УДК 342.736
DOI 10.23672/v9767-2672-7506-s
Наумова Наталья Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]
Абрамков Артем Олегович
магистрант факультета права, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]
Natalya V. Naumova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Vladimir branch
of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation [email protected]
Artem O. Abramkov
Master's Student of the Faculty of Law, Vladimir branch
of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation [email protected]
К вопросу об использовании искусственного интеллекта в сфере работы с обращениями граждан
To the question
of the use of artificial intelligence in the field of work with citizens' appeals
Аннотация. Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на обращение в государственные органы. Однако реализация этого права затруднена такими факторами как: большое количество обращений, пространное содержание обращений, сроки ответа на такие обращения. В результате многие обращения не рассматриваются должным образом или в качестве ответа по ним даются отписки, что снижает уровень доверия населения к государственным органам и государству, в целом. В статье рассматривается использование искусственного интеллекта в государственных органах и в сфере работы с обращениями граждан. Авторами указаны проблемы правового регулирования искусственного интеллекта и его разработок, рассмотрены необходимые для разрешения вопросы при реализации таких технологий.
Ключевые слова: обращения, граждане, государство, искусственный, интеллект, право.
Annotation. The Constitution of the Russian Federation enshrines the right of citizens to appeal to state bodies. However, the implementation of this right is hampered by such factors as: a large number of appeals, lengthy content of appeals, the timing of response to such appeals. As a result, many appeals are not properly considered or unsubscribes are given as a response to them, which reduces the level of public confidence in state bodies and the state as a whole. The article discusses the use of artificial intelligence in government agencies and in the field of work with citizens' appeals. The authors indicate the problems of legal regulation of artificial intelligence and its developments, and consider the issues necessary to resolve when implementing such technologies. Keywords: appeals, citizens, state, artificial intelligence, law.
Keywords: appeals, citizens, state, artificial intelligence, law.
«Человеческий гений является источником всех творений искусства и изобретений. Эти творения являются гарантией жизни, достойной человека.
Государство обязано обеспечить надлежащую охрану всех видов искусства и изобретений».
А. Богш,
генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС)
Конституция Российской Федерации в статье 33 [1] закрепляет право граждан на обращение в государственные органы. Однако
реализация этого права затруднена такими факторами как: большое количество обращений, пространное содержание обращений, сроки ответа
на такие обращения. В результате, многие обращения не рассматриваются должным образом или в качестве ответа по ним даются отписки, что снижает уровень доверия населения к государственным органам и государству, в целом. Для повышения эффективности института обращения граждан и повышение качества ответов на такие обращения в помощь государственным служащим, работающим с обращениями граждан, была создана нейросеть как базовая основа искусственного интеллекта (ИИ) [3].
Нейросеть сможет анализировать ответы различных государственных служащих на обращения и на их основе выведет заключения на типовые проблемы граждан Российской Федерации. В случае, если проблема не является типовой и требует рассмотрения человеком, нейросеть направит его государственному служащему.
Другой задачей нейросети является ранжирование сообщений, по важности используя, ключевые слова. Сообщения, требующие быстрой реакции, будут приоритетнее пространных по содержанию сообщений.
Кроме того, нейросеть призвана анализировать проблемы характерные для каждого отдельного региона и выводить их на своеобразную «карту проблем». Это необходимо для выведения эффективных способов разрешения проблем, индивидуальных для каждого региона Российской Федерации.
К 2022 году известны примеры использования нейросетей и искусственного интеллекта в частной отрасли. Так, 2016 году Сбербанк запустил систему искусственного интеллекта Iron Lady, которая занимается звонками должникам - физическим лицам, а робот-юрист с первого полугодия 2017 г. начал обслуживать исковое производство по физическим лицам, по мнению заместителя председателя правления банка такая инновация позволит улучшить работу банка и высвободит большое количество рабочих мест. Другой пример применения искусственного интеллекта в России можно привести на основе разработки кадровых специалистов из Санкт-Петербурга. Они создали робота-рекрутера, который отбирает наиболее подходящих кандидатов на основе данных резюме, а также сам интервьюирует кандидатов [4].
