Д.и. ЛЕПЁХНН,
* О
адъюнкт кафедры организации оперативно-разыскнои деятельности
(Академия управления МВД россии)
D.I. LEPEKHIN,
Adjunct**, Department of organization of Police Intelligence Activity (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
уДк 347.172
К вопросу об информационно-аналитическом обеспечении розыска несовершеннолетних, пропавших без вести
information-Analytical support of search of Minors and missing individuals
В статье рассматриваются особенности информационно-аналитического обеспечения розыска органами внутренних дел несовершеннолетних, пропавших без вести, имеющиеся проблемы и предложения по их решению.
Информация, анализ, информационно-аналитическое обеспечение, розыск, оперативно-разыскное мероприятие, несовершеннолетний, пропавший без вести.
The article considers peculiarities of information-analytical support of search of minors and missing individuals by internal affairs agencies. The author examines existing problems and suggests possible solutions.
Information, analysis, information-analytical support, operative-search measure, search, minor, missing.
Розыск несовершеннолетних, пропавших без вести, — одно из важных направлений разыскной работы органов внутренних дел, которая, в свою очередь, является одной из основных задач оперативно-разыскной деятельности.
Розыск указанных лиц рассматривается нами как базирующаяся на определенной правовой основе деятельность органов внутренних дел по комплексному осуществлению оперативно-разыскных, административно-правовых, поисково-спасательных и иных мероприятий, а также уголовно-процессуальных действий, направленных на обнаружение местонахождения лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, исчезнувших внезапно, без видимых к тому причин, а также по предупреждению безвестного исчезновения несовершеннолетних, их самовольного ухода из дома или мест их содержания.
* Ранее - начальник комендантского отдела УМВД России по
Астраханской области.
Доля несовершеннолетних, пропавших без вести, находящихся в розыске, составляет за последние годы в среднем 9,7-18 % от общего числа пропавших без вести лиц, зарегистрированных в России. Так, например, в 2009 г. в розыске находилось 21 634 детей (18,0 %), в 2010 г. - 19 734 (17,2 %), в 2011 г. - 17 898 (15,9 %), в 2012 г. - 13 455 (13,2 %), в 2013 г. -11 109 (10,8 %), в 2014 г. - 9 090 (9,7 %). Как видно из приведенных данных, количество разыскиваемых несовершеннолетних в течение указанного периода уменьшается, в то же время наблюдается тенденция, связанная с уменьшением количества разысканных несовершеннолетних, пропавших без вести. Так, в 2009 г. розыск был прекращен по 20 117 (93,0 %) фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних, в 2010 г. - по 18 215 (92,3 %), в 2011 г. - по 16 450 (91,6 %), в 2012 г. - по 12 073 (89,7 %), в 2013 г. -
Earlier - The Chiefof Commandant Section, Department ofthe Ministry of Internal Affairs, the Astrakhan Region, Russia.
О u О X
И
о
u
О ^
о <
о
<
X
^
ta
s
a H
119
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
120
по 9 794 (88,2 %), в 2014 г. - по 7 875 (86,6 %). В указанные годы эффективность розыска данной категории лиц снизилась более чем на 6 %, и это несмотря на уменьшение количества объявляемых в розыск несовершеннолетних, пропавших без вести, и, как следствие, уменьшение нагрузки на сотрудников розыскных подразделений.
Приведенные данные свидетельствуют о снижении эффективности розыска несовершеннолетних, пропавших без вести. В связи с этим возникает необходимость разработки и принятия организационно-управленческих, организационно-тактических и иных мер в данной сфере оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.
Среди организационно-управленческих мер в сфере розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, особое место занимает его информационно-аналитическое обеспечение.
Одним из основных его элементов является информация, которая представляет собой «сообщение, осведомляющее о положении дел или о чьей-нибудь деятельности, сведения о чем-нибудь» [7], в то же время в законодательных источниках под информацией понимаются: «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» [1, ст. 2].
В качестве одного из видов информации выделяют оперативно-разыскную информацию, отличающуюся от других особым правовым регулированием, специфическими методами и особыми тактическими приемами получения сведений, которые могут представлять или представляют оперативный интерес для органов внутренних дел.
Профессор В.М. Атмажитов под оперативно-разыскной информацией понимает «получаемые субъектом оперативно-розыскной деятельности с помощью оперативно-розыскных мер фактические данные, содержащие в себе знания, необходимые и пригодные для использования в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства» [6].
