К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ФЕДЮШИН АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Целью настоящей статьи является анализ и рассмотрение такого вида наказания, как ограничение по военной службе, поиск структурных проблем, и, как следствие, разработка проекта изменений в Уголовный и Уголовно-исполнительный Кодексы РФ. В данной статье автор рассматривает проблемы назначения и исполнения наказания в виде ограничения по военной службе предлагает пути их решения с помощью внесения изменений в уголовный и уголовно-исполнительный законы. Рассматривается влияние установленных законом исправительных мер на осужденного, оценивается их эффективность. Автором отмечается недифференцированный подход законодателя при написании нормы УК РФ о наказании в виде ограничения по военной службе, а именно, не предусмотрен механизм снижения, рассрочки или отмены материальных штрафных санкций, если имеется достаточно оснований полагать, что оставшейся после удержания установленной приговором суда и конкретизированной приказом командира воинской части суммы осужденному военнослужащему не хватит для достойного существования. В качестве выводов автор исследования предлагает конкретные изменения в УК РФ и УИК РФ, которые помогут привести уголовное законодательство в соответствии с принципами гуманизма, ограничить властные полномочия командующих воинскими частями в части определения места продолжения службы (перевода в другую местность), определения размера удержания из денежного довольствия и др. Результаты данного исследования могут быть использованы как научная база для обучения по специальностям юридического профиля в учебных заведениях высшего профессионального образования, а также в качестве основы для подготовки проекта федерального закона о внесении изменений в отдельные статьи Уголовного и Уголовно-исполнительного Кодексов РФ.
Ключевые слова: военная служба, ограничение по военной службе, ограничения материальных прав, воспитательное воздействие
Ограничение по военной службе является новым видом наказания в уголовном законодательстве Российской Федерации. Данный вид наказания был включен в УК РФ с целью дать возможность военнослужащим, которые совершили преступления небольшой тяжести, продолжить нести военную службу (что целесообразно, например, если они являются высококвалифицированными специалистами в своей области военного дела); исправление при этом достигается за счет лишения осужденного благ материального и нематериального характера, связанных с прохождением службы [1].
Согласно ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходя-
щим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса (УК РФ - прим. авт.) [2].
Российские военные суды крайне редко назначают данный вид наказания. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные Я. Н. Ер-моловичем, который в своей статье приводит статистику назначения наказаний военными судами (табл. 1).
Из анализа статистических данных за первое десятилетие 2000-х гг. становится ясно, что ограничение по военной службе применяется судами не более чем в 1-2,5 % от общего числа всех наказаний.
Глава 18 УИК РФ содержит статьи, определяющие механизм исполнения уголовного наказания в виде ограничения по военной службе. Так, например, ст. 143 УИК РФ определяет порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения по военной службе, а также ответственное за ис-
полнение данного наказания лицо - командира воинской части [4]. Ст. 144 УИК РФ устанавливает обязанность командира воинской части удерживать в доход федерального бюджета с осужденного военнослужащего, установленный приговором суда процент от денежного содержания, который включает, согласно ст. 12 Федерального закона от 6 марта 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», месячный оклад по воинской должности и месячный оклад по воинскому званию, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячные и иные дополнительные выплаты (единовременные по итогам календарного года, при убытии в отпуск, в связи с переездом к новому месту военной службы, за выслугу лет, за особые условия военной службы и др.), но, с учетом положений ч. 2 ст. 51 УК РФ, не более 20 % [5]. Исходя из анализа данной статьи
«2. В случае невозможности выплаты осужденным военнослужащим установленного судом размера удержания из денежного содержания вследствие беременности, рождения второго или более ребенка, появления иждивенцев, находящихся на попечении осужденного, вступления в программы государственного ипотечного кредитования на приобретение индивидуального жилья, необходимости дорогостоящего лечения и других уважительных причин, признанных судом достаточными и обоснованными, командир воинской части составляет мотивированное ходатайство в суд, вынесший при-
уголовно-исполнительного закона становится очевидным тот факт, что законодателем не предусмотрен механизм смягчения вышеуказанной нормы в отношении тех военнослужащих, чьи доходы с учетом их материального положения не позволят достойно существовать. Такими факторами, в свою очередь, могут выступить наличие двух и более малолетних детей, необходимость в дорогостоящем лечении, наличие иных иждивенцев, находящихся на попечении осужденного к ограничению по военной службе, ипотечный кредит на жилье и др. Вышеуказанные факторы рассматриваются и учитываются в судебном заседании, однако их появление во время исполнения наказания необходимо законодательно предусмотреть [6-11]. Таким образом, предлагаем ст. 144 УИК РФ изложить в следующей редакции, дополнив ее содержание частями 2 и 3:
говор, с просьбой о снижении, отсрочке или отмене установленного судом размера удержания из денежного содержания осужденного.
