ключения партнерских соглашений и договоров на производственную практику обучающихся;
- обоснование и согласование контрольных цифр финансирования проекта;
- реконструкция цеха по ремонту обуви;
- рассмотрение кандидатур на вакансии «преподаватель специальных дисциплин» и «мастер производственного обучения по профессии «обувщик по ремонту обуви».
Таким образом, все условия для развития материально-технической базы по открываемой профессии есть.
Проект рассчитан на период с 2014 по 2017 гг.
Цели и задачи данного проекта имеют социально-экономическое значение не только для нашего образовательного учреждения, но в первую очередь для выпускников с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррек-ционных) образовательных школ. В результате у лиц с ОВЗ появится возможность:
- получения новой востребованной рабочей профессии «обувщик по ремонту обуви»;
- трудоустройства на предприятиях легкой промышленности города и области;
- быстрой адаптации к условиям современного производства;
- по окончании обучения начать свое дело в малом или среднем бизнесе.
Значение проекта для Кемеровской области:
- ежегодный приток конкурентоспособных рабочих по профессии «обувщик по ремонту обуви»;
- создание центра профессиональной квалификации для предприятий легкой промышленности по ремонту обуви.
Открытие профессии «обувщик по ремонту обуви» является важной частью профессиональной подготовки для выпускников с ограниченными возможностями здоровья коррекционных школ, и именно наше образовательное учреждение сегодня способно создать необходимые условия, обеспечивающие доступность, адаптивность профессионального образования к особенностям таких обучающихся и их успешную социализацию.
К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИЯХ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОЛЛЕДЖЕ
Е. З. Галаганова, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский областной художественный колледж»
Инновационные процессы в современном образовании предопределены объективным характером взаимодействия его уровней и структур, законов его развития. Если рассматривать образовательный процесс как систему, то очевидны общие для всех систем закономерности. Так, согласно законам термодинамики, рядом с любой стабильной и устойчивой системой всегда рано или поздно появляется еще одна система, не способная развиваться по существующим традиционным законам и схемам, — она не вписывается в существующую парадигму, она ищет новые аргументы в пользу своего существования, накапливает критическую массу. Потребность в инновационной деятельности всегда диалектично дополняла накопленный опыт. Стремление к сохранению ба-
ланса этого соотношения придает обществу, социальной группе, личности необходимый «запас прочности» как условие консолидации на пороге инновационных прорывов. Инноватика в образовании всегда имела неоднозначные комментарии и отложенные на будущее положительные отзывы. Сформулированная Р. Декартом педагогическая идея точной фиксации обучающимся лекции преподавателя с целью адекватного ответа на экзамене сегодня реализуется через репродуктивный метод. Воспроизведение исторического опыта человечества в процессе приобретения учеником/студентом знаний, умений и навыков на протяжении столетий остается ведущим показателем образованности, смыслом учебного процесса. Переход в XXI веке на компетентностную образовательную модель вызывает разные ответные реакции педагогической общественности. Продуктивные методы формирования знаний (сочинительские, креативные) могут сегодня рассматриваться как инновационные и претендовать на иннова-тику с точки зрения процессов глобализации в современном мире, исходя из концепции непрерыв-
ного образования. Особое значение приобретают инновационные процессы в российском образовании, где последнее рассматривается как фактор формирования гражданского общества, как объект экономических реформ (коммерциализация, маркетизация образования).
Творческое переосмысление базовых программ и экспериментальные поиски педагогических новшеств для профессионального художественного образования среднего звена показывают, что потребность в кардинальных изменениях испытывают все — студенты, руководители, педагоги. Острый недостаток концептуальных идей, знаний научных основ организации инновационной деятельности, противоречие между этими знаниями и потребностью в инновациях затрудняют выбор приоритетов и адекватных им форм и методов перестройки образовательного процесса художественного колледжа. Формирование готовности личности художника к жизни в условиях постоянных изменений, к использованию этих изменений для решения локальных проблем своей жизни, к успешности — то есть к самоменеджменту — может быть обеспечено адекватными вызовам времени новыми стратегиями достижения результатов в педагогическом влиянии на личность будущего художника.
Если рассматривать образовательный процесс как технологический, то поиск новых стратегий должен учитывать весомость такого компонента как упреждение рисков в этих стратегиях: риск как в экономике при внедрении «более дешевого метода» при оказании современных образовательных услуг с использованием старой техники и, конечно, риск оригинальности — гарантии получения необходимого результата минимальны. Риск неадекватности, пожалуй, самый традиционный в условиях региона — осторожность в оценке любого интеллектуального новшества, недостаточная правовая защищенность интеллектуальной собственности, несоблюдение своих обязательств одной из сторон, переоценка автором собственной разработки и т. п. [2, с. 218-219]. Если рассматривать образовательный процесс как субъектно-объектное взаимодействие, то адаптация к изменяющейся внешней среде требует от администрации и коллектива художественного колледжа гибкости не только в выборе новых стратегий, в изменениях технологий, но и, как правило, в изменении структуры, миссии образовательной организации. В связи с этим на подготовительном этапе эксперимента, кроме обсуждения технологических рисков, приходится говорить о прогнозировании факторов торможения. После анализа проблем и конструирования инновационной
модели, решения процедурных вопросов начинается экспериментальный этап, апробирование нововведения. Очень важно, по мнению исследователей (Д. А. Леонтьева, Е. А. Малянова, В. В. Тучкова и др.), обеспечить нововведению этап рутини-зации — накопление опыта в условиях стабильно функционирующих элементов системы. На этом этапе, на наш взгляд, как защитная реакция активно проявляют себя факторы торможения: организационные, социальные, психологические.
К социальным факторам мы относим групповые интересы, неспособные к преобразованию на ценностном и профессиональном уровнях. Охранительная миссия локальных групп в педагогическом коллективе снижает восприимчивость нового и другого статуса педагога в художественном колледже, пытающемся изменить свой прежний статус в образовательном пространстве региона.
Психологические факторы предполагают общечеловеческие проблемы мировоззренческого плана — консерватизм, инертность, безынициативность, а также узкопрофессиональные проблемы — нежелание повышать квалификацию, рисковать с использованием нововведений, вспомнить о том, что педагог — профессия творческая.
Организационные факторы мы отнесли к определяющим как детерминанту. От уровня организации системы инновационных образовательных процессов зависят результативность и эффективность таковых. В качестве резюме предлагаем выделить для успешности преодоления рисков и факторов торможения в сфере художественного профессионального образования, прохождения его педагогическими и студенческими коллективами адаптации к изменяющейся внешней среде, адаптации к продуктивным методам обучения следующие условия организационного характера: методическая работа руководителя с коллективом, создание руководителем мотивированной к творческой работе обстановки, наличие у руководителя достаточного уровня инновационной культуры (обладание государственным мышлением, развитыми фасилитаторскими качествами, информированностью, умением создать инновационное сообщество и гибкую систему поощрений за инноватику.
1. Малянов Е. А. Социально-культурная инновати-ка: методология, теория и практика : автореф. дис... д-ра пед. наук. — Тамбов, 2011. — 41 с.
2. Маренков Н. Л., Косаренко Н. Н. Инновации в России : учебное пособие. — М.: Флинта: МПСИ, 2005. — 320 с.