Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология / искусственный интеллект / социокультурная среда / мораль / technology / artificial intelligence / sociocultural environment / morality

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — А И. Виноградова

Эффективное внедрение искусственного интеллекта в производственные, бизнес-процессы, создание комфортной среды взаимодействия технологии с человеком возможно только с учетом морально-этических, гуманистических аспектов социокультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE EFFECTIVENESS OF THE ARTIFICIAL INTELLIGENCE IMPLEMENTATION IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT

The effective implementation of artificial intelligence in production and business processes, the creation of a comfortable environment for the interaction of technology with a person is possible only taking into account the moral, ethical, humanistic aspects of the socio-cultural environment.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

УДК 316.61

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ

А.И. Виноградова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Эффективное внедрение искусственного интеллекта в производственные, бизнес-процессы, создание комфортной среды взаимодействия технологии с человеком возможно только с учетом морально-этических, гуманистических аспектов социокультурной среды.

Ключевые слова: технология, искусственный интеллект, социокультурная среда, мораль.

ON THE QUESTION OF THE EFFECTIVENESS OF THE ARTIFICIAL INTELLIGENCE IMPLEMENTATION IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT

A.I. Vinogradova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]

The effective implementation of artificial intelligence in production and business processes, the creation of a comfortable environment for the interaction of technology with a person is possible only taking into account the moral, ethical, humanistic aspects of the socio-cultural environment.

Key words: technology, artificial intelligence, sociocultural environment, morality.

Проблема создания искусственного интеллекта, или «мира мыслей», воплощённых в техническое устройство, возникла еще в прошлом веке, но успехи в области компьютерной технологии поставили перед современными исследователями вопрос о «здравом смысле» машинного мышления [1]. Если технический вопрос решается однозначно, то с моральной стороной вопроса могут возникнуть куда большие трудности. Абстрактный искусственный интеллект (AI) - это технология, которая создана для поддержки принятия решений. Эта технология широко применяется при анализе финансовой, инженерной и управленческой информации. При этом необходимость обработки данных и право на неприкосновенность частной жизни создают ситуацию морального ограничения и серьезного напряжения в обществе. Поэтому вопрос выбора обстоятельств, при которых ИИ будет работать самостоятельно, а при каких под жестким контролем человека требует разработанных критериев оценки применимости технологии искусственного интеллекта.

Как предполагается, объекты ИИ все больше будут вторгаться в социальное пространство, перестраивать систему социальных связей и эта перестройка затронет все области деятельности человека. Интернет стал всепроникающей технологией, которая касается каждого аспекта нашей культуры [2]. Регулирующее измерение должно быть решающим, потому что моральные требования могут даже ограничивать технологическое развитие, следовательно, предварительная фиксация социально сложных проблем необходима. Решение проблем искусственного интеллекта потребовало от учёных сформулировать

Секция «Фундаментальные; и прикладные проблемы гуманитарных наук»

совершенно новый взгляд на интеллект. Основной принцип решения проблем ИИ они видели в том, что, моделируя искусственный разум, нужно учитывать, что устройство будет само обучаться при взаимодействии с внешним миром, при этом это машина с памятью, системой команд и программой, которые закладываются извне и предопределяют действия машины [1].

Уже сейчас есть множество систем моделирующих поведение человека, например, в разговоре. В 2015 году робот впервые выиграл тест Тьюринга, когда пять из десяти человек посчитали, что переписываются с человеком, а не с машиной. Робот-преподаватель Джилл Уотсон, работающая на базе IBM Watson, около пяти месяцев 2016 г. помогала студентам Технологического института Джорджии в работе над проектами по дизайну программ, но никто из студентов, обсуждая работы с преподавателем, за все это время ничего не заподозрил [3]. Искусственный интеллект может удовлетворить потребности в общении и внимании, например, «Алиса», Google Assistant, Siri, Alexa, СоЛапа — далеко не полный перечень голосовых помощников, которые собирают анонимный набор данных о пользователе и вполне могут соперничать с реальным собеседником. Таким образом, искусственный интеллект, создавая технологическую зависимость сможет управлять человеческим разумом создавая желание делать то, что человек делать на самом деле не хотел бы, например, вызывать несчастные случаи, вторгаться в частное пространство и др. особенно в критических ситуациях, когда «машина» должна определить, действовать ли ей в пользу владельца (или пользователя) или в пользу других. Здесь проблемой гуманности становится научить искусственный интеллект мыслить позитивно в человеческом понимании. [4].

Что касается регулирования справедливости, возможности интерпретации, надежности и безопасности, управления, системной этики, то большинство руководителей прекрасно понимают, что искусственному интеллекту (ИИ) под силу изменить почти все аспекты ведения бизнеса. Необходимо выстроить систему подотчетности по каждой области, и в рамках центра компетенций по ИИ. Все больше компаний следят за ответственным использованием ИИ с помощью советов по вопросам этики или директоров по этике в технологиях, в зону ответственности которых входит и ИИ. Кроме этого может понадобиться разработать должностные роли, которые предусматривают сочетание технических знаний и умения разбираться в нормативно-правовых, этических и репутационных вопросах. Решение проблем ИИ возможно только при совместной работе создателей технологий ИИ, правительства, бизнеса и социума.

Библиографические ссылки

1. Сергеев В. А. Искусственный интеллект - это ещё и экспериментальная философия // Знание - сила; Москва, 1989, №6 (744). С. 46-53.

2. Маркофф Джон Homo Roboticus? Люди и машины в поисках взаимопонимания. М.: Альпина нон-фикшн, 2016. 406 с.

3. Melissa Korn Imagine discovering that your teaching assistant really is a robot // The Wall Street journal [Электронный ресурс]. URL: https://www.wsj.com/articles/if-your-teacher-sounds-like-a-robot-you-might-be-on-to-something-1462546621 (дата обращения 25.03.2021)

4. Matjaz Perc, Mahmut Ozer & Janja Hojnik Social and juristic challenges of artificial intelligence // Humanities and social sciences communications [Электронный ресурс]. URL: https://www.nature.com/articles/s41599-019-0278-x (дата обращения 25.03.2021)

© Виноградова А.И., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.