К ВОПРОСУ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ И ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
ON INCLUSION AND INTEGRATED EDUCATION
OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT
О.Л. Беляева O.L. Belyaeva
Дети с нарушенным слухом, новые возможности получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инклюзия, интеграция. В статье представлены авторское понимание и отношение к вопросу об инклюзивном и интегрированном образовании младших школьников с нарушенным слухом, приведены результаты многолетнего исследования процесса их образования в общеобразовательной школе.
Children with hearing impairment, new opportunities for getting education by individuals with disabilities, inclusion, integration.
The article presents the author's understanding of and attitude towards the problem of inclusive and integrated education of junior schoolchildren with hearing impairment. It also shows the results of a years-long study of the process of their education in regular school.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 27В-ФЗ предоставил право выбора образовательного маршрута семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из возможных вариантов, согласно статье 79, может быть образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими обучающимися, не имеющими ограничений здоровья, т. е. в обычном массовом классе. Самой распространенной группой лиц с ОВЗ, обучающихся по выбору родителей в массовых классах российских школ, являются дети с нарушенным слухом [Уфимцева, Беляева, 2013, с. 129].
До вступления в силу данного закона зачисление детей с нарушенным слухом в обычные классы также практиковалось, однако российским законодательством не регулировались вопросы оказания этим ученикам необходимой помощи в виде специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. Не предусматривалось организованным образом проведение групповых и индивидуальных коррекцион-
ных занятий в школе, принимающей в свои стены этих детей, а также других условий, без соблюдения которых освоение образовательных программ обучающимися с нарушенным слухом затруднялось. Семьи этих детей самостоятельно искали возможные пути решения данных проблем, как правило, частным образом.
Деятельность немногочисленных экспериментальных площадок, доказывающих актуальность и реалистичность внедрения в широкую практику положений Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, H.H. Малофеев и др.), показала целесообразность и необходимость оказания специальной поддержки ученикам массовых классов с нарушенным слухом. С момента принятия в 2001 году вышеупомянутой Концепции данный вид образования назывался «комбинированной интеграцией». Содержание обучения в соответствии с комбинированным вариантом интегрированного обучения подразумевало, что дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных получали образо-
О.Л. БЕЛЯЕВА. К ВОПРОСУ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ И ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
вание в массовых группах (классах) с постоянной коррекционной помощью учителя-дефектолога. Если же такая помощь была не нужна ученику, то его вариант обучения назывался «полной интеграцией».
В настоящий же момент, как и всем прочим школьникам с ОВЗ, законом № 27Э-ФЗ гарантируется создание условий, способствующих комфортному и успешному пребыванию и получению образования слабослышащими и глухими школьниками в массовых классах, т. е. уже образовательная организация, принимающая для оказания образовательных услуг ребенка с ОВЗ, несет ответственность за создание этих условий.
В соответствии с частью 6 статьи 11 закона в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ (в том числе с нарушенным слухом) установлены федеральные государственные образовательные стандарты, предусматривающие включение в них специальных требований для данной группы детей. К этим требованиям относится изменение в структуре основной образовательной программы начального общего образования, которая должна содержать раздел «Программа коррекционной работы». Таким образом, новый закон об образовании значительно поддержал семьи детей с нарушенным слухом и облегчил решение задач, связанных с организацией дополнительной коррекционной помощи.
Изменилось и название такого образовательного маршрута. В рамках реализации проекта «Разработка федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и механизмов его внедрения» предложены четыре варианта образовательных программ, в которых сформулированы требования к содержанию образования, условиям и результатам освоения образовательной программы с учетом степени выраженности нарушений развития.
