Научная статья на тему 'К вопросу об интенсификации обучения в современной школе'

К вопросу об интенсификации обучения в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTENSIFICATION / TRAINING / LEARNING PROCESS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнева Н. А.

В статье выявляется сущность понятия интенсификации обучения и разные пути ее достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT INTENSIFICATION EDUCATION IN MODERN SCHOOL

The article reveals the essence of the concept of intensification training and different ways of its achieving.

Текст научной работы на тему «К вопросу об интенсификации обучения в современной школе»

СПОСОБ ОЦЕНКИ БЫКА-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ПО КАЧЕСТВУ ПОТОМСТВА

Сафиуллин Н.А., Шарипов Д.Р.

Резюме

Способ оценки быка-производителя по качеству потомства, учитывающий комплекс показателей, не охватываемый ни одним из используемых в зоотехнии методов, позволяет выявить зоотехническую и экономическую целесообразность подбора быков-производителей на основе ранней, комплексной и объективной их оценки по качеству потомства.

SERVICING-BULL CRITERION ACCORDING TO THE OFFSPRING QUALITY

Safiullin N.A., Sharipov D.R.

Summary

The method of evaluating the bull-produser of quality offspring, taking into account a set of indicators, not covered by any of the methods used in breeding, reveals the zootechnical and economic feasibility of selection of sires on the basis of an early, comprehensive and objective assessment of the quality of their offspring.

УДК 370.182+371.806.2

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Селезнева Н.А. - преподаватель Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

тел.: (843) 273-97-75

Ключевые слова: интенсификация, обучение, учебный процесс, педагогические технологии.

Keywords: intensification, training, learning process, pedagogical technologies.

Интенсивное развитие науки и техники ведет к увеличению объема информации, которая должна быть усвоена учащимися за период обучения. Повышается роль интеллектуальной собственности в жизни общества. Интеллект и развитие мышления осознается как основа успешного обучения.

Поэтому поиск оптимальных способов интенсификации учебного

процесса является одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики.

Слово «интенсификация» происходит от латинского т1епБЮ, что означает «напряжение, усиление» и употребляется как синоним усиленной, напряженной работы. В научной литературе данному выражению придается смысл чисто количественного увеличения затрат человеческих усилий- умственных и физических- в единицу времени.

Большие возможности интенсификации обучения были заложены в теории планомерного поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина). Последователь П.Я.Гальперина Б.Ц.Бадмаев [1] предлагает на основе этого метода строить ускоренное интенсивное обучение, т. к. это дает большой экономический и моральный выигрыш для быстрой и качественной подготовки всех специалистов.

Чтобы обеспечить эффективность обучения, предлагается обращаться не к внешней стороне обучения (к методам, приемам и средствам преподнесения знаний), а к внутренним психологическим условиям усвоения предмета, разобраться в мотивационной и ориентировочной основах усвоения знаний и умений, Необходимо учитывать психологию взрослого учащегося (желание научиться практическому полезному делу, овладеть им как можно лучше, нетерпимость к механическому заучиванию).

Интенсификация учебного процесса понимается как обеспечение в сжатые сроки нового качества профессиональной деятельности педагогических кадров на основе максимального использования внутренних резервов этого процесса - комплекса активных форм и методов обучения.

Под интенсификацией понимается также любая реорганизация учебного процесса, приводящая к повышению результатов обучения при сохранении или сокращении его сроков.

Н.А.Половникова считает, что интенсификация учебного процесса позволит оставить прежние сроки обучения даже при увеличении, нарастании информации в связи с новыми достижениями науки и техники, если будут найдены средства, обеспечивающие усиление психических и физических сил участников учебно-воспитательного процесса [2].

По мнению С. Н. Архангельского, интенсификация реализуется путем использования активизирующих средств, форм и методов обучения при одновременном снижении временных затрат [1].

Путями интенсификации учебного процесса являются реализация идей педагогики сотрудничества и использование игровых методов обучения [3].

Некоторые авторы предложили пути интенсификации, усиливающие эмоциональную, мотивационную стороны психического развития обучаемых, что обеспечивало эффект ускорения обучения. Его

суггестопедическая система обучения строилась на основе суггестии (внушения) обучающимся уверенности в своих больших не использованных еще резервах развития.

В отечественной науке и практике суггестивные методы интенсивного обучения были широко использованы при интенсификации обучения иностранным языкам (И.А.Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А.Леонтьев и др.). Такой аспект интенсификации обучения рассматривается, как облегчение усвоения материала, которое трактуется как уменьшение субъективного ощущения трудности учения и снижение количества усилий, необходимых для достижения учебной цели.

Главные тенденции развития современного образования требуют системных педагогических технологий, ориентированных на познание, переживание и оценку осваиваемых знаний. В отличие от материального производства, в образовании отсутствуют систематические исследования в области универсальных дидактических технологий. По этой причине уровень технологической, инструментальной обеспеченности педагога продолжает оставаться недостаточным. Обучение часто направлено к тому, чтобы сообщать готовые знания, развитию познавательных способностей не уделяется должного внимания, творческий потенциал педагога реализуется не в полной мере.

Среди разнообразных направлений наиболее адекватными поставленным целям являются такие педагогические технологии, как «обучение в сотрудничестве», метод проектов, инструментальный подход, индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению.

Новые педагогические технологии, используемые в настоящее время или только зарождающиеся в умах ученых и педагогов, немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, в первую очередь - компьютерных.

Если каждое направление педагогических технологий будет интегрировано в той или иной степени и найдет свое место в учебном процессе, постепенно вытесняя традиционные методы и формы работы, то с течением времени удастся выработать оптимальный подход к организации учебного процесса с учетом российской школы и нашей культурной среды.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: Владос, 2002. 2. Половникова Н.А. Система воспитания познавательных сил школьников. Казань: Изд-во Казанского университета, 1975. 3. Гончарук Н.П. О некоторых путях интенсификации учебного процесса в техническом вузе. Иваново: ИЭИ, 1990.

Селезнева Н.А.

Резюме

В статье выявляется сущность понятия интенсификации обучения и разные пути ее достижения.

TO THE QUESTION ABOUT INTENSIFICATION EDUCATION IN MODERN SCHOOL

Selezneva N.A.

Summary

The article reveals the essence of the concept of intensification training and different ways of its achieving.

УДК 636.03; 636.08.003

БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ОСНОВНЫЕ ПУТИ СНИЖЕНИЯ ЭНЕРГОЕМКОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА

Сибагатуллин Ф.С. - д.в.н., член-корр. АН РТ, профессор; Шарафутдинов Г.С. -д.с.-х.н., зав.кафедрой, профессор; Шайдуллин Р.Р. - к.с.-х.н., доцент;

Москвичёва А.Б. - к.с.-х.н., доцент Казанский государственный аграрный университет

Ключевые слова: энергия, энергозатраты, энергоэффективность, продукция животноводства.

Keywords: energy, energy consumption, energy efficiency, livestock products.

Из общего энергобаланса страны на сельское хозяйство приходится примерно 17 %, причем потребность в энергоресурсах удваивается через каждые 10-15 лет. Прирост сельскохозяйственной продукции на 1 % требует увеличения расхода энергоресурсов на 2-3 % [1].

Животноводство является одним из основных потребителей энергии в сельском хозяйстве. Так, удельный вес потребляемой им энергии в различные периоды времени составлял 17-21 % от общего

энергопотребления при производстве сельскохозяйственной продукции, а в энергообеспечении стационарных процессов его доля еще выше и составляет 35-49 %. При этом фермы для содержания крупного рогатого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.