К вопросу об энергетическом присутствии России в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Я.В. Вутянова
В современном мире большое внимание уделяется энергетической политике как важнейшей составляющей развития государства и осуществления его внешней политики. Россия является крупным и надежным энергетическим рынком, принимает активное участие в международном сотрудничестве, что укрепляет ее позиции на мировой арене. Основными партнерами России в сфере энергетики являются страны — члены Содружества Независимых Государств, Европейский союз. Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона рассматривается Россией как приоритетное во внешней энергетической политике в XXI веке1.
Согласно прогнозам, в российских доходах доля Китая увеличится с 2% в 2010 г. до 20% в 2035 г., доля Евросоюза уменьшится с 61% до 48%2. Уже сегодня из-за снижения объема импорта и диверсификации энергопоставок в ЕС Россия активно сотрудничает со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, проводя на постоянной основе переговоры, строя трубопроводы и нефтеперерабатывающие заводы.
На восточном направлении основными целями внешней энергетической политики России являются получение выгоды от экспорта энергоресурсов, развитие проектов для привлечения инвестиций и технологий стран АТР, развитие новых форм энергетического сотрудничества на данном направлении, укрепление политического влияния на страны региона.
Основными проблемами развития энергетики на Востоке России остаются высокие по сравнению с другими регионами затраты на разработку месторождений; недостаточное количество геологоразведочных работ; неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры; нерешенность вопросов с транзитом ресурсов и ценами на них; дефицит инвестиций, связанный с рисками в реализации проектов и недостаточностью государственных стимулирующих мер.
Приоритетами в энергетике востока России являются геологоразведочные работы и освоение нефтегазовых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, шельфах; освоение новых месторождений угля Сибири и Дальнего Востока; создание нефтегазохимических и газоперерабатывающих
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.» // URL: http://www. federalenergy.ru/ articles/law/62403/.
2 Доклад Международного энергетического агентства — World Energy Outlook, 2011 // URL: http:// www.worldenergyoutlook.org/docs/weo2011/homepage/WEO2011_Press_Launch_London.pdf.
предприятий в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке; строительство НПЗ; создание необходимой транспортно-энергетической инфраструктуры; завершение строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан»; расширение участия российских компаний в проведении геологоразведочных работ и освоении месторождений; сооружение системы газопроводов «Сибирь — Дальний Восток — АТР».
В ближайшие десятилетия самым перспективным рынком будет оставаться быстро развивающийся Китай, который стремится закупать значительные объемы российской нефти и газа. Энергетическое сотрудничество с Китаем обусловлено масштабными инвестициями России в восточные проекты, рисками, связанными с ценами на энергоресурсы, а также высоким уровнем конкуренции на рынке сжиженного природного газа.
В Китае ожидается значительный рост потребления газа в связи с растущей производительностью труда и намерением решить экологические проблемы страны от потребления угля. Развитие газификации востока России направлено на прокладывание газопроводов в Китай, где важно занять прочное место3. Так, приоритетным является западный проект — газопровод «Алтай», другой — восточный проект газопровода с Дальнего Востока и Восточной Сибири. Однако стороны не могут согласовать цены на газ, а также не решен вопрос об обмене активами в газовой отрасли.
Кроме того, Россия сотрудничает с КНР в сфере поставок сжиженного природного газа, с каждым годом увеличивая объемы: в 2010 г. в Китай было направлено шесть партий СПГ, в 2011 г. — уже девять.
Россия готова увеличить поставки своего угля в Азию. Основными импортерами являются Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань. В Китае 3/4 электроэнергии производят электростанции, работающие на угле. Россия намерена увеличить экспорт угля в страны АТР до 60 млн т.
На Дальнем Востоке развивается строительство электростанций и электрических сетей с целью связать разрозненную энергосистему региона, а также обеспечить экспорт электроэнергии в Китай.
Китай интенсивно наращивает усилия по добыче собственного газа, разрабатывает месторождения нетрадиционного газа (есть запасы угольного метана, сланцевого газа). По данным статистического агентства при Министерстве энергетике США (Energy Information Administration), запасы сланцевого газа в Китае составляют 36,7 трлн м3., что в 12 раз превышает запасы традиционного газа4. Однако возможности его добычи в стране еще не изучены полностью. В 2011 г. КНР провела эксперимент с бурением скважины, который занял 11 месяцев и особых результатов не дал.
Перспективным направлением является российско-китайское сотрудничество в атомной энергетике. Кроме реализующихся в настоящий момент проектов, подписаны документы, предусматривающие строительство 3-го и 4-го
3 Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона // URL: http://www. bestpravo.ru/rossijskoje/rx-normy/r9n. htm.
4 Тимахов В., Жизнин М. Альтернативная революция // Независимая газета, приложение «НГ-энер-гия». 2011. № 9. С. 12.
