РАЗДЕЛ II
ГОСУДАРСТВО
Научная статья УДК351.711; 347.214.2 EDN KTOAYC
DOI 10.24412/2224-9125-2024-347-47-50
https://state-law-journal.ru https://elibrary.ru/ktoayc Принята к публикации: 15.10.2024
Файсулла Сафиулович КАМАЛОВ - юрисконсульт Института языка и культуры сибирских татар
Россия, г. Тюмень; e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ
АННОТАЦИЯ
Данная статья исследует проблемы управления муниципальной недвижимостью (МН) в России и предлагает пути повышения ее эффективности с помощью цифровизации. Автор анализирует связь между состоянием МН и качеством жизни населения, подчеркивая актуальность создания полного реестра объектов недвижимости. Рассматриваются преимущества внедрения электронных платформ для прозрачности сделок и BIM-технологий для оптимизации эксплуатации. Ключевым направлением предлагается создание интегрированной системы учета МН на основе единой базы данных, используя как отечественный опыт, так и лучшие международные практики. Автор аргументирует необходимость цифровизации для ускорения социально-экономического развития муниципальных образований и укрепления роли местного самоуправления в рыночной экономике.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, муниципальное управление, муниципальная недвижимость, эффективность управления.
Faysulla Safiulovich KAMALOV - Legal Adviser at the Institute of Language and Culture of the Siberian Tatars
Russia, Tyumen; e-mail: [email protected]
ON THE ISSUE OF THE EFFICIENCY OF MUNICIPAL REAL ESTATE MANAGEMENT
ANNOTATION
This article explores the problems of municipal real estate management in Russia and suggests ways to improve efficiency through digitalization. The author analyzes the relationship between the state of MN and the quality of life of the population, emphasizing the relevance of creating a complete register of real estate objects. The advantages of introducing electronic platforms for transparency of transactions and BIM technologies for optimizing operation are considered. The key direction is the creation of an integrated MN accounting system based on a single database, using both domestic experience and international best practices. The author argues for the need for digitalization to accelerate the socio-economic development of municipalities and strengthen the role of local government in a market economy.
Keywords: local government bodies, municipal management, municipal real estate, management efficiency.
Ссылка для цитирования: Камалов Ф. С. К вопросу об эффективности управления муниципальной недвижимостью // Общество и государство. — 2024. — № 3 (47). — С. 47—50.
Состояние муниципальной недвижимости (далее — МН) и уровень эффективности ее управлением в значительной мере влияют на благосостояние и уровень качества жизни населения муниципального образования, его персональную защищенность и другие общественные блага. МН охватывает значительное число объектов муниципальной собственно-
сти, расположенных на всей территории муниципального образования (далее - МО).
Президент России В. В. Путин, выступая на совещании, посвященном системе управления государственным имуществом, отметил, что в ближайшее время необходимо создать реестр объектов недвижимости в России, так как бюджет не только
недополучает доходов от имущества, но и не в полной мере знает, чем владеет государство [1].
В период реформирования местного самоуправления требуется дополнительное рассмотрение таких вопросов института муниципальной собственности, как цифровизация процессов управления МН.
Внедрение электронных платформ для регистрации прав и сделок, а также для проведения аукционов по аренде или продаже муниципального имущества, может значительно повысить прозрачность и сократить временные затраты на оформление необходимой документации [2].
Цифровое управление МН объединяет различные виды учета в одной информационной системе для эффективного и детализированного управления активами. Проникновение цифровых технологий во все аспекты жизни обуславливает формирование новой экономической реальности, трансформируя потребительские практики и объединяя традиционные подходы с инновациями на всех этапах жизненного цикла строительных объектов. Развитие «умных городов» с анализом модернизации городской инфраструктуры становится приоритетом, подчеркивая значимость цифровой экономики в полном переосмыслении хозяйственных связей и бизнес-моделей. В России активно строится инфраструктура информационно-коммуникационных технологий (далее также ИКТ), поддерживая быстрое развитие цифровизации [3].