Применительно к теме, рассматриваемой в данной статье, под оперативно-разыскной информацией, представляющей оперативный интерес, мы понимаем всю совокупность сведений (сообщений, данных), независимо от формы их предоставления, осведомляющих сотрудников органов внутренних дел о личности (пол, возраст, социальный статус, физическое и психическое состояние, место учебы и др.) исчезнувшего ребенка; о времени, месте, обстановке, обстоятельствах безвестного исчезновения, а также о природно-географической характеристике территории исчезновения; о месте, в котором разыскиваемый может находиться или появиться, а также о времени его появления в определенном
месте; о лицах, которым может быть известно о причинах и условиях исчезновения несовершеннолетнего, а также лицах, которые, возможно, причастны к его исчезновению, в том числе и к криминальному; о времени, месте, обстоятельствах установления места нахождения исчезнувшего или обнаружения его трупа; об имеющихся в распоряжении оперативных учетах, силах и средствах, которые использовались, используются или могут быть использованы при организации розыска лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, исчезнувших внезапно, без видимых к тому причин.
Статья 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [2] регламентирует информационное обеспечение и документирование оперативно-разыскной деятельности. В частности, в ней говорится, что органы, осуществляющие ОРД, для решения задач, возложенных на них Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Мы считаем, что информационное обеспечение включает в себя следующие этапы: поиск, сбор, закрепление, обработку, хранение, выдачу (передачу) и использование информации. Данные элементы в совокупности с оперативно-разыскной информацией составляют информационную систему (систему информационного обеспечения), под которой понимается «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств» [1, ст. 2].
Необходимо отметить, что особое место в информационном обеспечении розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, занимают подразделения оперативно-разыскной информации (далее — ОРИ), правомочные осуществлять оперативно-разыскную деятельность не в полном объеме [3]. Такие подразделения не только осуществляют систематизацию информационных ресурсов, хранение и выдачу оперативно-разыскной информации, но и обладают достаточно широкими возможностями получения информации, которая может предоставлять оперативный интерес. Так, рассматриваемые подразделения имеют право проводить следующие оперативно-разыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности.
Вместе с тем, как показало проведенное анкетирование личного состава подразделений органов внутренних дел по розыску лиц, а также изучение протоколов оперативных совещаний, отношение к получаемой от подразделений ОРИ информации в основном носит негативный характер. Так, 0,4 % респондентов отметили, что совершенно незнакомы с возможностями подразделений ОРИ; 1,1 % — что в сво-
ей деятельности не сталкиваются с указанными подразделениями, 9,1 % респондентов указали, что подразделения ОРИ не располагают необходимой информацией, а 47,8 % утверждают, что предоставляется информация в основном справочного характера.
Также для идентификации несовершеннолетних, пропавших без вести, большое значение имеет дактилоскопическая информация о них, которая может содержаться в дактилоскопическом учете, образующемся путем формирования и ведения дактилоскопических карточек и автоматизированной дактилоскопической информационной системы на федеральном (ГИАЦ МВД России) и региональном (ИЦ) уровнях. Учет служит для информационного обеспечения следующих видов деятельности государственных органов: по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений; по установлению личности лиц, скрывающихся от органов следствия и дознания; по установлению по неопознанным трупам личности человека и установлению личности лиц, которые не способны по состоянию здоровья или возрасту сообщить о себе данные; по предупреждению и выявлению административных правонарушений. Среди целей дактилоскопического учета отсутствует цель установления личности и места нахождения лиц, пропавших без вести, что, на наш взгляд, совершенно недопустимо, хотя в подпункте 2.1. Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации [4], в качестве предназначения информационного массива указан розыск пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако среди объектов учета в п. 14 Положения не предусмотрены лица, пропавшие без вести.
В связи с этим мы предлагаем внести изменение в Положение о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, пункт 14 раздела III которого дополнить подпунктом 14.5, изложив его в следующей редакции: «Лица, пропавшие без вести, дактилоскопическая информация о которых получена в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий и производства процессуальных действий по факту их исчезновения».
При осуществлении розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, особое место занимают Бюро регистрации несчастных случаев1 органов внутренних дел, которые являются специализированными подразделениями по
1 Далее - БРНС.
установлению местонахождения граждан, разыскиваемых родственниками и знакомыми, среди лиц, пострадавших в результате несчастных случаев и доставленных в медицинские учреждения, задержанных и арестованных в уголовно-процессуальном порядке, административно задержанных, а также трупов, находящихся в моргах. Подразделения БРНС, используя поступающую к ним информацию, устанавливают местонахождение без вести пропавших лиц только на первых этапах розыска, до заведения разыскного дела.
При изучении практической деятельности подразделений по розыску лиц на различных уровнях системы МВД России было установлено, что все оперативные сотрудники и руководители подразделений считают, что деятельность БРНС повышает эффективность розыска лиц, пропавших без вести, в том числе и несовершеннолетних. По мнению указанных должностных лиц, целесообразно создание БРНС во всех региональных центрах, а также в крупных населенных пунктах, так как данная мера во многом улучшит показания розыска, особенно на первоначальном этапе, до заведения разыскного дела.
