Научная статья на тему 'К вопросу об индикаторах инновационной активности организации'

К вопросу об индикаторах инновационной активности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНДИКАТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скипин Дмитрий Леонидович

Статья посвящена анализу проблем повышения инновационной активности предприятий. Указан ряд индикаторов, отражающих инновационную активность организаций. В их числе технологические, организационные и маркетинговые инновации, указаны пути, позволяющие наращивать результативность нововведений. Отмечено, что инновационная активность создает условия для формирования и деятельности конкурентоспособного предприятия, позволяя преодолеть факторы, препятствующие движению организации вперед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об индикаторах инновационной активности организации»

УДК: 334.7 БКК: У291

К ВОПРОСУ ОБ ИНДИКАТОРАХ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

TO THE QUESTION OF INDICATORS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ORGANIZATION

Скипин Дмитрий Леонидович

кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита Тюменского государственного университета, г. Тюмень

E-mail: l)Skipin@,mail.ru

Dmitry Skipin

Candidate of economic sciences, associate Professor of accounting, analysis and auditing, Tyumen State University, Tyumen

Аннотация: Статья посвящена анализу проблем повышения инновационной активности предприятий. Указан ряд индикаторов, отражающих инновационную активность организаций. В их числе технологические, организационные и маркетинговые инновации, указаны пути, позволяющие наращивать результативность нововведений. Отмечено, что инновационная активность создает условия для формирования и деятельности конкурентоспособного предприятия, позволяя преодолеть факторы, препятствующие движению организации вперед.

Abstract: Article is devoted to the analysis of problems of increase of innovative activity of the enterprises. A number of the indicators reflecting innovative activity of the organizations is specified. Among them technological, organizational and marketing innovations, are specified the ways allowing to increase productivity of innovations. It is noted that innovative activity creates

conditions for formation and activity of the competitive enterprise, allowing to overcome the factors obstructing the traffic of the organization forward.

Ключевые слова: инновация, индикаторы инновационной активности, технологические, организационные и маркетинговые инновации.

Keywords: innovation, indicators of innovative activity, technological, organizational and marketing innovations.

Инновационная деятельность многогранна и требует специальной разработки методики анализа каждого инновационного решения. Сегодня исследователями накоплен значительный опыт оценки инновационной деятельности, который позволяет выделить, в качестве одного из перспективных направлений изучение нововведений на основе анализа инновационной активности. Индикаторы инновационной активности в большинстве случаев определяют на основе рекомендаций, предложенных Национальным исследовательским университетом «Высшей школой экономики». Под инновационной активностью понимается степень участия организации в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение конкретного периода [6, C. 469]. Уровень инновационной активности определяется как отношении числа организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, к общему числу обследованных за определенный период предприятий.

В современной России большинство предприятий проявляют интерес к нововведениям и обладают серьезным потенциалом в этом отношении, однако, показатели результативности инновационной деятельности необходимо наращивать. Инновационная активность характеризуется интенсивностью осуществления хозяйствующими субъектами инновационной деятельности. В настоящее время немногим более 10 %

организаций осуществляют технологические, организационные, маркетинговые инновации. Так, удельный вес организаций, осуществляющих инновации в 2013 г. составил 10,1% [8]. В сфере добывающего производства, производства и распределения электроэнергии, газа и воды в 2012 г. такие предприятия составили 11,1%, а в области коммуникаций и отраслях использующих вычислительную технику и информационные технологии, данный процент достиг 13,3% [9, С512]. Оценка инновационной деятельности предполагает изучение технологических, маркетинговых и организационных инициатив, которые и являются основой анализа инновационной активности организации (рис.1).

Рисунок 1. Компоненты инновационной активности организации

Важными индикаторами, характеризующими инновационную деятельность, являются расходы на инновации и их удельный вес в общей величине расходов предприятия. Затраты российских предприятий на технологические, организационные и маркетинговые инновации в 2011 г. составили 848034,3 млн. руб., в 2012 г. они выросли и достигли 915366,2 млн. рублей. В общей структуре затрат на нововведения преобладают издержки на технологические инновации. В 2012 г. они составили 98,8% (рис. 2) [5, С.269-270, 281-282, 303-304]. Следует признать, что величина затрат на

нововведения в общем объеме расходов организаций нуждается в корректировке в сторону увеличения, так как только внедрение новейших технологий создает условия для повышения эффективности работы предприятий [1]. На затраты, связанные с использованием достижений научно-технического прогресса, производителей необходимо стимулировать, в том числе и разработкой индикаторов инновационной активности, которые следует учитывать при характеристике деятельности организации. 100,5 100,0 -99,5 99,0 98,5 98,0 97,5 97,0 -

2011 2012

Рисунок 2. Структура затрат предприятий на технологические, организационные, маркетинговые инновации в 2011-2012 гг.