3. Ходатайство о снижении, отсрочке или освобождении от выплаты установленного судом размера удержания из денежного содержания направляется лишь в том случае, когда осужденный военнослужащий предоставил документальные подтверждения возникновения уважительных причин, изложенных в ч. 1 настоящей статьи, а также имеется положительная характеристика его непосредственного начальника».
Таблица 1
Практика назначения наказаний военными судами в процентах от общего числа назначенных наказаний [3]
Годы \ Наказания Лишение свободы Лишение свободы условно Содержание в дисциплинарной воинской части Содержание в дисциплинарной в воинской части условно Ограничение по военной службе Штраф Прочие виды наказаний
2000 37,59 25,07 22,48 3,05 0,82 10,35 0,43
2001 28,79 30,54 22,67 3,68 1,19 11,43 1,55
2002 23,50 40,65 19,99 4,66 0,96 9,27 0,71
2003 23,12 37,63 21,47 5,11 1,18 10,90 0,38
2004 22,05 32,03 25,16 6,02 1,31 11,91 0,52
2005 24,17 29,47 23,23 6,53 1,33 14,06 0,83
2006 25,06 30,27 19,73 6,32 1,56 16,14 0,59
2007 28,52 31,70 16,14 4,80 2,00 15,97 0,53
2008 30,0 34,90 12,80 3,70 2,20 15,70 0,70
2009 28,20 42,20 7,50 2,20 2,40 16,70 0,80
2010 26,62 42,55 6,24 3,22 1,45 18,99 0,48
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Аналогичные изменения считаем необходимым внести и в ст. 51 УК РФ, дополнив ее частью 3:
«3. В случае невозможности выплаты осужденным военнослужащим размера установленного приговором суда денежного удержания, суд в исключительных случаях по ходатайству командира воинской части может уменьшить, отсрочить либо отменить вышеуказанное денежное удержание».
Исходя из того, что механизм отбывания данного наказания конкретизируется для командования воинских частей внутренним приказом Министра обороны РФ от 29.07.1997 г. № 302 «О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими», целесообразно рекомендовать включение вышеуказанных поправок к УК РФ и УИК РФ в данный документ.
Предложенные изменения в УК РФ и УИК РФ позволят сохранить задачи и цели наказания в виде ограничения по военной службе, а также в исключительных случаях поспособствуют нормальному существованию осужденного военнослужащего, для которого наложенные данным видом наказания денежные штрафные санкции будут непомерной ношей.
Особый интерес вызывает коллизия между нормами уголовного и уголовно-исполнительного закона. Так, ст. 145 УИК РФ содержит положения о том, что осужденный военнослужащий не может быть повышен в должности, а также по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор. Выходит, что карательные функции ст. 51 УК РФ значительно расширяются уголовно-исполнительным законом, включая положения о фактической «ссылке» осужденного военнослужащего, что порождает в данном случае конфликт между нормами УК РФ и УИК РФ. Из довольно мягкого вида наказания получается на деле норма, которая фактически с подачи положений УИК РФ передает полномочия судьи командиру воинской части, который в свою очередь оценивает содеянное осужденным военнослужащим со своей стороны и принимает решение о возможности или невозможности нахождения осужденного на должности, о его переводе в другую местность и т. д. Данная норма порождает некую произвольную и избирательную политику лиц, исполняющих данный вид наказания, а конкретно командиров воинских частей, ведь количество инструментов для воздействия на осужденного у них предостаточно: это и стимулирующие выплаты из зарплатного фонда (премии, ма-
териальная помощь и др.), и установление срока, не включаемого в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания, установление размера выплат по приговору суда, меры воспитательного характера и др. Считаем данные меры воздействия на подчиненного излишне обширными, а фактическую передачу полномочий суда командиру воинской части, о которой говорилось выше, - необоснованной и ставящей под сомнение эффективность уголовного закона в данном случае.
