Логистика в аэрокосмической отрасли
УДК 658.7
П. Г. Швалов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
К ВОПРОСУ ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Поднимается вопрос идентификации логистической инфраструктуры в рамках региональных логистических систем, а также показывается ее значимость для регионального развития.
В настоящее время общепринятого понятия логистической инфраструктуры не существует, вследствие чего складывается не вполне верное предсталение о ее роли в рамках региональных логистических систем. В большинстве случаев под ней либо понимается исключительно транспортная инфраструктура, либо последняя дополняется складской инфраструктурой. Между тем современные требования диктуют необходимость создания условий не только для физического распределения логистических потоков, но и для эффективной координации их деятельности, в результате чего возникает необходимость в подсистеме, обеспечивающей поддержку информационных потоков.
Логистическая инфраструктура является одной из важнейших составляющих социально-экономической сферы, по своей значимости сравнимой с кровеносной системой, обеспечивающей функционирование че-ловкеческого организма. Нетрудно сделать вывод, что плохое функционирование логической инфраструктуры, ее несоответствие требованиям времени непосредственным образом сказывается и на деятельности хозяйства всего региона.
Термин «инфраструктура» изначально был заимствован из военной терминологии, где он использовался для обозначения комплекса тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил. Следовательно, на региональном уровне под инфраструктурой можно понимать систему объектов и норм, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие субъектов экономики региона, которыми могут являться как юридические образования, так и физические лица, образующие население территории.
С точки зрения развития экономического потенциала инфраструктура региона состоит из инженерной и тесно связанной с ней логистической инфраструктуры. Качество жизни людей обеспечивает социальная инфраструктура, включающая в себя жилищное и коммунальное хозяйство, здравоохранение, бытовое обслуживание, систему образования, учреждения культуры, науки и т. д. Производственная функция реализуется с помощью производственной инфраструктуры, под которой понимается комплекс инженерно-технических сооружений и объектов, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для размещения и успешного функционирования предприятий промышленного производства (URL: http://www.glossary.ru).
Как известно, логистический подход заключается в интеграции различных областей деятельности с целью достижения желаемого результата с мини-
мальными затратами времени и ресурсов путем сквозного управления потоками [1]. Ключевой задачей логистической инфраструктуры является обеспечение функционирования в системе трех основных потоков: материального, финансового и информационного.
Материальный поток состоит из материальных ресурсов, незавершенной и готовой продукции, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенных к определенному временному интервалу. Финансовый поток зависит от рынка финансовых капиталов и финансовых ресурсов [2]. Под информационным потоком понимается сложившееся или организованное в пределах логистической информационной системы движение информации в определенном направлении. Обеспечение нормального функционирования информационных потоков имеет для региональных систем особое значение.
Кроме того, следует выделить еще один тип потоков, непосредственно касающихся региональных систем на современном этапе их развития, - сервисные потоки, представляющие собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения [3].
Таким образом, логистическая инфраструктура является объединяющей по отношению к социальной и производственной инфраструктуре, так как она включает в себя подсистемы, характерные для них обеих. Основная цель функционирования логистической инфраструктуры - оптимизация движения в логистической системе потоков, причем в ее рамках необходимо уделять внимание не только материальным, финансовым, информационным, но и сервисным потокам. Следовательно, логистическая инфраструктура региона должна определяться как подсистема, обеспечивающая функционирование всех прочих подсистем региона путем оптимизации движения логистических потоков, в силу чего развитие региона непосредственно зависит от эффективности ее работы.
Результатом формирования логистической инфраструктуры в рассматриваемых системах является повышение эффективности управления регионом за счет более системного управления логистическими потоками и появления эффекта синергии во взаимодействии социальной и производственной частей логистической инфраструктуры. В условиях перехода эконо-
Решетневские чтения
мики страны к интенсивным методам хозяйствования 2. Информационные потоки в логистике [Элек-
создания логистической инфраструктуры становится тронный ресурс] : информ. портал по логистике,
важной задачей регионального развития Российской транспорту и таможне. Сор. 2002-2010. URL:
Федерации. http://www.logistic.ru/articles/artic.php?np=0309 (дата
обращения: 29.09.2010).
Библиографические ссылки з. Алесинская Т. В. Основы логистики. Общие
1. Аникин Б. А. Логистика : учебник. 2-е изд., пе- вопросы логистического управления : учеб. пособие.
рераб. и доп. М. : Инфра-М, 2000. Таганрог : Изд-во Таганрог. радиотехн. ун-та, 2005.
P. G. Shvalov
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
CONCERNING THE IDENTIFICATION OF THE LOGISTICAL INFRASTRUCTURE AT THE REGIONAL LEVEL
The subject is the question of the identification of the logistical infrastructure in the regional logistical systems and, in addition to this, its importance for the development of the region is shown.
© Швалов П. Г., 2010
УДК 339.186
Н. В. Широченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИТИЯХ ЕДИНИЧНОГО И МЕЛКОСЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Комбинированный подход к прогнозированию потребности в запасе позволяет использовать инструментарий как количественного, так и качественного подходов к прогнозированию спроса.
Управление закупочной деятельностью на предприятиях единичного и мелкосерийного производства, к которым относятся предприятия космической отрасли, требует учета особенностей организации технологического цикла производства.
Открытое акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» (ОАО «ИСС») является одним из ведущих предприятий космической отрасли, производящих высокотехнологичную наукоемкую продукцию. Качественное и своевременное обеспечение материалами и покупными комплектующими изделиями является одним из важнейших факторов при производстве такой продукции. Общие цели функции закупок таковы, что предприятие должно получать необходимое по качеству и количеству сырье в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене. В достижении этих целей особое значение приобретает процесс определения потребности в материалах и покупных комплектующих изделиях.
Обеспечение предприятия единичного и мелкосерийного производства покупными комплектующими в малых количествах в требуемый срок весьма проблематично. Цикл изготовления готовой продукции на ОАО «ИСС» достаточно большой - от одного года до полутора лет, а номенклатура покупных изделий составляет более 5 000 наименований. Кроме того, оперативный анализ управления запасами показал, что на складах предприятия имеются запасы, находящиеся без движения в течение нескольких месяцев, причем часть этих запасов является целевыми закупками. Все эти факторы обусловливает особое отношение к процессу планирования потребности в запасах и применению современных подходов и методик.
Прогнозирование будущего потребления запаса основывается на двух принципиально различных подходах: количественном и качественном. Количественный подход к оценке будущей потребности в запасе строится либо на основе временных рядов накопленной за прошлые периоды времени статистики потребления, либо на основе статистических данных изменения фактической величины спроса. Качественный подход к прогнозированию потребности опирается на