Научная статья на тему 'К вопросу об интеграции науки и образования'

К вопросу об интеграции науки и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об интеграции науки и образования»

В.И. Шабаева

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Идея развития образования на базе научных иследований, сформулированная основателем Берлинского университета В. Гумбольдтом, была важнейшим принципом деятельности первых российских университетов. Однако в XX в., и прежде всего в советское время, когда приоритетной задачей государства было скорейшее достижение успехов по ряду направлений, эта традиция была в значительной степени разрушена, произошла специализация науки, что привело к ведомственной разобщенности образования и науки. И хотя впоследствии повышение требований к кадровому обеспечению народного хозяйства и способствовало появлению новых подходов к сотрудничеству (филиалы кафедр высших учебных заведений в научно-исследовательских институтах различных отраслей экономики и Академии наук; концепция целевой подготовки специалистов на базе соответствующих договоров вузов и предприятий), соответствующие действия не имели системного характера (18, с. 3). И в настоящее время наука и образование разобщены. Существуют два бюджетных потока - академический и вузовский. Поэтому главный вопрос создания интеграционных структур, объединения институтов и академий с вузами заключается в том, через кого пойдут деньги. Но процесс интеграции - это не механическое соединение академических институтов с вузами, а более сложный процесс (15, с. 39).

Формы интеграции науки и образования активно обсуждаются научным сообществом. В высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ) в сотрудничестве с МГУ, РАН и Финансовой академией были подготовлены тезисы по проблеме интеграции (13, с. 6-7).

1. Интеграция науки и образования не может сводиться к интеграции материальных комплексов науки и образования. Совсем не обязательно в результате сложения должна получиться их сумма.

2. Начинать реальную интеграцию науки и образования следует, используя мягкие инструменты - финансовые. Нужно найти те зоны, где есть преподаватели, занимающиеся академической работой и имеющие возможность посвящать студентам некоторое время после занятий, и профинансировать эти зоны с тем, чтобы обеспечить воспроизводство таких академических кадров.

3. Академическим, исследовательским, преподавательским кадрам нужно дать четкую перспективу. Так, государство должно гарантировать Академии наук, получающей сейчас на финансирование фундаментальных разработок примерно 1 млрд. долл., к 2010 г. финансирование до 2 млрд. долл. Это поддержит отечественную науку и закрепит кадры.

4. Повысить внимание к университетской науке. Сейчас она получает всего 200 млн. долл., и нет соответствующей финансовой инфраструктуры. Неудивительно, что 80% преподавательского состава высшей школы России не ведут никаких научных исследований. Чтобы создать систему исследовательских университетов, нужно, по мнению специалистов из ГУ-ВШЭ, определить, сколько университетских, факультетских или кафедральных коллективов можно вывести на такой уровень финансирования, чтобы члены этих коллективов имели зарплату в 2 тыс. долл. в месяц. Лишь при таком уровне оплаты талантливые исследователи останутся работать в России.

Что касается правовой базы интеграции, то в течение нескольких месяцев велась разработка проекта федерального закона, нацеленного на поддержку интеграционных процессов в сфере науки и образования. Этот закон предусматривает различные формы интеграции науки и образования:

- сетевые проекты (договорные объединения); сюда относятся ассоциации и консорциумы («НИИ - факультет» и «отдел НИИ - кафедра»);

- частичная интеграция (структурные подразделения); здесь имеются в виду базовые кафедры и базовые лаборатории;

- полная интеграция (юридические лица) - исследовательские университеты, научно-образовательные центры (НОЦ), центры передовых исследований.

По расчетам Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) минимальная потребность финансирования интеграционных проектов достигает 1,5 млрд. руб. в год, что составляет примерно

3% от годового объема бюджетных расходов на науку. Даже эта скромная цифра позволяет отобрать достаточное количество (20-25) крупных и эффективных интеграционных проектов по созданию НОЦ и 200-250 проектов типа «отдел НИИ - кафедра» (2, с. 16).

Развитие вузовской науки и крупных НОЦ должно стать приоритетной задачей ближайших лет. Именно качество приходящих в академические и отраслевые научные организации новых поколений специалистов определяет уровень последующих научных достижений и их возможный прикладной потенциал. Интеграция науки и образования способствует активному участию преподавателей вуза в исследовательской работе и, кроме того, позволяет создать профессионально-образовательные программы и предоставить лабораторное оборудование, отвечающие современному состоянию науки. При этом появляется возможность участия обучающихся в выполнении исследований по актуальной тематике, в процессе воспроизводства и развитии крупных научнопедагогических школ. Таким образом, будущие исследователи уже на ранних стадиях подготовки знакомятся с различными аспектами организации научного творчества, что поможет им решать большие комплексные задачи.