Особо важным является вопрос применения технологий информационного моделирования (далее также В1М-технологий) для оптимизации затрат и повышения эффективности в эксплуатационной фазе объектов капитального строительства, позволяя достичь существенного экономического эффекта. Этапы развития цифровизации в г. Москве, включая первичную автоматизацию, информатизацию и работу с большими данными, отражают тенденции глобальных изменений, позиционируя город на переднем крае развития «умных городов» и поддерживая амбициозные проекты, такие как «Умный город — 2030».
Следующим важным этапом повышения эффективности управления МН является внедрение интегрированных систем учета недвижимости. Создание единой базы данных о МН, которая будет включать сведения о статусе, технических характеристиках и истории использования объектов, способствует повышению эффективности управления активами и облегчает процесс принятия управленческих решений.
Основой для создания единой системы регистрации прав и кадастрового учета в России служит многолетний национальный опыт в этих сферах и международные практики, демонстрирующие успехи институционального объединения и внедрения инновационных информационных технологий для снижения издержек.
Целью такой системы является упрощение процессов, связанных с недвижимостью, через интеграцию государственных информационных систем (далее — ГИС) и стандартизацию процедур, применяя ИКТ для повышения бюджетной эффективности в этой сфере.
Эти направления предназначены для создания условий более гибкого и эффективного управления объектами МН, ускорения их вклада в социально- экономическое развитие территорий.
Социально-экономические преобразования в стране усилили важность МО в жизни общества, выделяя их роль в поддержке экономического роста и эффективном управлении. Это подчеркивает потребность в создании сильной системы местного самоуправления (далее — МСУ) для разработки и применения экономических стратегий на местном уровне в условиях рыночной экономики.
Экономическая политика МСУ охватывает ряд регулирующих мер, направленных на рост экономического потенциала и повышение качества жизни населения через эффективное использование ресурсов территории.
Для успеха муниципалитетам необходимо принимать системный подход в инвестиционной политике, объединяющий стратегическое планирование и сов-
Схема 1. Направления экономической политики МО
РАЗДЕЛ II • ГОСУДАРСТВО
ременные рыночные инструменты, адаптированные к специфике и потребностям региона (См. схему 1).
Системный подход в инвестиционной политике муниципалитета требует создания концепции социально-экономического развития с определением стратегических и тактических приоритетов, а также разработки механизма и инструментов для стимуляции инвестиций для достижения этих целей. Инвестиционная политика означает деятельность органов МСУ по привлечению и использованию инвестиций для социально-экономического развития (далее также СЭР) и повышения уровня качества жизни населения МО. Инвестиционная стратегия объединяет цели и задачи этой политики.
Для стимулирования экономического роста и решения социальных вопросов, МО разрабатывает концепцию инвестиционной политики, учитывая ресурсы и возможности, определенные в официальном документе. Это дает направление для активизации инвестиций в конкурентоспособные производства и улучшения социальной среды.
Концептуальный подход в инвестиционной деятельности МО может иметь форму муниципальной инвестиционной программы, которая включает следующие обязательные элементы:
— изучение состояния инвестиционного климата в муниципалитете (возможность получения налоговых льгот или других экономических преференций);
— наличие подготовленной инфраструктуры для строительства капитальных объектов и кадровая обеспеченность;
— проработанность вопроса востребованности инвестиционного проекта.
Основы инвестиционной деятельности муниципалитетов определены устойчивыми и долгосрочными принципами, изменяющимися только при значительных социально-экономических сдвигах.
Эти принципы помогают формировать политику, учитывающую текущие цели и вероятные измене- ния, способствующую сбалансированному развитию и минимизации экономических и социальных затрат.
При формировании и реализации инвестиционной политики, местные органы власти должны придерживаться ключевых принципов и требований. К ним относится социально-ориентированный выбор объектов для инвестирования, акцент на социальных и экологических аспектах проектов, учёт интересов местного сообщества, обеспечение равных прав инвесторам, налоговые льготы и иные финансовые преференции.