В Якутии разработана цифровая платформа на основе искусственного интеллекта, призванная помочь в обработке обращений граждан. Система предназначена не только для обращения граждан, но она также следит за ходом исполнения обращений граждан и поручений главы региона. Система предусматривает и возможность самообучения для последующей интеграции в «Госуслуги» и многофункциональные центры (МФЦ) [5].
В Удмуртской республике также используется искусственный интеллект для работы с обращениями граждан. Применение технологии искусственного интеллекта способствовало снижению времени работы с корреспонденцией и также снизило количество ошибок при работе с
обращениями граждан, что увеличило качество работы с обращениями граждан и улучшило скорость их обработки [6].
К мировым примерам использования нейросетей и искусственного интеллекта можно отнести использование беспилотных автомобилей в США, а также создание искусственным интеллектом финансовых отчетов для новостного агентства The Associated Press. В Китае искусственный интеллект используется для регулирования дорожного движения [4].
Однако, несмотря на довольно обширное распространение искусственного интеллекта и нейросетей, в целом, вопрос правового регулирования встает наиболее остро.
В 2017 году Правовым комитетом Европейской Комиссии было предложено создать реестр для учета умных технологий их разработок и разработчиков [8].
По мнению судьи Конституционного Суда Г.А. Га-джиева, использование искусственного интеллекта в судебной системе на данный момент невозможно, поскольку работа судьи по мимо следованию законам, при назначение приговора, также учитывает иные обстоятельства дела, раскаяние нарушителя, его характеристику и множество иных факторов, которые искусственный интеллект учитывать не может, в силу недостатков программирования [10].
Констатируя вышесказанное, необходимо дополнить Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» от 24.04.2020 N 123-ФЗ [2]. Это - попытка закрепить понятие и использование искусственного интеллекта на Федеральном уровне. Закон закрепляет понятие «искусственный интеллект» в ч. 2 п. 1 ст. 2: «искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру (в том числе, информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства обработки информации), программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений» [3]. Данный закон ставит своей задачей улучшение качества жизни населения, повышение эффективности работы государственных и муниципальных органов и хозяйствующих субъектов при помощи использования технологий искусственного интеллекта и нейросетей, формирование
комплексной системы регулирования правоотношений связанных непосредственно с развитием и применением искусственного интеллекта. Действие данного закона рассчитано на 5 лет. Предполагается, что после завершения экспериментального периода и анализа результатов, на федеральном уровне будет стоять вопрос целесообразности внедрения таких технологий в другие субъекты Российской Федерации. В случае, если технология искусственного интеллекта получит апробацию на дальнейшее использование в субъектах страны необходимо будет закрепить правовую формулу искусственного интеллекта на законодательном уровне, созданием нового Федерального Закона на основе действующего Федерального закона № 123-ФЗ или путем внесения изменений и дополнений правовых архитектур так или иначе связанных с искусственным интеллектом.
Одной из основных проблем разработки является не столько имеющаяся материально техническая база, сколько вопрос философии и морально-этических норм. На данный момент, не сформулирована дефиниция искусственного интеллекта и нейросетей как живого или не живого объекта, поскольку искусственный интеллект обладает способностью к самопознанию и самообучению, что свойственно живым объектам и в первую очередь человеку.
Кроме того, ученые и правоведы выделяют еще одной проблемой использования искусственного интеллекта - это невозможность предсказания направления развития. Самообучение искусственного интеллекта предполагает некую автономию развития и мышления, которую невозможно предсказать или отследить.