Крайняя непопулярность у российских военных судей данного вида наказания, отсутствие всеобъемлющего учета обстоятельств и факторов, относящихся к имущественному положению осужденного ставит под сомнение эффективность данного вида наказания в нынешнем виде. Нормы УК РФ и УИК РФ совместно с локальными актами Министра обороны РФ должны быть существенно переработаны, чтобы ограничение по военной службе стало полноценным, исполняемым, широко назначаемым, учитывающим поворот на гуманизацию уголовного закона видом наказания.
Литература
1. Наумов А. В. Российское уголовное право: курс лекций: в 2-х т. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юридическая литература, 2004. Т. 1. Общ. ч. С. 359.
2. Уголовный Кодекс РФ: федер. закон Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собрания 5 июня 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Ермолович Я. Н. Статистика в военно-уголовном праве. URL: http://www.voennoepravo.ru-/files/Ermolovich. doc&rct=j&q=&esrc=s&sa=U&ved OCBMQFjAAah UKEwi MzZG1-5THAhWGWywKHTB-nAZ8&usg =AFQjCNE3U co4M 1Etb4XWCOouyYsQm6hrsA
4. Уголовно-исполнительный Кодекс РФ: федер. закон Рос. Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 18 дек. 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собрания 25 дек. 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. №2. Ст. 198.
5. О статусе военнослужащих: федер.закон Рос. Федерации от 6 марта 1998 г. № 76-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 6 марта 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собрания 12 марта 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
6. Осокин Р. Б., Балябин В. Г., Бокша И. В. [и др.] Преступления против здоровья населения и общественной нравственности // Уголовное право России. Общ. ч. Особенная часть: учебник / под ред. Н. Г. Кадникова. М.: ИД «Юриспруденция», 2013.
7. Актуальные вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков : сборник статей / ред.
А. В. Ендольцева, Р. Б. Осокин, В. Н. Чулахов [и др.]. М.: Московский университет МВД России, 2013
8. Труды Тамбовского филиала Московского университета МВД России за 2007 г.: сборник статей / ред. кол. Ю. Н. Фролов, Р. Б. Осокин; отв. ред. Е. В. Лаптева. Тамбов: Тамбовский филиал Московского университета МВД России, 2008.
9. Курсаев А. В., Осокин Р. Б. Влияние смягчающих или отягчающих наказание обстоятельств, относящихся к личности исполнителя, на ответственность других соучастников // Российский следователь. 2011. № 8. С. 15-18.
10. Осокин Р. Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014.
11. Осокин Р. Б., Курсаев А. В. К вопросу об обоснованности выделения преступлений с двумя формами вины в Уголовном Кодексе РФ и их соотношении с идеальной совокупностью // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 6 (98). С. 257-260.
References
1. Naumov А. V. Rossijskoye ugolovnoye pravo: kurs lektsij [Russian criminal law: course of lectures]. V 2-kh t. 3-ye izd., pererab. i dop. M.: Yuridicheskaya literatura, 2004. T. 1. Ob.chast'. S. 359.
2. Ugolovnyj Kodeks RF: feder. zakon Ros. Federatsii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobraniya Ros. Federatsii 24 maya 1996 g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobraniya 5 iyunya 1996 g. [Criminal code of the Russian Federation: feder. law Rus. Federation from June 13, 1996 № 63-FL: accepted by the State Duma Feder. Meeting of Rus. Federation on May 24, 1996: approved by Federation Council Feder. Meeting on June 5, 1996]// Sobraniye zakonodatel'stva RF. 1996. № 25. St. 2954.
3. Ermolovich Ya. N. Statistika v voyenno-ugolovnom prave [Statistics in military criminal law]. URL: http://www.voennoepravo.ru-/files/Ermolovich. doc&rct=j&q=&esrc=s&sa=U&ved 0CBMQFjAAah UKE wi MzZG1-5THAhWGWywKHTB-nAZ8&usg =AFQj CNE3U co4M1Etb4XWCOouyYsQm6hrsA
4. Ugolovno-ispolnitel'nyj Kodeks RF: feder. zakon Ros. Federatsii ot 8 yanvarya 1997 g. № 1-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobraniya Ros. Federatsii 18 dek. 1996 g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobraniya 25 dek. 1996 g. [Criminal and Executive Code of the Russian Federation: feder. law Rus. Federation from January 8, 1997 № 1-FL: accepted by State Duma Feder. Meeting of Rus. Federation on 18 Dec. 1996: approved by Federation
Council Feder. Meeting on 25 Dec. 1996] // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 1997. № 2. St. 198.