В современных российских условиях решение задачи интеграции науки и образования означает налаживание эффективного и устойчивого взаимодействия университетов с институтами РАН, с отраслевыми исследовательскими центрами, а также с предприятиями, выпускающими наукоемкую и высокотехнологичную продукцию.

Достижение поставленных целей возможно путем административного объединения (присоединение, слияние) исследовательских институтов и университетов. Например, можно поставить вопрос о присоединении институтов РАН к университетам или о создании университетов в системе РАН. В обоих случаях в начале реализации проекта может произойти разрушение существующей структуры высшего образования и науки с неизбежными потерями. Поэтому реализацию такого административного механизма интеграции целесообразно начать с нескольких пилотных проектов.

Помимо этого, нужно использовать уже накопленный опыт функциональной интеграции деятельности университетов и исследовательских структур (институтов, центров, предприятий), сформировавшиеся в стране традиции учебно-научного сотрудничества. Развитию таких механизмов и традиций способствовала федеральная целевая программа «Го-

сударственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» (18, с. 8).

В ряде классических российских университетов для решения крупных комплексных проблем созданы научно-исследовательские институты, входящие в состав соответствующего по профилю факультета либо подчиняющиеся непосредственно руководству вуза. Кафедры вуза и отделы или лаборатории являются основной формой становления и развития научно-педагогических школ, определяющих учебно-научный потенциал университета. Многие российские классические университеты имеют значительный положительный опыт организации подготовки кадров на базе научных исследований. В частности, это относится к Нижегородскому государственному университету им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), в котором в течение многих лет интеграция науки и образования является основой подготовки ученых по широкому спектру естественно-научных специальностей. В данном случае уже можно говорить о территориальном учебно-научном и инновационном комплексе университета, включающем многие учебно-научные центры (УНЦ), возникшие из развития схемы «кафедра - лаборатория» и их взаимодействия с партерами, не входящими в УНЦ (институты РАН, предприятия наукоемких отраслей) (17, с. 21-26).

Важно, что все эти процессы не ведут к «размыванию» «идеи университета». Будучи широко и многосторонне интегрированным, университет остается самим собой и решает свои традиционные задачи. Новыми являются форма его взаимодействия с другими центрами исследований, отвечающая современным реалиям, пути преодоления традиционных для университета внутренних границ между факультетами, институтами, а также предпринимательский подход к деятельности вуза.

Примером успешной интеграции образования и науки можно считать и опыт Кемеровского государственного университета (КемГУ) - одного из крупнейших вузов Сибири, сочетающий фундаментальное образование в лучших российских традициях с современными методиками и технологиями обучения. Помимо 12 факультетов и 72 кафедр, университетский комплекс включает Институт дистанционного образования, Региональный центр непрерывного образования, факультет довузовской подготовки, Межрегиональный центр повышения квалификации, аспирантуру, докторантуру, Научно-исследовательский институт, Региональный центр новых информационных технологий, интернет-центр. Имеется также учебно-научный центр «Валеология», Учебно-научный центр физико-химических проблем современного материаловедения, филиал

ИХТТиМ СО РАН (в составе Научного центра СО РАН) и ряд других подразделений. КемГУ является также структурообразующим элементом научно-образовательного комплекса - перспективной формы интеграции различных типов и видов научных и образовательных учреждений области (21, с. 3).

Примером плодотворного союза науки и образования является насчитывающий несколько десятилетий опыт МФТИ и МИФИ. Это был революционный прорыв в образовании, когда сразу после войны нужно было готовить кадры для создания и использования новой техники. На базе МФТИ, МИФИ и МГУ и совместно с Институтом теоретической и экспериментальной физики успешно работает НОЦ. Там учатся более 130 студентов, часть из них - с первого курса. Такое раннее погружение в научную атмосферу способствует быстрому росту молодых ученых. К тому же молодежь интегрируется в равноправное международное сотрудничество. Если по количеству студентов Центр не может сравниться с ведущими университетами, то по качеству может: сюда поступают около половины победителей физико-математических олимпиад страны (6, с. 24).

Есть примеры успешного союза образования и науки и в гуманитарной области. К их числу относится деятельность Института всеобщей истории РАН.

Несмотря на имеющиеся положительные примеры и опыт, интеграция науки и образования остается пока нерешенной проблемой.

