УДК 796.5
К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ И СОДЕРЖАНИИ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА
© О.Ю. Тарасова
В статье проводится глубокий анализ теоретико-методологических подходов к исследованию содержания и характеристик туристского бизнеса, в результате которого уточнены структурные составляющие и функции туристского бизнеса, предложено авторское определение туристского бизнеса.
Ключевые слова: туристский бизнес, предпринимательство, экономическая сущность, экономические характеристики.
В настоящее время в России одним из приоритетных направлений социально-экономического развития признан туризм.
Россия как туристская страна, несмотря на свой высокий потенциал, занимает весьма незначительную долю мирового туристского рынка. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1 % мирового туристского потока [1]. Это является весьма низким показателем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах с традиционно высокой туристской посещаемостью.
При этом особенностью социальноэкономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.
Мировой опыт развития экономических отношений показывает, что предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной экономики, без которого невозможно гармоничное социально-экономическое развитие стран и составляющих их территорий. Бизнес является одним из факторов, определяющих темпы экономического роста и качество валового внутреннего продукта, он же - важнейшая часть рыночной инфраструктуры.
Выход на высокий уровень развития предпринимательства - необходимая составляющая современной модели рыночного хозяйствования, одно из важнейших звеньев процесса экономических преобразований в целом. В связи с этим развитие туризма как перспективной отрасли народного хозяйства
России невозможно без включения в названный процесс туристского бизнеса.
В научной литературе фактически отсутствуют дефиниции, отражающие содержание категории «туристский бизнес». Кроме того, «туристский бизнес» либо связывается с понятием «туристская деятельность», либо оба понятия употребляются как взаимозаменяемые. На наш взгляд, эти понятия хоть и взаимосвязаны, но не тождественны.
Основываясь на разделяемом нами мнении В. В. Генералова и М. В. Лычагина, что при проведении научного исследования общенаучные понятия «термин», «категория» обладают высокой степенью важности [2], представляется, что, прежде всего, для проведения исследований по проблеме развития туристского бизнеса необходимо определить содержание объекта, подлежащего предполагаемому развитию.
Обращение к энциклопедическим словарям дает следующий результат:
«термин - происходит от латинского terminus, что дословно означает «предел, граница». В своем основном значении под «термином» понимается «слово или сочетание слов», употребляемое с оттенком специального научного значения» [3];
«категория - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания» [3, с. 557].
В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 132-ФЗ) понятие «туристская деятельность» трактуется как «туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий».
Следует отметить, что, несмотря на законодательное закрепление понятия «туристская деятельность», в современной научной и методической литературе встречаются определения, достаточно сильно отличающиеся от определения, данного в Законе № 132-ФЗ.
Иллюстративно, в дефиниции В.С. Боголюбова и В.П. Орловской «туристская деятельность - это сфера экономической деятельности, направленная непосредственно на предоставление услуг людям, которые желают путешествовать. Туристы выступают как потребители разнообразных товаров и услуг» [4].
Очевидно, что наполняемость этих двух определений обнаруживает их не только различное, но и принципиально несопоставимое содержание. Вместе с тем, считая нецелесообразным дополнять и тем самым выходить за уже сформированные нормативные рамки, унифицирующие понятие туристкой деятельности в правовом аспекте, основываясь на функции закона как важнейшего рычага государственного регулирования социальных и экономических отношений в условиях рынка, в дальнейшем исследовании мы будем придерживаться законодательного определения.
Таким образом, туристская деятельность как деятельность по организации путешествий может выступать только одной из составляющих туристского бизнеса, содержание которого представляется гораздо более широким. Однако, по состоянию на текущий момент, ни один из действующих классификаторов не располагает исчерпывающим перечнем видов деятельности в сфере туризма. Попытки конкретизировать содержание понятия индустрии туризма и описать ее отраслевую структуру сталкиваются с определенными трудностями, возникающими прежде всего из того, что индустрия туризма тесно взаимосвязана с другими отраслями экономики. Нам представляется достаточно сложным выделить туристскую составляющую и провести четкие границы индустрии туризма, и в дальнейшем мы будем придерживаться точки зрения, что сфера туризма может быть описана как инфраструктурная модель, в которой, в зависимости от тесноты связи с тем или иным видом деятельности, могут быть выделены различные группы хозяйствующих субъектов.