Технологическая инновационная активность направлена на получение и применение новых знаний для решения технологических и инженерных задач, на обеспечение производства и работу его как единого эффективного комплекса. К ней относят изменения, основанные на применении достижений научно-технического прогресса, новейших технологий и средств управления. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, составила в 2013 г. немногим более 8,9% [8]. Чувствительность организаций к инновациям зависит и от их масштаба. Средние и малые предприятия оперативнее реагируют на рыночную конъюнктуру и нововведения. Однако в России удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, в их общем числе невелик, в

2013 г. он составлял немногим более 4,8% [8]. В настоящее время необходимо стимулировать технологический аспект инновационной активности. Это требует её комплексного исследования и обоснованной оценки. Формирование системы показателей, отражающих уровень технологической инновационной активности (в разрезе продуктовой и процессной), представляется достаточно актуальной мерой для оценки инновационной результативности работы предприятия (табл. 1).

Таблица 1

Индикаторы оценки технологической инновационной активности

предприятия

Индикаторы технологической активности

Продуктовые индикаторы Процессные индикаторы

Использование новой техники Использование новых материалов Использование инновационных технологий

Индикаторы: Индикаторы: Индикаторы: Индикаторы:

- количества - наличие в - количество - количество

наименований натуральном и новых видов сырья и инновационных

инновационной продукции стоимостном материалов и их технологий,

и их динамика; выражении новых динамика; применяемых на

- объема производства и машин, - расходы на предприятии и их

продаж инновационной оборудования, приобретение новых динамика;

продукции в натуральном транспортных видов сырья и - удельный вес

и стоимостном выражении средств и другой материалов; инновационных

и их динамика; техники и их - доля новых видов технологий в общем

- себестоимости динамика; сырья и материалов количестве

произведенной и - удельный вес в общем количестве используемых на

проданной инновационной инновационных видов сырья и предприятии

продукции и их динамика; основных средств в материалов, технологий;

- доли инновационной общей стоимости используемых на - затраты на

продукции в общем основных фондов; предприятии; приобретение новых

объеме выпущенной и - коэффициент - удельный вес технологий за счет

проданной продукции; поступления расходов на внешних

- доля себестоимости инновационной приобретение новых источников, их

инновационной продукции техники; видов сырья и интенсивность.

в общей величие - затраты на материалов, в общей

себестоимости покупку новой сумме материальных

производства и продаж; техники за счет расходов;

- интенсивности затрат внешних источников, - затраты на

на продуктовые их интенсивность. покупку новых

инновации; материалов за счет

- затраты на продуктовые внешних источников, их интенсивность.

инновации за счет внешних источников.

Продуктовая инновационная активность предполагает выпуск продукции или оказание услуг, являющихся новыми или обладающих новыми свойствами или способами их применения. Это могут быть усовершенствования технических характеристик, компонентов и материалов программного обеспечения, повышение удобства их использования или в совершенствование иных функциональных характеристик. Имеются возможности наращивания уровня и продуктовой инновационной деятельности, так как удельный вес организаций, осуществлявших нововведения остается невелик. В 2012 г. в сфере добывающего производства, производства и распределения электроэнергии, газа и воды он составил 5,9%, в области связи и сферах, связанных с использованием вычислительной техники и информационных технологий, данный процент был равен 4,6 % [9, С. 512-513].

Процессная инновационная активность направлена на внедрение новых технологий, улучшение способа производства или доставки продукта. Она включает изменения в технологии, производственном оборудовании, применение новых материалов, программного обеспечения. Доля организаций, осуществлявших данные инновации невелика. В 2012 г. в отраслях, занимающихся добычей полезных ископаемых, обрабатывающем производстве, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, такие организации составили 5,8%, в сфере коммуникаций и деятельности, связанной с научными исследованиями, использованием вычислительной техники и информационных технологий - 4,9% [9, С. 512-513].

Маркетинговая инновационная активность включает внедрение новых методов исследования рынка, участие в выставках, ярмарках, презентациях, охватывает существенное изменение дизайна, упаковки продукта, его продвижение на рынок. Удельный вес предприятий, осуществляющих маркетинговые инновации, остается низким. В 2013 г. данный показатель составил 1,9%. В том числе в добывающих отраслях был равен 0,4%, а в организациях, работающих в области связи, 4,7% [8]. Маркетинг

производителями традиционно считается второстепенным, что нередко приводит к неудачам в продвижении продуктов на рынок. Важным критерием оценки деятельности предприятия по представлению продукции на рынок является наличие отдела маркетинга. Результативность деятельности предприятия в данном направлении можно рассчитать на основе индикаторов маркетинговой инновационной активности (табл. 2).

