3. Dinaka K. Dvizhenie, dykhanie, psikhofizicheskaya trenirovka [Movement, breathing, psycho-physical training]. Minsk, Polymya Publ., 1982, 143 p.

4.Dubrovsky V. I. Valeologiya. Zdorovyy obraz zhizni [Valueology. Healthy life]. Moscow, RETORIKA Publ., 2001, 560 p.

5. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, LOGOS Publ., 2002, 384 p.

6. Smolievskiy V. M.,. Iliev B. K. A. Netraditsionnye vidy gimnastiki [Nontraditional kinds of gymnastics]. Moscow, Education Publ., 1992, 80 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.