Однако необходимо учесть, что информация, поступающая в БРНС, зависит от человеческого фактора, так как зачастую пациенты в учреждения здравоохранения поступают из общественных мест без документов, и личные данные записываются с их слов. В некоторых случаях больные умышленно сообщают неверные данные, в некоторых - их речь невнятна ввиду состояния здоровья, и медицинский работник может записать и передать ошибочные данные. Это приводит к тому, что в БРНС аккумулируются недостоверные сведения о доставленных в медицинские учреждения гражданах. С целью исключения подобных случаев предлагаем в рамках обратной связи передавать в БРНС уточненные данные, полученные должностными лицами органов внутренних дел при отработке сообщения о поступлении в учреждения здравоохранения граждан с травмами и (или) без документов, удостоверяющих личность.
Экспертно-криминалистические под-
разделения органов внутренних дел, являясь структурными подразделениями МВД России, вносят значительный вклад в повышение эффективности розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, благодаря формируемому ими экспертно-криминалистическому учету, представляющему собой систему хранения и поиска экспертно-криминалистической информации об объектах учета. Такими объектами являются: «неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, пригодной для закрепления и после-
о
и
О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
X
^
ш S а н
121
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
122
дующего использования в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел» [5, п. 9 Инструкции].
Основанием постановки объекта на экспер-тно-криминалистический учет, а также проверки объекта по учету является рапорт сотрудника оперативного подразделения, утвержденный руководителем, или поручение следователя, дознавателя либо иного лица, уполномоченного осуществлять розыскные меры по делу [5, п. 17 Инструкции].
Как показало исследование, экспертно-кри-миналистические учеты являются востребованными при организации розыска несовершеннолетних, пропавших без вести. Оперативные сотрудники при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий в рамках разыскных и оперативно-поисковых дел, а также дел по идентификации личности обращались к ним в 72,8 % случаев.
В то же время в целях повышения эффективности розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, мы предлагаем внести изменения в приложение № 2 к приказу МВД России от 10 февраля 2006 г. № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации», предусматривающие в качестве объектов учета следов рук следы рук пропавших без вести лиц, изъятые в процессе осмотра места происшествия, следы рук неопознанных трупов и неизвестных лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, а в качестве объектов учета данных ДНК — биологический материал лиц, пропавших без вести, и (или) их кровных родственников, изъятый при производстве осмотра места происшествия, а также биологический материал неизвестных лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.
Руководители подразделений системы МВД России, их заместители и иные должностные лица, используя приведенные в рамках рассмотренного информационного обеспечения информационные ресурсы, должны организо-
Список литературы:
1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
3. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в систе-
вывать аналитическое обеспечение розыска несовершеннолетних, пропавших без вести.
Аналитическое обеспечение также называют аналитической работой, данные понятия идентичны и обозначают познавательную, исследовательскую деятельность, осуществляемую при изучении и оценке оперативной обстановки, подготовке и реализации управленческих решений в правоохранительной деятельности в целом и в сфере организации розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, в частности.
Профессором Е.Н. Яковцом в рамках теории оперативно-разыскной деятельности было сформулировано понятие методики аналитической работы, которая представляет собой «совокупность методов, способов, приемов, мыслительных операций, осуществляемых в определенной последовательности с использованием аналитических средств, приводящих к достижению целей и задач аналитической работы» [8].
Подводя итоги, мы пришли к выводу, что информационно-аналитическое обеспечение розыска органами внутренних дел несовершеннолетних, пропавших без вести, — это одна из основных организационно-управленческих мер субъектов организации разыскной работы органов внутренних дел, направленная на выявление, сбор, фиксацию оперативно-разыскной информации, на ее систематизацию и хранение при использовании автоматизированных банков данных, на выдачу информации, представляющей оперативный интерес, и ее использование в процессе розыска лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, исчезнувших внезапно, без видимых к тому причин, а также на осуществление должностными лицами подразделений системы МВД России на основе научно обоснованных методов, приемов изучения и оценки оперативно-разыскной и иной значимой информации, исследования в целях обеспечения выработки с учетом прогнозирования оптимальных управленческих решений, направленных на повышение эффективности организации органами внутренних дел розыска указанной категории разыскиваемых лиц.
ме МВД России: приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608.
4. Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации: приказ МВД России № 688, МЧС России № 472, Министра обороны России № 1214, Минфина РФ № 110н, Ми-
нюста РФ № 235, Минтранса РФ № 205, СВР России № 36, ФТС России № 1785, ФСБ России № 456, ФСО России № 468, ФСКН России № 402, ФМС России № 299 от 27 сентября 2010 г.
5. Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 10 февраля 2006 г. № 70.
6. Атмажитов В.М., Яковец Е.Н. Информационное обеспечение оперативно-розыскной
деятельности органов внутренних дел: фондовая лекция. М., 2014.
7. Большой толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. М., 2008.
8. Яковец Е.Н. Основы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. М., 2009.
E-mail: lepehindima76@mail.ru.
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
X
^
ш S а н
123