5. O statuse voennosluzhashchikh: feder.zakon Ros. Federatsii ot 6 marta 1998 g. № 76-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobraniya Ros. Federatsii 6 marta 1998 g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobraniya 12 marta 1996 g. [About the status of the military personnel: feder. law Rus. Federation from March 6, 1998 № 76-FL: accepted by State Duma Feder. Meeting of Rus. Federation on March 6, 1998: approved by Federation Council Feder. Meeting on March 12, 1996] // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 1998. № 22. St. 2331.
6. Osokin R. B., Balyabin V. G., Boksha I. V. [i dr.] Prestupleniya protiv zdorov'ya naseleniya i obshchestvennoj nravstvennosti [Crimes against health of the population and public moral] // Ugolovnoye pravo Rossii. Obshch. ch. Osobennaya chast': uchebnik / pod red. N. G. Kadnikova. M.: ID «Yurisprudentsiya», 2013.
7. Aktual'nye voprosy protivodejstviya nezakonnomu oborotu narkotikov: sbornik statej [Topical issues of counteraction to a drug trafficking: collection of articles] / red. A. V. Endol'tseva, R. B. Osokin, V. N. Chulakhov [i dr.]. M.: Moskovskij universitet MVD Rossii, 2013.
8. Trudy Tambovskogo filiala Moskovskogo universiteta MVD Rossii za 2007 g.: sbornik statej [Works of the Tambov branch of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia for 2007: collection of articles] / red. kol. Yu. N. Frolov, R. B. Osokin; otv. red. E. V. Lapteva. Tambov: Tambovskij filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2008.
9. Kursaev A. V., Osokin R. B. Vliyaniye smyagchayushchikh ili otyagchayushchikh nakazaniye obstoyatel'stv, otnosyashchikhsya k lichnosti ispolnitelya, na otvetstvennost' drugikh souchastnikov [Influence of the circumstances commuting or aggravating a penalty relating to the identity of the performer on responsibility of other accomplices] // Rossijskij sledovatel'. 2011. № 8. S. 15-18.
10. Osokin R. B. Teoretiko-pravovye osnovy ugolovnoj otvetstvennosti za prestupleniya protiv obshchestvennoj nravstvennosti [Theoretic-right bases of criminal liability for crimes against public moral]: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2014.
11. Osokin R. B., Kursaev A. V. K voprosu ob obosnovannosti vydeleniya prestuplenij s dvumya formami viny v Ugolovnom Kodekse RF i ikh sootnoshenii s ideal'noj sovokupnost'yu [To the issue about validity of allocation of crimes with two forms of fault in the Criminal Code of the Russian Federation and their ratio with ideal set] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. Vyp. 6 (98). S. 257-260.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
A. K. OEflromHH
211
* * *
TO THE ISSUE ABOUT THE EXECUTION OF THE PUNISHMENT IN THE FORM OF RESTRICTION AT MILITARY SERVICE
FEDYUSHIN ALEKSANDR KONSTANTINOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The purpose of the present article is the analysis and consideration of such type of punishment as restriction at military service, search of structural problems, and, as a result, development of the project of changes in Criminal and Criminal and Executive Codes of the Russian Federation. In this article the author considers problems of appointment and an execution of the punishment in the form of restriction at military service, offers ways of their decision by means of modification of criminal and criminal and executive laws, considers influence of the remedial measures established by the law on condemned and estimates their efficiency. The author notes undifferentiated approach of the legislator when writing standard of the criminal code of Russian Federation on punishment in the form of restriction at military service, in paticular, he didn't provide the mechanism of decrease, payment by installments or cancellation of material penalties if there is enough reasons to believe that the remained ambassador of deduction the commander of military unit of the sum established by a sentence of court and concretized by the order won't be enough for the condemned serviceman for worthy existence. As conclusions the author of research offers concrete changes in the criminal code of Russian Federation and PEC RF to the Russian Federation which will help to provide the criminal legislation according to the principles of humanity, to limit powers of authority of commanders of military units regarding definition of a place of continuation of service (transfer to other district), determination of the amount of deduction from a monetary allowance, etc. Results of this research can be used as scientific base for training on specialties of a legal profile in educational institutions of higher education, and also as a basis for preparation of the draft of the federal law on modification of separate articles of Criminal and Criminal and Executive Codes of the Russian Federation.
Key words: military service, restriction on military service, restrictions of substantive laws, educational influence