Таблица 2

Индикаторы оценки маркетинговой инновационной активности

предприятия

Маркетинговые исследования Участие в выставках, презентациях, ярмарках, конференциях и др.

Составляющие индикатора: - количество проведенных маркетинговых исследований; - расходы, связанные с проведением маркетинговых исследований; - удельный вес маркетинговых расходов в общей величине расходов. Составляющие индикатора: - количество ярмарок и выставок с участием предприятия; - расходы, связанные с участием предприятия в ярмарках и выставках; - удельный вес расходов по данным мероприятиям в общей величине расходов.

Организационная инновационная активность, предполагает использование новых управленческих приемов в деятельности предприятия, создание рабочих мест, расширение и укрепление внешних связей, сокращение затрат на управление. Доля предприятий, осуществлявших организационные инновации, в России снизилась с 3,3% в 2011 г. до 2,9% в 2013 году [8]. Оценить уровень организационной результативности работы организаций можно на основе индикаторов инновационной активности (табл. 3). Современная организационная структура предполагает внедрение новых методов и приемов управления, совершенствование системы руководства, организации труда, наличие специальных функциональных отделов, способствующих инновационному развитию [2, С 110].

Таблица 3

Индикаторы организационной инновационной активности

предприятия

Современная

организационная

структура

Внедрение новых методов управления, совершенствование системы руководства на основе повышения его эффективности

- расходы по организационным инновациям и их динамика;

- удельный вес расходов по организационным инновациям в общей величине расходов;

- удельный вес научно-производственных подразделений в структуре предприятия;

- затраты на систему управления в общем объеме расходов предприятия_

Отдел научно-

исследовательских

и опытно-

конструкторских

разработок

(НИОКР)

Принятие

рационализаторских предложений, получение патентов на изобретения, авторских свидетельств, создание нематериальных активов (НМА), выполнение грантов

- -общее количество проводимых разработок;

- расходы на проведение НИОКР;

- доля расходов на НИОКР в общей сумме расходов.

Доступ к сети Интернет

скорость доступа к сети интернет

а О

Реализация совместных проектов с научно-исследовательскими институтами (НИИ) и научно-исследовательскими центрами (НИЦ)

- количество совместных проектов с НИИ и НИЦ;

- расходы на реализацию совместных проектов с НИИ и НИЦ;

- доля расходов на реализацию совместных проектов с НИИ и НИЦ в общей сумме расходов.

Отдел

информационных

технологий

(информационного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обеспечения

управления)

Участие в научно-

практических

конференциях

- количество участий в научно-практических конференциях;

- количество статей, опубликованных по итогам участия в научно-практических конференциях;

- расходы на участие в научно-практических конференциях;

- доля расходов на участие в научно-практических конференциях в общей сумме расходов.

Применение автоматизированных систем управления, информационных и коммуникационных технологий

- уровень автоматизации труда и работ;

- использование Интернета в коммерческих целях;

- наличие веб-сайта;

- использование локальных вычислительных сетей.

Отдел

документацион-ного обеспечения управления

Применение электронного документооборота

- современное программное обеспечение электронного документооборота

Отдел по

организации

работы с

персоналом

(управления

персоналом)

Курсы повышения квалификации персонала

- количество сотрудников, повысивших квалификацию;

- расходы на курсы повышения квалификации;

- доля расходов на курсы повышения квалификации в общей сумме расходов;

- доля расходов на курсы повышения квалификации в сумме инновационных расходов.

Командировки внутри страны и заграницу с целью изучения передового опыта

- количество сотрудников, съездивших в командировки с целью изучения передового опыта;

- расходы на командировки с целью изучения передового опыта;

- доля расходов на командировки с целью изучения передового опыта в общей сумме расходов;

- доля расходов на командировки с целью изучения передового опыта в сумме инновационных расходов.

Привлечение высококвалифицированны х специалистов для работы над проектами и обучения персонала - количество привлеченных высококвалифицированных специалистов; - фонд заработной платы привлеченных высококвалифицированных специалистов; - доля фонда заработной платы привлеченных высококвалифицированных специалистов в общем фонде оплаты труда.

Инновационная активность предприятия во многом обусловлена его организационной структурой [11, C 48]. Одним из показателей активности инновационной работы является наличие и результативность деятельности отдела НИОКР. Индикаторами качества работы в данной сфере деятельности выступают рационализаторские предложения, патенты на изобретения, авторские свидетельства, разработанные НМА. Соответственно важными показателями в этом отношении являются: общее количество проводимых разработок; расходы на проведение НИОКР, доля данных расходов в общей сумме расходов.