Например, А.Ю. Александрова выделяет две такие группы - специализирующиеся непосредственно на оказании услуг туристам (гостиницы, туристические агентства и т. д.) и предприятия жизнеобеспечения туристов (транспортные, торговые, предприятия связи и т. д.) [5]. Следует заметить, что именно вторая группа является необходимым условием организации деятельности, при этом не являясь исключительным объектом туризма.
Сходная структура туристского (рекреационного) хозяйства была разработана в отечественной научной литературе еще в 19701980-х гг. - В.И. Азар, Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов в своих исследованиях исходили из факта существования рекреационной отрасли, в рамках которой реализуется комплекс последовательных технологических операций, где составляющие отрасль хозяйственные единицы рассматривались в зависимости от тесноты связи с рекреационной деятельностью [6, 7].
Исключая взаимозаменяемость понятий «туристская деятельность» и «туристский бизнес», становится очевидной необходимость формирования определения последнего.
Решение задачи формирования синтетического определения туристского бизнеса невозможно без использования методов логики, и в данном контексте вполне уместно процитировать профессора философии
А.Л. Никифорова: «Определение есть логическая операция, раскрывающая содержание понятия и позволяющая отличать отображаемые им предметы от других, сходных с ними предметов. <...> В определении выделяют два основных элемента: определяемое понятие (^йшеМиш) - то понятие, содержание которого нам неизвестно, и определяющее понятие или набор понятий (&йшеп8): содержание которого мы знаем» [8].
Обращение к использованию термина «бизнес» показывает, что в большинстве встречаемых источников «бизнес» и «предпринимательство» трактуются как синонимы.
В научной литературе существует великое множество определений предпринимательства, подробное рассмотрение которых могло бы стать темой отдельного исследования, посвященного эволюционной трансформации этой дефиниции. Однако при этом мы можем выделить две основные методики, лежащие в основе формирования определе-
ний: первый подход основан на восполнении пробелов в аргументации предыдущих дефиниций, позволяющий сформировать новую дефиницию на базе уточнения и дополнения предыдущих; второй подход основан на объединении и значимости различных характеристик.
Большинство ученых и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не только прибыль, но и непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.
Так, в определении П. Друкера: «...То, что фирма думает о своей продукции, не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность, -вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех» [9].
В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.
В этой связи предпринимательство более правильно определять в синтетической связи с процессом непрерывного поиска изменений в потребностях, спросом конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворением этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на инновации, обладающие максимальным коэффициентом производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.
Следующим образом трактуется понятие «предпринимательство» в Экономической энциклопедии: «Предпринимательство (фр. ЕПегр18е) - инициативная самостоятельная деятельность граждан, физических или юридических лиц, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юри-
дического лица. Предпринимательство предполагает имущественную ответственность в пределах определяемых организационноправовой формой предприятия (государственное, ОАО, ЗАО, товарищество, производственный кооператив, муниципальное предприятие, индивидуальное частное и другие)» [10].
Также в научной литературе периодически встречаются попытки терминологического разграничения понятий «предпринимательство» и «бизнес».
Иллюстративно, согласно мнению Г.Л. Багиева, А.Н. Асаула: «Предпринимательство - это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес - это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей» [11].
Абсолютно разделить подобную точку зрения невозможно, поскольку при организации любого экономического вида деятельности без включения инициативных или (и) инновационных процессов бизнес обречен на упадок, что априори не соответствует перспективным целям (максимизации прибыли) ведения бизнеса.
Согласно Энциклопедическому словарю экономики и права, «Бизнес - (англ. business -дело, предпринимательство) - инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Б. в небольших масштабах на малых фирмах называют малым» [12].
Таким образом, в самом общем виде туристский бизнес может быть представлен как предпринимательская деятельность в сфере туризма.
Финансовый словарь определяет бизнес несколько шире, как
«- дело, занятие, предпринимательство, экономическая деятельность, направленная на достижение определенных результатов (получение прибыли);
- сделки, торговые операции;
- деловая жизнь, деловые круги, экономическая деятельность вообще в отличие от других сфер жизнедеятельности (культуры, политики, образования и т. д.);
- компания, предприятие, экономический субъект. Термин, обозначающий учреждение, специализирующееся в той или иной области предпринимательства» [13].
