В начале нашей статьи мы говорили о том, что повышать уровень двигательной активности школьников можно по-разному, в том числе и путём формирования у них умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Методически этот вопрос в настоящее время мало разработан, хотя трудно переоценить его значение для практики физического воспитания. Мы сделали попытку акцентировать внимание на одной стороне деятельности педагога - организации учебной работы на уроках физической культуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кибенко, Е. И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей-предметников с целью здоровьесберегающей среды образовательного пространства // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2013. - № 1. - С. 32-36.
2. Шишкина, В. А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольников / В.А. Шишкина. - М.: ООО ИД «Белый ветер», 2005. - 36 с.
3. Занков, Л. В. Избр. пед. труды / Л. В. Занков. - М.: Дом педагогики, 1999.
УДК 37.02
ББК 74.202
Е. Ю. Занкова
К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ (E-LEARNING)
Аннотация. В статье затронуты вопросы интеграции традиционного и электронного обучения. Показана возможность устранения недостатков традиционной модели образования с помощью технологий электронного обучения (e-leaming).
Ключевые слова: электронное обучение (e-learning), многоаспектный феномен, традиционная модель обучения, педагогические задачи.
E. Yu. Zankova
TO THE QUESTION ABOUT THE INTEGRATION OF TRADITIONAL AND E-LEARNING
Abstract. This article is devoted to the problems of the traditional model and e-learning. The article also shows the possibility of eliminating the disadvantages of the traditional model of learning using e-learning technologies.
Key words: e-learning, multidimensional phenomenon, traditional model of learning, pedagogical
tasks.
Электронное обучение - это многоаспектный феномен, включающий в себя информационный, технический, философский, организационный, дидактический, инновационный, социальный и психолого-педагогический аспекты [3]. Сложная структура электронного обучения позволяет ему интегрироваться во все компоненты образовательной системы (цели, содержание, средства, методы, деятельность педагогов и обучающихся), расширяя их возможности и функциональность, изменяя роли участников образовательного пространства, дополняя и улучшая методы, подходы и технологии взаимодействия, процессы преподавания и обучения.
Концепция электронного обучения не предполагает революционных изменений в традиционной модели образовательного процесса. Успехов достигают те инновации в образовании, которые не противопоставляют себя традиционным и фундаментальным основам образовательного процесса. Прогноз об умирании традиционной модели «face to face» и полному переходу к открытому образованию, по нашему мнению, может оправдаться, но только в корпоративном обучении, обучении взрослых или в получении неформального образования. Классическое российское общее и профессиональное образование, основанное на лучших традициях, должно сохранять все лучшее и обогащать себя современными инновационными технологиями, базирующимися на междисциплинарных достижениях в области информатики, кибернетики, информационно -коммуникационных технологий, психологии, математики, философии и менеджмента.
Многие образовательные учреждения сталкиваются с типичной проблемой в организации и управлении процессом эффективного внедрения и оптимального функционирования инструментов и технологий электронного обучения для повышения качества образования [3].
Сложность внедрения электронного обучения как педагогической инновации заключается в том, что все нововведения в педагогике зарождались в самой педагогической науке или практической деятельности, в новаторских мастерских отдельных учителей или коллектива педагогов. В
основе электронного обучения находятся технические достижения в области компьютерной техники, информационных и коммуникационных технологий, и их совершенствование не означает параллельное улучшение образовательного процесса, основанного на технологиях e-learning. Внедрение электронного обучения затрудняется еще и тем, что должно системно затронуть методологическую, концептуальную и кадровую основу образовательного процесса [4, 117]. Если педагогическую инновацию «применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» мог освоить любой преподаватель, то инструменты и технологии электронного обучения в индивидуальном порядке освоить невозможно. Некоторые элементы технологии е-learning (презентации, электронные учебники, видеоконференции и т.д.) уже освоены многими преподавателями средней и высшей школы и экспериментально доказана эффективность их использования в высшей школе [5]. Информационная компетентность современных преподавателей позволяет перейти к следующему этапу информатизации образования - электронному обучению [6]. E-learning - это система, которая внедряясь во все элементы образовательного процесса, затрагивает как дидактические основы, так и организационные, расширяя круг участников его участников. В связи с чем к деятельности преподавателя добавляются администраторы и организаторы учебного процесса, служба создания контента и соответствующие инструменты и технологии e-learning.
Процесс внедрения электронного обучения подвержен таким же причинам нереализованно-сти, как и большинство педагогических инноваций:
1. Отсутствие необходимой профессиональной экспертизы и апробации.
2. Неподготовленность в организационном, техническом, личностном и психологическом отношении [2, 497].
На сегодняшний день очевидны преимущества электронного обучения:
• повышается уровень совместной работы и обратной связи между участниками образовательного процесса (блоги, форумы, видеоконференции, wiki-библиотеки, электронная почта и др.);
• повышается уровень и доступность визуализации учебного материала (презентации, видеофильмы, имитационные модели и др.);
• появляются дополнительные возможности для самостоятельного обучения за счет доступа к дополнительным информационным источникам (электронные библиотеки, базы знаний, базы данных, доступ к мировым информационным и образовательным ресурсам и др.), что позволяет формировать у студентов не только критическое отношение к изучаемым вопросам, но и получать знание на опережение.