Отдельно юристы выделяют вопрос ответственности за действия искусственного интеллекта, поскольку известны случаи гибели людей при недостаточной оценки ситуации искусственным интеллектом. Так, в качестве примера можно привести ситуацию, когда беспилотный автомобиль Теэ^ не смог правильно оценить ситуацию на дороге и попал в ДТП, повлекшее смерть человека-оператора. Мировое сообщество юристов разделилось на две стороны по данному вопросу.
Интересен немецкий и английский подходы к рассматриваемой проблеме. Немецкий подход предполагает, что ответственность за действия искусственного интеллекта, нейросетей и робототехники лежит на людях, ответственных за их программирование и конструкцию. Английский подход, наоборот, выделяет искусственный интеллект, как самостоятельный субъект права, который обладает способностью осознавать себя и создавать произведения искусства, а,
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от
следовательно, обладает всеми признаками для несения самостоятельной ответственности для своих действий [9].
Для работы с обращениями граждан такая проблема релевантна, поскольку искусственный интеллект может не придать должного значения обращениям, требующим срочной реакции, что может привести к гибели людей, или искусственный интеллект может составить некорректный ответ на обращения.
Однако прежде чем начать полноценно использовать искусственный интеллект в сфере обращений граждан и в государственной структуре, в целом, необходимо дать ответ на ряд вопросов: является ли такая технология достаточно надежной, чтобы сохранить конфиденциальные данные граждан или государственную тайну? Способны ли российские разработчики создать полностью автономную систему искусственного интеллекта независимую от секционной политики недружественных стран? Будет ли способна такая система защититься от попыток взлома, захвата управления или попыток обрушить всю систему? Кроме того, немаловажным фактором, влияющим на применение и развитие технологий искусственного интеллекта является законодательство Российской Федерации. Необходимо детально проработать законы касающиеся разработки, применения искусственного интеллекта и ответственности в случае свершения таким интеллектом каких-либо противоправных действий. Немаловажным будет также провести анализ смежного законодательства, на выявление возможных правовых коллизий и пробелов, для своевременного их предотвращения и устранения.
Использование искусственного интеллекта в сфере обработки обращений граждан в государственные органы является многообещающей перспективой способной улучшить качество ответов на обращения и увеличить количество рассматриваемых обращений. Однако специфика государственной направленности при реализации такого проекта требует установления правового статуса искусственного интеллекта и нейросетей, а на данный момент юристы во всем мире не могут прийти к единому заключению по поводу такого статуса. Тем не менее, Российская Федерация заинтересована в развитии технологий искусственного интеллекта, так в 2021-м году Министерство науки и высшего образования Российской Федерации выделило 1,5 млрд рублей на развитие и совершенствование технологии искусственного интеллекта [7], что говорит о стремлении государства использовать такие технологии в своем механизме, а значит стремиться решить вопросы правовой природы искусственного интеллекта и особенностей его применения.
Literature:
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by populär vote on December 12, 1993) (subject to amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30,
21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»: Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации, дата публикации 24.04.2020. URL : http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202004240030 (дата обращения 16.03.2022).
3. Бабкин С.В. России создана нейросеть для анализа писем чиновникам / С.В. Бабкин // Российская Газета, дата публикации 02.11.2021. URL : https://rg.ru/2021/11/02/v-rossii-sozdana-nej roset-dlia-analiza-pisem-chinovnikam.html (дата обращения 16.03.2022).
4. Ястребов О.А. Искусственный интеллект в правовом пространстве / О.А. Ястребов // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2018. № 3.
5. Искусственный интеллект поможет работать с обращениями граждан в Якутии. Дата публикации 02.06.2021. URL : https://tass.ru/obschestvo/11 530935?utm_source=google.com&utm_medium=or ganic&utm_campaign=google.com&utm_referrer= google.com (дата обращения 16.03.2022).
6. Есть ли польза от ИИ в госсекторе? Опыт правительства Удмуртской Республики. Дата публикации 06.10.2021. URL : https://d-russia.ru/est-li-pol za-ot-ii-v-gossektore-opyt-pravitelstva-udmurtskoj-respubliki.html (дата обращения 16.03.2022).