С точки зрения В.С. Боголюбова и
В.П. Орловской, «Туристский бизнес предполагает сложную систему отношений между поставщиками и потребителями соответствующих услуг, между турфирмами и их конкурентами, а также между партнерами по бизнесу. Деятельность турфирмы на рынке включает: выбор рыночной ниши; разработку туристского продукта; определение объема оказываемых услуг; совершенствование ценообразований; расширение рекламной деятельности; научных исследований; привлечение инвестиций; взаимодействие с другими компаниями; взаимоотношения с государственными органами» [4].
Отчасти соглашаясь с содержанием рассмотренных выше понятий непосредственно бизнеса, представляется, что структурные характеристики туристского бизнеса должны быть представлены не только его субъектами и направлениями, но и рынком обращения туристского продукта (международный, национальный, межрегиональный, региональный, местный), что могло бы придать его определению универсальный характер, обеспечивая возможность дифференциации различных групп субъектов туристского бизнеса для целей государственной поддержки в корреляции с текущими и перспективными задачами социально-экономического развития страны и регионов.
Важнейшим субъектом рынка туристского бизнеса является потребитель, следовательно, именно его потребности в досуге выступают определяющим вектором форми-
рования как туристского продукта, так и структуры туристского бизнеса.
Исследование структуры туристского бизнеса дает представление об основных отечественных и зарубежных тенденциях развития туризма, позволяет определить конкурентоспособность и потенциал развития туристского бизнеса, его инфраструктуры, технологий; выработать стратегическое направление государственной поддержки развития туристского бизнеса в том или ином субъекте федерации, сегмента, конкретного предприятия туристского бизнеса.
Следует отметить, что структурирование содержания туристского бизнеса для определения приоритетных видов его развития в национальном хозяйстве России и государственной поддержки в условиях экономической нестабильности не может ограничиваться исключительно рамками общей классификации видов предпринимательской деятельности, поскольку ее специфика в туризме заключается в том, что субъекты туристского бизнеса могут и на практике довольно часто формируют единый комплекс предлагаемых товаров, продуктов и услуг, в рамках которого осуществляются их производство, продвижение, сопровождение (в т. ч. финансовое, консультационное и т. д.).
Исходя из различных видовых признаков, структура туристского бизнеса может быть представлена следующими элементами (табл. 1).
В этом контексте представляется целесообразным раскрыть сущность и содержание категории «туристский бизнес» с позиции сферы предпринимательства, каковой является туристская индустрия.
Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую индустрию как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средства транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков».
Таблица 1
Структура туристского бизнеса
Признак в основе структурирования Элементы структуры Наличие специфики по сравнению с другими видами бизнеса
масштаб малый средний крупный нет
организационно-правовые формы ИП, ООО, ОАО, ЗАО нет
сфера деятельности производственный коммерческий финансовый консультативный практически не встречается дискретность структурных элементов
рынок обращения международный национальный локальный невозможность существования производственного элемента в отрыве от территории в силу нетранс-портабельности турпродукта
вовлеченность в создание и (или) доведение до потребителя туристского продукта прямой косвенный (инфраструктурный) высокая зависимость и интегрированность с другими отраслями народного хозяйства
Таблица 2
Функции туристского бизнеса
Группа функций туристского бизнеса Состав группы функций
Социально-экономические функции Перераспределительная функция
Воспроизводственная функция
Организационно-хозяйственная функция
Контрольная функция
Мультипликативная функция
Экологическая функция
Социально-культурные функции Познавательно-информационная функция
Образовательно-развивающая функция
Гуманитарная функция
Идеологическая функция
Коммуникативная функция
В научной литературе описание составляющих компонентов туристской индустрии базируется преимущественно на подходе, отражающем последовательность потребления туристского продукта [5-6]. Вместе с тем с концептуальных позиций предпринимательства значение имеет не только технологическая цепочка последовательной реализации туристского продукта, но и степень реализации потребностей туриста. При этом чем больше потребностей реализовывается, тем больше элементов туристской индустрии, а следовательно, и видов туристского бизнеса задействуется.