Внедрение этих принципов усилит вовлеченность общественности в управление развитием муниципалитета и позволит совместными усилиями органов МСУ и институтов гражданского общества повысить эффективность управления инвестициями.
Основой для эффективности такого взаимодействия служит анализ альтернативных подходов к инвестиционной политике, включая создание прогнозных моделей для оценки экономических, социальных и экологических эффектов для сообщества.
Ключом к усилению инвестиционной привлекательности муниципалитета является разработка эффективной инвестиционной политики и освоение орга-
нами МСУ соответствующих методов и инструментов. Управление инвестиционной активностью предполагает как прямое воздействие, через выделение средств из бюджета на конкретные проекты, так и косвенное, посредством создания благоприятных условий для мобилизации инвестиций и развития экономики муниципалитета [6].
Таким образом, актуализация законодательной базы по управлению МН требует комплексного подхода, включающего внедрение механизмов эффективного и прозрачного распределения ресурсов, учет общественного мнения и обеспечение устойчивости местных бюджетов. Только такой подход позволит достичь устойчивого развития территорий и повышения качества жизни населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Послание Президента В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16мая 2003 г. «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» // Президент России : официальный сайт. — URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/36352 (дата обращения: 20.11.2024).
2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ред. от 23.11.2024) // КонсультантПлюс : справочно-право-войсайт. — URL : https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_182661/?ysclid=m4tooxuhwc846784289 (дата обращения: 23.11.2024).
3. Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта: Восточный вектор /А. Р. Безотосова, Д. В. Валитова, Е. Е. Власов [и др.]. — Москва : Альпина ПРО, 2022. — 288 с. — ISBN 978-5-206-00096-2. — EDN CTCSBK.
4. Гришаев, С. П. Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // КонсультантПлюс: справочная правовая система : сайт. — URL : https://www. consultant.ru/law/podborki/kommentarii_k_218/?ysclid= m4tp9leve3379712382 (дата обращения: 29.10.2024).
5. Липчанская, М. А. Правовое обеспечение цифровой трансформации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы / М. А. Липчанская, С. Е. Чаннов //Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2024. — № 64. — С. 239—253. — DOI 10.17072/1995-4190-2024-64-239-253. — EDNHAAWPG.
6. Лобкова, Е. В. Цифровизация муниципалитетов: тренды и ограничения / Е. В. Лобкова, Е. Г. Смолина // Цифровая экономика. — 2023. — № 25(26). — С. 57—67.— DOI 10.34706/DE-2023-05-07. — EDNGVVOVP.
7. Пибаев, И. А. Полномочия главы администрации и представительного органа муниципального образования в механизме приватизации недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства: проблемы взаимодействия / И. А. Пибаев // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2020. — № 12. — С. 64—69. — EDNISYJFA.
8. Пушкина, А. В. Актуальные вопросы защиты прав граждан в сфере недвижимости / А. В. Пушкина, К.А. Лебедь // Конституционное и муниципальное право. —
2022. - № 12. - С. 72-76. - DOI 10.18572/1812-37672022-12- 72- 76. - EDN VIPNVJ.
9. Труфанова, С. А. Анализ применения концепции стоимостного подхода к совершенствованию системы управления муниципальной недвижимостью / С. А. Труфанова //Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2013. - № 3 (138). - С. 91-102. - EDNPXXKHB.
10. Управление и распоряжение муниципальным имуществом : (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое) // КонсультантПлюс: справочная правовая система : сайт. - URL : www.consultant.ru/law/podborki/ upravlenieirasporyazheniemunicipalnymimuschestvo m/?ysclid=m4tqxxghmg255444483.