7. Минобрнауки России выделило 1,5 млрд рублей на исследования и разработки в области искусственного интеллекта. Дата публикации 29.12.2021. URL : https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=46078 (дата обращения 01.04.2022).
8. Резолюция Европарламента от 16 февраля 2017 года 2015/2013 (INL) P8_TA-PROV (2017) 0051, включает текст Хартии робототехники. Нормы гражданского права о робототехнике. URL : https://robopravo.ru/riezoliutsiia_ies (дата обращения 01.04.2022).
9. Магаева Т.А. Искусственный интеллект: проблемы правого регулирования в Российской Федерации / Т.А. Магаева, А.В. Лошкарёв // StudNet. 2020. № 12.
10. Кривобок Р. Судья Конституционного Суда РФ рассказал о будущем роботов в юриспруденции / Р. Кривобок // РИА Новости. URL : https://ria.ru/ science/20170515/1494332513.html (дата обращения 01.04.2022).
2008 № 6-FKZ, of December 30, 2008 № 7-FKZ, of February 05, 2014 № 2-FKZ, dated July 21, 2014 № 11-FKZ, dated March 14, 2020 № 1-FKZ) // Collected Legislation of the Russian Federation. 2014. № 31. Art. 4398.
2. On conducting an experiment to establish special regulation in order to create the necessary conditions for the development and implementation of artificial intelligence technologies in the Subject of the Russian Federation - the federal city of Moscow and amendments to Articles 6 and 10 of the Federal Law «On Personal Data»: Federal Law № 123-FZ of 04/24/2020. Official Internet portal of legal information, publication date 24.04.2020. URL : http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012020 04240030 (date of application 03/16/2022).
3. Babkin S.A neural network has been created in Russia to analyze letters to officials / S.A. Babkin // Rossiyskaya Gazeta, publication date 02.11.2021. URL : https://rg.ru/2021/11/02/v-rossii-sozdana-nej roset-dlia-analiza-pisem-chinovnikam.html (date of application 16.03.2022).
4. Yastrebov O.A. Artificial intelligence in the legal space / O.A. Yastrebov // Bulletin of the People's Friendship University of Russia. Series: Legal Sciences. 2018. № 3.
5. Artificial intelligence will help to work with citizens' appeals in Yakutia // Publication date 06.02.2021 URL : https://tass.ru/obschestvo/115309357utm_so urce=google.com&utm_medium=organic&utm_cam-paign=google.com&utm_referrer=google.Com (date of application 16.03.2022)
6. Is there any benefit from AI in the public sector? Experience of the government of the Udmurt Republic // Publication date 06.10.2021. URL : https://d-rus-sia.ru/est-li-polza-ot-ii-v-gossektore-opyt-pravitelstv a-udmurtskoj-respubliki.html (date of application 16.03.2022).
7. The Ministry of Education and Science of Russia allocated 1.5 billion rubles for research and development in the field of artificial intelligence // Publication date 29.12.2021. URL : https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/?ELEMENT_ID= 46078 (date of application 01.04.2022).
8. Resolution of the European Parliament of February 16, 2017 2015/2013 (INL) P8_TA-PROV (2017) 0051, includes the text of the Robotics Charter. Civil Law Norms on Robotics. URL : https://robopravo.ru/ riezoliutsiia_ies (date of application 01. 04.2022).
9. Magaeva T.A. Artificial intelligence: problems of legal regulation in the Russian Federation / T.A. Magaeva, A.V. Loshkarev // StudNet. 2020. № 12.
10. Krivobok R. Judge of the Constitutional Court of the Russian Federation spoke about the future of robots in jurisprudence / R. Krivobok // RIA Novosti. URL : https://ria.ru/science/20170515/1494332513. html (date of application 01.04.2022).