Согласно теории мотивации А. Маслоу (в последствии уточненной Г. Мурреем), все потребности делятся на несколько групп, которые располагаются в виде строгой иерархической структуры, графически изображаемые в форме треугольника. Подобная графи-
ческая конструкция не случайна, поскольку потребности более высокого уровня, по сравнению с предыдущим, имеет меньшее число людей. По мнению А. Маслоу, пока не будут удовлетворены (хотя и не обязательно полностью) потребности низшего уровня (первичные потребности), потребности высшего уровня (вторичные потребности) либо бездействуют, либо действуют недостаточно сильно [14].
Кроме того, как экономическая категория туристский бизнес обладает отличительными признаками, собственной формой и направлением движения, т. е. своими функциями. Следовательно, менеджмент туристского бизнеса призван обеспечить реализацию функций как непосредственно самого туристского досуга, так и специализированных социально-экономических функций туризма в целом.
Применение системно-интеграционного подхода позволяет разработать уточненный состав и группировку функций туристского бизнеса на основе разделения по социальноэкономическому или социально-культурному признаку (табл. 2).
Наибольшего внимания заслуживает возможность реализации в процессе предпринимательской деятельности в туризме группы социально-экономических функций, содержание которых может быть описано следующим образом.
Перераспределительная функция туристского бизнеса заключается в том, что в процессе воздействия на направление туристских потоков, вместе с ними перераспределяются денежные средства из постоянного места пребывания туристов на территорию туристской дестинации; а также в пополнении государственных и муниципальных бюджетов локализации субъектов туристского бизнеса.
Задача воспроизводственной функции заключается в обслуживании подготовки производительных сил общества, в то время как рекреация обеспечивает восстановление этих сил.
Выполнение организационно-хозяйст-
венной функции способствует повышению конкурентоспособности туристских товаров и услуг на внутрирегиональном, национальном и мировом рынках.
Контрольная функция обеспечивает возможность количественного отображения перераспределения денежных средств и их сопоставления с потребностями территорий.
Мультипликативная функция связана с мультипликативным воздействием туризма, обусловливающего развитие смежных секторов экономики.
Экологическая функция определяется характером и спецификой туристского бизнеса, существование ряда элементов которого невозможно в экологически неблагоприятных районах.
На наш взгляд, пристального внимания заслуживает возможность реализации в процессе предпринимательской деятельности в туризме социально-экономической функции, задача которой - в обслуживании подготовки производительных сил общества, в то время как рекреация обеспечивает восстановление этих сил.
Таким образом, мы можем предложить следующее определение: туристский бизнес -это особая форма предпринимательской деятельности, направленная на извлечение прибыли за счет удовлетворения потребности населения в досуге, создающего необходимое условие для повышения качества жизни и здоровья человека, приводящего к росту хозяйствующего потенциала государства.
1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. М., 2008.
2. Генералов В.В., Лычагин М.В. Предпринимательство: проблемы и методы систематизации знаний / отв. ред. Г.М. Мкртчян. Новосибирск, 2004.
3. Энциклопедический словарь. М., 1999. С. 1316.
4. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. М., 2005.
5. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. М., 2002.
6. Азар В.И. Экономика и организация туризма: Методологические вопросы. М.,1972.
7. Мироненко Н.С., Пирожник И.И., Твердохле-бов И. Т. Теоретические основы рекреационного районирования // Теоретические проблемы рекреационной географии. М., 1989.
8. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематизированное изложение этого предмета профессором философии. М., 1995.
С. 42.
9. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.
10. Экономическая энциклопедия / под ред. Л.И. Абалкина.. М., 1999. С. 597.
11. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности / под общ. ред. Г. Л. Багиева. СПб., 2001.
12. Энциклопедический словарь экономики и права. М., 1998.
13. Финансовый словарь. М., 1999.
14. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство / пер. с англ. М., 2002.
Поступила в редакцию 6.09.2009 г.
Tarasova O.Yu. To the question on economic characteristics and the maintenance of tourist business. In article the deep analysis of theoretical and methodological approaches to the research of maintenance and characteristics of tourist business as result of which structural components and functions of tourist business are specified is spent, author's definition of tourist business is offered.
Key words: tourist business; business; economic essence; economic characteristics.