С учетом этого РОСРО рекомендует:

1. В целях создания условий для эффективного использования научного и образовательного потенциала страны и его устойчивого воспроизводства проведение необходимых реформ должно быть подкреплено соответствующими ресурсами. Обеспечение конкурентоспособности российской науки и образования потребует достижения к 2010 г. удельного финансирования, сопоставимого хотя бы со средними параметрами по развитым странам: в сфере высшего образования (в расчете на одного студента) - до 2,3 тыс. долл. США (против 0,7 тыс. долл. в 2004 г.), в науке (в расчете на одного исследователя) - до 72 тыс. долл. (в 2004 г. -28,9 тыс. долл.). Соответственно, объем расходов федерального бюджета на науку к 2010 г. должен быть доведен как минимум до 215 млрд. руб. (проект на 2005 г. - 56,0 млрд. руб.), в том числе в РАН - до 54 млрд. руб. (проект на 2005 г. - 22,1 млрд. руб.), в вузах - до 36 млрд. руб. (проект на 2005 г. - 3,1 млрд. руб.) (9, с. 46-47). Это позволит создать перспективу

для развития фундаментальных исследований и исследовательских университетов.

2. Интеграция науки и образования не должна сводиться к административным решениям по слиянию вузов и НИИ и смене вывесок, а обеспечивать прежде всего формирование устойчивых взаимосвязей между научной и образовательной деятельностью на основе сетевых проектов, объединяющих ученых и преподавателей. Для финансирования сетевых интеграционных проектов, позволяющих получить устойчивый системный эффект, потребуется выделение из федерального бюджета порядка 1,2-1,5 млрд. руб. ежегодно, что позволит реализовать 20-25 высококлассных проектов на уровне «НИИ - факультет вуза» и примерно 200-250 проектов на уровне «отдел НИИ - кафедра вуза» (9, с. 47). Кроме того, кооперация между вузами и научными организациями должна стать одним их основных условий для конкурсного отбора исследовательских проектов.

3. В качестве первоочередных мер государственной поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования следует обеспечить:

- создание правовой базы, дающей возможность формирования и эффективного функционирования различных форм интеграции науки и образования (НОЦ, базовых кафедр и лабораторий и др.), устранение существующих административных и правовых барьеров;

- продолжение приоритетной поддержки ведущих исследовательских университетов как крупнейших научно-образовательных организаций со стороны государства на базе повышенных нормативов финансирования;

- целевое финансирование на конкурсной основе среднесрочных (на 3-5 лет) программ развития научно-образовательных структур, обеспечивающих развитие академических исследований, материальной, приборной и информационной базы, повышение квалификации и мобильность ученых и преподавателей, в виде институциональных грантов с созданием необходимой для этого правовой основы;

- развитие кадрового потенциала, включая: предоставление молодым ученым и преподавателям крупных грантов и льготных ипотечных кредитов для проведения исследований, приобретения научного оборудования, подготовки и реализации инновационных образовательных программ; обеспечение материальных стимулов и социальных гарантий для штатных сотрудников научных подразделений вузов; формирование специальной программы поддержки исследовательских коллективов с привлечением молодых ученых, преподавателей, аспирантов; реструктуриза-

цию сети аспирантур и докторантур, их концентрацию в ведущих университетах и НИИ; реализацию схем мобильности кадров между НИИ, вузами, предприятиями.

4. Введение новых инструментов бюджетного финансирования для поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования должно осуществляться в увязке с комплексом мер по повышению эффективности использования бюджетных средств в области науки.

5. Создание нормативно-правовой базы, позволяющей использовать материальные объекты собственности, накопившиеся в системе образования и науки, для развития альтернативной формы финансирования учебных и научных учреждений - эндаументов, что позволит коллективам ведущих университетов и академических НИИ вести долгосрочную академическую политику, заботиться о своем воспроизводстве.

6. Предусмотреть передачу научно-образовательным структурам зданий, оборудования и другого имущества, высвобождаемого в процессе реструктуризации государственных научных учреждений; создание центров коллективного пользования научным оборудованием, совместных центров научно-технической информации, опытно-экспериментальных баз и т.п.; формирование единой инновационной инфраструктуры на базе вузов и НИИ, поддержку создания малых стартовых инновационных фирм; реализацию образовательных программ в области инновационного менеджмента (9, с. 45-49).

Развитие интеграционных процессов сдерживается многочисленными правовыми и административными барьерами, связанными с недостаточной проработанностью и несогласованностью ряда законодательных актов, устранение которых должно стать первым шагом в поддержке интеграции науки и образования со стороны государства.

Для создания адекватной нормативной правовой базы, обеспечивающей интеграцию науки и образования, и устранения существующих в этой области неоправданных запретов и ограничений подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”», Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессональном образовании».

Основные положения законопроекта сводятся к следующему.