блоков Тяньваньской АЭС, а также планируется сотрудничество в области сооружения плавучих атомных электростанций.
Вопросом на пути развития российско-китайских отношений может быть нарастающая экспансия КНР в Каспийском и Центрально-Азиатском регионах, что способствует ослаблению позиций российских компаний в этих странах.
КНР избегает зависимости от одного поставщика и, стремясь обеспечить энергетическую безопасность своей экономики, диверсифицирует, в частности, поставки газа (газопроводы из Туркменистана в Китай и из Мьянмы в Китай, поставки СПГ из Австралии).
Китай, расширяя свое присутствие на международных энергетических рынках, активно борется за нефтегазовые ресурсы Южно-Китайского моря. Территориальный конфликт между Филиппинами и КНР вышел на международный уровень. Государства Юго-Восточной Азии Вьетнам и Филиппины не признают притязаний Китая. Их поддерживают США, которые наращивают свой контингент в этом регионе. Это геополитически важный регион, маршрут транзита нефти из стран Ближнего Востока в Китай, Японию, Корею и на тихоокеанское побережье Америки. В свою очередь, Россия, ранее почти не сотрудничавшая со странами региона, сегодня стремится наращивать взаимодействие, прежде всего в энергетической сфере. Так, Россия заключила с Вьетнамом соглашение о совместном освоении шельфа Вьетнама, в 2011 г. отправила первую партию СПГ в Таиланд. Китайская сторона выразила недовольство в связи с участием в освоении вьетнамских месторождений стран, не имеющих отношения к Южно-Китайскому морю.
России важно продолжать укреплять сотрудничество со странами региона, при этом конструктивно выстраивая отношения с Китаем. При этом приход российских компаний на шельф Южно-Китайского моря может дать дополнительные бонусы при решении спорных вопросов в отношениях с Китаем.
Несмотря на ряд проблем в энергетическом сотрудничестве России и КНР, следует отметить общий благоприятный вектор развития отношений, что связано, в частности, с совпадением позиций России и Китая по многим внешнеполитическим стратегическим вопросам. Например, обе страны заблокировали резолюцию против Сирии в Совете Безопасности ООН; Россия и Китай выступают за мирное решение вопроса вокруг ядерной программы Ирана, предлагая постепенную отмену санкций в обмен на всестороннее сотрудничество Ирана с МАГАТЭ.
Кроме того, поставки энергетических ресурсов напрямую из России в КНР обеспечивают стабильную геополитическую обстановку, что позволяет обеспечить бесперебойность поставок, избегать зависимости от транзитных стран и снижать затраты на обеспечение безопасности маршрутов.
Перспективными проектами двусторонних энергетических отношений являются создание совместных предприятий в нефтегазовой отрасли и разработка новых месторождений, сотрудничество в сфере энергетических технологий и оборудования, в атомной энергетике. Необходимо также развивать российско-китайский энергетический диалог, в частности устраивать различные площадки для обмена мнениями по энергетическим проблемам, форумы на государственно-частном и экспертном уровнях.
Россия сотрудничает по ряду проектов в энергетической сфере с Японией, которая занимая первое место в мире по импорту СПГ. Перспективными являются проекты по расширению мощности газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», строительство газопровода «Чаянда — Хабаровск — Владивосток», реализация заключенного соглашения по совместному исследованию использования, транспортировки и реализации природного газа из Владивостока в страны АТР, строительство завода СПГ во Владивостоке.
Кроме того, после завершения в 2012 г. ратификации Межправительственного соглашения о мирном использовании атомной энергии между Россией и Японией становятся возможными ряд проектов, в частности по обогащению японского урана на российских заводах. Также активно ведутся переговоры с китайскими и японскими компаниями по разработке месторождений на востоке России.
Взаимодействие России и Республики Корея в энергетической сфере основано на развитии энергоэффективных технологий, модернизации электросетевой системы России, использовании возобновляемых источников энергии и строительстве АЭС в третьих странах. В частности, стратегически важным является проект поставок российского газа через КНДР в Южную Корею.
Таким образом, в ближайшие десятилетия Россия, активно сотрудничая в сфере энергетики со странами СНГ и ЕС, диверсифицирует свои энергетические потоки в Азиатско-Тихоокеанский регион, где основными партнерами являются Китай, Япония, Республика Корея и др. Присутствие в этом регионе способствует экономическому росту России, а также укреплению ее геополитических позиций.
Повышению статуса России в качестве мирового энергетического лидера будет способствовать развитие нефтяной, газовой, угольной промышленности и электроэнергетики на востоке страны, усиление позиций на энергетических рынках АТР, участие в развитии и эксплуатации объектов энергетической инфраструктуры в государствах региона.