Уровень инициативности отражает и наличие в организации отделов документационного и информационного обеспечения управления. Практика показывает, что его деятельность позволит повысить инновационную активность предприятий. Индикаторами оценки данной сферы деятельности являются следующие показатели: использование электронного документооборота, компьютеров и компьютерных сетей, доступ к сети Интернет, скорость данного доступа, количество пользователей, доля работников, имеющих беспроводной доступ к Интернету, в общем числе сотрудников обследованных организаций. Показателем организационной активности является и данные о затратах предприятий на информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Статистика свидетельствует о положительной динамике в этом отношении. Так, если в 2010 г. объем данных расходов составил 515648 млн. руб., то в 2011 г. уже 603007 млн. руб., а в 2012 г. этот показатель достиг 842674 млн. рублей [7, С 210]. Инновационное развитие предприятия зависит и от эффективных сетевых взаимодействий отделов и подразделений, взаимодействия его с внешним окружением, то есть от диффузии инноваций и оперативности их

распространении. Данный показатель напрямую зависит о количества разработанных и реализованных совместных проектов с НИИ и НИЦ, расходов на реализацию этих проектов, их доли в общей сумме расходов [3, С. 55, 4, С. 53]. Важным аспектом инновационной активности организации является расширение информированности работников о нововведениях. Об этом свидетельствует показатель числа сотрудников, принявших участие в научно-практических конференциях, симпозиумах разных уровней, количество статей, опубликованных в научных изданиях, объем затрат на данные мероприятия и их доля в общей сумме расходов организации. Применение автоматизированных систем управления и информационных технологий является фактором, свидетельствующим о нововведениях. Показательным в этом отношении является уровень автоматизации труда и работ. Так, по данным на 2012 г. более 94% организаций используют персональные компьютеры, число персональных компьютеров в расчете на 100 работников в 2012 г. составило 43 единицы [10, С. 326, 329]. Очевидно, что в сфере автоматизации труда имеются значительные резервы.

Организационная активность характеризуется и уровнем профессионализма сотрудников, который напрямую зависит от количества работников, прошедших курсы повышения квалификации, стажировки, аттестованных в соответствии с современными требованиями, сдавших квалификационные экзамены, а так же от всего комплекса мероприятий, способствующих повышению профессионального мастерства. Количественную оценку данного критерия можно дать на основе расходов на указанные мероприятия, и их доли в общей сумме расходов или сумме инновационных расходов предприятия. Мобильность работников организации также является индикатором активности. Её критериям являются: общее количество командировок и сотрудников, съездивших в поездки по стране и за границу с целью изучения передового опыта; расходы на данные поездки; доля затрат на данные мероприятия в общей сумме инновационных расходов. Организационную активность по привлечению

высококвалифицированных специалистов на работу можно охарактеризовать количеством высококвалифицированных специалистов; фондом их заработной платы; долей данных затрат в общем фонде оплаты труда.

Инновационная активность создает условия для формирования и деятельности конкурентно способного предприятия, прежде всего, за счет применения высоких технологий, является движущей силой экономического развития. Разработка показателей инновационной активности позволяет предприятиям установить четкие ориентиры перспектив, выявить неиспользованные резервы, установить место организации в ряду других производителей, наметить пути ее дальнейшего развития, преодолеть факторы, препятствующие движению вперед.

Библиографический список:

1. Бром А.Е., Вдовенко Н.М., Гогулина Л.С., Городнова Н.В., Дегтярева И.В., Кардапольцев К.В., Кобзева Н.М., Кумпилова А.Р., Кумпилова Б.А., Миронова И.В., Чернов С.С., Скипин Д.Л. и др. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами. - Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. - 385 с.

2. Быстрова А.Н. Концептуальный подход к интеграции управленческого учета инновационной деятельности // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 39. - С. 109-113.

3. Городнова Н.В., Скипин Д.Л. Имитационное моделирование эффективного управления государственно-частными партнерствами // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 30. - С. 51-60.

4. Городнова Н.В., Скипин Д.Л. К вопросу о формировании государственно-частных партнерств: инновационный подход // Сборник научных трудов Sworld. - 2010. - Т. 10. - № 3. - С. 52-54.

5. Индикаторы инновационной деятельности: 2013: статистический сборник. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая

школа экономики», 2013. - 472 с.

6. Индикаторы инновационной деятельности: 2014:статистическийсборник. - М.: Национальный исследовательский университет «ВШЭ», 2014. - 472 с.

7. Индикаторы информационного общества: 2014: статистический сборник. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 320 с.

8. Наука и инновации. - Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_inno vations/science/#

9. Российский статистический ежегодник. 2013: статистический сборник. -М.: Росстат, 2013. - 717 с.

10. Россия в цифрах. 2014: краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2014 - 558 с.

11. Сахно Ю.С. Многоступенчатая интеграция локальных видов управленческого анализа (на примере инновационного анализа) // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 7. - С. 46-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.