При этом педагогическое сообщество еще не готово полностью принять электронное обучение как технологию решения дидактических задач и средство повышения эффективности и качества образования.
По нашему мнению, необходимым условием успешного внедрения электронного обучения является интеграция традиционных приемов и методов обучения с инструментами и технологиями e-learning.
В настоящее время сложились благоприятные условия для интеграции традиционного и электронного обучения в классических системах общего и профессионального образования. Эти условия обеспечиваются нормативно-правовой базой, заложенной в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и дают возможность:
1. Регулировать процент соотношения элементов электронного и традиционного обучения в зависимости от количества часов отведенных на самостоятельную работу. Этот показатель может зависеть как от формы получения образования (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и в форме семейного образования и самообразования), так и от формы обучения (очная, очно-заочная и заочная), при этом «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Статья 17).
2. Реализовывать образовательные программы «посредством сетевых форм» (Статья 13) с помощью инструментов и технологий электронного обучения. Сетевая форма предусматривает «возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных» (Статья 15) и это требует наличия в образовательном учреждении системы управления обучением LMS (Learning Manager System). LMS - это сложная система, которая используется менеджерами, администраторами, инструкторами, преподавателями и учащимися для организации образовательного процесса и управления содержимым обучения, требующая больших финансовых вложений и организационных преобразований в структуре образовательного учреждения. Наличие в учебном заведении LMS подтверждается в Статье 16: «должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных техно-
логий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».
3. Осуществлять модульный принцип представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, используя соответствующие образовательные технологии (Статья 13) -электронное обучение, дистанционные образовательные технологии (Статья 16). В технологиях электронного обучения заложены возможности реализации модульного принципа с автоматизированной проверкой полученных компетенций по итогам изучения каждого модуля.
4. Обеспечить реализацию образовательных программ формируя «цифровые (электронные) библиотеки», которые должны обеспечивать «доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам» (Статья 18). Инструменты и технологии e-learning позволяют создавать электронные учебники, электронные курсы, мультимедийные учебные материалы «по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)» (Статья 18).
Рассмотрим дополнительные преимущества для оптимизации учебного процесса, которые появляются при интеграции традиционного и электронного обучении на примере двух категорий педагогических методов по классификации Г. К. Селевко [1, 12-13]: по источникам и способам передачи информации и характеру деятельности учащихся (таблица 1).
Таблица 1
Оптимизация педагогических методов с помощью инструментов и технологий
электронного обучения
Педагогические методы Оптимизация педагогических методов с помощью инструментов и технологий электронного обучения
По источникам и способам передачи информации
1. Словесные Электронные учебники, электронные курсы, видеолекции, открытые образовательные ресурсы
2. Наглядные Презентации, видеофильмы, имитационные модели
3. Практические Тренинги, интерактивные имитационные модели, виртуальные лаборатории
4. Информационно -коммуникационные Электронные учебники, электронные курсы, видеолекции, открытые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии
По характеру деятельности учащихся
1. Активные Работа в виртуальных группах над реализацией проектов или решения задач, видеоконференции, совместный доступ к рабочему столу, электронная почта, форумы и т.д.
2. Пассивные Выполнение заданий и отправка результатов преподавателю по электронной почте
3. Творческие Имитационное моделирование процессов, On-line (offline) сервисы для совместной работы, wiki-библиоте-ки, коллективное обсуждение, совместное решение проблем, управление проектами (MS Office Project), блоги и т.д.
Применяя инструменты и технологии электронного обучения, образовательный процесс оптимизируется за счет освобождения от некоторых устаревших способов передачи и усвоения знаний (чтение лекций в форме информирования студентов и требование эту информацию конспектировать др.); повышается уровень организации обратной связи за счет интерактивного взаимодействия обучающихся между собой и с педагогом, при этом приобретает характер сотрудничества, обогащающего взаимодействие в системах «ученик - ученик» и «учитель - ученик».
По нашему мнению, нельзя противопоставлять традиционное и электронное обучение. Только интеграционные и синергетические процессы могут помочь ликвидировать недостатки в традиционной модели обучения «face to face». Рассмотрим некоторые недостатки традиционной модели обучения, которые стали очевидны в связи с появлением достижений в области информатизации, компьютеризации, развития коммуникационных технологий:
1. Неактуальное содержание учебного материала.
2. Устаревшие формы подачи теоретического материала (лекции в форме диктанта или «объяснение на пальцах», того, что можно показать наглядно, максимально приближаясь к реальной ситуации и т.д.).
3. Низкая продуктивность практических и лабораторных работ.
4. Низкий уровень обратной связи и взаимодействия участников образовательного процесса.
5. Устаревший подход к оценке результатов обучения.
6. Низкая вовлеченность студентов в процесс обучения.
Проанализируем причины и варианты их устранения с помощью технологий электронного обучения в таблице 2.