Первый вариант представленных на официальном сайте организации-разработчика, РГПУ им. А.И. Герцена, образовательных программ для детей с ОВЗ так же, как и комбинированный вариант интегрированного обучения, пред-
полагает обучение детей с нарушенным слухом в обычном классе по той же программе, которую будут осваивать слышащие одноклассники. Но при этом в отношении детей с проблемами слуха должна дополнительно реализовывать-ся «Программа коррекционной работы». Кроме этого, в соответствии с пунктом 3 статьи 79 Закона об образовании слабослышащие младшие школьники массовых классов будут обеспечены необходимой технической помощью, учителя освоят специальные методы их обучения, а со здоровыми одноклассниками будет проведена специальная педагогическая деятельность по подготовке принятия ими сверстника с нарушенным слухом.
Этот вариант назван «инклюзией», хотя по ряду позиций такой подход к организации инклюзивного образования принципиально расходится с пониманием сущности данного процесса в зарубежных странах - родителях инклюзии.
Для эффективной реализации инклюзивного образования (в российском понимании) слабослышащих младших школьников могут быть использованы педагогические подходы и технологии, отработанные специалистами-практиками в прошлые десятилетия в ходе организации комбинированного варианта интегрированного обучения.
Например, с 1999 года в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 17» города Красноярска, практикующем интегрированное обучение в рамках реализации муниципального проекта, нами под руководством доктора психологических наук, профессора Л.П. Уфим-цевой комбинированным вариантом интеграции были охвачены около 20 детей с нарушенным слухом [Беляева, 2010, с. 224].
По отношению к данной группе детей реа-лизовывался ряд специальных организационно-педагогических условий, способствующих освоению ими образовательных программ.
Важнейшим стратегическим из них являлось создание единого коммуникативного пространства для младших школьников с разными слухоречевыми возможностями, обучающихся
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
на базе общеобразовательной школы. Для этого, во-первых, у слабослышащих школьников для вхождения их в коммуникативное пространство учащихся с сохранным слухом формировались речевые средства общения; во-вторых, использовалась педагогическая технология организации учебного и внеучебного взаимодействия слабослышащих школьников с их здоровыми сверстниками в процессе совместного обучения (оперативные условия).
При реализации данных условий решались задачи:
- определение и учет готовности слабослышащего ребенка к комбинированному варианту интегрированного обучения;
- организация совместной работы сурдопедагога с учителями предметного обучения с целью подготовки последних к работе со слабослышащими детьми;
- включение родителей в коррекционно-образовательный процесс, обеспечивающее реализацию договорных условий для регулярного оказания помощи своему ребенку в освоении общеобразовательной программы;
- формирование представлений друг о друге, далее - толерантных отношений среди школьников с разными слухоречевыми возможностями;
- формирование первоначальных навыков группового учебного взаимодействия школьников с разными слухоречевыми возможностями и переход на интерактивный этап организации учебного взаимодействия школьников с разными слухоречевыми возможностями.
Реализация предложенных нами специальных организационно-педагогических условий для группы слабослышащих обучающихся массовых классов в начальном звене школы привела к значительной положительной динамике по следующим показателям.
1. Сформированность навыков устной и письменной речи (у 33 % слабослышащих школьников из массовых классов выявлен высокий уровень речевого развития, чего не наблюдалось перед поступлением в школу).
2. Сформированность первичных коммуникативных навыков (высокий уровень у подавляющего большинства).
3. Уровень общительности (высокий уровень достигнут у 88 % школьников с нарушенным слухом из массовых классов).
4. Успеваемость по общеобразовательным предметам с высоким и достаточным уровнем качества (освоены ФГОС).
Шестеро обучающихся на второй ступени обучения уже не нуждались в специальных кор-рекционных занятиях, были переведены на полный вариант интегрированного обучения.
Отработанные в ходе реализации вышеописанных условий педагогические технологии интегрированного (инклюзивного) образования младших школьников с нарушенным слухом могут эффективно применяться в общеобразовательных школах при реализации прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с Законом об образовании РФ и Концепцией ФГОС.
Библиографический список
1. Беляева О.Л. Организационно-педагоги-ческие условия формирования коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I ступени: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2010.
2. Уфимцева Л.П., Беляева О.Л. Особенности становления интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 126-130.