REFERENCES
1. Putin VV. Poslanie Prezidenta Federatsionnomu Sobraniyu RF ot 16 maya 2003 g. «O polozhenii v strane i osnovnykh napravleniyakh vnutrennei i vneshnei politiki gosudarstva». [Address of the President to the Federal Assembly of the Russian Federation dated May 16, 2003 "On the situation in the country and the main directions of domestic andforeign policy of the state"]. President ofRussia: Official website. Availablefrom: http://www. kremlin.ru/acts/ bank/36352 [Accessed: Nov 20, 2024]. (In Russ.).
2. Federal nyi zakon ot 13.07.2015 № 218-FZ «O gosudarstvennoi registratsii nedvizhimosti». [Federal Law No. 218-FZ of July 13, 2015 "On State Registration of Real Estate"]. ConsultantPlus: Legal information website. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_182661/[Accessed: Nov 23, 2024]. (In Russ.).
3.BezosotovaAR, ValitovaDV, VlasovEE, etal. Globalnyi atlas regulirovaniya iskusstvennogo intellekta: Vostochnyi vektor. [Global AIRegulation Atlas: Eastern Vector]. Moscow: Alpina PRO; 2022. 288p. ISBN978-5-206-00096-2. EDN CTCSBK. (In Russ.).
4. Grishaev SP. Kommentarii k Federalnomu zakonu ot 13.07.2015 N 218-FZ «O gosudarstvennoi registratsii nedvizhimosti». [Commentary on Federal Law No. 218-FZ of July 13, 2015 "On State Registration of Real Estate"]. ConsultantPlus: Legal information system. https://www.
consultant.ru/law/podborki/kommentarii_k_218/. [Accessed: Oct 23, 2024]. (In Russ.).
5. Lipchanskaya MA, Channov SE. Pravovoe obespechenie tsifrovoi transformatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii: problemy i perspektivy. [Legal Support for the Digital Transformation of Local Self-Government in the Russian Federation: Problems and Prospects]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. 2024;(64):239— 253. DOI: 10.17072/1995-4190-2024-64-239-253. EDN HAAWPG. (In Russ.).
6. Lobkova EV, Smolina EG. Tsifrovizatsiya municipalitetov: trendy i ogranicheniya. [Digitalization of Municipalities: Trends and Limitations]. Tsifrovaya ekonomika. 2023;S5(26):57-67. DOI: 10.34706/DE-2023-05-07. EDN GVVOVP. (In Russ.).
7. Piabaev IA. Polnomochia glavy administrativnogo organa i predstavitelnogo organa municipalnogo obrazovaniya v mekhanizme privatizatsii nedvizhiimogo imushchestva, arenduemogo sub"ektami malogo i srednego predprinimatel'stva: problemy vzaimodeistviya. [Powers of the Head of the Administration and the Representative Body of a Municipal Formation in the Privatization Mechanism of Real Estate Leased by Small and Medium-Sized Enterprises: Interaction Problems]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2020;(12):64— 69. EDNISYJFA. (In Russ.).
8. Pushkina AV, Lebed'KA. Aktualnye voprosyzashchity prav grazhdan v sfere nedvizhimosti. [Current Issues of Protecting Citizens' Rights in the Field of Real Estate]. Konstitutsionnoe i municipalnoe pravo. 2022;(12):72—76. DOI: 10.18572/1812-3767-2022-12-72-76. EDN VIPNVJ. (In Russ.).
9. Trufanova SA. Analiz primeneniya kontseptsii stoimostnogo podkhoda k sovershenstvovaniyu sistemy upravleniya municipalnoi nedvizhimostyu. [Analysis of the Application of the Cost Approach Concept to Improve the Municipal Real Estate Management System]. Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii. 2013;3(138):91—102. EDNPXXKHB. (In Russ.).
10. Upravlenie i rasporyazhenie municipalnym imushchestvom. [Management and Disposal of Municipal Property]. ConsultantPlus: Legal information system. Available from: www.consultant.ru/law/podborki/upravlenie_i_ rasporyazhenie municipalnym imuschestvom/. (In Russ.).