Таблица 2
Анализ недостатков и их причин в традиционной модели обучения и варианты их устранения с помощью технологий e-learning
Недостатки традиционной модели обучения Причины Варианты устранения недостатков технологиями e-learning
1. Неактуальное содержание учебного материала • устаревание знаний; большой временной разрыв между написанием и изданием учебников • дифференцированный подход к фундаментальным и прикладным знаниям (целесообразное сочетание традиционных и электронных технологий подачи учебного материала); • инструменты и технологии e-learning позволяют эффективно организовать учебный процесс, который не будет зависеть от ИКТ-компетентности преподавателя или технических возможностей учебного заведения - электронные курсы, электронные учебники, образовательные ресурсы и др.
2. Устаревшие формы подачи теоретического материала (лекции в форме диктанта или «объяснение на пальцах» того, что можно показать наглядно, максимально приближаясь к реальной ситуации и т.д. т.д.) • слабая базовая подготовка студентов: неумение слушать и воспринимать информацию на слух, концентрировать внимание на главном, анализировать и делать выводы; • недостаточный уровень профессионализма преподавателей: монотонная диктовка теоретического материала без привязки к реальным условиям • вариативный набор размещения теоретического материала: CD, электронный учебник, электронный курс, LMS, ООР - это позволит на лекциях освещать сложные моменты и уделять внимание практической направленности на аудиторных занятиях; рассматривать вопросы, которые невозможно освоить без преподавателя; • e-learning позволяет повысить эффективность аудиторных занятий для тех, кто их посещает и дает возможность освоить теоретический материал работающим студентам (свободное посещение) или студентам с ограниченными возможностями
3. Низкая продуктивность практических и лабораторных занятий • отсутствие необходимого лабораторного оборудования или его быстрое устаревание; • невозможность в учебных аудиториях создать условия, приближенные к реальным: банковские операции; страховые случаи; судебные мероприятия; добыча нефти и т.д. • виртуальные лаборатории, мастерские, художественные галереи, музеи и т.д.; • имитационное моделирование реальных ситуаций и процессов; • электронные курсы со встроенными видео, анимацией, иллюстрацией и т.д.
Окончание таблицы 2
4. Низкий уровень обратной связи и взаимодействия. Преобладание традиционной модели группового взаимодействия «учитель - ученики» затрудняет: • реализацию педагогической технологии личност-но-ориентированного обучения; • общение учеников и учителей, студентов и преподавателей; • мониторинг успеваемости, достижений и проблем в освоении учебного материала каждым учеником Инструменты и технологии e-learning (электронная почта, форумы, блоги, e-журналы, e-тести-рование, LMS, Skype и т.д.): • расширяют набор моделей взаимодействия («ученик -учитель», ученик - ученик», «учитель-учитель») ; • повышают уровень обратной связи; • позволяют поддерживать мониторинг успеваемости в актуальном состоянии
5. Низкая вовлеченность студентов в процесс обучения Классическая модель образовательного процесса в высшем и среднем профессиональном обучении не предусматривает ежедневного выполнения домашнего задания, за исключением некоторых специальностей Инструменты и технологии электронного обучения позволяют не ограничиваться рамками учебного занятия. Вовлеченность студента в образовательный процесс можно обеспечить на стадии подготовки к занятиям, во время проведения и после занятий
Интеграция традиционного и электронного обучения создает условия для построения различных моделей образовательного процесса, базирующиеся на традиционных подходах и технологиях электронного обучения в зависимости от уровней и форм получения образования, а также форм обучения. Реализация таких моделей позволяет достигать запланированных результатов более качественно и за меньшее время, расширить доступность образования, а также решать эффективно педагогические задачи.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1. - 816 с. - (Энциклопедия образовательных технологий).
2. ПЕДАГОГИКА: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и др.; под ред. В. А. Сла-стенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.
3. Стеценко, И. А. Электронное обучение как системная педагогическая категория [Электронный ресурс] / И. А. Стеценко, Е. Ю. Занкова // Культура и образование. - 2014. - № 1. - Электрон. дан. - URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/01/1245.
4. Стеценко, И. А. Инновационный аспект электронного обучения (E-Learning) / И. А. Стеценко, Е. Ю. Занкова // Инновационные технологии в системе высшего образования: мат-лы международ. науч.-практ. конф. 25 дек. 2013 г. - Махачкала, 2013. - С. 116-119.
5. Стеценко, И. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения (на примере разработки электронного мультимедийного учебника «История педагогики и образования» / И. А. Стеценко, Д. Н. Середа, Е. В. Ящук // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 9. - С. 83-87.
6. Царева, М. И. Информационная компетентность как компонент профессиональной компетентности будущего учителя истории / М. И. Царева, И. А. Стеценко // Научные проблемы гуманитарных исследований. -2012. - № 7. - С. 101 -106.
УДК 37 ББК 74.200.5
Р. В. Зарубина
СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ОБЖ
Аннотация. Цель экологического воспитания будет достигнута, если будут решаться образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Нужно выработать систему знаний об экологических проблемах в мире, и каким путём их можно решить. Сформировать аргументы, побуж-