1. Изменения и дополнения, направленные на стимулирование науки и образования как видов деятельности.

2. Изменения и дополнения, направленные на введение в законодательство общих положений о необходимости и формах интеграции науки и образования.

3. Дополнения, направленные на обеспечение возможности создания и функционирования «базовых кафедр» вузов и «базовых лабораторий» организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность.

4. Изменения, связанные с введением в законодательство дополнительных требований к университетам, направленных на повышение их роли в интеграции науки и образования.

5. Дополнения, направленные на предоставление образовательным и научным учреждениям возможности использовать закрепленное за ними имущество в целях образовательной или научной деятельности.

Формирование целостного, непротиворечивого законодательства, регламентирующего отношения, связанные с интеграцией научных и образовательных структур, и создающего правовые условия для такой интеграции, будет способствовать повышению эффективности их функционирования в интересах вклада науки и образования в экономический рост и благосостояние общества.

Список литературы

1. Герасимова Е. Иллюзия качества. - Режим доступа: http:www.ng.ru/education/2005-06-10/8 illusion.html

2. Гохберг Л.М. Интеграция науки и образования // Вестн. Рос. обществ. совета по российскому образованию. - М., 2004. - Вып. 10. - С. 8-21.

3. Гохберг Л.М., Гутников О.В. Правовое регулирование интеграции научной и образовательной деятельности // Вестн. Рос. обществ. совета по российскому образованию. -М., 2004. - Вып. 10. - С. 49-55.

4. Гохберг Л., Кузнецова И. Вузовская наука. Перспектива развития // Высшее образование в России. - М., 2004. - № 4. - С. 107-120.

5. Гохберг Л.М., Кузнецова Н.В. Состояние вузовской науки // Вестн. Рос. обществ. совета по развитию образования. - М., 2004. - № 9. - С. 17.

6. Данилов М.В. Поддерживать реально действующие точки роста // Вестн. Рос. обществ. совета по развитию образования. - М., 2004. - Вып. 10. - С. 23-25.

7. Дежина И., Егерев С. Концепция послевузовского образования нового типа // Высшее образование в России. - М., 2004. - № 4. - С. 130-141.

8. Дерябин Ю.С. Шведская модель в действии: инновационный подход к подготовке кадров и научным исследованиям в вузах // Высшее образование сегодня. - М., 2004. -№ 5. - С. 34^0.

9. Интеграция образования и науки: перспективы и неотложные меры (проект) // Вестн. Рос. обществ. совета по развитию образования. - М., 2004. - Вып. 10. - С. 45-49.

10. Капица С.П. Не хватает времени на приход в равновесие // Вестн. Рос. обществ. совета по развитию образования. - М., 2004. - Вып. 10. - С. 27-30.

11. Кемеровскому государственному университету 50 лет // Высшее образование сегодня. -М., 2004. - № 10. - С. 2-5.

12. 10-12-2004 Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) совместно с Союзом ректоров России выработал целый ряд рекомендаций, направленных на интеграцию науки и образования. - Режим доступа: http:www.peo.ru/navigator/? аг1> с1еЫ=471&рт=1

13. Кузьминов Я.И. Вступительное слово. По материалам заседания РОСРО 22 октября 2004 г. // Вестн. Рос. обществ. совета по российскому образованию. - М., 2004. -Вып. 10. - С. 5-8.

14. Путин В. В. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательнвх центров должно стать приоритетной задачей // Высшее образование сегодня. - М., 2004. -№ 6. - С. 2-3.

15. Салтыков Б.Г. Интеграция - это органическое соединение лучших исследовательских коллективов // Вестн. Рос. обществ. совета по российскому образованию. - М., 2004. -Вып. 10. - С. 38-40.

16. Скрябин К.Г. «Фабрика звезд» для биотехнологий // Вестн. Рос. обществ. совета по российскому образованию. - М., 2004. - Вып. 10. - С. 25-27.

17. Стронгин Р.Г., Грудзинский АО. Миссия Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского // Высшее образование в России. - М., 2004. - № 3. - С. 21-26.

18. Стронгин Р., Максимов Г. Опыт интеграции образования и науки // Высшее образование в России. - М., 2005. - № 1. - С. 3-11.

19. Троян В.Н. Наука не может быть первого или второго сорта // Вестн. Рос. обществ. совета по российскому образованию. - М., 2004. - Вып. 10. - С. 30-33.

20. Хохлов А.Д., Стронгин Н.Г., Максимов Г.А. Учебно-научные центры Нижегородского университета и институтов РАН. Состояние и перспективы развития. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (21-24 сентября 1998 г.). - Самара, 1998. - С. 178-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.